Устное народное творчество в качественных задачах по физике

Актуальность исследования данной работы связана с повышение качества образования, одной из форм которой – развитие успешности учеников. В этой связи возникает необходимость определения понятий, наиболее полно отражающих его в современных условиях. Перемены в образовательной системе, а также изменения в обществе привели исследователей в области педагогики к заключению о том, что одна лишь успеваемость не может сегодня адекватно отразить качество образования. Данная работа посвящена вопросам улучш...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУЗ «КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МОНМС КРЫМ»





РАЗВИТИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАЗИСТОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ



Подготовил Марченко В.А.,

учитель физики высшей категории,

РУЗ «Крымская гимназия-интернат

для одаренных детей МОН МС

АР Крым»





с. Танковое, 2014

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение……………………………………………………………………. 3



  1. Организованное воздействие на изменения индивида в желаемом направлении.

2.1. Понятие саморегуляции……………………………………………… . 7 2.2 Уровни и этапы саморегуляции……………………………………… . 8

  1. Система развивающего обучения школьников……………………… 11

  2. Целенаправленная учебная деятельность по системе

развивающего обучения…………………………………………....... 12



  1. Система развивающего обучения - как фактор развития успешности гимназиста.

    1. Мотивация обучения…………………………………………………... 13

    2. Применение системы развивающего обучения на уроках………….. 14

3.3. Научно-исследовательская деятельность учащихся гимназии.

3.3.1. Организация научно-исследовательской деятельности

учащихся в рамках гимназии-интернат.…………………….... 17

3.3.2. Апробация спецкурса по научно-исследовательской

деятельности «Юный исследователь»…….………… ………... 19


  1. Психологические аспекты в определении способности детей к мотивации.

    1. Психологические аспекты успешности школьника………………….. 21

    2. Психологическая диагностика возможностей ребенка………………... 22

  2. Результаты исследования и выводы…………………………………………... 24

  3. Список использованной литературы………………………………………….. 26


  1. ВВЕДЕНИЕ

В современном мире постоянно осуществляется процесс совершенствования системы образования, поиски и внедрение наилучших форм, средств и методов обучения, адекватных практическим потребностям общества. В основных отраслях деятельности все более ценятся и пользуются повышенным спросом высокопрофессиональные специалисты, приобретающие соответствующую квалификацию и диплом после специальной подготовки в учебных заведениях высшего и дополнительного профессионального образования. Перед многими современными педагогами стоит главный вопрос их педагогической деятельности: как построить обучение, каким образом создать условия для образования, что бы дети были мотивированны.

Актуальность исследования данной работы - является повышение качества образования одной из форм которой - развитие успешности учеников. В этой связи возникает необходимость определения понятий, наиболее полно отражающих его в современных условиях. Перемены в образовательной системе, а также изменения в обществе привели исследователей в области педагогики к заключению о том, что одна лишь успеваемость не может сегодня адекватно отразить качество образования. Следствием этого стало появление в науке таких понятий, как продуктивность и успешность учебной деятельности [1].

Вопросы успешности отражают индивидуальные потребности личности в области общего образования. В этой связи особую актуальность в педагогике приобретает исследование успешности учебной деятельности и путей ее повышения в трудах: Н.А. Аминова, О.В. Дрокиной, И.А. Гришановой, А.Г. Ивашкина, М.Р. Шабалиной и др.

Суть происходящего обновления современного образования заключается, как отмечает Н.А. Горлова, в переходе от идеологии развития к технологии развития. Следовательно, разработка технологии повышения успешности учебной деятельности характеризуется особой значимостью. Все большее внимание исследователи уделяют изучению путей повышения успешности учебной деятельности школьников.

В психолого-педагогической литературе названо множество факторов успешности учебной деятельности, среди которых особую важность в условиях рассмотрения ученика, как полноправного субъекта педагогического взаимодействия, приобретает саморегуляция (А.К. Абульханова-Славская, Г.И. Ангушев, А. Бандура, A.M. Вейн, Б.В. Зейгарник, О.А. Конопкин, Н.Ф. Круглова, В.И. Моросанова, В.Н. Новосельцев, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, У.В. Ульенкова, Р. Фрэнкин).

Учет возрастных особенностей школьников и приведенных фактов позволяет предположить, что одним из важных средств повышения успешности учебной деятельности учащихся может стать эмоционально-волевая саморегуляция. Отдельные аспекты данного понятия и их роль в педагогическом процессе имеют длительную историю изучения (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, П.В. Симонов, А.Я. Чебыкин и др.).

Проблема исследования связана с поиском путей повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции.

Объект исследования - учебная деятельность учащихся гимназии-интернат.

Предмет исследования - повышение успешности учебной деятельности младших школьников через систему развивающего обучения.

