Рабочая программа по физике для 8 класса к УМК А. В. Перышкина

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. ПерышкинаРабочая программа по физике для 8 класса к УМК А.В. Перышкина

г. Новошахтинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 4

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 4

Приказ от _28.08.2015 № _

_____________/ ______________/

Подпись Ф.И.О.


Рабочая программа

По физике

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) основное общее, 8 класс

Количество часов 68

Учитель: Камбулова Татьяна Валерьевна

Программа разработана на основе

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009.

Содержание



  1. Пояснительная записка.

Статус программы

Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по физике федерального базисного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, авторской программы (А.В. Перышкин).

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Стандарта основного общего образования по физике;

  2. Примерных программ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  3. Примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2009 г. (Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения);

  4. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении обязательного минимума содержания образования. Основная школа. Раздел «Физика»;

  5. Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в обр. процессе в обр. учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих гос. аккредитацию на 2015/2016 учебный год;

  6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  7. Согласно приложению №1 к письму минобразования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1-4851/14.

Обоснование актуальности курса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Ведущая идея курса физики в 8 классе - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять научные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

  • воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры.

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций.

Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:

  • Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания.

  • Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).

  • Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый уровень.

  • Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач

Требования к уровню подготовленности учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется спецификой содержания физического образования.

Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания.

Учащиеся 8 класса обладают следующими ЗУН:

Предметно-информационная составляющая:

  • смысл понятий вещество, явление

  • имеют представление о многообразии тел, веществ

Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • определяют физические величины, характеризующие различные физические тела: масса, объем, плотность, атмосферное давление

  • используют естественнонаучную лексику

Ценностно-ориентационная составляющая:

  • имеют уверенность в способности освоения необходимого для самореализации и самоутверждения в этом возрасте

  • осознают ценность основных навыков безопасного поведения в повседневной жизни

Условия реализации программы.

Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками, электронными образовательными ресурсами. Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.1178-02.

Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, что позволяет реализовать программу основного общего образования по физике в полном объеме.

Сокращения, используемые в рабочей программе:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом УПЗУ - урок применения знаний и умений

СР - самостоятельная работа КР - контрольная работа


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


  1. Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов в 8 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.


  1. Содержание учебного предмета.

Основное содержание курса физики 8 класса

Тепловые явления

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты:

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Электрические и магнитные явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации:

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние.

Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

Закон сохранения электрического заряда.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты.

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников.

Изучение параллельного соединения проводников.

Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Световые явления

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Демонстрации:

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты:

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.


  1. Тематическое планирование

Тематическое планирование курса физики 8 класса (68 часов).

Тепловые явления (14 ч);

Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч);

Электрические явления (26 ч);

Электромагнитные явления (6 ч);

Световые явления (9 ч);

Итоговое повторение (2 ч).

Дополнение к данному разделу - см. таблицу раздела 6 «Календарно-тематическое планирование».


  1. Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Формируемые УУД, характеристика деятельности учащихся

Тип урока

Способ проверки достиже-ния

Оборудование

Знать

Уметь


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тепловые явления 14 часов

1

Ввводный инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура.

03.09.2015

 Понятие теплового движения температуры.

 Характеризовать тепловые процессы.

УОНМ

Пробирка, стакан с тёплой водой, индикатор давления.

2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

07.09.2015

 Цепь превращения одних видов энергии в другие при взаимодействии тел.

 Способы изменения внутренней энергии.

 Объяснять процесс превращения энергии из одних видов в другие при взаимодействии тел.

 Объяснить причины изменения внутренней энергии.

УОНМ

Стальной брусок, наковальня.

3

Теплопроводность.

10.09.2015

 Вид теплообмена: теплопроводность

 Объяснить тепловые явления на основе МКТ.

УОНМ

Латунная трубка, эфир, прочная лента.

Стержни из меди и железа, воск, кнопки, спиртовка.

4

Конвекция. Излучение.

14.09.2015

 Что такое конвекция.

 Что такое излучение.

 Приводить примеры конвекции.

 Приводить примеры излучения

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Свеча, вертушка.

Теплоприёмник, манометр.

5

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

17.09.2015

 Определение Q, единицы измерения

 Определять удельную теплоемкость и единицу его измерения. Q .

