- Преподавателю
- Физика
- Полёт первого человека в космос
Полёт первого человека в космос
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хакимова С.Я. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка внеклассного мероприятия по физике.
День космонавтики в школе. : «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»
КВН начинается с выступления учителя физики, который читает стихотворение Бориса Дворного «Мечта». Это стихотворение было напечатано в одном из выпусков журнала «Техника - молодёжи».
Подоконник ладонями стиснув,
Ты стоишь, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам - белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там твои ровесники -
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.
Добрый день, друзья! На дворе апрель - месяц необыкновенный, а день сегодня знаменательный. Ведь именно 12 апреля ровно 54 года назад человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.
И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.
И вот, наконец, 12 апреля 1961 года, как и сегодня, среда, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!»
День 12 апреля стал доказательством осуществления любой, самой смелой, человеческой мечты. С тех пор он ежегодно празднуется человечеством как Всемирный день космонавтики.
Итак, сегодня 12 апреля 2015 года, среда, обычный трудовой день, в который мы решили отправиться в большое космическое путешествие. И сейчас я передаю слово нашим ведущим (называет имена и фамилии учащихся старших классов, ведущих КВН).
1 ведущий: Мы полетим на кораблях: «Мечта 1», «Мечта 2», «Мечта 3» и «Мечта 4». Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу - настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии.
Уверены, что экипажи наших космических звездолётов состоят только из таких ребят. При этом не забывайте, что без хорошей шутки, без чувства юмора даже в самом серьёзном деле, таком, как работа в космосе, не обойтись. А сейчас я хочу представить наше звёздное жюри - центр управления полётом. У жюри имеется таблица, в которую они проставляют баллы за каждый конкурс.
2 ведущий: У жюри имеются бумажные изображения отдельных элементов космического корабля. Команда, которая будет побеждать в том или ином конкурсе, получает полный элемент, а две другие команды - урезанные в соответствии с полученными баллами. Та команда, которая «построит» для себя макет нового космического корабля, и станет победителем нашего космического путешествия.
А теперь просим экипажи кораблей выйти на стартовую площадку и перед полётом немного рассказать о себе. Командиров прошу подойти для жеребьёвки. ( После представления команд ведущие начинают конкурсы).
1 ведущий: «Первым правилом у нас - выполнять любой приказ»
Работа в космосе требует постоянного напряжения, физического и умственного. Необходимо всё время быть в хорошей спортивной форме.
Этому помогают различные тренажёры и комплексы упражнений.
Наш первый конкурс - космическая разминка.
Разминка спортивная: приглашаются на разминку по одному человеку от команды. Все выстраиваются в одну линию и с завязанными ногами делают по три прыжка. Чья команда окажется впереди?
Разминка интеллектуальная: Команды по кругу обмениваются вопросами, которые готовили дома для команды противника. Начинает команда …
Разминка практическая: Командам необходимо выбрать 5 самых необходимых на ваш взгляд в космическом путешествии предметов и обосновать свой выбор. Не забывайте, что мы с вами являемся членами клуба весёлых и находчивых, где хороший юмор ценится превыше всего. Итак, время пошло…
2 ведущий: «Чтобы космонавтом стать, надо много - много знать»
Сейчас командам мы будем задавать вопросы, на которые в течение 1,5 минуты они должны дать краткие ответы. В этом конкурсе проверяются быстрота реакции, знания по астрономии и космонавтике. Этот конкурс - своеобразный экзамен перед стартом. Итак, мы начинаем. Вопросы для команды (называет команду)
-
Что означает слово «астрономия»? (Наука о звёздных законах)
-
Когда был запущен 1 космический спутник Земли? (4 октября 1957 г.)
-
Когда американские астронавты впервые ступили на поверхность Луны? (В июле 1969 г.)
-
Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна - Солнце)
-
С какой наукой тесно связана астрономия? (С физикой)
-
Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп)
-
Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг оси)
-
В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток)
-
Что означает слово «зодиак»? (Круг животных)
-
Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта)
1 ведущий: Вопросы команде …
-
Что означает слово «космонавтика»? (Кораблевождение)
-
Как называется космический транспорт? (Ракета)
-
Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский)
-
Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта? (12 апреля 1961 г.)
