- Преподавателю
- Физика
- План урока Применение уравнения теплового баланса при решении задач
План урока Применение уравнения теплового баланса при решении задач
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кокшина Т.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАН УРОКА
Тема: Применение уравнения теплового баланса при решении задач.
Цели урока:
1.Обучающая: обобщить и закрепить ранее изученный материал.
2.Развивающая:
-развивать умения работать самостоятельно при нахождении и подготовки материала для опережающего домашнего задания; при выступлении с докладом; при решении проблемных задач; при выполнении тестовых заданий;
-показать значимость полученных знаний в изучении общетехнических дисциплин;
-формировать мировоззрение студентов о фазовых переходах, о физических явлениях в природе и технике.
3.Воспитательная: воспитать интерес к изучаемой дисциплине, умения слушать и отвечать на вопросы, воспитать профессиональный интерес.
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.
Вид урока: решение задач.
Оборудование и оснащение: калориметр, термометр, весы электронные,
мультимедийное оборудование; учебники В.Ф.Дмитриева «Физика», таблицы постоянных величин, калькуляторы.
Межпредметная связь: математика, гидравлика, пневматика и термодинамика; автоматическое управление.
Ход и содержание урока
-
№№
элемента
Структурные элементы занятия
Содержание элемента занятия
Время,
мин
Методическое обеспечение
1
Организационный момент
Приветствие студентов
Проверка присутствующих Проверка готовности студентов к занятию
1
-
2
Целеполагание и мотивация
Сообщение темы и плана урока; конкретизация задач и создание мотивации учебной деятельности
2
Презентация
3
Актуализация:
Выяснение ответов на вопросы домашнего задания
1)Сформулируйте уравнение теплового баланса.
2)Какая система в термодинамике называется замкнутой?
3)При каких термодинамических процессах выполняется уравнение теплового баланса?
Постановка проблемной ситуации
-экспериментальная задача, проведение опыта и постановка вопроса задачи;
Выполнение опережающего домашнего задания
-доклады студентов;
-работа над диаграммами;
-работа над формулами;
-ответы на вопросы:
1)От каких величин зависит количество теплоты, необходимое для нагревания вещества?
2)Укажите формулу количества вещества, необходимого для плавления твердого тела.
3)Зависит ли количество теплоты, необходимое для порообразования, от температуры жидкости?
Решение задач
-решение экспериментальной задачи;
-работа над таблицей постоянных величин;
Эвристический диалог
-решение задач о здоровом образе жизни;
Применение изученного материала в технике
-описание различных типов термометров;
-использование воды для теплопроводности (в котлах на энергетической установке, в грелках, теплотрассах);
-применение термометров сопротивлений, термометрических систем.
5
5
15
15
8
7
Слайды
Оборудование к опыту
Презентация
Калькулятор, таблицы постоянных величин
Раздаточный материал
4
Закрепление учебной информации: самостоятельная работа (тест)
Коллективная форма работы.
15
Раздаточный материал ввиде тестового задания
5
Подведение итогов
Информация о верных ответах тестовых заданий;
Выявление уровня усвоения учебного материала.
5
-
6
Информация о домашнем задании
-
В.Ф.Дмитриев. Физика
§ §6.1…6.4; в.1…6с.115, Повторить разделы 3,4,5; решить задачу №4 с.82
2
-
-
Применение фазового перехода и уравнения теплового баланса в технике
-При определении температуры используются различные типы термометров: ртутные, термопары, термометры сопротивлений. При градуировке термометров для повседневного использования можно градуировать, используя две фиксированные точки: температуру таяния льда и температуру кипения воды. На шкале Форенгейта эти температуры составляют 32 ºF и 212ºF. На шкале Цельсия те же самые точки составляют 0ºС и 100ºС.
-Котел на современной энергетической установке работает при температуре 1100 ºF.температура по шкале Цельсия составляет при этом 661 ºC, а по абсолютной шкале температур 934 К.
-в грелках обычно используют воду, т.к. теплопроводность воды большая, затраты незначительны.
-в новых термометрических системах используется свойство жидких кристаллов изменять цвет при определенной температуре. В промышленности для горячих печей и горнов применяется целый набор восков. Каждый из которых плавится при определенной температуре. Цвет раскаленных металлов зависит от температуры. Существуют специальные инструменты - оптические пирометры, которые позволяют определять яркость раскаленных металлов путем сравнения с различными эталонами.
- учет удельной теплоемкости веществ при получении различных смесей определенной температуры.
Тестовые задания
Тема: Плавление и кристаллизация, нагревание и охлаждение. Уравнение теплового баланса
Вариант 1
1.Алюминиевую и серебряную ложки одинаковой массы и температуры опустили в кипяток. Равное ли количество теплоты получат они от воды?
А.одинаковое Б.больше алюминиевая В.больше серебряная
2.На одинаковых горелках нагревались вода, медь и железо равной массы. Укажите, какой график на рис.1 соответствует железу:
А. I Б. II В. III
Т,С
Рис.1 t,с
t,с
Рис.2
3.Сколько воды можно нагреть от 15º С до кипения, если сообщить ей 178,5 кДж теплоты?
А. 1 кг Б. 1,5 кг В. 0,5 кг
.4.Алюминиевый и медный бруски массой 1кг каждый нагреты до температуры их плавления. Для плавления какого их этих тел потребуется больше энергии?
А. алюминиевый Б.медный В. Одинаково
5.На графике представлена зависимость температуры Т вещества от времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом состоянии. Какая из точек соответствует началу процесса плавления?(рис.2)
А.1 Б.2 В.3 Г.5
6. Как изменится температура кипения жидкости с увеличением давления?
А.увеличится Б. не изменится В.уменьшится
Тестовые задания
Тема: Плавление и кристаллизация, нагревание и охлаждение. Уравнение теплового баланса
Вариант 2
-
На что больше расходуется энергии: на нагревание чугунного горшка или воды, налитой в него, если их массы одинаковы?
А. на чугунный горшок Б. на нагревание воды
2.На одинаковых горелках нагревались вода, медь и железо равной массы. Укажите, какой график на рис.1 соответствует воде:
А. I Б. II В. III
T
Рис.1 t,с
Т,С
t,с
Рис.2
3.Для изменения температуры металлической детали массой 100 г от 20 до 40 С потребовалось 280 Дж энергии. Определите, из какого металла сделана деталь?
А.из серебра Б.из олова В.из свинца
4.Куски льда и свинца массой 1 кг нагреты до температуры их плавления. Для плавления какого из этих тел потребуется больше энергии?
А.одинаково Б.для льда В.для свинца
5.На графике представлена зависимость температуры Т вещества от времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом состоянии. Какая из точек соответствует концу процесса плавления?(рис.2)
А. 1 Б 2 В.3 Г.5
6. В процессе парообразования жидкость
А.поглощает энергию; Б.выделяет энергию; В. Энергия не меняется