Цель исследования - определить, теоретически обосновать и апробировать условия повышения успешности учебной деятельности школьников.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой повышение успешности учебной деятельности школьников возможно, если:

- понимание успешности учебной деятельности соответствует
современным требованиям к образованию;

- за основу повышения успешности учебной деятельности школьников принята эмоционально-волевая саморегуляция;

- реализуется модель повышения успешности учебной деятельности школьников через внеклассную деятельность содержащую цель, задачи и принципы развивающего обучения, готовность к ней учителя, создание педагогических условий.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Определить успешность учебной деятельности школьника как объекта педагогического управления на основе выявления ее сущности и места среди других понятий, отражающих качество учебной деятельности (успеваемость, продуктивность, успешность).

2.На основе теоретического анализа философской, психолого-
педагогической и медицинской литературы уточнить понятие «эмоционально-волевая саморегуляция (ЭВС) школьников» и выявить ее возможности для повышения успешности учебной деятельности.

3.Сконструировать модель повышения успешности учебной
деятельности школьников на основе развивающего обучения.

4. Разработать средства внедрения предлагаемой модели в практику.

5. Проверить эффективность реализации модели на практике.

Методы исследования носили комплексный характер и включали: теоретический анализ научной литературы; моделирование; анализ и синтез эмпирических данных, полученных в ходе исследования и описанных в литературе; педагогический эксперимент; анкетирование, тестирование, анализ документации, наблюдение, метод экспертных оценок, методы математической и статистической обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • представлены теоретические основы повышения успешности учебной деятельности школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции;

  • сконструирована модель повышения успешности учебной деятельности младших школьников на основе развивающего обучения;

  • рассмотрена успешность учебной деятельности школьников в единстве трех аспектов: педагогического (объективного), отражающего соответствие достижений учащихся требованиям образовательной программы; психологического (субъективного), отражающего удовлетворенность учащихся учебной деятельностью; социального, отражающего особенности взаимодействия учащегося с окружающими (одноклассниками и учителем) в процессе общения и совместной деятельности. В качестве критерия педагогического аспекта успешности рассматривается успеваемость; критериями психологического аспекта служат: преобладающие эмоции, испытываемые учащимся в учебной деятельности (УД); самооценка учебных достижений учащимся (в сравнении с объективной оценкой); отношение к школе. Критерием социального аспекта успешности выступает личный статус ученика.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

  • соотнесены три понятия, отражающие качество учебной деятельности: успеваемость, продуктивность и успешность. Показано, что в рамках гуманистической парадигмы и современных требований педагогической науки и общества к образованию успешность является понятием, наиболее полно и адекватно отражающим его результат;

  • уточнено понятие «эмоционально-волевая саморегуляция школьников» как основа для повышения успешности учебной деятельности;

  • определены педагогические условия, способствующие повышению успешности учебной деятельности младших школьников на основе эмоционально-волевой саморегуляции в контексте личностно-деятельностного подхода к обучению: личностная значимость деятельности для учащегося; благоприятный эмоциональный климат на уроке; удовлетворенность учащегося результатом деятельности.

Разработанная модель обогащает педагогику новыми знаниями о сущности и особенностях повышения качества образования в современных условиях.

2. Организованное воздействие на изменения индивида в желаемом направлении

2.1. Понятие саморегуляции.

Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер. Это понятие широко применяется в различных областях науки для описания живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи. Понятия саморегуляции (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать), которое в энциклопедическом варианте определяется как - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности, получило развитие как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В настоящее время саморегуляция определяется как системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом из ее уровней.

Саморегуляция - это системная характеристика, отражающая субъектную природу личности, ее способность к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности, к произвольной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются ею как желаемые. Это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении. Она позволяет человеку меняться в соответствии с изменением обстоятельств внешнего мира и условий его жизни, поддерживает необходимую для деятельности человека психическую активность, обеспечивает сознательную организацию и коррекцию его действий.

Саморегуляция - это раскрытие резервных возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности.

  1. Уровни и этапы саморегуляции.

Выделяют несколько уровней саморегуляции по механизму ее осуществления:

1) информационно-энергетический - регуляция уровня психической активности организма за счет информационно-энергетического притока (к этому уровню относит реакцию «отреагирования», катарсис, изменение притока нервной импульсации, ритуальные действия);

2) эмоционально-волевой - самоисповедь, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление);

3) мотивационный - саморегуляция мотивационных составляющих жизнедеятельности личности (неопосредованная и опосредованная);

4) личностный - самокоррекция личности (самоорганизация, самоутверждение, самодетерминация, самоактуализация, самоусовершенствование «мистического сознания» [2].

Эмоциональная саморегуляция обеспечивает эмоциональное регулирование деятельности и ее коррекцию с учетом актуального эмоционального состояния.