-
Назовите родину Коперника. (Польша)
-
Сколько планет в солнечной системе? (9)
-
Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (Силы тяготения)
-
Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (Наблюдения)
-
Назовите дату осеннего равноденствия. (23 сентября)
-
Одинаковы ли полярный и экваториальный радиусы Земли? (Нет, экваториальный длиннее на 21 км)
2 ведущий: А теперь вопросы для третьей команды.
-
Что такое галактика? (Система звёзд и скоплений)
-
Назовите основной астрономический прибор. (Телескоп)
-
Кто создал геоцентрическую систему мира? (Птолемей)
-
Самая ближайшая к Солнцу планета…(Меркурий)
-
Кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин)
-
Кого называли Главным Конструктором в нашей стране? (С. П. Королёва)
-
Назовите дату летнего солнцестояния. (22 июня)
-
В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)
-
Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
-
Что такое «зенит»? (Наивысшая точка над головой)
1 ведущий: Вопросы для четвёртой команды:
-
Что означает слово «планета»? («Блуждающая»)
-
Какая планета была открыта только в 1930 году? (Плутон)
-
Как называют систему мира, созданную Коперником? (Гелиоцентрическая)
-
Сколько всего созвездий на небе? (88)
-
Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс)
-
Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)
-
Назовите космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. (Алексей Леонов)
-
Какого учёного под страхом пыток инквизиции заставили отречься от своих взглядов? (Галилео Галилея)
-
Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова)
-
Вблизи какой звезды проходит ось земного вращения? (Полярной)
1 ведущий: Ну, что ж, конкурсы показали, что экипажи вполне готовы к полёту. Ключ на старт! Внимание! Приготовились! 5, 4, 3, 2, 1, 0!!! Пуск! (фонограмма). Ведущий бросает в зал самолётик. Поехали!
Входим в верхние слои атмосферы. Внимание, экипажи на связь!
Что испытываете? (перегрузки).
Да, только сильных звездолёт может взять с собой в полёт!
Внимание! Конкурс! По два человека от команды, самых тренированных. Встав, спиной друг к другу, вы должны совместно выполнять приседания. Кто сделает больше? Молодцы!
2 ведущий: Просим врачей экипажей выйти на связь. Командир должен найти выход из трудной, непредвиденной ситуации, а врач может ему в этом помочь. Представьте, что ваш полёт длится уже вторые сутки. Члены экипажа жалуются на головные боли, подташнивание. У всех космонавтов распухли лица, наблюдается отёчность. Заглянув в зеркало, то же самое вы обнаруживаете у себя. Что вы посоветуете командиру?
-
прервать полёт ввиду болезни экипажа;
-
запросить центр управления полётом о способах лечения космонавтов;
-
продолжите полёт, так как не видите в этом ничего особенного;
-
продолжите полёт, так как начальство будет недовольно, ведь на полёт затрачено много средств.
(После ответов врачей команд, ведущий продолжает).
Полёт, действительно надо продолжать, так как прилив крови к голове у космонавтов, в результате чего и наблюдаются подобные явления, симптомы - типичное проявление невесомости.
Наши корабли тоже входят в зону невесомости (фонограмма).
Известно, что в космосе любое тело теряет вес. Во время длительных полётов это приводит к различным изменениям в состоянии человеческого организма.
Как бороться с невесомостью? Наука в этом вопросе бессильна. А вот нашим экипажам надо предложить свои рекомендации. Внимание, конкурс «Невесомость! Как с ней бороться?» Просим экипажи не забывать о чувстве юмора. (Звучит космическая музыка).
1 ведущий: Пока команды ищут рецепт борьбы с невесомостью, проводим конкурс для болельщиков. Вы можете принести очки своей команде, если разгадаете слова в кроссворде. (Разгадывание кроссворда на космическую тему).
