Организация профильного обучения в малокомплектной школе

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация профильного обучения в малокомплектной школе



Григорьева Я.Н.,

заместитель директора по УВР,

Отличник образования Республики Саха (Якутия)

В современных условиях реформирования системы образования личностно-профессиональное самоопределение учащегося является главной задачей предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Концепция профильного обучения является новой образовательной концепцией, связанной с системными изменениями в образовательном процессе. Суть ее заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю и тем самым помочь выпускникам уже в школе заложить основы своей будущей профессиональной карьеры.

Концепцию профильного обучения определяет целый ряд теоретических идей:

• самоопределения на основе субъективности в образовании;

• ориентированного образования;

• проектирования вариативного образования;

• открытого образования.

При организации профильного обучения в условиях малочисленной северной сельской школы мы руководствуемся основными принципами:

• Индивидуализация обучения (каждый член коллектива продвигается в овладении знаниями своим индивидуальным темпом, достигая результатов и помогая другим);

• Технологичность (применение разных технологий: групповой деятельности, КСО, УДЕ, проектный метод и др.);

• Взаимообучение (овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимодеятельности. В чаиисимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища);

• Педагогизация (Создается новая установка в деятельности школьников: каждый учится не потому, что то, что он изучает, пригодится ему самому, а потому, что это нужно другим, коллективу и, в конечном счете - обществу);

• Добровольность (возможность выбора каждым обучающимся профиля обучения);

• Открытость (взаимодействие и сотрудничество с социальными институтами села, ЦДЮТиЭ, районным ДЦ, районным краеведческим музеем «Полюс холода»).

Ведущим принципом организации педагогического процесса в профильной школе является компетентностный подход. Исходя из анализа социального заказа учащихся и родителей, а также запросов населения отдаленного маленького села, упор делается на формирование социальной,

Нравственной и автономизационной ключевых компетентностей. В ходе реализации программ профильного обучения у старшеклассников формируется профильная компетентность. Приоритетной компетентностью педколлектив и родительская общественность признают социальную зрелость выпускника школы.

Школьное образование нацеливается не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на формирование у них целого ряда компетенций, необходимых для успешной трудовой деятельности.

Организация деятельности по профильному обучению старшеклассников на основе ИОМ обеспечивается через распределение действий, реализация которых необходима для достижения поставленных целей, между отдельными работниками и группами с одновременной фиксацией связей между ними. Средствами закрепления этого распределения служат организационная структура и организационные механизмы управления, обеспечивающие согласованность работы участников в совместной деятельности за счет определения функциональных обязанностей. Задачи организации состоят в определении наиболее рациональных способов разделения труда между руководителями и исполнителями с его последующей координацией и интеграцией, а также осуществлением контроля качества выполняемых работ.

Объектом управления являются образовательные процессы, протекающие в системе профильного обучения по ИУП и процессы, создающие условия для их реализации.

Школьный учебный план как одна из форм профильного обучения 10-11 классов составляется исходя из принципов его построения, заложенных в федеральном и региональном базисном учебном плане для соответствующей ступени, на основе анализа образовательных потребностей обучающихся, возможностей школы и с учетом нормативов учебного времени, установленных действующими СанПиН.

При составлении учебного плана использовалась технология формирования индивидуальных учебных планов. Первоначально был определен нищий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем были определены индивидуальные образовательные потребности учащихся, сформированы группы, а затем их совокупность определила учебный план школы. Главной особенностью школьного учебного плана является деление классов на подгруппы в соответствии с их индивидуальными потребностями. В 11-м классе сформированы 3 группы учащихся:

• Социально-гуманитарного профиля;

• Естественно-математического профиля;

• Химико-биологического профиля.

Учебный план для группы социально-гуманитарного профиля сформирован в соответствии с рекомендуемым БУП Республики Саха (Якутия). Вариативная часть используется для выбранных элективных курсов социально-гуманитарного цикла.

Учащимся предлагается выбрать вариант обучения по определенному профилю. После выбора дисциплин ученического компонента, в классе образуются группы учащихся по профилям.

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования, учащийся в соответствии со стандартом получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности как существенными элементами культуры, которые являются необходимым условием развития и социализации учащихся.

Профильные программы ориентированы на получение расширенного образования. Учащиеся, принявшие решение выбрать тот или иной курс, как правило знают, зачем они это сделали, поэтому и мотивация к изучению того или иного профиля достаточно высокая, и мотивация является внутренней.

Конечно, бывают случаи, когда учащийся стремится поменять тот или иной профиль обучения. На наш взгляд, можно выделить следующие причины:

- на момент выбора предметов не было конкретных планов на будущее, поэтому поступающий на профиль скорее выбирал учителей, чем предметы для углубленного изучения;

- на момент выбора учащийся еще не осознал себя как личность. В этих условиях его планы могут формироваться под влиянием примера кого-либо из ближайшего окружения;

- учащийся переоценил свои возможности и - как результат этой переоценки - не смог овладеть данным курсом, стал не успевать по данному профильному курсу.

Получить информацию о результативности профильного обучения можно по четвертям, полугодиям, итогом года в сравнении за 3 года в тех же самых группах. Это позволяет провести сравнительный анализ детально и по каждому ученику, по группе, и по учителю.

Основными индикаторами эффективности модели организации профильного обучения служат не только академические показатели, но и уровень сформированности социальной компетентности учащихся, состояние здоровья, отсутствие отсева школьников, индекса детской преступности, успешности социализации выпускников и т.д.

© 2010-2022