- Преподавателю
- Физика
- Технологическая карта к уроку Строение вещества. Молекула. Броуновское движение
Технологическая карта к уроку Строение вещества. Молекула. Броуновское движение
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жиговская О.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока №5
Тема урока: строение вещества. Молекула. Броуновское движение.
Тип урока: урок открытия нового знаний.
Цель урока: дать представление о дискретности вещества, первоначальные сведения о строении молекул. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул.
Задачи урока:
-
обучающие: познакомить учащихся со строением вещества. Ввести новые понятия: "молекула", "атом". Познакомить учащихся со свойствами молекул. Показать необходимость изучения данной темы и использование знаний по теме на практике;
-
развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес, расширять их кругозор, память, воображение. Развивать умение думать, делать выводы, сравнивать, размышлять, Применять полученные знания в новой ситуации. Формирование информационной компетентности;
-
Воспитательная: формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения, Продолжать формировать положительную мотивацию к учению. Коммуникативные умения, дисциплинированность. Прививать интерес к изучению физики;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Строение вещества. Молекула", учебник "Физика -7" А.В. Пёрышкин, три мензурки, синяя гуашь, сосуд с водой.
Ход урока
1. Орг. момент.
Повторение ранее изученного материала:
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Организационный момент
Цель:
-
выработать на лично-значимом уровне ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности при работе с физическими приборами и пособиями.
Учебная деятельность создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Личностные:
-
сформированность позитивной интерес к предмету.
Коммуникативные:
-
слушать,
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2
Актуализация опорных знаний. Самопроверка.
Цель:
-
подготовка мышления учащихся.
-
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
-
Активизация всех мыслительных операций (сравнение, анализ мышления и т.д.). Познавательных процессов (внимание, память, мышление).
-
воспроизведение и фиксация ЗУНов достаточных для построения нового способа действий;
-
актуализация норм новой учебной деятельности («надо», «хочу», «могу»);
Личностные:
-
сформировать потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:
-
умение задавать вопросы.;
-
формулирование собственного мнения.
Познавательные:
-
поиск и выделение информации
-
умение строить речевое высказывание
Регулятивные:
-
планирование своих действий
3
Объяснение нового материала
Цель:
-
организовать анализ учащимися нового материала и известных фактов из жизни и на этой формировать умения различать предметы одинаковой формы, но разного объема; одинакового объем, но различной формы.
Постановка проблемной ситуации и направление учащихся на решение проблемы.
-
Анализирует известный опыт;
-
Сопоставляет известный опыт с новым материалом;
-
Выделяет гипотезы;
-
Ведут записи;
Личностные:
-
сформировать потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:
-
умение задавать вопросы.;
-
формулирование собственного мнения.
Познавательные:
-
поиск и выделение информации
-
умение строить речевое высказывание
-
анализ объектов с целью выделения признаков
-
синтез
-
выбор оснований и критериев для сравнения
-
классификация объектов
-
подведение под понятие,
-
выдвижение гипотез, их обоснование
-
сравнение, классификация, синтез
Регулятивные:
-
планирование своих действий
4
Первичное закрепление
Цель:
-
усвоить учащимся новый способ действия
Учитель - организатор. Обращает внимание на составленный алгоритма применения знаний.
Решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий
Личностные:
-
формирование мотивов достижения целей,
-
Формирование границ «знания» и «незнания»
Коммуникативные:
-
умение договариваться, приходить к общему решению
-
контроль действий партнёра
-
использование речи для регуляции своего действия
Регулятивные:
-
принятие и сохранение учебной задачи
-
учёт правила в планировании и контроле способа решения
Познавательные:
-
структурирование знаний
-
установление причинно - следственных связей
5
Самостоятельная работа Цель:
-
применение нового знания в типовых заданиях.
-
организация самостоятельной работы
-
организация самопроверки учащихся по эталону
-
создание (по возможности) ситуации успеха для каждого ребенка;
-
для учащихся допустивших ошибки предоставляется выявление причин ошибок и их исправление
-
пошаговая проверка по алгоритму своих действий;
-
фиксация ( «+» «-») положительных результатов своих действий;
-
оценивание своих результатов освоения нового способа действий.
Личностные:
-
развитие самооценки личности
-
формирование адекватной позитивной самооценки
-
формирование границ собственного «знания» и «незнания»
Регулятивные:
-
планирование своих действий в соответствии с задачей
-
учёт правил в контроле способа решения
-
осуществление итогового и пошагового контроля по результату
-
оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
-
внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок
6
Рефлексия учебной деятельност
Цель:
-
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
-
организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности
-
определение заданий самоподготовки с элементами выбора и творчества
-
соотнесение цели и результатов учебной деятельности, фиксация степени этого соответствия, и намечают цели дальнейшего действия
Личностные:
-
формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самвоспринятия
-
формирование границ собственного «знания « и «незнания»
Регулятивные:
-
восприятие оценки учителя
-
адекватная самооценка
Познавательные:
-
построение речевого высказывания в устной и письменной форме
-
анализ
-
синтез
-
установление причинно-следственных связей
Растереть кусочек мела. Каждый кусочек тела будет иметь свойства, присущие данному веществу. «Можно ли дальше дробить пылинку?»
На вопрос из чего состоят все тела, учёные задумывались в глубокой древности, т. к. нужно было заниматься строительством: строить храмы, пирамиды, развивалось мореплавание, возделывались земельные участки. А для этого нужно было знать как ведут себя тела, вещества в тех или иных условиях. Нужны были сведения о свойствах различных материалах и т.д.
Учёные того времени поставили вопрос: "Из чего состоят все окружающие нас тела?"
Сплошные они или состоят из каких то очень маленьких частиц, которые не возможно увидеть, но о существовании которых на основе наблюдений они догадывались.
Дробить пылинку можно до получения молекулы
В свою очередь молекулы из чего состоят - атомы.
H2O, PCN (пенецилин 41 атом), молекула гемоглобина (1400 атомов), молекула ДНК (тысячи отомов)
Сколько атомов - смотрим таблицу Менделеева.
Рассмотрим опыт: в сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Через некоторое время вода в ней станет синей. Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду. Раствор во втором сосуде будет окрашен слабее, чем в первом. Затем из второго сосуда снова отольём раствор уже в третий сосуд и дольём его вновь чистой водой. В этом сосуде вода будет окрашена ещё слабее, чем во втором сосуде.
Как расположены молекулы?
Рассмотрим опыт: стальной шарик проходит сквозь кольцо. Нагреваем шарик, и он не проходит через кольцо.
Переходим к обсуждению вопроса: «Изменение объема при нагревании» обсуждают вопрос в парах.
Подтверждаем вывод видео «Нагревание воды в колбе», смешивание воды и спирта
Наглядный опыт смешивания гороха и манной крупы.
Рассказ об опыте Броуна и демонстрация видео. Каковы причины хаотического движения?
§7 - 9. Сборник - 48, 49, 50.