- Преподавателю
- Физика
- Урок открытия нового знания
Урок открытия нового знания
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Леонтьева Э.В. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Универсальная технологическая карта урока
Предмет
Физика
Класс
8
Тема урока
Линзы
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
-
Научаться давать определение линзы, их делить их на две группы.
-
Сформируют понятие фокуса линзы и фокусного расстояния.
-
Экспериментально установят ход лучей в линзах
-
Экспериментально выяснят зависимость размера изображения от положения предмета по отношению к фокусу линзы.
-
Сформируют представление о применении линз
Регулятивные:
Развивают навыки ставить цель и организовывать свою деятельность.
Познавательные:
Развивают умения строить логические рассуждения и делать выводы.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и её представлять.
Коммуникативные:
Развивают умения продуктивно взаимодействовать с членами группы при взаимообучении
1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Выработка грамотной речи.
3. Владение основами самоконтроля и самооценки для осуществления познавательной деятельности.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, технологии)
Оборудование
Интернет, сайт «Классная физика», «Коллекция ЦОР»
Генденштейн Л.Э. 8 кл «Физика»
Элементы технологии исследовательского мышления
АРМ учителя, netbook для учащихся
презентация для урока в программе Notebook
видеофрагменты для учащихся,
демонстрационная доска с набором линз,
собирающие и рассеивающие линзы,
экраны, свечки, рулетки, линейки,
карточки с заданиями
Основные понятия
Линза (собирающая и рассевающая), главная оптическая ось, фокус, фокусное расстояние
Форма проведения урока
урок-исследование
-
Мотивационно - целевой этап урока
Цель: создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к теме и цели урока и выбрать необходимые понятия для изучения темы
Продолжительность: 10 мин
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организует познавательную беседу, вызывая интерес учащихся к получению новых знаний.
Создает проблемную ситуацию
- Посмотрите на доску - здесь вы видите набор тел. Что между ними общего и в чем разница?
- Послушайте басню Крылова и ответьте на вопрос, что общего между этим набором тел и содержанием басни?
- Слушает предположения учащихся, фиксирует верные и просит ребят определить тему урока и поставить цель при помощи опорных слов: что, какие и где.
- Так что такое линза, и какими свойствами она обладает?
-
Выделяют разную форму и общее свойство - прозрачность тел;
-
Слушают басню и предполагают, что прозрачные на доске тела есть не что иное, как линзы.
-
Формулируют тему и цели урока, один из учеников фиксирует их на доске.
-
Записывают число и тему урока в тетради.
-
Выдвигают гипотезы.
-
Повторение известных характеристик геометрических тел.
-
Высказывание своей точки зрения при обсуждении вопросов.
-
Формулировка темы и целей урока.
-
Выдвижение гипотез по определению понятия линза и её свойств.
-
Процессуальный этап урока
Цель: определить знания и новые понятия, необходимые при изучении темы; провести исследовательскую деятельность для подтверждения выдвинутых гипотез и реализации поставленных целей
Продолжительность: 25 мин
-
Предлагает провести классификацию
понятий для
осуществления
самоконтроля
своих знаний.
-
Организует работу учащихся в группах.
-
Предлагает представить результаты проделанной работы
-
Предлагает оценить правильность выдвижения гипотезы
- Подумайте, какие понятия вам понадобятся для изучения новой темы. Слова, которые есть на слайде, сгруппируйте по парам.
- Выделите понятия новой темы.
- Задания по группам:
Группа №1
Используя видео фрагменты, три разных линзы и материал § 28 (п.1,2) учебника, дайте понятие линзы классификацию видов линз, их условное обозначение, понятие фокуса и главной оптической оси. Защита в форме оформления слайда презентации.
Группа №2
Задание: Используя демонстрационное оборудование, проанализируйте ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах, определите положение точек пересечения лучей, проходящих сквозь линзу. Защита в форме демонстрации опыта.
Группа №3
Задание: используя материал учебника§ 30, составьте блок схему применения линз. Защита в форме представления блок схемы.
Группа №4
Задание: получите уменьшенное изображение при помощи собирающей линзы (если затрудняетесь в правильном расположении предметов, вспомните, как расположен предмет и его изображение по отношению к зеркалу). Из предложенных чертежей найдите пример, соответствующий вашему случаю и подпишите на нем расстояния, используя следующие обозначения:
F - точка фокуса,
d - расстояние от линзы, до предмета
f - расстояние от линзы до изображения. Ответьте на вопрос где по отношению к точке фокуса находиться предмет.
Защита в форме анализа опыта по построенному чертежу.