 Делать вывод о зависимости Q от Т и рода вещества.

 Объяснить физический смысл удельной теплоемкости.

УОНМ

УПЗУ



Проектор.

6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

21.09.2015

 Формулу для расчета Q

 Решать задачи на расчет Q .

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Проектор.

7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

24.09.2015

 Материал темы «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»

 Рассчитывать количество теплоты при смешивании воды разной температуры

УУПЗ

Калориметр, термометр, мензурка

8

Решение задач по теме «Определение удельной теплоемкости твердого тела». Вводный контроль

28.09.2015

 Материал темы «Удельная теплоемкость»

 Решать задачи по данной теме.

УПЗУ

СР

Проектор.

9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

01.10.2015

 Материал темы «Удельная теплоемкость»

 Рассчитывать удельную теплоемкость твердого тела

УУПЗ



Калориметр, термометр, весы, мет. тело на веревочке

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

05.10.2015

 Понятие энергия топлива, физическую основу горения веществ.

 Объяснить физическую суть удельной теплоты сгорания топлива.

УОНМ

УПЗУ

Проектор, плакаты.

11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

08.10.2015

 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

 Решать задачи на расчет Q при сгорании.

УОНМ

Физический диктант

Плакаты.

12

Решение задач по главе «Внутренняя энергия».

12.10.2015

 Материал главы «Внутренняя энергия».

 Решать задачи по данной главе.

УПЗУ

Проектор.

13

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».

15.10.2015

 Материал главы «Внутренняя энергия».

 Решать задачи.

 Использовать теоретический материал на практике

КР



Проектор, плакаты.

14

Резерв времени 1 ч.

19.10.2015



Изменение агрегатных состояний 11 часов

15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

22.10.2015

 В каких состояниях может находиться одно и то же вещество.

 Суть тепловых явлений.

 Объяснять особенности молекулярного строения и газах, жидких, твердых телах.

УОНМ

Проектор

16

График плавления и отвердевания кристаллических тел.

26.10.2015

 Материал «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел».

 Составлять график.

УОНМ

УПЗУ

Проектор.

17

Удельная теплота плавления.

Решение задач по теме «Удельная теплота плавления».

29.10.2015

 Формулу для расчета Q .

 Физический смысл удельной теплоты плавления.

 Материал темы «Удельная теплота плавления».

 Пользоваться формулой при решении задач.

 Решать задачи на расчет Q .

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Плакаты.

Проектор

18

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

09.11.2015

 Физический смысл испарения и конденсации.

 Объяснить процессы испарения и конденсации на основе МКТ.

УОНМ

УПЗУ

СР

Психрометр.

19

Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации.

12.11.2015

 Основные особенности процесса испарения.

 Понятие кипения.

 формулу для расчета Q при парообразовании конденсации.

 Определение удельной теплоты парообразования.

 Объяснить процесс кипения на основе МКТ.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Колба, спиртовка.

20

Решение задач по теме «Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации».

16.11.2015

 Материал темы «Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации».

 Решать задачи по данной теме.

УПЗУ

СР

Проектор, плакаты.

21

Влажность воздуха и ее измерение.

19.11.2015

 Материал темы влажность воздуха

 Измерять относительную влажность воздуха

УУПЗУ

Психометр

22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

23.11.2015

 Цикл работы двигателя внутреннего сгорания.

 Объяснить принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

УОНМ

Модель двигателя.

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Решение задач по теме «Паровая турбина. КПД теплового двигателя».

26.11.2015

 Что такое паровая турбина.

 Материал темы «Паровая турбина. КПД теплового двигателя».

 Находить КПД теплового двигателя.

 Решать задачи по данной теме.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Проектор.

24

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

30.11.2015

 Материал по данным темам.

 Решать задачи по данной теме.

 Приводить примеры различных явлений.

КР



Проектор

25

Резерв времени 1 ч

03.12.2015





Электрические явления 26 часов

26

Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

07.12.2015

 Явления электризации и взаимодействие заряженных тел.

 Объяснить взаимодействие двух типов зарядов.

УОНМ

Эбонитовая палочка и палочка из органического вещества.

27

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

10.12.2015

 Устройство электроскопа.

