- Преподавателю
- Физика
- Повторительно-обобщающий урок-игра на тему «Электрические явления» в VIII классе
Повторительно-обобщающий урок-игра на тему «Электрические явления» в VIII классе
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коноплева Н.М. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
13
Повторительно-обобщающий урок-игра на тему
«Электрические явления» в VIII классе
Исполнитель:
Коноплёва Наталья Михайловна,
учитель физики МОУ
«Гимназия № 21»
Кемерово 2014
Повторительно-обобщающий урок-игра на тему
«Электрические явления» в VIII классе
Цели: В учебной игровой форме повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по данной теме. Закрепить навыки решения эвристических и качественных задач. Расширить и углубить кругозор и знания учащихся по теме.
Задачи:
Общеобразовательная - проконтролировать степень усвоения основных знаний и навыков по теме урока, способствовать более глубокому усвоению знаний, излагать, систематизировать и обобщать учебный материал.
Воспитательная - продолжить формирование научного мировоззрения, правильных представлений о физической картине мира, интереса учащихся к предмету, продолжить воспитание умения преодолевать трудности, формировать черты коллективизма и товарищества.
Развивающая - продолжить развитие познавательной активности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, продолжить развитие любознательности, умения преодолевать трудности в решении задач, пополнять и совершенствовать свои знания.
Методы ведения:
Игра, беседы, презентация.
Межпредметные связи:
Математика, информатика, природоведение, география, связь с жизнью.
Оснащенность урока:
Доска, мел, карточки с номерами (1-7); телевизор, физические приборы, выставка книг дополнительная литература для учащихся «Прочти эти книги».
План урока:
-
Организационный момент
-
Правила игры
-
Игра
конкурс 1 «Мир формул»
конкурс 2 «Угадай прибор»
конкурс 3 «Кто этот ученый»
конкурс 4 «Цепочка»
конкурс 5 «Логика»
конкурс 6 «Эрудит»
конкурс 7 «Загадки»
-
Подведение итогов. Оценки за урок.
Игра
«В мире электрических явлений»
Правила игры
1.Класс делим на 2 команды, каждая из них выбирает капитана
2. Необходимо набрать наибольшее количество баллов
1 конкурс «Мир формул»
Командам раздаются по одному конверту, в нем 15 карточек: 5 - с формулами, 5 - с названиями формул, 5 - с единицами измерения физических величин. Нужно соединить формулу с карточкой «название формулы» и единицей измерения (карточки отдать учителю, 3 минуты).
А = UJt
Работа электрического тока
1ДЖ=1Вх1Ах1С
2 конкурс «Угадай прибор»
На столе стоят физические приборы, а за ними располагают на подставках карточки, на которых написаны названия приборов и номер.
1. Амперметр;
2. Вольтметр;
3. Реостат;
4. Электроскоп;
5. Электрофорная машина;
6. Гальванометр;
7. Ваттметр.
1. Прибор, с помощью которого можно измерить напряжение в электрической сети (Ответ 2);
2. Прибор, с помощью которого можно превратить механическую энергию в электрическую (ответ 5);
3. Прибор, с помощью которого можно измерить силу тока в электрической цепи (ответ 1);
4. Прибор, с помощью которого можно судить о наличии тока в цепи (ответ 6);
5. Прибор, с помощь которого можно регулировать силу тока в цепи (ответ 3);
6. Прибор, с помощью которого измеряют мощность электрического тока в цепи (ответ 7);
7. Прибор, с помощью которого можно определить наэлектризовано тело или нет (ответ 4).
После оглашения вопроса учащиеся показывают данный прибор.
От каждой группы по 1 учащемуся отвечают на три карточки, а 7 вопрос задают для всего класса.
3 конкурс «Кто этот ученый?»
На экране телевизора высвечиваются номерами мужские имена:
-
Павел;
-
Георг;
-
Алессандро;
-
Шарль;
-
Андре;
-
Эмилий.