Различают три последовательных этапа становления саморегуляции поведения в системе интеграции личности:

  • базальная эмоциональная саморегуляция;

  • волевая саморегуляция;

  • смысловая, ценностная саморегуляция.

Базальная эмоциональная саморегуляция обеспечивается неосознаваемыми механизмами, которые работают независимо от желания человека, и смысл их работы состоит в обеспечении психологически комфортного и стабильного состояния внутреннего мира.

Волевая саморегуляция основывается на волевом усилии, которое направляет поведенческую активность в нужном направлении, но не снимает внутреннее противостояние мотивов и не обеспечивает состояние психологического комфорта.

Смысловая саморегуляция основывается на механизме смыслового связывания, который состоит в осмыслении и переосмыслении существующих ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Благодаря такой сознательной перестройке личностью собственной ценностной сферы разрешается внутренний мотивационный конфликт, снимается психическая напряженность, и происходит гармонизация внутреннего мира личности. Этот механизм может существовать лишь у интегрированой, зрелой личности.

Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:

  • бессознательная эмоциональная саморегуляция;

  • сознательная волевая эмоциональная саморегуляция;

  • сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.

Первый уровень эмоциональной саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Это особенная форма переработки травмирующей информации, система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведения к минимуму отрицательных эмоций (тревоги, угрызений совести). Здесь выделяют такие механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др.

Второй уровень - сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).

Большинство методов и методик эмоциональной саморегуляции, описанных в литературе, относятся именно к этому уровню, например: суггестивные методы (аутотренинг и другие виды самовнушения и самогипноза), прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, релаксация на основе биологической обратной связи, дыхательные упражнения, переключение внимания и отвлечение от неприятных переживаний, активизация приятных воспоминаний, психотехники на основе визуализации, эмоциональная разрядка через физическую активность, труд, волевое воздействие непосредственно на чувства - подавление их или активизация, отреагирование эмоций через крик, смех, плач (катарсис) и др.

На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на разрешение потребностно-мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субъективных и объективных проявлений. Поэтому, по своей сути механизмы этого уровня являются симптоматическими, а не этиологическими, поскольку в результате их действия не устраняются причины эмоционального дискомфорта. Эта особенность является общей для сознательной волевой и для бессознательной эмоциональной саморегуляции. Существенное отличие между ними состоит лишь в том, что одна осуществляется на сознательном уровне, а другая на подсознательном. Но, жесткой границы между этими двумя уровнями нет, так как волевые регулятивные действия, которые вначале осуществляются с участием сознания, автоматизируясь, могут переходить на подсознательный уровень осуществления.

Третий уровень - сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная саморегуляция - это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин - на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Высшим аспектом смысловой саморегуляции является саморегуляция на уровне экзистенциональных потребностей и смыслов. Это есть наиболее глубинный и, в то же время, наиболее высший уровень саморегуляции, доступный человеку на современном этапе его развития [2].


  1. Система развивающего обучения.

Основные направления деятельности саморегуляция направлены на раскрытие скрытых возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности. Через системное применение приемов саморегуляции предполагается активное волевое участие индивида в своем развитии и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной, умственно развитой, глубоко мыслящей личности. Основные направления формирования личности, через поставленные приемы саморегуляции, тесно переплетаются с основными принципами образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Основной её целью является формирование у школьника системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности, развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить. Основной принцип системы развивающего обучения - научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать готовое [3].

В результате обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова дети в состоянии аргументированно отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. В результате увеличивается объем памяти, ребенок учится рассуждать в диалоге, поэтому речь становится грамотной и логически выстроенной. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. Как показывает практика, родители с удовольствием включаются в процесс обучения ребёнка. Иногда они выступают помощниками детей, иногда - соучениками, работающими в паре, иногда - в роли более слабого ученика, реализуя дома основные принципы развивающего обучения. У родителей появляется новое пространство для самореализации как личности, возникает новое пространство проблем, новый материал для собственного самосовершенствования [3].

  1. Целенаправленная учебная деятельность по системе развивающего обучения.

По мнению многих учителей, участие ребёнка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова не всякая деятельность ребёнка на уроке рассматривается как учебная, а только такая, которая направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления, на воссоздание, конструирование знания.

Целенаправленная (осознанная) учебная деятельность - особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, имеет следующие отличительные качества.

1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей. Только наличие мотива (искать ответ на собственный вопрос) определяет целенаправленную деятельность ребёнка.

2. Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребёнком учебной задачи.

3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

4. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Ведь для того чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. В этом смысле целенаправленная учебная деятельность представляет собой аналог исследовательской деятельности, где правила и законы выстраиваются самим ребёнком.

5. Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии - основополагающий элемент в формировании личности.

В технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает [4].

3. Система развивающего обучения - как фактор развития успешности гимназиста.

3.1. Мотивация обучения.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению по причине его низкой мотивации.

Учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со школьником, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Активизация учебного процесса и мотивация школьников к учению начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. На первом этапе работы преподаватель должен помнить, прежде всего, о создании положительно-эмоционального отношения у школьника к предмету, к себе и к своей деятельности.

На втором этапе, преподавателю необходимо создать условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности учеников, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самообразования и самоорганизованности [4].

На третьем этапе преподаватель обязан стремиться создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления.

3.2. Применение системы развивающего обучения на уроках

В рамках своей методической темы я работаю над темой: «Реализация развивающего обучения через игровые технологии». В данную работу будут входить разработки обобщающих уроков по темам для всего курса физики.

Исследования современных ученых, педагогов и психологов показали, что есть некая целостная образовательная практика, получившая название мыслительной педагогики, которая представляет собой целенаправленную деятельность по развитию у учащихся мыслительных способностей. Качественное усвоение в огромной степени зависит от уровня развития таких мыслительных процессов, как понимание и осмысление [5]. На уроках я стараюсь, чтобы дети не просто запоминали материал, а использую принципы мыследеятельной педагогики. На уроках не просто излагаю содержание, а сопровождаю его демонстрациями опытов. Веду урок таким образом, чтобы подвести детей к самоопределению рассматриваемого явления, или изучаемой физической величины. На уроках провожу организацию работы по созданию ситуаций, провоцирующих мышление.

При работе с одаренными детьми, способных порождать оригинальные идеи, находить нетрадиционные способы решения поставленных задач, необходимо поддерживать и развивать креативные качества. Сама структура креативного урока существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного - мотивация, которая представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов, способных вызвать удивление учащихся. На уроке заостряю внимание на содержательном материале, который формирует системное мышление и развивает творческие способности. При этом я применяю такие креативные методы, как метод придумывания, метод агглютинации, метод «мозгового штурма».

Для развития одаренности у детей очень важно воспитывать у них критическое мышление - способное ставить новые, полные смысла вопросы, принимать независимые продуманные решения. В этом плане на уроках мною удачно применяются метод кластеров, которые показывают несколько различных способов связи между объектами или явлениями.

Я.А. Каменский в своём труде «Великая дидактика» призывал учителей обучать своих учеников так, «чтобы они исследовали и узнавали сами предметы, а не только помнили чужие наблюдения и пояснения» [7]. Эвристический метод обучения называют основой учебно-творческой деятельности, будущим креативного мышления. Хуторской Андрей Викторович выделяет эвристические методы обучения поскольку «их применения всегда являются создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, модель т.д.». Описанная образовательная продукция применима и для уроков физики при описании физических процессов и явлений, выдвижении гипотез, определении закономерностей при взаимодействии. Наиболее удачно мною применяется на уроках метод эмпатии. Например при объяснении темы «Строение вещества» в 7 классе ученики «вживаются» в образ, представив себя молекулами, имитируют движение в различных агрегатных состояниях. В моменты наилучшего «вживания» ученики задают вопросы, пытаются на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. При этом рождаются мысли, чувства, ощущения и главное - образовательный продукт - который может затем быть выражен в устной, письменной, знаковой в рисуночной или в другой форме.

Еще одно направление моей работы - это создание атмосферы, среды потребляющей и развивающей творческие способности детей, то есть креативной среды. По мнению ведущих психологов если есть условия, то способности развиваются. Я стараюсь создать для учащихся необходимые условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности. Творческие способности учащихся тесно связаны с потребностью в самореализации, в возможности проявить свою эрудицию, знания и творческие задатки. На своих уроках я даю возможность детям поверить в собственные силы путем решения дифференцированных заданий на разных учебных уровнях. Такие методические приемы относятся к акмеологической технологии - поэтапной организации познавательной деятельности ученика, обеспечивающей ему успех в обучении и развитии. При этом необходимо сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации. Актуальны и близки мне слова Л.Н. Толстого: «Знания только тогда знания, когда они обретены усилиями собственной мысли». Наиболее мне удаётся в акмеологической технологии метод непроизвольного запоминания: через собственное открытие. Считаю своей задачей направить поток мыслей ребенка в нужное направление и подвести его к самостоятельному открытию. Тот материал, который самостоятельно изучен, проработан, останется надолго в памяти ребенка. А наградой ему будут служить прочные знания.

Перечисленные передовые педагогические технологии, безусловно, можно отнести к системе развивающего обучения. Все они направлены на развитие в ребенке самостоятельного поиска, объяснения явления на основе добытых им знаний. Самоорганизация и самообразования, к чему подводит развивающее обучение, способствует получению глубоких и прочных знаний у подрастающего поколения.