 Проводники и непроводники электричества.

 Приводить примеры проводников и непроводников электричества.

УОНМ

УПЗУ

СР

Гильза бумажная на шёлковой нити, линейка, полоска резиновая, плёнка полиэтиленовая, полоска бумажная.

28

Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон.

Строение атомов.

14.12.2015

 Представлять дискретность и делимость э/ заряда.

 Строение атома

 Объяснить дискретность и делимость э/ заряда.

 Описать строение атома.

УОНМ

УПЗУ



Электроскоп, проектор.

29

Объяснение электрических явлений.

17.12.2015

 Объяснение электрических явлений.

 Объяснить процесс электризации тел на основании электрических теории.

УОНМ

Физический диктант

Электроскоп.

30

Электрический ток. Источники электрического тока.

21.12.2015

 Условия возникновения и существования э/ тока.

 Объяснить физическую природу электрического тока.

УОНМ

СР

Магнитная стрелка, электрометр.

31

Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах.

24.12.2015

 Элементы электрической цепи и их обозначении

 Собирать электрические цепи

 Объяснить особенности э/ тока в металлах и электролитах.

УОНМ

Физический диктант

Источник тока, провода, потребители электрического тока.

32

Действия электрического тока. Направление электрического тока.

28.12.2015

 Определение электрического тока.

 Объяснить сущность превращение энергии э/ тока в другие виды энергии.

УОНМ

УПЗУ

Вольтметр, магнит, катушка.

33

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

11.01.2016

 Формулу для вычисления силы тока.

 Единицу измерения силы тока.

 Решать задачи на вычисление силы тока.

УОНМ

УПЗУ

Амперметр, провода, Источник тока, лампа.

34

Лабораторная работа №3 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

14.01.2016

 Материал «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

 собирать э/ цепи и пользоваться амперметром и измерять силу тока.

УПЗУ

Амперметр, провода, Источник тока, лампа.

35

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

18.01.2016

 Определение напряжение и формулу для его вычисления.

 Решать задачу на вычисление напряжения.

УОНМ

УПЗУ

СР

Вольтметр, провода, Источник тока, лампа.

36

Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа№4 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

21.01.2016

 Материал «Электрическое напряжение. Единицы напряжения»

 Измерять напряжение с помощью вольтметра.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Вольтметр, провода, источник тока.

37

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

25.01.2016

 Определение сопротивления.

 Определение удельного сопротивления.

 Объяснить сопротивление на основании электронной теории.

УОНМ

Реостаты.

38

Закон Ома для участка цепи.

28.01.2016

 Закон Ома для участка цепи.

 Задачи на применение закона Ома.

УОНМ

УПЗУ

Вольтметр, провода, Источник тока, лампа, резистор.

39

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

01.02.2016

 Определение удельного сопротивления.

 Материал темы Сопротивление, сила тока и напряжение.

 Рассчитывать сопротивление проводника.

 Приводить примеры на расчёт сопротивления проводника.

УОНМ

УПЗУ

СР



Реостат, вольтметр, амперметр, источник тока.

Проектор.

40

Реостаты.

Лабораторная работа №5 Регулирование силы тока реостатом.

04.02.2016

 Устройство и использование реостатов.

 Регулировать силу тока реостатом.

УОНМ

УПЗУ

Реостаты, амперметр, источник тока, провода, лампа.

41

Лабораторная работа №6 Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

08.02.2016

 Материал темы «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление»

 Измерять сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

УПЗУ

Реостат, вольтметр, амперметр, источник тока.

42

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Решение задач по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников» и «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление».

11.02.2016

 Последовательное соединение проводов и закономерность при последовательном соединении, схему соединения.

 Материал темы «Последовательное и параллельное соединение проводников» и «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление».

 Собирать цепь с последовательным соединением.

 Собирать цепь с двойным соединением.

 Решать задачи по данным темам.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Реостаты, лампа, источник тока.

43

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

15.02.2016

 Материал по данным темам.

 Решать задачи по данной теме.

 Приводить примеры различных явлений.

КР



Проектор

44

Работа и мощность электрического тока.

18.02.2016

 Формулы для вычисления А и Р и их единицы измерения.

