Урок открытия нового знания

Урок открытия нового знанияна котором новые знания учащиееся осваивают сами, прибегая к помощи, друг друга, работая со справочной литературой и конечно, в сложной ситуации учитель обязательно приходит на помощь, дав наводящий вопрос, который поможет найти ответ самостоятельно. Методы и приемы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, отвечают решению поставленных задач на уроке. Запланированные методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности: пос...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Универсальная технологическая карта урока

Предмет

Физика

Класс

8

Тема урока

Линзы


Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные


  1. Научаться давать определение линзы, их делить их на две группы.

  2. Сформируют понятие фокуса линзы и фокусного расстояния.

  3. Экспериментально установят ход лучей в линзах

  4. Экспериментально выяснят зависимость размера изображения от положения предмета по отношению к фокусу линзы.

  5. Сформируют представление о применении линз

Регулятивные:

Развивают навыки ставить цель и организовывать свою деятельность.

Познавательные:

Развивают умения строить логические рассуждения и делать выводы.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и её представлять.

Коммуникативные:

Развивают умения продуктивно взаимодействовать с членами группы при взаимообучении

1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Выработка грамотной речи.

3. Владение основами самоконтроля и самооценки для осуществления познавательной деятельности.


Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, технологии)

Оборудование

Интернет, сайт «Классная физика», «Коллекция ЦОР»


Генденштейн Л.Э. 8 кл «Физика»

Элементы технологии исследовательского мышления

АРМ учителя, netbook для учащихся

презентация для урока в программе Notebook

видеофрагменты для учащихся,

демонстрационная доска с набором линз,

собирающие и рассеивающие линзы,

экраны, свечки, рулетки, линейки,

карточки с заданиями

Основные понятия

Линза (собирающая и рассевающая), главная оптическая ось, фокус, фокусное расстояние

Форма проведения урока

урок-исследование


  1. Мотивационно - целевой этап урока

Цель: создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к теме и цели урока и выбрать необходимые понятия для изучения темы

Продолжительность: 10 мин

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

Организует познавательную беседу, вызывая интерес учащихся к получению новых знаний.


Создает проблемную ситуацию

- Посмотрите на доску - здесь вы видите набор тел. Что между ними общего и в чем разница?

- Послушайте басню Крылова и ответьте на вопрос, что общего между этим набором тел и содержанием басни?

- Слушает предположения учащихся, фиксирует верные и просит ребят определить тему урока и поставить цель при помощи опорных слов: что, какие и где.

- Так что такое линза, и какими свойствами она обладает?


  1. Выделяют разную форму и общее свойство - прозрачность тел;

  2. Слушают басню и предполагают, что прозрачные на доске тела есть не что иное, как линзы.

  3. Формулируют тему и цели урока, один из учеников фиксирует их на доске.

  4. Записывают число и тему урока в тетради.


  1. Выдвигают гипотезы.


  1. Повторение известных характеристик геометрических тел.


  1. Высказывание своей точки зрения при обсуждении вопросов.

  2. Формулировка темы и целей урока.

  3. Выдвижение гипотез по определению понятия линза и её свойств.


  1. Процессуальный этап урока

Цель: определить знания и новые понятия, необходимые при изучении темы; провести исследовательскую деятельность для подтверждения выдвинутых гипотез и реализации поставленных целей

Продолжительность: 25 мин


  1. Предлагает провести классификацию

понятий для

осуществления

самоконтроля

своих знаний.


  1. Организует работу учащихся в группах.




















  1. Предлагает представить результаты проделанной работы




  1. Предлагает оценить правильность выдвижения гипотезы

- Подумайте, какие понятия вам понадобятся для изучения новой темы. Слова, которые есть на слайде, сгруппируйте по парам.

- Выделите понятия новой темы.


- Задания по группам:

Группа №1

Используя видео фрагменты, три разных линзы и материал § 28 (п.1,2) учебника, дайте понятие линзы классификацию видов линз, их условное обозначение, понятие фокуса и главной оптической оси. Защита в форме оформления слайда презентации.

Группа №2

Задание: Используя демонстрационное оборудование, проанализируйте ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах, определите положение точек пересечения лучей, проходящих сквозь линзу. Защита в форме демонстрации опыта.

Группа №3

Задание: используя материал учебника§ 30, составьте блок схему применения линз. Защита в форме представления блок схемы.

Группа №4

Задание: получите уменьшенное изображение при помощи собирающей линзы (если затрудняетесь в правильном расположении предметов, вспомните, как расположен предмет и его изображение по отношению к зеркалу). Из предложенных чертежей найдите пример, соответствующий вашему случаю и подпишите на нем расстояния, используя следующие обозначения:

F - точка фокуса,

d - расстояние от линзы, до предмета

f - расстояние от линзы до изображения. Ответьте на вопрос где по отношению к точке фокуса находиться предмет.