3.3. Научно-исследовательская деятельность учащихся гимназии.

3.3.1. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках гимназии-интернат.

Применение новых инновационных технологий в школе второй ступени это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения в овладении различными предметами. Одним из таких методов является использование научно- исследовательской деятельности учащихся, основанной на экспериментальных опытах на уроках, во внеклассной и внешкольной деятельности. Это направление способствует осуществлению практических целей в обучении и реализации творческого потенциала [8].

Каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной и исследовательской деятельности.

При постановке такого количества педагогических и образовательных задач необходимо дополнительное обучение (помимо основной поурочной деятельности). Таким обучением может выступить внеклассная работа, одной из разновидностью которой является научно-исследовательская деятельность. В школе, во время учебного процесса, уделяется мало времени на проведение разного рода экспериментов. А роль его очень важна. Поскольку эксперимент является подтверждением тех теоретических знаний, которые дети получают на уроках.

Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере[6].

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Безусловно, развитие одаренных детей не возможно без проведения ими научно-исследовательской деятельности в МАН школьников Крыма «Искатель». Работая над проектом, ребенок учится ставить проблемные вопросы, искать креативные ответы на эти вопросы. В своем поиске он изучает большое количество литературы, интернет-сайтов по данной тематике. Мотивация у такого ребенка очень высокая. И как результат, им производится продукт исследования - модель, техническая разработка, проведенный эксперимент.

Дидактические принципы обучения применяемые мною во внеклассной деятельности включают в себя принцип научности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности и активности, доступности и посильности, принцип учета возрастных особенностей и принцип прочности полученных учащимся знаний, умений и навыков.

Знание принципов обучения позволило мне организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Применение их на практике позволило мне организовать научно-исследовательскую деятельность в форме внеклассной деятельности учащихся в рамках гимназии-интернат.

3.3.2. Апробация спецкурса по научно-исследовательской

деятельности «Юный исследователь»

Спецкурс по организации научно-исследовательской деятельности учащихся проводился в стенах Республиканского учебного заведения «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной республики Крым» во внеклассной деятельности с 2010-2014 г.г. Целью спецкурса являлось - привлечение учащихся гимназии к научно-исследовательской работе, оказание методической помощи при описании, представлении и защите научно-исследовательских работ (размещение статьи на сайте krimgimnaziya.org/publisher.php).

Таблица 1.

Содержание спецкурса «Юный исследователь»

№ п/п

Основные части спецкурса

Количество часов

1.

Введение

2

2.

Методология научного творчества

10

3.

Отработка основных этапов работы в рамках научного исследования. Практическая работа.

8+2

4.

Оформление исследовательской работы.

Практическая работа.

8

2

5.

Представление результатов научно-исследовательской работы

4

Основным условием для детей, принимающих участие в работе спецкурса, это желание ребенка работать по направлению МАН школьников Крыма в секциях: астрофизика, астрономия, экспериментальная физика, теоретическая физика, технические дисциплины и фото- и экранное творчество, зоология и биология, экологически безопасные технологии и ресурсосбережение, научно-техническое творчество и изобретательство.

За 3 года работы спецкурса, как видно из таблицы 2 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), было подготовлено 18 научно-исследовательских работ по направлению МАН школьников Крыма «Искатель». Из них 12 работ заняли призовые места на II этапе конкурса научно-исследовательских работ МАН школьников Крыма. Участие детей в исследовательской работе помогает им и в учебной деятельности (см. Таблицу 2 ПРИЛОЖЕНИЯ 2). В 2011 году Ребрик Юра занял 3 место в IV туре Всеукраинской олимпиады по физике. В 2012 году Бакиев Энвер занял 3 место в III туре Всеукраинской олимпиады по физике. В 2013 учебном году два моих ученика, Куст Сергей и Спивак Павел, стали призерами в III туре Всеукраинской олимпиады по физике, заняв соответственно 2 и 3 места. В 2014 году три ученика гимназии успешно выступили в III туре Всеукраинской олимпиады по физике: Ромский Артем - 3 место, Лучин Александр - 3 место, Спивак Павел - 3 место. В этом учебном году еще два моих ученика за усердие и достигнутые результаты в научно-исследовательской деятельности стали стипендиатами Совета министров АР Крым ( см. Таблицу 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Ученики, которые занимаются в кружке по программе спецкурса научно-исследовательской деятельностью, со своими проектами принимают участие и в международных олимпиадах и турнирах. Начиная с 2011 года ребята успешно участвуют на международном уровне. В мае 2011 года в г. Стамбуле (Турция) Осман Эльвис и Ребрик Юра заняли 3 место и получили бронзовую медаль на XIX Международной олимпиаде по инвайронментальным технологиям INEPO.