 Вычислять А и Р по данным формулам

УОНМ

Реостат, вольтметр, амперметр, источник тока.

45

Лабораторная работа №7 Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

22.02.2016

 Материал темы «Работа и мощность электрического тока».

 Измерять мощность и работу в электрической лампе.

УПЗУ

Реостат, вольтметр, амперметр, источник тока.

46

Единицы работы электрического тока, применяемые в практике.

Решение задач по теме «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

25.02.2016

 Основные единицы работы электрического тока.

 Уметь решать задачи на нахождение мощности тока.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Плакаты, проектор.

47

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.

29.02.2016

 Закон Джоуля-Ленца.

 Применять закон Джоуля-Ленца при решении задач.

УОНМ

УПЗУ

СР

Источник тока, реостат, лампа накаливания.

48

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

03.03.2016

 Основные электроприборы, используемые в быту.

 Устройства безопасности.

 Рассказывать устройства этих приборов.

УПЗУ

Лампы, предохранители, источник тока, провода.

49

Решение задач по теме «Закон Джоуля - Ленца».

07.03.2016

 Материал темы «Закон Джоуля - Ленца».

 Решать задачи по данной теме.

УПЗУ

50

Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность».

10.03.2016

 Материал «Работа и мощность».

Решать задачи по данной теме.

КР



51

Резерв времени 1 ч

14.03.2016







Электромагнитные явления 6 часов

52

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

17.03.2016

 Определение магнитного поля.

 Объяснить связь между э /током и магнитным полем.

УОНМ



Проводник, источник тока, магнитная стрелка.

53

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №8 Сборка электромагнита и испытание его действия.

21.03.2016

 Явление возникновения магнитного тока вокруг катушки с током.

 Собирать электромагнит.

УОНМ

УПЗУ

Проводник, источник тока, магнитная стрелка, катушка.

54

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

24.03.2016

 Что такое магнит.

 Явление магнитного поля Земли.

 Объяснять явление магнитного поля Земли.

УОНМ





Магнит.

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

04.04.2016

 Что такое электрический двигатель

 Объяснять работу электрического двигателя

УОНМ

Физический диктант

Магнит

56

Лабораторная работа №9 Изучение электрического двигателя постоянного тока

07.04.2016

 Как действует магнитное поле на проводник с током.

 Составлять цепь для работы электродвигателя.

УОНМ

УПЗУ

Электродвигатель, источник тока.

57

Резерв времени 1ч

11.04.2016



Световые явления 9 часов

58

Свет. Источники света. Распространение света.

14.04.2016

 Что такое свет.

 Как распространяется свет.

 Объяснять смену дня и ночи.

УОНМ



Спички, лампа.

59

Отражение света. Законы отражения света

18.04.2016

 Что такое отражение.

 Закон отражения.

 Объяснять закон отражения.

УОНМ

УПЗУ

Зеркало, сосуд с водой, лазерная указка.

60

Преломление света.

21.04.2016

 Преломление света.

 Объяснять смысл преломления света.

УОНМ

Физический диктант

Зеркало, сосуд с водой, лазерная указка.

61

Линзы. Изображения, даваемые линзой

25.04.2016

 Что такое линза и их применение.

 Объяснять увеличение и уменьшение изображения

УОНЗ



Выпуклые линзы.

Вогнутые линзы

62

Лабораторная работа №10 Получение изображения при помощи линзы

28.04.2016

 Материал «Линзы. Изображения, даваемые линзой».

 Получать изображения с помощью линз.

УПЗУ

Выпуклые линзы.

Вогнутые линзы.

63

Решение задач по теме «Световые явления».

05.05.2016

 Материал главы «Световые явления».

 Решать задачи по данной главе.

УПЗУ

Физический диктант

Выпуклые линзы.

Вогнутые линзы.

64

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления»

12.05.2016

 Материал главы «Световые явления».

 Решать задачи по данной главе.

КР



Проектор.

65

Повторительно - обобщительный урок.

16.05.2016

 Материал главы «Световые явления».

 Решать задачи по данной главе.

УПЗУ

Проектор.

66

Резерв времени 1ч

19.05.2016



Итоговое повторение 2 часа

67

Итоговая контрольная работа.

