- Преподавателю
- Физика
- Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Емельянова Н.Л. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики
Учитель физики МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»
Емельянова Н.Л.
Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.
Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в среднем звене (7-9 классах), учебно-исследовательская деятельность способствует:
-
развитию интереса, расширению и актуализации знаний по физике школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях (с математикой, биологией, химией, географией, историей и другими естественнонаучными предметами);
-
развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
-
созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
-
освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
-
формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
-
обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
-
формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
-
профессиональному самоопределению детей;
-
содержательной организации свободного времени детей;
В связи с этим в основу преподавания предметов физика и математика следует положить методологические подходы, активизирующие исследовательскую работу учащихся. Уже многие годы в педагогической практике развивается целенаправленная работа по созданию системы различных форм и видов деятельности по ознакомлению и приобщению школьников к исследованиям природы.
Учитель способен организовать творческую работу учащихся на уроках, а также проводить в этом направлении специальные исследования. Эта деятельность позволяет указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников и рекомендовать пути решения этой задачи, оправдавшие себя на практике:
-
Применение в учебном процессе методов, способствующих развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности; особая роль в решении этой задачи принадлежит проблемному обучению;
-
Включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности учащихся;
-
Организация индивидуальных учебных заданий творческого характера (исследовать физическое явление, провести и объяснить физический опыт в домашних условиях, решить практическую задачу и исследовать условия, при которых она имеет решение и др.)
-
Приобщение к изобретательству (рационализаторству) на уроках и внеклассных мероприятиях.
Чем раньше начнется процесс воспитания у учащихся интереса к научным знаниям и способностей к исследовательскому труду, тем раньше они смогут самостоятельно и творчески создавать научные работы и проекты.
Нередко интерес к той или иной области знаний, желанию что-то исследовать пробуждаются у детей именно в 7-8 классе, т.е. на начальной стадии изучения физики. Задача учителя всемерно поддерживать и развивать этот пробуждающийся интерес.
Воспитание у учащихся интереса к научным знаниям и развитию способностей к исследовательскому труду способствуют:
-
Повышению научного уровня преподавания предмета для усиления внимания к изучению физических теорий, широкому использованию их для объяснения физических явлений и свойств тел;
-
Ознакомлению учащихся с методами, применяемыми в научных исследованиях по физике (теоретическое предвидение, разработка рабочей гипотезы, наблюдение, экспериментальных фактов и вывод из них, проверка выводов на практике);
-
Систематическому включению элементов исследования в учебный процесс по физике в различные виды учебной деятельности учащихся, осуществлению исследовательского подхода к изучению отдельных тем и вопросов школьного курса физики.
Большие возможности в применении исследовательского подхода к изучению явлений открывает фронтальный исследовательский эксперимент учащихся. Короткие, 10-15 минутные экспериментально-исследовательские работы, выполняемые учащимися в процессе изучения нового материала, можно проводить значительно чаще, чем предусмотренные программой лабораторные работы.
Возможно включение элементов исследования и в домашних заданиях по физике. Особую ценность представляют те из них, которые могут быть выполнены различными способами.
В старших классах возможно использование исследовательских заданий при подготовке и проведении тематических конференций и научно-практических семинаров. Здесь работа учащихся осуществляется на более высоком научном уровне. Она состоит из выбора исследуемой темы, определения содержания работы, поиска научной литературы и выполнения экспериментов, обобщения исследовательского материала и выступления на школьной научно-практической конференции. Данная работа проводится под руководством учителя и требует достаточно большого промежутка времени для ее осуществления.
Рассмотрим различные формы творческих заданий, какие я применяла в своей работе на каждом отдельном этапе обучения физике в средней школе:
В 7-х классах начинается знакомство с физическими терминами, с физическими величинами и методами изучения физических явлений. Один из наглядных методов изучения физики - опыты, которые можно поставить в лабораторных условиях на уроках физики. Здесь эффективными могут быть экспериментальные задачи и творческие задания, где надо придумать, как измерить физическую величину или как продемонстрировать физическое явление. Таких элементов на уроке может быть 1-2, не более, т.к. в ином случае снижается внимание, и можно не успеть выполнить все задачи урока до конца. Дополнительные, посильные задачи на эксперимент можно предложить на дом. Такую работу необходимо оценивать положительной оценкой.
В 8-х классах использую следующие формы развивающих заданий:
1) исследовательские задачи - как элементы урока;
2) экспериментальные домашние задания;
3) сделать небольшое сообщение - исследование по некоторым темам.
В 9-х классах уровень сложности развивающих заданий должен быть выше. Здесь я применяю:
1) творческие задания по постановке опыта в начале урока - как элемент проблемного задания;
2) экспериментальные задачи - как закрепление пройденного материала, или как элемент предвидения результата;
3) исследовательские задания - как кратковременная лабораторная работа(10-15 минут);
4) разработка тем исследовательских и проектных работ для выступления на научно-практической конференции.
В 10-11-х классах уровень изучения физических явлений и законов более высок. На этом этапе можно использовать методы, применяемые в научных исследованиях по физике - теоретическое предвидение, разработка рабочей гипотезы, эксперимент, анализ экспериментальных фактов и выводы из них, проверка выводов на практике. Учащиеся умеют применять сложный математический аппарат для вывода законов и для исследования границ применимости.
В молекулярной физике можно провести:
1) фронтальные экспериментальные задания в течение 10-12 минут, которые служат для формирования экспериментальных умений обобщенного характера.
2) для развития интереса и творчества школьников можно предложить экспериментальные расчетные задания и задачи с незаконченным условием.
Такие же исследовательские задания можно провести по темам »Термодинамика», «Электростатика», расширить задания в лабораторных работах на «Законы постоянного тока», на тему «Магнитное поле», «Явление электромагнитной индукции», много заданий можно предложить на «Механические колебания» и «Оптика».
Таким образом, в старших классах(10-11) можно применять более сложные приемы обучения:
-
реферативная работа по современным вопросам и исследованиям в области физики;
-
исследовательская работа учащихся требует не только постановки задачи, изучения теории, но и проведения экспериментов, умения делать выводы и анализировать результат;
-
элементы исследовательских заданий можно использовать и на отдельных уроках.
Учащиеся должны активно участвовать в учебном поиске. В своей методической работе я использую различные приемы для активной и творческой работы учащихся в течение 8 лет. В результате накоплен большой методический материал: разработки уроков, разработки внеклассных мероприятий, исследовательские задания по вопросам физики и тематика исследовательских работ учащихся. Направления моей методической работы можно представить в виде схемы:
Формы работы
Организация исследовательской
деятельности
Исследовательские проекты учащихся
Олимпиады исследовательских задач
Уроки - исследования
Уроки решения исследовательских заданий
Уроки с элементами исследований