Группа №5
Задание: получите увеличенное изображение при помощи собирающей линзы (если затрудняетесь в правильном расположении предметов, вспомните, как расположен предмет и его изображение по отношению к зеркалу). Из предложенных чертежей найдите пример, соответствующий вашему случаю и подпишите на нем расстояния, используя следующие обозначения:
F - точка фокуса,
d - расстояние от линзы, до предмета,
f - расстояние от линзы до изображения.
- Ответьте на вопрос где по отношению к точке фокуса находиться предмет.
Защита в форме анализа опыта по построенному чертежу.
Группа №6
Задание: получите равное изображение при помощи собирающей линзы (если затрудняетесь в правильном расположение предметов, вспомните, как расположен предмет и его изображение по отношению к зеркалу). Из предложенных чертежей найдите пример, соответствующий вашему случаю и подпишите на нем расстояния, используя следующие обозначения:
F - точка фокуса,
d - расстояние от линзы, до предмета
f - расстояние от линзы до изображения. Ответьте на вопрос где по отношению к точке фокуса находиться предмет.
Защита в форме анализа опыта по построенному чертежу.
Группа №7
Задание: получите изображение окна при помощи собирающей линзы (если затрудняетесь, подойдите к стене и подвигайте линзу по отношению к стене, то приближая, то удаляя её). Измерьте фокусное расстояние линзы (это расстояние от стены до линзы когда видно, четкое расположение окна, F =….. см).
Защита в форме демонстрации опыта.
-
Высказывают предположения, обсуждают слова, находят пары (один из учащихся работает у доски).
-
Выделяют новые понятия.
Просматривают видео, сравнивают на ощупь линзы, изучают материал учебника и составляют опорный конспект.
Изучают ход лучей в предложенных линзах, делят их на группы, выделяя главные свойства лучей после прохождения линзы.
Изучают материал по применению линз, составляют блок схему.
Получают уменьшенное изображение в линзе, выполняют чертеж, фиксируют и анализируют полученные результаты.
Получают увеличенное изображение в линзе, выполняют чертеж, фиксируют и анализируют полученные результаты.
Получают равное изображение в линзе, выполняют чертеж, фиксируют и анализируют полученные результаты,
Выполняют эксперимент по определению фокусного расстояния, предложенных линз.
Делятся с одноклассниками результатами своей работы:
- дают определение линзы, фокусного расстояния, главной оптической оси,
- анализируют ход лучей в разных линзах, выделяют две группы: рассеивающие и собирающие линзы,
- заполняют таблицу характеристики изображений
- находят примеры применения линз.
Учащиеся делают вывод о том, что их предположения оказались верными, но в результате они получили знания, о которых они не предполагали (линза может давать - равное изображение!)
Умение объединять понятия по их смысловой характеристике.
-
Формулируют определение линзы, делят их на две группы.
-
Формируют понятие фокуса линзы и фокусного расстояния.
-
Устанавливают ход лучей в линзах.
-
Выясняют зависимость размера изображения от положения предмета по отношению к фокусу линзы.
-
Формируют представление о применении линз.
Умение сравнивать и объединять полученные результаты.
-
Развитие умения продуктивно взаимодействовать с членами группы.
-
Развитие умения строить логические рассуждения и делать выводы,
преобразовывать
информацию из
одного вида в другой
и умение
её представлять.
-
Развитие грамотной речи.
-
Рефлексивно-оценочный этап урока.
Цель: осмыслить полученную информацию, выработать собственное отношение к изученному материалу и его повторная проблематизация.
Продолжительность: 10 мин
-
Организует осмысление полученной информации при мини теста с самопроверкой
-
Задает д/з дополнительные источники информации
-
Высказать свое мнение о работе группы, о самых активных участниках и о своей роли.
Мини тест
Сформулируйте правила построения в линзах
Дайте оценку своей роли в исследовании на уроке, работы группы, выделить самых активных участников.
-
Выполняют тест и фиксируют правильность ответов
-
Записывают д/з
-
Дают самооценку:
- своей роли в исследовании на уроке,
- работы группы,
-
Выделили для себя понятия собирающей и рассеивающей линзы,
точки фокуса,
фокусного расстояния.
-
Выяснили, когда получается равное, увеличенное и уменьшенное изображение.
-
Узнали, где применяются линзы.
-
Развитие умения формулировать вопрос.
-
Развитие умения отвечать на поставленные вопросы,
-
Развитие умения оценивать ответ одноклассника.
-
Развитие умения давать оценку своей роли в исследовании на уроке, работы группы, выделить самых активных участников.