23.05.2016

 Материал курса физики 8 класса

 Решать задачи по данному курсу

КР

Проектор.

68

Резерв времени 1ч

26.05.2016









  1. Календарный график проведения контрольных и лабораторных работ.

Календарный график проведения контрольных работ

Контрольная работа по теме:

Дата проведения

1

Тепловые явления

15.10.2015

2

Изменение агрегатных состояний вещества

30.11.2015

3

Электрические явления

15.02.2016

4

Работа и мощность

10.03.2016

5

Световые явления

12.05.2016

6

Итоговая контрольная работа

23.05.2016

Календарный график проведения лабораторных работ

Лабораторная работа по теме:

Дата проведения

1

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

24.09.2015

2

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

01.10.2015

3

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках

14.01.2016

4

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

21.01.2016

5

Регулирование силы тока реостатом

04.02.2016

6

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

08.02.2016

7

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

22.02.2016

8

Сборка электромагнита и испытание его действия

21.03.2016

9

Изучение электрического двигателя постоянного тока

07.04.2016

10

Получение изображения при помощи линзы

28.04.2016



  1. Банк контрольных работ

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления»

Вариант 1

  1. Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С) )

  2. Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж теплоты? (Удельная теплота сгорания угля 3 * 107 Дж/кг)

  3. В каком платье летом менее жарко: в белом или в темном? Почему?

  4. Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы нагреть 100 кг стали от 100 до 200 градусов Цельсия? Потерями тепла пренебречь. (Удельная теплота сгорания угля 3 *10 7 Дж/кг, удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С))

Вариант 2

  1. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107 Дж/кг)

  2. Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С))

  3. Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?

  4. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 3 л воды в алюминиевой кастрюле массой 300 г от 20 до 100 градусов Цельсия? (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), алюминия 920 Дж/(кг С), плотность воды 1000 кг/м3)

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Вариант 1

  1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)

  2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг

  3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,

  4. За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг

Вариант 2.

  1. Почему показание влажного термометра психрометра всегда ниже температуры воздуха в комнате?

  2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг

  3. Найти количество теплоты, необходимое для плавления льда массой 400 грамм, взятого при - 20 градусах Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг С)

  4. Определите полезную работу, совершенную двигателем трактора, если для ее совершения потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 * 10 6 Дж/кг, а КПД двигателя 30 %


Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления»

Вариант 1.

  1. Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, электрическую лампочку, амперметр.

  2. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут. Чему равна сила тока в лампе?

  3. При электросварке в дуге при напряжении 30 В сила тока достигает 150 А. Каково сопротивление дуги?

  4. Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

  5. По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

Вариант 2.

  1. Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сравните их сопротивления. (Удельное электрическое сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м, железа 0,1 Ом мм2/м)

  2. Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 5 Кл электричества?

  3. Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.

  4. Сопротивление никелинового проводника длиной 40 см равно 16 Ом. Чему равна площадь поперечного сечения проводника (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2 / м)

  5. Чему равна сила тока в железном проводе длиной 120 см сечением 0,1 мм2, если напряжение на его концах 36 В. Удельное электрическое сопротивление меди 0,1 Ом*мм2

Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность»

Вариант 1

1 Почему вместо перегоревшего предохранителя нельзя вставлять какой-либо металлический предмет (гвоздь)

2 Сила тока в электрической лампе 0,2 А при напряжении 120В. Найдите:

а) её сопротивление б)мощность

в) работу тока за три минуты

3 Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 0,5мм2, чтобы при напряжение 68В сила тока в ней была 2А?

4 Три сопротивлении по 10 Ом каждое включены как показано на рис. Показание амперметра 0,9А, вольтметра 6В. Найдите:

А)Общее сопротивление

Б) Силу тока и напряжения на каждом участке.



Вариант 2

1 Почему провода, подводящие ток к электрической плитке, не разогреваются так сильно, как спираль в плитке?

2 Сопротивление лампы 60 Ом, сила тока в ней 3,5А.

Найдите:

А) Напряжение,

Б) Мощность

В) Работу тока за 2 минуты

3 Какой длины нужно взять железную проволоку сечением 2мм2, чтобы её сопротивление было таким же как сопротивление алюминиевой проволоки длинной 1км и сечением 4мм2.

