- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка по физике на тему Механическое движение
Методическая разработка по физике на тему Механическое движение
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андреева И.Н. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Андреева Ирина Николаевна
Учитель физики МБОУ «СОШ №12» города Новочебоксарска
Чувашской Республики
Учебно-методический комплект «Сферы»: Физика 7 класс,
авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев., 2012г.
Методическая разработка урока
Тема урока: Механическое движение
Цель урока: Усвоение знаний о механическом движении.
Задачи урока:
Образовательные:
ввести основные понятия механического движения: относительность движения, траектория, пройденный путь, равномерное и неравномерное движение; ввести понятие скорости как физической величины, формулу и единицы ее измерения.
Развивающие:
развить навыки самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования; формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания.
Воспитательные:
развить познавательный интерес, воспитывать умение видеть физику вокруг себя, в различных областях жизнедеятельности
Планируемые результаты: Знать и понимать смысл понятий: «путь», «траектория», «относительность движения»; уметь определять вид траектории и пройденный путь в различных системах отсчета.
Перечень оборудования кабинета к уроку: ПК, мультимедийный проектор, электронная презентация урока «Механическое движение», *электронное приложение к учебнику В.В.Белаги, И.А. Ломаченкова, Ю.А. Панебратцева.
Структура урока:
-
Организационный момент (2 мин)
-
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока
(3 мин)
-
Актуализация знаний (2 мин.)
-
Изучение нового материала (20 мин.)
-
Закрепление (12 мин.)
-
Подведение итогов урока. Рефлексия. (4 мин.)
-
Домашнее задание(2 мин.)
Содержание этапов урока:
Конспект урока.
-
Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока.
Слайд 1
Здравствуйте ребята. Обратите внимание на экран (* «Примеры механического движения»). Что общего между данными телами? (Все тела меняют своё положение относительно других тел, движутся). Какой же будет тема урока? Это механическое движение.
Слайд 2
Запишите тему урока. Понятие движение имеет широкий смысл. Иногда так называют любое изменение, происходящее в природе. Мы с вами сегодня используем его в более узком смысле, и будем говорить только о механическом движении. Так, какова же цель нашего сегодняшнего урока? Верно, понять, что же такое механическое движение, изучить особенность механического движения, как одного из видов движения.
-
Актуализация знаний
Мы с вами изучили основные положения о строении вещества. Вспомним, что все вещества состоят из? (молекул). Каково поведение молекул в веществе? (Молекулы в веществе двигаются непрерывно, беспорядочно, хаотично). Но движутся не только молекулы. Движутся люди, животные, небесные тела, словом всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания, т. е. материя.
Основное свойство материи - движение. Движение - есть жизнь.
-
Изучение нового материала
Итак, тема нашего урока «Механическое движение».
Как мы определяем, движется тело или находится в покое? Как вы думаете, движутся люди или покоятся?
Слайд 3
Учащиеся, как правило, дают и тот, и другой ответ. Кто же прав?
В результате дискуссии по этому вопросу необходимо подвести учащихся к выводу о том, что чтобы определить движется тело или находится в покое необходимо выбрать тело, относительно которого происходит или нет изменение положения тела, т.е. тело отсчета (*рис. «Выбор тела отсчёта»).
Слайд 4
Сделаем вывод. Чтобы понять движется тело или покоится, надо выбрать тело отсчета и посмотреть меняет тело своё местонахождение относительно него или нет. Значит движение и покой это понятие относительное.
Почему? Тело может находиться в состоянии покоя относительно одного тела и одновременно в состоянии движения относительно другого тела (*анимация «Относительное движение»).
Например: движение в лифте, движение в поезде и т.д. Учащиеся приводят свои примеры.
Любое тело, перемещаясь в пространстве, оставляет видимые и невидимые следы.
Слайд 5
Формулируем вывод, предлагая учащимся самим его сформулировать: механическим движением тела называется изменение с течением времени его положения по отношению к другим телам.
Учащиеся записывают определение в тетрадях.
Слайд 6
Ребята, как вы, думаете, как движется любое тело в пространстве? (Изменяет свое положение в пространстве, переходя из одного места в другое, тело движется по некоторой линии видимой или невидимой - прямой, ломаной, кривой, в зависимости от направления движения).
Проводя мелом по доске, мы оставляем на ней след - траекторию движения кончика мела относительно доски.
