Технологическая карта к уроку Строение вещества. Молекула. Броуновское движение

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока №5

Тема урока: строение вещества. Молекула. Броуновское движение.

Тип урока: урок открытия нового знаний.

Цель урока: дать представление о дискретности вещества, первоначальные сведения о строении молекул. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул.

Задачи урока:

  • обучающие: познакомить учащихся со строением вещества. Ввести новые понятия: "молекула", "атом". Познакомить учащихся со свойствами молекул. Показать необходимость изучения данной темы и использование знаний по теме на практике;

  • развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес, расширять их кругозор, память, воображение. Развивать умение думать, делать выводы, сравнивать, размышлять, Применять полученные знания в новой ситуации. Формирование информационной компетентности;

  • Воспитательная: формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения, Продолжать формировать положительную мотивацию к учению. Коммуникативные умения, дисциплинированность. Прививать интерес к изучению физики;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Строение вещества. Молекула", учебник "Физика -7" А.В. Пёрышкин, три мензурки, синяя гуашь, сосуд с водой.

Ход урока

1. Орг. момент.

Повторение ранее изученного материала:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Цель:

  • выработать на лично-значимом уровне ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности при работе с физическими приборами и пособиями.

Учебная деятельность создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Личностные:

  • сформированность позитивной интерес к предмету.

Коммуникативные:

  • слушать,

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация опорных знаний. Самопроверка.

Цель:

  • подготовка мышления учащихся.

  • самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

  • Активизация всех мыслительных операций (сравнение, анализ мышления и т.д.). Познавательных процессов (внимание, память, мышление).

  • воспроизведение и фиксация ЗУНов достаточных для построения нового способа действий;

  • актуализация норм новой учебной деятельности («надо», «хочу», «могу»);

Личностные:

  • сформировать потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

  • умение задавать вопросы.;

  • формулирование собственного мнения.

Познавательные:

  • поиск и выделение информации

  • умение строить речевое высказывание

Регулятивные:

  • планирование своих действий

3

Объяснение нового материала

Цель:

  • организовать анализ учащимися нового материала и известных фактов из жизни и на этой формировать умения различать предметы одинаковой формы, но разного объема; одинакового объем, но различной формы.

Постановка проблемной ситуации и направление учащихся на решение проблемы.

  • Анализирует известный опыт;

  • Сопоставляет известный опыт с новым материалом;

  • Выделяет гипотезы;

  • Ведут записи;

Личностные:

  • сформировать потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

  • умение задавать вопросы.;

  • формулирование собственного мнения.

Познавательные:

  • поиск и выделение информации

  • умение строить речевое высказывание

  • анализ объектов с целью выделения признаков

  • синтез

  • выбор оснований и критериев для сравнения

  • классификация объектов

  • подведение под понятие,

  • выдвижение гипотез, их обоснование

  • сравнение, классификация, синтез

Регулятивные:

  • планирование своих действий

4

Первичное закрепление

Цель:

  • усвоить учащимся новый способ действия

Учитель - организатор. Обращает внимание на составленный алгоритма применения знаний.

Решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий

Личностные:

  • формирование мотивов достижения целей,

  • Формирование границ «знания» и «незнания»

Коммуникативные:

  • умение договариваться, приходить к общему решению

  • контроль действий партнёра

  • использование речи для регуляции своего действия

Регулятивные:

  • принятие и сохранение учебной задачи

  • учёт правила в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

  • структурирование знаний

  • установление причинно - следственных связей

5

Самостоятельная работа Цель:

  • применение нового знания в типовых заданиях.


  • организация самостоятельной работы

  • организация самопроверки учащихся по эталону

  • создание (по возможности) ситуации успеха для каждого ребенка;

  • для учащихся допустивших ошибки предоставляется выявление причин ошибок и их исправление

  • пошаговая проверка по алгоритму своих действий;

  • фиксация ( «+» «-») положительных результатов своих действий;

  • оценивание своих результатов освоения нового способа действий.

Личностные:

  • развитие самооценки личности

  • формирование адекватной позитивной самооценки

  • формирование границ собственного «знания» и «незнания»

Регулятивные:

  • планирование своих действий в соответствии с задачей

  • учёт правил в контроле способа решения

  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату

  • оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

  • внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок

6

Рефлексия учебной деятельност

Цель:

  • самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

  • организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

  • определение заданий самоподготовки с элементами выбора и творчества

  • соотнесение цели и результатов учебной деятельности, фиксация степени этого соответствия, и намечают цели дальнейшего действия

Личностные:

  • формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самвоспринятия

  • формирование границ собственного «знания « и «незнания»

Регулятивные:

  • восприятие оценки учителя

  • адекватная самооценка

Познавательные:

  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  • анализ

  • синтез

  • установление причинно-следственных связей

Растереть кусочек мела. Каждый кусочек тела будет иметь свойства, присущие данному веществу. «Можно ли дальше дробить пылинку?»

На вопрос из чего состоят все тела, учёные задумывались в глубокой древности, т. к. нужно было заниматься строительством: строить храмы, пирамиды, развивалось мореплавание, возделывались земельные участки. А для этого нужно было знать как ведут себя тела, вещества в тех или иных условиях. Нужны были сведения о свойствах различных материалах и т.д.

Учёные того времени поставили вопрос: "Из чего состоят все окружающие нас тела?"

Сплошные они или состоят из каких то очень маленьких частиц, которые не возможно увидеть, но о существовании которых на основе наблюдений они догадывались.

Дробить пылинку можно до получения молекулы

В свою очередь молекулы из чего состоят - атомы.

H2O, PCN (пенецилин 41 атом), молекула гемоглобина (1400 атомов), молекула ДНК (тысячи отомов)

Сколько атомов - смотрим таблицу Менделеева.

Рассмотрим опыт: в сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Через некоторое время вода в ней станет синей. Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду. Раствор во втором сосуде будет окрашен слабее, чем в первом. Затем из второго сосуда снова отольём раствор уже в третий сосуд и дольём его вновь чистой водой. В этом сосуде вода будет окрашена ещё слабее, чем во втором сосуде.

Как расположены молекулы?

Рассмотрим опыт: стальной шарик проходит сквозь кольцо. Нагреваем шарик, и он не проходит через кольцо.

Переходим к обсуждению вопроса: «Изменение объема при нагревании» обсуждают вопрос в парах.

Подтверждаем вывод видео «Нагревание воды в колбе», смешивание воды и спирта

Наглядный опыт смешивания гороха и манной крупы.

Рассказ об опыте Броуна и демонстрация видео. Каковы причины хаотического движения?

§7 - 9. Сборник - 48, 49, 50.

© 2010-2022