4 Три сопротивления по 20 Ом каждое соединены как показано на рис. Показание амперметра 1,5А вольтметра 15В.

Найдите: а) Общее сопротивление б)напряжение и силу тока на каждом участке.



Контрольная работа №5 по теме «Световые явления»

Вариант 1.

1. По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически более плотной.

2.Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?

3.На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1-3. Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.

4.Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в собирающей линзе, если расстояние между линзой и предметом больше двойного фокусного.

5.Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси?

1 2

Среда 1 3

Среда 2


Рис. 1 Рис. 2

Вариант 2.

  1. На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный ход преломленного луча.

  2. На рисунке 2 изображены два параллельных луча света, падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в правильно изображен примерный ход этих лучей?

  3. Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое изображение с помощью собирающей линзы?

  4. Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.

  5. Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?

воздух стекло

воздух

вода А Б В

Рис. 1 Рис. 2

Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

1. Зачем в железнодорожных вагонах-ледниках, служащих для перевозки фруктов, мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов, промежутки между двойными стенками заполняют войлоком или несколькими слоями каких-либо пористых веществ, а снаружи вагоны окрашивают в белый или светло-желтый цвет?

2. В паспорте амперметра написано, что его сопротивление равно 0,1 Ом.

Определите напряжение на зажимах амперметра, если он показывает силу тока 5 А

3. Какое количество теплоты выделится в никелиновом проводнике длиной 2 м и сечением 0,1 мм2 при силе тока 2 А за 5 минут?

4. В железной кастрюле массой 500 г нужно нагреть 2 кг воды от 20 до 100 градусов Цельсия. Сколько для этого потребуется сжечь каменного угля?

(Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кгС), удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кгС), удельная теплота сгорания угля 3*107 Дж/кг)

5. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в двойном фокусе. Охарактеризуйте полученное изображение.

Вариант 2

1. Как по внешнему виду собирающих линз, определить у какой из них большая оптическая сила?

2. Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе вентилятора за 2 минуты, если он включен в сеть напряжением 220 В, а сила тока равна 0,5 А.

3. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2 при напряжении 220 В сила тока 5 А. Какова длина проволоки? (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2/м)

4. Какая масса дизельного топлива потребуется для непрерывной работы двигателя трактора мощностью 95 кВт в течение 2 часов, если его КПД 30%. Удельная теплота сгорания дизельного топлива 4,2*107 Дж/кг

5. Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет за двойным фокусом. Охарактеризуйте полученное изображение



  1. Учебно-методический комплекс

Перечень литературы по физике для учащихся.

  1. Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс».- М.: Дрофа, 2002- 192с.

  2. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. «Вопросы и задачи по физике». - М.: Высшая школа, 1990.-256с.

  3. Шевцов В.А. «Решение задач разных типов по физике».- Волгоград, Учитель, 1999.-73с.

  4. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике в 7-8 классах».- М.: Просвещение, 1994.- 191с.

  5. Панов Н.А., Сввин А,Д., Тимофеев А,В. «Домашняя работа по физике за 10-11 классы».- М.: «Экзамен», 2002- 320с.

Перечень учебно-методического и дидактического сопровождения.

Учебники:

  1. Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс».- М.: Дрофа, 2002- 192с.

Справочные пособия:

  1. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы».- М.: Просвещение, 1983- 192с.

  2. Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных школ».М.: Просвещение, 1996- 256с.

Комплекты проверочных работ:

  1. Карточки для самостоятельной работы учащихся на уроке.

  2. Тестовые задания.

  3. Контрольные работы.

Сборники тестов, задач и упражнений.

  1. Гельфгап И.М., Гендештейн Л.Э., Кирик Л.А. « 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями». - М.: Гимназия, 1999-350с.

  2. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. «Сборник задач по физике».- М.: Наука, 1975 -415с.

  3. Шаскольская М.П., Эльцин И.А. «Сборник избранных задач по физике».- М.: Наука, 1974-222с.

  4. Богатин А.С. «Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике»- Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002- 256с.

Сборники контрольных и проверочных работ.

  1. Павленко Ю.Г. «Физика. Ответы на вопросы».- М.- 192с. (Серия «Экзамен»).