В апреле 2012 года в г. Баку (Азербайджан) Осман Эльвис завоевал 3 место и бронзовую медаль на VI Международной олимпиаде INEPO EUROASIA.

В конце сентября 2012 года, ученик 11 класса, Осман Эльвис участвовал в VIII Международном салоне изобретений и новых технологий «Новое время» (г. Севастополь). Из рук Президента Международного жюри, профессора из Бельгии Пьера Фюмьера, Эльвис получил диплом и золотую медаль за свой экологический проект «Ветро-гидро-аккумулирующие электростанции на горных склонах». В конце октября 2012 года Осман Эльвис, принимал участие в VI Международной варшавской выставке IWIS 2012, которая проходила в здании Варшавского технического университета (Польша). Здесь он также был отмечен дипломом международного уровня и серебряной медалью (см. Таблица 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 3) За проявленные достижения в области физики и астрономии Осман Эльвис был поощрен 1 июня 2012 года поездкой на встречу с Президентом Украины Виктором Федоровичем Януковичем ( Рис. 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

4. Психологические аспекты в определении способности детей к мотивации.

4.1. Психологические аспекты успешности школьника.

Комфортность образовательного пространства напрямую связана с успешностью обучения ребенка. Идея успешности образовательного процесса всегда была одним из основных направлений в развитии современной педагогической мысли. Среда успешности вокруг ребенка предполагает осознание им ряда ценностей, чувства защищенности и безопасности, создание условий для его самореализации, самоудовлетворения, самопроявления.

Успех - это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех - состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно-ориентированные подходы в образовании, использовать технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.

Для создания ситуации успешности для учащихся важный момент составляют психологические аспекты самой ситуации: на сколько сам ученик готов к данному направлению своей деятельности, какие он сам предпринимает шаги для достижения своей цели.

Психологические аспекты успешности школьника направлены на:

• успешность учащихся - необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

• успешность школьников - необходимое условие включения учащихся в деятельность;

• успешность ребенка - необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;

• успешность воспитанника как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости (эти аспекты отражены в трудах Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко);

• успешность - гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;

• успешность школьника - результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех - способ самоутверждения, самовыражения;

• успешность - контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;

• успешность - это атрибут ученика, и учителя, как отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;

• успех это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

4.2. Психологическая диагностика возможностей ребенка.

В нашу гимназию ежегодно, пройдя два этапа отбора, безусловно, поступают одаренные дети. Эта одаренность скрыта в каждом ребенке и для того, чтобы определить, в каком направлении развивать ребенка, для раскрытия его потенциала, не обходима психологическая диагностика детей. Данную диагностику проводит психолог гимназии-интернат.

На примере диагностики (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5) 7-А класса «Учебная деятельность» можно наблюдать, что способность к обучаемости у некоторых детей гораздо выше, чем у других. По рейтингу в первой пятерке можно отметить таких ребят как: Рамазанов А., Садрыев С., Кабулов Т., Ментаров О., Умаров И. и Курт-Асанов Э. По окончанию первого учебного года в стенах гимназии явными лидерами в изучении физики можно отметить Садрыева С., Ментарова О., Умарова И., Курт-Асанова Э. Эти ребята не только усвоили материал на высоком уровне, но действительно проявили желание в обучении, показав высокий уровень мотивации к изучению физики. Такая диагностика проводится на разных этапах становления ученика в гимназии, по всем классам (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Это дает возможность воспитателю и учителю определять талантливых ребят. Выявлять способности у них к формированию знаний по определенным предметам. При помощи данной диагностики можно наблюдать изменения в мотивации и самоорганизации учебной деятельности любого ребенка в гимназии. Заметные ухудшения в учебной деятельности гимназиста можно корректировать на ранних этапах его обнаружения.

Остается еще один вопрос, о котором было заявлено в гипотезе. Оказывается, что привлечение детей к научно-исследовательской деятельности позволяет не только удерживать учебную деятельность ребенка на высоком уровне, но и стимулирует его к постоянному росту личностного развития (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

В качестве примера можно взять учащихся гимназии ДЧ МАН школьников Крыма «Искатель»: Першикова Влада (11-А класс), Спивака Павла (10-А класс), Лучина Александра (9-А класс), Ромского Артема (8-А класс). Эти ребята в разное время начали заниматься исследовательской деятельностью: Ромский А. со 2 семестра 7 класса, Лучин А. со 2 семестра 8 класса, Спивак П. со 2 семестра 8 класса и Першиков В. с 1 семестра 9 класса. Но, что самое интересное, приблизительно с этого момента саморегуляция учащихся начинает увеличиваться и у некоторых достигает максимальных значений (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

Как видно из графика, «Мониторинг личностного развития учащихся. Ценностные приоритеты «Я и учеба», занятия детей научно-исследовательской деятельностью неукоснительно приводит к повышению уровня мотивации в обучении, как правило, к росту успешности данного ребенка. С этого момента начинают усиливаться его ценностные приоритеты «Я и учеба».