Предоставляем слово командам. Итак, какие рекомендации по борьбе с невесомостью они могут нам предложить?
2 ведущий: «Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд»
Экипажи освоились в невесомости, научились её побеждать, что ж за работу. Радистам из центра управления полётом поступили радиограммы. Просим их расшифровать. (Пример радиограммы)
(Ответ: Впереди у вас планета, где гроза, ветер и нет света»
Задания (в конвертах) также получают планетологи, штурманы, астрономы, бортинженеры, психологи и врачи.
Командиров экипажей просим выйти на связь. Начинаем конкурс капитанов.
Вы получаете таблички с фамилиями учёных. Мы зачитываем цитату, а вы должны поднять табличку с фамилией того, кому принадлежат данные слова. Итак, внимание, начинаем.
1). «Земля - только одна из планет, а все планеты обращаются вокруг
Солнца» Ответ: Николай Коперник
2). «Вселенная бесконечна. Огромное пылающее Солнце только одна из звёзд»
Ответ: Джордано Бруно
3). «Солнце вращается вокруг своей оси. Вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам» Ответ: Галилео Галилей
А теперь капитаны прослушают стихотворение «Зодиак». (Учитель читает стихотворение).
Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Весьма похожая на Еву.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре,
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов/
Валишин Ю.И.
За 1 минуту вы должны выписать названия всех созвездий, упоминавшихся в этом стихотворении.
Листочки передайте жюри, а нам назовите лишь число созвездий, которые вы записали.
1 ведущий: На связь вызываются штурманы. Управлять космическим кораблём и не знать расположения планет на небе просто невозможно. Штурманы должны были расположить правильно небесные тела на звёздной карте. Свои карты они сейчас передадут жюри, а сами по кругу назовут нам планеты в порядке удаления их от Солнца.
2 ведущий: Просим выйти на связь планетологов. Им даны были описания планеты, на которую они попали. По этому описанию они должны были узнать, что это за планета. Итак, слово планетологам.
1 ведущий: На связь приглашаются радисты. Просим расшифровать радиограммы, полученные вами.
2 ведущий: Приглашаем на связь бортинженеров. Они должны были предложить определённый способ решения практической задачи. Читайте задачу и предлагайте своё решение.
1 ведущий: А теперь у нас на связи астрономы и психологи. Они также предложат свои решения проблем, которые могут возникнуть у космонавтов в космосе.
2 ведущий: «Очень дружно мы живём, в космос скучных не берём»
Пока команды готовятся к представлению своего домашнего задания, перед вами выступят космические артисты, которые нам покажут космический танец.
1 ведущий: Наше долгое, но, надеемся, весёлое и познавательное путешествие близится к концу. Каждая команда корабля выбрала свой путь в Галактике и долетела до своего места назначения. И сейчас они представят нам свою легенду о созвездии. Оцениваются научность, артистичность, оригинальность, юмор. (В качестве примера выступления смотреть
2 ведущий: (Звучит космическая музыка). Мы благодарим команды за их выступления, благодарим их руководителей, которые готовили команды к выступлению и болели сегодня за них, а также всех болельщиков, которые на протяжении всего «путешествия» поддерживали свои команды. А теперь просим всех встать.
Жюри объявляет итоги нашего космического КВН и вручает призы.
Литература:
-
Внеурочная работа по физике / под редакцией О.Ф. Кабардина, - М., Просвещение, 1983, (Библиотека учителя физики);
-
Ланина И. Я., Не уроком единым: Развитие интереса к физике, - М., Просвещение, 1991, (Библиотека учителя физики);
-
Юфанова И. Л., Занимательные вечера по физике в средней школе; Кн. Для учителя, - М., Просвещение, 1990;
-
Лыков В. Я., Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. Для учителя: Из опыта работы, - М., Просвещение, 1986;
-
Воронцов -Вельяминов;
-
Дагаев М. М., Наблюдения звёздного неба. -М., Наука, 1979;
-
Левитан Е. П.. Малышам о звёздах, -М., Педагогика, 1986.