  2. Певзнер А.А., Дёмин В.Б. « экзаменационные билеты по физике 1999-2000».-Екатеринбург: УГТУ, 200.- 100с.

  3. Шевцов В.А. « Способы решения экзаменационных задач по физике». - Волгоград, Братья Гринины, 1996.- 58с.

Перечень литературы по физике для учителя

  1. И.П. Касаткина, Н. А. Ларцева, Т.В. Шкиль «Репетитор по физике» 1 том. - Р-Д: Феникс, 1995.- 766 с.

  2. И.П. Касаткина, Н.А. Ларцева, Т.В. Шкиль «Репетитор по физике» 2 том, - Р-Д: Феникс, 1995.- 766 с.

  3. Н.И. Гольдфарб «Сборник вопросов и задач по физике». - М.: Высшая школа, 1973.- 352с.

  4. Г.А. Бендриков, Б.Б. Буховцев «Задачи по физике для поступающих в вузы». - М.: Наука, 1987.- 400с.

  5. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы».- М.: Дрофа, 2001.-192с.

  6. Шевцов В.А. «Поурочные планы по физике 8 класс».- Волгоград: Учитель, 2002.-100с.

  7. Полянский С.Е. «Поурочные разработки по физике 8 класс».- М.: « ВАКО», 2003.- 304с.

  8. Родина Н.А. «Световые явления».- М.: Просвещение, 1986- 32с.

  9. Орлов В. А., Ханнанов Н.К., Фадеева А.А. « Учебно - тренеровачные материалы для подготовки к ЕГЭ».- М.: Интеллект-Центр, 2003- 176с.

  10. Егорова Л.Н. « Учебное пособие. Оптика».- Саратов: Лицей, 2003- 128с.

  11. Шевцов В.А. «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. Законы Ньютона. 9-11 классы».-Волгоград: Учитель, 2005- 201с.

  12. Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. «Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы». - М.: Просвещение, 1992- 111с.

  13. Фурсов В.К. « Задачи-вопросы по физике. Пособие для учителя».-М.: Просвещение, 1977.- 64с.

  14. Кикоин И.К., Кикоин А.К. «Физика 8». М.: Просвещение, 1981- 223с.

  15. Демкович В.П., Демкович Л.П. «Сборник задач по физике для 8-10 класов средней школы».- М.: Просвещение, 1973.- 271с.

  16. Боброва С.В. «Нестандартные уроки по физике в 7-10 классах».-Волгоград: Учитель, 2002- 55с.

  17. Родина Н.А. «Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы».- М.:-Просвещение, 1991- 128с.


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения физики ученики в 8 классе должны:

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах. Сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

Уметь (деятельностно -коммуникативная составляющая образованности):

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, плавание тел, механические колебания и волны, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения. Электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, периода колебания маятника от длины нити, периода колебания груза на пружине от массы груза и жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

  • решать задачи на применение изученных физических законов.

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников( учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.

  • Контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире. Рационального применения простых механизмов.

Отношение к себе (Ценностно-ориентационная составляющая образованности):

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления личности

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку

  • понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей региона.

Отношение к другим:

  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем

  • понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.

Отношение к учебной деятельности:

  • понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации

  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона

  • понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.

Отношение к миру:

  • готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания.

Содержание и формы контроля. Критерии оценивания.

Оценка выполнения заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы).

Оценка «5». Ответ содержит 90-100% элементов знаний.

Оценка «4». Ответ содержит 70-89% элементов знаний.

Оценка «3». Ответ содержит 50-69% элементов знаний.

Оценка «2». Ответ содержит менее 50% элементов знаний.

Оценка устного ответа, письменной контрольной работы

(задания со свободно конструированным ответом).



Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности


Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная


«5»

При ответе (в письменной работе) учащийся обнаружил:

Знание формул, законов, правил , понятий, понимание причинно-следственных связей, приводит примеры связи теории с практикой, умеет пользоваться учебным материалом.

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий, при этом допущена одна несущественная ошибка, исправленная по указанию учителя.

Специальные умения: умение называть и писать формулы и определения различных физических явлений и величин, и их единиц измерения.