После оглашения «вопроса» участники должны поднять карточки с номерами (от 1 до 6) из конвертов 4) под которыми, по их мнению, находится правильный ответ. После чего на экране высвечиваются портреты ученых (показ презентаций).
«Вопросы»
-
Имя ученого, который открыл один из основных законов электрического тока: зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением (ответ 2);
-
Ученый - электротехник, изобретатель лампы с электрической дугой (ответ 1);
-
Имя ученого, который ввел в физику понятие «электрический ток» (ответ 5);
-
Имя ученого, который создал первый гальванический элемент (ответ 3);
-
Ученый - один из основоположников электротехники. Открывший закон, определяющий тепловое действие тока (ответ 6);
-
Ученый, изучавший взаимодействие заряженных тел (ответ 4).
4 конкурс «Цепочка»
Карточки, где рядом с цифрами написаны слова (или символы, или единицы измерения), которые должны образовать логическую цепочку. Но что-то в ней не так. Участники игры через 10 сек должны показать, какие изменения нужно произвести в порядке расположения карточек, чтобы «цепочка» получилась.
Вариант 1. Надписи на карточках следующие: 1. Протон; 2. Ядро; 3. Молекула; 4. Атом (ответ. Поменять местами карточки 3 и 4).
Вариант 2. Надписи на карточках такие:
1 В. 2.1 кВ 3.1 гВ 4.1 МВ (ответ. Поменять местами карточки 2 и 3).
5 конкурс «Логика»
-
На экране «возникает» запись:
Сила Лоренца
Сила Ампера
Сила тока
Сила Кулона
Задание: назовите строчки - «родственницы», что их роднит? Укажите, какие записи в этом ряду «лишние»? почему?
(ответ: строчки «родственницы»; «Сила Лоренца»; «сила Ампера»; «сила Кулона»; все эти силы измеряются в ньютонах. «Лишняя» запись - «Сила тока», так как силу тока измеряют в амперах.
6 конкурс «Эрудит»
-
Какие виды молний известны в настоящее время? (Линейная, шаровая).
-
Как во время грозы уберечься от поражения молнией?
-
Назвать способы электризации тел.
-
Можно ли на концах эбонитовой палочки получить два одновременно существующих разноименных заряда, как? (ответ: Можно. Взяв палочку за середину, один конец ее натереть мехом - он зарядится отрицательно, а другой - бумагой (зарядится положительно). Оба заряда сохраняются, т.к. эбонит - изолятор.
-
Почему, когда наливают горючее в автоцистерну, шланг, по которому течет бензин, опускают на дно цистерны? (ответ: в этом случае в процессе наливания бензина не происходит его разбрызгивание и, следовательно, электризации).
-
Кака обнаружить, каким электричеством по знаку заряжен электроскоп? (ответ: к электроскопу поднести палочку, знак заряда который известен. Если стрелка электроскопа отклонится на больший угол, значит электроскоп имеет заряд такого же знака, что и палочка, если стрелка опадает, знак заряда противоположный.
7 конкурс «Загадки»
Кто быстрее и больше отгадает загадок.
-
Сначала блеск, за блеском - треск, за треском - плеск (молния, гром, дождь).
-
Пушистая вата плывет куда-то (туча).
-
Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают (реостат).
-
В нашей комнате есть волшебное окно в нем летает чудо-птицы, бродят волки и лисицы, знойным летом снег идет, а зимою - сад цветет (телевизор).
-
Я в Москве, а он - в Самаре, в разных комнатах сидим, далеко - а будто рядом, разговариваем с ним (телевизор).
-
Отгадай-ка, что за строчки? Буквы в них - тире и точки? (азбука Морзе).
8 конкурс «Гонка за лидером»
Необходимо ответить на максимальное число вопросов за 2-3 минуты.
-
Единица измерения напряжения (вольт).
-
Нейтральная элементарная частица (нейтрон).
-
Направляемый отрезок (вектор).
-
Прибор для измерения мощности электрического тока (ваттметр).
-
Как взаимодействуют два протона? (отталкиваются).
