Статья Дифференцированный подход в обучении физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дифференцированный подход в обучении физике»


Автор: Вольных Ольга Михайловна,

учитель физики

Россия сегодня - это динамичное государство, которое быстро перестраивается, развивается и более прочно утверждается на международной арене. Меняется социальный состав общества, его ценности, а вместе с тем, его главные стандарты, а также стандарты образования. Современные выпускники, должны уметь влиться в быстро развивающееся, динамичное, высокотехнологичное, в большой степени виртуальное, общество. Отсюда невозможно не подчеркнуть следующие противоречия:

-между коллективным характером обучения и индивидуальными особенностями каждого ученика.

-между разно уровневой подготовкой учащихся и ориентацией преподавания материала на «среднего ученика».

Происходящие социально- политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование, к сожалению сегодня, существенно отстает от современных требований общества и государства, а потому нуждается в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.

Но как преодолеть отставание образования от общих положительных перемен? Ответ на этот вопрос видится во внедрении дифференцированного подхода в обучении физике. Дифференциация происходит от латинского «differentia», - что в переводе означает - «различие, разделение». Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение - процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников.

Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается, по-разному эффективен. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития. Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. Немаловажной задачей процесса обучения является развитие ученика: его интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер. При организации дифференцированного обучения, усиливаются развивающие функции процесса обучения.

Цель дифференцированного обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. дифференциации ставятся наиболее широко. Индивидуализация понимается как предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. Учащиеся выбирают объем и сложность выполняемых заданий. Учить ребят правильному выбору в данной ситуации совершенно необходимо, так как иначе возможен неадекватный выбор, когда слабые ученики переоценивают свои силы и выбирают сложные задания, а сильные ученики стремятся подстраховать себя и ограничиться заданиями менее сложными.

В школе должна присутствовать и внутренняя, и внешняя дифференциация. При этом в средней школе осуществляется внутренняя дифференциация по способностям, результаты которой не афишируются для учащихся. Внешняя дифференциация может реализовываться только на основании склонностей и интересов, учащихся в форме кружков, факультативов, лабораторий, профильных классов. Во внутренней дифференциации два этапа: подготовительный и основной. Задача подготовительного этапа - выявить и сформировать наклонности и интересы учащихся. На этом этапе не обязательно делить школьников на различные уровни, потоки, группы. В школе в основном используется интегративная модель дифференциации. Ученики с разными способностями помещаются в разно уровневый класс. Задача учителя - учесть при работе с классом особенности всех учащихся и подобрать каждому свою программу обучения и скорость изучения материала. Мы можем говорить о высокой степени дифференциации, поскольку в принципе для каждого ребенка может быть создан свой особый путь обучения. Здесь проявляется явная дифференциация как по времени обучения, так и по его условиям и целям.

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программ различных учебных дисциплин. Принципиальной психофизиологической характеристикой учащихся 10-15 лет является их направленность на осознание себя как личности. Именно для этого возраста обязательное изучение учебного материала на одинаково высоком уровне становится особенно пагубным. Этот уровень часто является недостижимым для большинства учащихся и в сочетании с обязательностью обучения в значительной степени обедняет мотивационную сферу учебной деятельности школьников, препятствует осознанию себя как личности, как субъекта учебной деятельности. Эта проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением так называемого базового уровня.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. Наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны. Многим обучение нужно только для того, чтобы окончить школу, и потому такие ученики ограничиваются обязательным уровнем подготовки, так называемым «стандартом». Другие, в соответствии со своими склонностями и способностями, достигают более высоких результатов.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.

Индивидуальный подход: во-первых, обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, даёт возможность максимального проявления всех имеющихся у ребёнка способностей; во-вторых, без учёта индивидуальных особенностей ребёнка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние, на которое оно было рассчитано, так как характер и эффективность воздействия определяется не только его объективными составляющими, но и тем, как оно воспринимается ребёнком.

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие - этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта).

Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Проведенные исследования показали, что для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования.

Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными формами ее организации.

Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.

Школа должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить иные формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач.

Групповую работу довольно часто проводят при решении задач по различным темам курса физики. Группы подбирают различные на разных уроках. На одном уроке это могут быть группы «одинаковые» по уровню знаний, т.е. в каждой группе есть учащиеся, которые более легко справляются с заданиями, и учащиеся, которые затрудняются в решении задач. В этом случае задание содержит задачи разной степени сложности и учащиеся сами выбирают, кто какое задание будет выполнять. Конечно, более «продвинутым» ученикам приходится в этом случае помогать более слабым учащимся. Результат оценивается по тому, насколько активны все ученики и насколько хорошо они выполнили все задания.