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ.

Тема, затронутая в работе, является и являлась актуальной во все времена. Каким образом достичь повышения качества образования ?

В результате проделанной работы на конкретных примерах учащихся гимназии-интернат, где проходит апробация внеклассной деятельности в виде кружка «Юный исследовать», можно с уверенностью сказать, что одна лишь успеваемость не может сегодня адекватно отразить качество образования. В данной работе не только определены, теоретически обоснованы, но и апробированы условия повышения успешности учебной деятельности школьников. Одной из форм развития успешности учеников может являться привлечение их к научно-исследовательской деятельности. Примеры приведенные мною в работе показывают, что эта форма обучения помогает отойти от сложившихся принципов в обучении - когда учеба становится основополагающей. В работе показано, что перемены в образовательной системе, а также изменения в обществе, привели исследователей в области педагогики к заключению о том, успешность учебной деятельности школьников возможно если: созданы условия для учебной деятельности соответствующие современным требованиям к образованию; если за основу повышения успешности учебной деятельности школьников принята эмоционально-волевая саморегуляция; если реализуется модель повышения успешности учебной деятельности школьников через внеклассную деятельность содержащую цель, задачи и принципы развивающего обучения. Тем самым гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, доказана и теоретически и практически на примере достижений в учебной деятельности учащихся гимназии-интернат для одаренных детей.

В результате данного исследования были определены:

  • успешность учебной деятельности школьника как объекта педагогического управления на основе выявления ее сущности и места среди других понятий, отражающих качество учебной деятельности (успеваемость, продуктивность, успешность);

  • на основе теоретического анализа философской, психолого- педагоги чес -

кой и медицинской литературы рассмотрены понятия «эмоционально-волевой саморегуляции (ЭВС) школьников» и выявлены ее возможности для повышения успешности учебной деятельности;

  • сконструирована модель повышения успешности учебной деятельности школьников на основе развивающего обучения;

  • разработаны средства и методы внедрения предлагаемой модели в практику;

  • проверена эффективность реализации данной модели на практике.

Считаю, что поставленная цель исследования в данной работе выполнена поскольку были не только определены и теоретически обоснованы, но и апробированы на примере проведения кружковой работы условия повышения успешности учебной деятельности школьников через их научно-исследовательскую деятельность.

Все указанные выше технологии и методы обучения являются составной частью технологии развивающего обучения. Вся моя учебная и воспитательная деятельность направлена на овладение и совершенствование методики этой технологии. Основная задача - это не передача знаний учащимся, а организация их самостоятельной деятельности по овладению способами анализа, обобщения и исследования учебного материала. Результатом такой деятельности являются учебные достижения моих воспитанников на республиканском, украинском и международном уровне.





  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. - 2005. №6. - с.4-29.

  2. Ахвердова Я.В. Индивидуально-типологические особенности и их влияние на саморегуляцию подростков // Сибирский педагогический журнал. 2009. №11. - С.306-312

3. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова - 76 с

4. Эльконин Д.Б. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка / Под редакцией Г.Бурменской.. - М.: МПСИ, 2005. - С. 335-341.

5. Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.университета, 2006.- 40 с.

6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998

7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. - 288 с

8. Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся" // Практика административной работы в школе. - М: Сентябрь - 2002. №1. - с. 38 - 42.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Таблица достижений учащихся в научно-исследовательской деятельности

№ п\п

Год участия работы

Название секции

Название работы

Фамилия, имя участника

1

2011 год

3 место

астрофизика

Бахчисарайский менгир-Крымский Стоунхендж

Осман Эльвис

9 класс

2

2012 год

  1. место

астрофизика

Исследование законов Кеплера.

Бакиев Энвер

9 класс

3

2012 год

1 место

технические дисциплины

Ветро-гидро-аккумули- рующие электростанции на горных склонах

Осман Эльвис

10 класс

4

2012 год

Экспериментальная

физика

Исследование энергосберегающей технологии в домашних условиях

Спивак Павел

8 класс

5

2012 год

3 место

фото- и экранное творчество

Малая Родина

Охрименко Даша 9 класс

6

2013 год

1 место

технические дисциплины

Модернизация системы очистки и охлаждения технических вод АЭС

Осман Эльвис

11 класс

7

2013 год

Зоология и биология

Изучение целебных свойств грецкого ореха

для жизнедеятельности

человека

Идрисов Аким

9 класс

8

2013 год

экспериментальная физика

Изучение зависимости электрического сопротивления человека от его состояния здоровья

