Доклад на тему Преемственность физического образования - вопросы и проблемы

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ

А. И. Манданов

МБОУ «Осинская СОШ № 1», с. Оса Иркутской области

Стремительное развитие научно-технических отраслей производства привело к реформе преподавания физики в средней школе, введению новых стандартов образования, также в последние годы выпускники школ сдают ЕГЭ. Но поставленная задача эффективного реформирования системы школьного образования в данное время еще не решена. Многие студенты - первокурсники технических вузов испытывают достаточно большие трудности при обучении, не подтверждают своих знаний по предмету.

Для решения данной проблемы необходимо организовать постоянную подготовку учащихся на протяжении обучения в средней школе. Очевидно, что возникает проблема преемственности в преподавании физики, причем не только в средней школе, но и в высшей.

Многие классики педагогической науки (К. Д. Ушинский, И. Песталоцци) подчеркивали необходимость преемственности и непрерывности в образовании, они указывали, что знания усваиваются лучше, когда следующая часть основана на предыдущей части, а новое знание соединяется с ранее усвоенным в строго логическом порядке.

Преемственность в обучении физике можно понимать как определенную взаимосвязь при изучении отдельных разделов и тем, расширение знаний и умений, полученных на определенных этапах изучения физики. Несомненно, должны повышаться и развиваться компетенции учащегося, его знания должны успешно работать в практике. Преемственность в учебном процессе средней и высшей школы предполагает разработку и использование общих, единых подходов при изучении физики, повышение роли самостоятельной работы учащихся.

Каким же образом возможно реализовать принцип преемственности физического образования в школе и вузе?

Традиционно изучение физики в средней школе начинается с 7 класса и продолжается на протяжении пяти лет. Опыт преподавания показывает, что далеко не все семиклассники справляются с вводным курсом физики, испытывают затруднения при решении задач, не совсем четко представляют смысл физических выражений и терминов. Особенно трудным для обучения физике является 9 класс, где в течение учебного года учащиеся должны изучить практически всю физику - начиная с механического движения и заканчивая строением ядра. Для решения вышеуказанных проблем целесообразно перейти к пропедевтическому изучению физики, начиная уже с 6, а возможно и с 5 класса. Имеет смысл введения элективных курсов по физике с седьмого класса, причем эти курсы должны расширять и усиливать соответствующие разделы физики. Должна быть отработана система предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, нацеленная на подготовку школьников к успешной сдаче ЕГЭ и последующему их обучению в вузах технического профиля.

При использовании вышеуказанных подходов изучение курса физики будет разбиваться на ряд последовательных, логически связанных между собой этапов обучения (основная школа - средняя школа - университет), обеспечивающих преемственность физического образования, как в содержании, так и в организации учебного процесса.

Для реализации принципа преемственности образования в школе и вузе необходимо более тесное взаимодействие высшей и средней школы. В области учебно-методической деятельности возможно проведение обучающих тренингов и лекториев для учителей школ, совместное проведение научно-практических конференций и олимпиад для учащихся и преподавателей, разработка учебных материалов и пособий. Очень большое значение для совместной работы имеет профориентационная деятельность вузов, включающая дни открытых дверей, информацию об обучении в СМИ и сети Интернет. Следует отметить, что в последние годы многие вузы Иркутска активно сотрудничают со средними школами, занимаются профориентацией.

В последние годы в технических вузах заметно увеличилось число специальностей, предполагающих изучение курса физики, являющегося фундаментом для подготовки будущего инженера. Поэтому проблема преемственности физического образования в системе средней и высшей школы является достаточно актуальной и требующей решения.

Список литературы

1. Годник С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж: ВГУ, 2009.

2. Потапова М. В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании.- М: Прометей, 1988.



© 2010-2022