На других уроках решения задач в группы подбираются учащиеся, имеющие более или менее одинаковые способности. Группе, где ученики «посильнее», даются более сложные задания, а там, где ученики «послабее», естественно, более простые. В этом случае ребятам не на кого надеяться, кроме как на самого себя, поэтому все работают в меру своих сил и способностей.

Как показывает практика, систематическая организация групповой работы учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше ей усваивает. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая приобретается в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ. Поэтому одна из основных задач учителя - организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с наибольшим интересом. При разработке заданий учитывается необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д. Задания составляются таким образом, чтобы можно было проверить усвоение содержания темы на разных уровнях.

Дифференцированные домашние лабораторные работы.

Домашние лабораторные работы можно то же давать дифференцированно, и уровень себе пусть выбирает сам ребенок. Это позволит ему стремиться к более высоким результатам, работать целеустремленно и заинтересованно. Домашние экспериментальные задания проводятся для закрепления и повторения изученного материала на уроке. Эту функцию выполняют экспериментальные задачи, для решения которых все данные учащиеся получают из опытов и измерений. В таких заданиях учащимся предлагается не воспроизведение изученного материала, а применение полученных знаний и умений в новых ситуациях. Домашние проблемные задания открывают возможности для школьников проявить свои индивидуальные особенности. Они полезны не только для сильных и средних учеников, но и для слабых.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Наблюдение интерференции и дифракции света

(вариант 1)


Интерференцию световых волн можно наблюдать при рассматривании на солнечном или электрическом свете следов от пальцев рук на чистом обезжиренном стекле. Хорошо наблюдается интерференционная картинка на лазерном диске, если рассматривать его под некоторым углом по направлению к солнцу или лампе накаливания.

Разломите лезвие бритвы пополам и положите половинки на мокрое стекло, так чтобы образовалась тонкая узкая щель. Раздвигая половинки лезвий, отрегулируйте размер щели и наблюдайте дифракционные спектры. Результаты наблюдений запиши в тетрадь.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Наблюдение интерференции и дифракции света

(вариант 2)

Цель работы:

исследовать явление интерференции и дифракции света.

Оборудование:

две стеклянные пластины, лист фольги с прорезью длиной 1-2 см, сделанной с помощью лезвия бритвы, лампа накаливания , цветные карандаши, грампластинка, лазерный диск, капроновый лоскут.

Ход работы

Наблюдение интерференции света

  1. Сложите стеклянные пластины вместе и слегка сожмите пальцами. При

этом вокруг отдельных мест соприкосновения образуются воздушные зазоры разной формы (они играют роль тонкой пленки).

2.Рассматривайте пластины в отраженном свете и наблюдайте радужную интерференционную картину.

3.Увеличьте нажим на стеклянные пластины и наблюдайте за изменениями картины.

4. Пронаблюдайте интерференционные картины в проходящем свете.

5.Зарисуйте в таблицу наблюдаемые интерференционные картины.

Таблица 1

Условия наблюдения

Интерференционная картина


в отраженном свете

в проходящем свете

При слабом нажиме

на пластины

При увеличении нажима

на пластины

Наблюдение дифракции света

  1. Расположите лист фольги со щелью вертикально и приблизите ее вплотную к глазу.

  2. Смотря сквозь щель на нить лампы, установленную на демонстрационном столе, наблюдайте дифракционную картину.

  3. Увеличивайте ширину щели, слегка растянув фольгу, и наблюдайте дифракционную картину.

  4. Наблюдайте дифракционную картину, получаемую с помощью лоскутков капрона в проходящем свете.

  5. Наблюдайте дифракционную картину в отраженном свете, полученную с помощью грампластинки или лазерного диска.

  6. Зарисуйте в таблицу наблюдаемые при разных условиях дифракционные картины.

Таблица 2


Условия наблюдения



Дифракционная картина

Узкая щель

Более широкая щель

От лоскута капрона

В отраженном свете

7. Сформулируйте выводы по эксперименту.











Литература


1. Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. - 1999.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998.

4. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение

педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика. - 1992. - № 9-10.

5. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. Дифференциация в обучении математики //Математика в школе

- 1990. - № 4.

6. Елисеев В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе

Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. - с. 8-17.

7. Завельский Концепция работы гимназии № 1543 с одаренными детьми // Завуч. -2000. - № 2.

8. Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение //Дифференциация как система. Ч.1. М., 1992.




© 2010-2022