Слайд 7
Линия, по которой движется тело, называется траекторией. Наблюдение траектории движения предметов (*Анимации «Видимая траектория», «Невидимая траектория», «Траектория в форме кривой, ломаной, прямой»). Траектория - тоже понятие относительное (*Анимации «Зависимость формы траектории точки на ободе, на пропеллере»). Как движется тело по эскалатору? (по прямой линии). Если траектория тела - прямая линия, то такое движение называется прямолинейным.
Слайд 8
Какова длина траектории, представленной ломаной линией? (Длина этой траектории - сумма длин всех отрезков).
Как вы думаете, если мы измерим длину траектории, что мы определим? (Пройденный путь). Пройденный путь - это длина траектории. Обозначение S. Какие вы знаете единицы измерения пройденного пути? ( Километры, метры, мили и т.д.). В международной системе единиц СИ за эталон пройденного пути выбран 1 метр.
1 мм = 0,001 м,
1 см = 0,01м.,
1 дм = 0,1 м.,
1 км = 1000 м.
Слайд 9
Если тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называется равномерным. Такое движение на практике встречается очень редко, в большинстве случаев движение тел является неравномерным. Какое движение называется неравномерным? Если тело за любые равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют неравномерным. (*Анимация «Примеры равномерного и неравномерного движения»).
Разминка. А теперь отгадаем загадки. Тот, кто отгадал, не произносит ответ вслух, а встает и изображает загаданный объект, если ответ правильный, все повторяют за ним.
Загадки.
-
1.Крыльев нет, но эта птица,
Пролетит и прилунится
Чудо - птица, алый хвост,
Пролетела в стаю звезд,
Хороша, как чудо света
Что ж летит, ответь? (ракета)
Слайд 10
2. Чтобы он тебя повез,
Ему не нужен овес,
Накорми его бензином
На копыта дай резину,
И тогда поднявши пыль, побежит…
(автомобиль)
Слайд 11
3. Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым - белым,
Смело в небе проплывает,
человек им управляет,
обгоняет птиц полет.
Что такое? (самолет)
Слайд 12
4.Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут,
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись не зевай, Отправляется...
(трамвай)
Слайд 13
3.Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
В четыре такта его цикл,
это быстрый…
(мотоцикл)
6.Ест он уголь, пьет и воду,
А напьется, даст и ходу.
Что ни говори, силен,
Хоть дымит порою он,
Везет обоз на сто колес,
Это сильный …
(паровоз)
Слайд 14 Слайд 15
-
Закрепление
Учащиеся выполняют тест с взаимопроверкой:
-
Механическим движением называют…
-
изменение положения тела.
-
изменение положения тела относительно других тел.
-
нарушение покоя тела.
-
изменение положения тела относительно Земли.
-
-
Траектория - это…
-
путь тела.
-
след, который оставляет движущееся тело.
-
место, куда движется тело.
-
линия, по которой движется тело.
-
-
Что такое путь?
-
расстояние, на которое переместилось тело.
-
часть траектории, по которой двигалось тело.
-
длина траектории, пройденная телом за данное время движения.
-
-
Какая единица принята в СИ для измерения пути в качестве основной?
-
миллиметр.
-
сантиметр.
-
метр.
-
километр.
-
-
Человек, сидящий в едущем трамвае, движется относительно…
-
зданий.
-
других пассажиров,
-
людей на тротуаре.
-
водителя трамвая.
-
Вопрос
1
2
3
4
5
Ответ
b
d
c
c
a,c
Тетрадь-тренажер: №1, №2, стр.29. , №8, стр.31.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Слайд 16
Анализ и оценка успешности достижения целей урока. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
Выберите смайлик, соответствующий вашему впечатлению от урока.
-
Домашнее задание.
Слайд 17
Учебник §13
Эксперимент. Мои физические исследования (стр.37 учебника)
Измерьте длину своего шага. Посчитайте количество шагов от дома до школы. Определите пройденный путь. Ответ дайте в метрах
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока
-
Белага В.В. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -- М.: Просвещение, 2009. - 144с.;ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы).
-
Физика. Тетрадь-тренажер. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / [Д.А. Артеменков, В.В. Белага, Н.И. Воронцова и др.] под ред. Ю.А. Панебратцева; Рос. акад. наук, Рос .акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 96с.;ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы).
-
Артеменков Д.А. Задачник.7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Артеменков, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев; [под ред. Ю.А. Панебратцева]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -- М.: Просвещение, 2010. - 47 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы).
-
Артеменков Д.А. Физика. Поурочное тематическое планирование. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / А. Артеменков, Н.И. Воронцова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -- М.: Просвещение, 2009. - 32 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы).
-
Электронное приложение к учебнику В.В.Белаги, И.А. Ломаченкова, Ю.А. Панебратцева.