Общеучебные умения и навыки: объяснение применения законов в различных физических явлениях и процессах, самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, аналитически мыслить , умение прогнозировать результат, умение находить информацию и ее интерпретировать.

Коммуникативные умения: умение выбрать необходимый материал, умение выдвигать гипотезы, и комментировать их, делать обобщения и выводы, умение наглядно представлять информацию.

Признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«4»

тоже, что и на оценку «5», но при этом учащийся допускает две-три несущественных ошибки, исправленные по требованию учителя.

уровень формирования специальных и общеучебных умений и навыков соответствует оценке «5», но при этом допускается два-три недочета

Коммуникативные умения: умение выбрать необходимый материал, умение выдвигать гипотезы, и комментировать их, делать обобщения и выводы, умение наглядно представлять информацию.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«3»

знание основных формул, законов, правил, понятий. Ответ содержит не менее половины элементов знаний или при полном ответе допущена одна грубая ошибка.

не менее половины элементов специальных и общеучебных умений и навыков, и при этом допущена одна существенная ошибка.

Коммуникативные умения: затрудняется в выборе необходимого материала, представлении информации в наглядном виде; ответ не аргументирован, не сделаны обобщения и выводы.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«2»

ответ содержит менее половины элементов знаний , при этом допущено несколько существенных ошибок.

менее половины элементов специальных и общеучебных умений и навыков или допущено несколько существенных ошибок.

Коммуникативные умения: не может отобрать учебный материал, строить высказывание, наглядно представлять информацию.

не воспринимает общественную потребность и значимость развития физики, не может осознать собственного отношения к проблеме и ценность знаний для деятельности человека.


Оценка умений решать расчетные задачи.


Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценнностно-ориентационная

«5»

знаний формул, законов, понятий, понимание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи.

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена наиболее рациональным способом, при этом учащийся показал умение применять теоретические знания для решения конкретной задачи, выбрать необходимую информацию из условия задачи и его интерпретировать, составлять краткую запись, записывать формулы, сделал перевод единиц измерения физических величин

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, осознает роль физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.

«4»

знание формул, законов, понятий, понимание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи. Возможно допущение одной-двух несущественных ошибок

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом, при этом учащийся показал умение применять теоретические знания при решении конкретной задачи, выбрать необходимый материал из условия задачи и видоизменить его, составил краткую запись, правильно произвел перевод единиц измерения, и записал формулы.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, осознает роль физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.

«3»

Знание формул, законов, понятий, необходимых для решения задачи, но допущено три-четыре несущественных ошибки

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, но при этом правильно записал формулы, применяемые для решения данной задачи..

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач

«2»

Незнание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки

В логическом рассуждении допущены существенные ошибки, учащийся не может применять теоретические знания при решении конкретной задачи, выбрать необходимый материал из условия задачи и видоизменить его,

Не понимает роли физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.


Оценка экспериментальных умений.


Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

«5»

Во время работы и в отчете учащийся обнаружил;

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

эксперимент выполнен полностью и правильно в соответствии с планом и техникой безопасности, сделаны соответствующие измерения, расчеты и выводы, отчет сделан литературным языком с точным и правильным использованием основных физических понятий, формул.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«4»

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

эксперимент осуществлен в соответствии с планом и учетом правил техники безопасности не полностью, допущены две три не существенные ошибки при проведении измерений , сделаны соответствующие измерения и выводы. отчет сделан литературным языком с точным и правильным использованием основных физических понятий, формул.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«3»

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

Эксперемент осуществлен не менее чем на половину, допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в проведении измерений, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работ е с оборудованием, которая может быть исправлена по требованию учителя.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«2»

Допущены существенные ошибки при выполнении эксперимента, не владеет соответствующей номенклатурой.

Эксперимент осуществлен менее чем на половину или допущены две и более существенных ошибки в ходе эксперимента, в оформлении работы, в проведении расчетов и измерений, не сделан вывод по результатам работы.

Эксперимент выполнен без заинтересованности, не может оценить его роль в познании.

Результаты обучения.

Личностными результатами обучения физике в 8 классе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг у другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в 8 классе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах . анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в 8 классе являются:

  • знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты изменений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешности результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов м теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


© 2010-2022