Защита в форме анализа опыта по построенному чертежу.

Группа №5

Задание: получите увеличенное изображение при помощи собирающей линзы (если затрудняетесь в правильном расположении предметов, вспомните, как расположен предмет и его изображение по отношению к зеркалу). Из предложенных чертежей найдите пример, соответствующий вашему случаю и подпишите на нем расстояния, используя следующие обозначения:

F - точка фокуса,

d - расстояние от линзы, до предмета,

f - расстояние от линзы до изображения.

- Ответьте на вопрос где по отношению к точке фокуса находиться предмет.

Защита в форме анализа опыта по построенному чертежу.


Группа №6

Задание: получите равное изображение при помощи собирающей линзы (если затрудняетесь в правильном расположение предметов, вспомните, как расположен предмет и его изображение по отношению к зеркалу). Из предложенных чертежей найдите пример, соответствующий вашему случаю и подпишите на нем расстояния, используя следующие обозначения:

F - точка фокуса,

d - расстояние от линзы, до предмета

f - расстояние от линзы до изображения. Ответьте на вопрос где по отношению к точке фокуса находиться предмет.

Защита в форме анализа опыта по построенному чертежу.

Группа №7

Задание: получите изображение окна при помощи собирающей линзы (если затрудняетесь, подойдите к стене и подвигайте линзу по отношению к стене, то приближая, то удаляя её). Измерьте фокусное расстояние линзы (это расстояние от стены до линзы когда видно, четкое расположение окна, F =….. см).

Защита в форме демонстрации опыта.


  1. Высказывают предположения, обсуждают слова, находят пары (один из учащихся работает у доски).

  2. Выделяют новые понятия.


Просматривают видео, сравнивают на ощупь линзы, изучают материал учебника и составляют опорный конспект.

Изучают ход лучей в предложенных линзах, делят их на группы, выделяя главные свойства лучей после прохождения линзы.

Изучают материал по применению линз, составляют блок схему.

Получают уменьшенное изображение в линзе, выполняют чертеж, фиксируют и анализируют полученные результаты.



Получают увеличенное изображение в линзе, выполняют чертеж, фиксируют и анализируют полученные результаты.




Получают равное изображение в линзе, выполняют чертеж, фиксируют и анализируют полученные результаты,



Выполняют эксперимент по определению фокусного расстояния, предложенных линз.


Делятся с одноклассниками результатами своей работы:

- дают определение линзы, фокусного расстояния, главной оптической оси,

- анализируют ход лучей в разных линзах, выделяют две группы: рассеивающие и собирающие линзы,

- заполняют таблицу характеристики изображений

- находят примеры применения линз.

Учащиеся делают вывод о том, что их предположения оказались верными, но в результате они получили знания, о которых они не предполагали (линза может давать - равное изображение!)

Умение объединять понятия по их смысловой характеристике.





  1. Формулируют определение линзы, делят их на две группы.

  2. Формируют понятие фокуса линзы и фокусного расстояния.

  3. Устанавливают ход лучей в линзах.

  4. Выясняют зависимость размера изображения от положения предмета по отношению к фокусу линзы.

  5. Формируют представление о применении линз.

Умение сравнивать и объединять полученные результаты.





  1. Развитие умения продуктивно взаимодействовать с членами группы.

  2. Развитие умения строить логические рассуждения и делать выводы,

преобразовывать

информацию из

одного вида в другой

и умение

её представлять.

  1. Развитие грамотной речи.

  1. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Цель: осмыслить полученную информацию, выработать собственное отношение к изученному материалу и его повторная проблематизация.

Продолжительность: 10 мин

  1. Организует осмысление полученной информации при мини теста с самопроверкой


  1. Задает д/з дополнительные источники информации

  2. Высказать свое мнение о работе группы, о самых активных участниках и о своей роли.

Мини тест



Сформулируйте правила построения в линзах

Дайте оценку своей роли в исследовании на уроке, работы группы, выделить самых активных участников.

  1. Выполняют тест и фиксируют правильность ответов


  1. Записывают д/з


  1. Дают самооценку:

- своей роли в исследовании на уроке,

- работы группы,


  1. Выделили для себя понятия собирающей и рассеивающей линзы,

точки фокуса,

фокусного расстояния.

  1. Выяснили, когда получается равное, увеличенное и уменьшенное изображение.

  2. Узнали, где применяются линзы.

  1. Развитие умения формулировать вопрос.

  2. Развитие умения отвечать на поставленные вопросы,

  3. Развитие умения оценивать ответ одноклассника.

  4. Развитие умения давать оценку своей роли в исследовании на уроке, работы группы, выделить самых активных участников.


© 2010-2022