-
Мировая паутина (интернет).
-
Прибор для измерения силы тока (амперметр).
-
Что находится в центре атома (ядро).
-
Ф.И.О. директора гимназии?
-
Заряд со знаком минус (отрицательно).
-
Единица измерения силы тока (ампер).
-
Знак заряда ядра атома (положительный).
-
Гигантский искровой разряд (молния).
-
Единица измерения сопротивления (ом).
-
Какой кулон нельзя подвесить на шею? (Кулон - единицу электрического заряда).
-
Какое поле нельзя засеять? (электрическое или магнитное).
-
Какой проводник не принесет вам чая в поезде? (электрический проводник).
-
Какую трубку нельзя выкурить? (электронно-лучевую трубку).
В процессе игры учитель информирует о количестве набранных командами очков.
Подведение итога:
Окончательный итог подводится в конце игры. Отметки выставляются в журнале.
Заключительное слово учителя.
Фотогалерея ученых-физиков для урока
Вольт Алессандро
Шарль Кулон
Георг Ом
Андре Ампер
Эмилий Ленц
Павел Яблочков
Список литературы
-
Балашов, М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах средней школы [Текст]/ М.М. Балашов. - М.: Просещение, 1991.- 120 с.
-
Блудов, М.И. Беседы по физике[Текст]/ М.И. Блудов - часть . - М.:Просвещение, 1995.- 96 с.
-
Горев, Л.Н. Занимательные опыты по физике[Текст]/ Л.А. Горев. - М.:Просвещение, 1985. - 136 с.
-
Иванова, Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики [Текст]: пособие для учителя/ Л.А. Иванова. - М.:Просвещение, 1983. - 164 с.
-
Лапина, И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики [Текст]/ И.Я. Лапина. - М.:Просвещение, 1995. - 110 с.
-
Перельман, Я.И.Занимательная физика: хитрые головоломки, забавные задачи, замысловатые вопросы, парадоксы и многое другое [Текст]/ Я.И. Перельман. - М.:АСТ, 2007. - 480 с.
-
Перельман, Я.И.Занимательная физика [Текст]/ Я.И. Перельман. - М.:АСТ, 2009. - 320с.
-
Перельман, Я.И.Физика на каждом шагу. Весёлые задачи: простые и каверзные [Текст]/ Я.И. Перельман. - М.:АСТ, 2008. - 420 с.
-
Перельман, Я.И.Занимательная механика.Знаете ли вы физику [Текст]/ Я.И. Перельман. - М.:АСТ, 2007. - 464 с.
-
Пик, К.Юный исследователь. Подводный мир. Электричество. Медицина [Текст]/ К.Пик. - М.: Росмэн, 1994. - 290 с.
-
Синичкин, В.П. Внеклассная работа по физике [Текст]/ В.П. Синичкин, О.П. Синичкина. - саратов:ОАО Лицей, 2002. - 120 с.
-
Тульчинский, М. Е. Качественные задачи по физике [Текст]/ М. Е. Тульчинский. - М.:Просвещение, 1973. - 164 с.
-
Уиз, Дж. Занимательная химия, физика, биология. [Текст]/ Дж. Уиз(перевод с англ. Кульнева М.Л.) - М.:АСТ, 2008. - 160 с.
-
Храмов, Ю. А. Физика. Библиографический справочник [Текст]/ Ю. А. Храмов. - М.:Наука, 1983. - 630 с.
-
Чебаторева, А.В. Дидактический материал по физике для 7 класса. [Текст]/ А.В, Чеботарёва. - М.:Школа-Пресс, 1993. - 96 с.(Библиотека журнала «Физика в школе». Выпуск 2.)
-
Щербаков, Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях: 7-9 классы. [Текст]/ Ю.В. Щербаков. - М.:Глобус, 2008. - 164 с.
-
Шмаков, С. А. Игра и дети [Текст]/ С.А. Шмаков. - М.:Просвещение, 1998. - 204 с.