Кенжа АметХан

9 класс

9

2013 год

экспериментальная физика

Воздействие звуковых частот на рост растений

Мустафа Кязим

9 класс

10

2013 год

2 место

экспериментальная физика

Создание фазовых тран- спарантов длягенерации

оптических вихрей

Спивак Павел

9 класс

11

2013 год

фото- и экранное творчество

Незамечаемое прекрасно

Реутов Денис

9 класс

12

2013 год

3 место

технические дисциплины

Звучащее устройство в пульте дистанционного оборудования бытовой техники

Лучин Александр

8 класс

13

2014 год

1 место

экспериментальная физика

Определение высоты предмета с помощью физических средств обучения

Ромский Артем

8 класс

14

2014 год

3 место

технические дисциплины

Энергия солнца - альтернативный источник энергии в Крыму

Лучин Александр

8 класс

15

2013 год

3 место

теоретическая физика

Алгебра оптических кварков

Спивак Павел

10 класс

16

2013 год

3 место

Экологически безо- пасные технологии и ресурсосбережение

Портативная газовая установка

Першиков Влад

11 класс

17

2013 год

астрономия

Солнечно-земные связи

Сейдалиева Мелина

10 класс

18

2013 год

3 место

Научно-техническое творчество и изобретательство

Действие машины с двигателем внешнего подвода теплоты

Тохтаров Селим

9 класс





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2

Таблица достижений учащихся в III туре Всеукраинской олимпиады по физике



№ п\п

Год участия

Фамилия имя участника, класс

Призовое место

1

2011 год

Ребрик Юра, 8 класс

2 место

2

2012 год

Бакиев Энвер, 9 класс

Куст Сергей, 8 класс

  1. место

3 место

3

2013 год

Куст Сергей, 9 класс

Спивак Павел, 9 класс

2 место

3 место

4

2014 год

Спивак Павел, 10 класс

Лучин Александр, 9 класс

Ромский Артем, 8 класс

  1. место

  1. место

3 место

IV тур Всеукраинской олимпиады по физике

5

2011 год

Ребрик Юра, 8 класс

3 место



Стипендиаты Совета министров АР Крым

в области научно-исследовательской деятельности

№ п/п

Год

Фамилия имя участника,

Класс

1

2012-2013

Осман Эльвис

10

2

Бакиев Энвер

9

3

2013-2014

Спивак Павел

9




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 3



Участие детей гимназии-интернат в международных образовательных конкурсах



№ п/п

Международный конкурс

Страна, город

проведения

Год проведения

Участник конкурса

Результат участия

1

International Environmental Project Olympiyad INEPO

Турция,

г.Стамбул

19.05.2010

Осман Эльвис

Peбрик Юрий

Бронзовая

медаль

2

INEPO-EUROASIA 2011

Азербайджан

г.Баку

12.04.2011

Осман Эльвис

Серебряная медаль

3

XVI International Astronomy Olympiad

Казахстан, г.Алма-Ата

30.09.2011

Бакиев Энвер

участие

4

VIII INTERNATIONAL SALON OF INVENTIONS AND NEW TECHNOLOGIES «NEW TIME»

Украина

г.Севастополь

26.09.2012

Осман Эльвис

Золотая

медаль

5

7 International Warsaw Invention Show IWIS

Польша

г.Варшава

10.10.2012

Осман Эльвис

Серебряная медаль

6

IX INTERNATIONAL SALON 2013 OF INVENTIONS AND NEW TECHNOLOGIES

«NEW TIME»

Украина

г.Севастополь

26.09.2013

Спивак Павел

Участие

7

Eco-Energy Fest

Украина

г.Севастополь

17.10.2013

Спивак Павел

Участие

8

Eco-Energy Fest

Украина

г.Севастополь

17.10.2013

Куршаков Денис

Участие

9

Eco-Energy Fest

Украина

г.Севастополь

17.10.2013

Потапов Данил

Diploma

III

10

Eco-Energy Fest

Украина

г.Севастополь

17.10.2013

Першиков Влад

Diploma

III

11

INTEL-TECHNO UKRAINE

Украина

г.Киев

18.02.2014

Спивак Павел

Diploma III












ПРИЛОЖЕНИЕ 4




Устное народное творчество в качественных задачах по физике

Рис. 1 Встреча Османа Эльвиса, ученика 10 класса гимназии-интернат для одаренных детей, с Президентом Украины Виктором Федоровичем Януковичем.






ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Устное народное творчество в качественных задачах по физике



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Устное народное творчество в качественных задачах по физике Устное народное творчество в качественных задачах по физике

Устное народное творчество в качественных задачах по физикеУстное народное творчество в качественных задачах по физике

ПРИЛОЖЕНИЕ 7





© 2010-2022