- Преподавателю
- Физика
- Внеклассное мероприятие по физике Самое необходимое в жизни - вода
Внеклассное мероприятие по физике Самое необходимое в жизни - вода
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никанорова Е.Ю. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Самое необходимое в жизни - вода.
(Платон)
Цель: научить школьников самостоятельно работать с информационными источниками, критически оценивать информацию, обрабатывать ее и представлять слушателям.
Задачи:
- развитие интереса к предмету «физика»;
- формирование личностных качеств: самостоятельность, товарищество;
- воспитание бережного отношения к природе.
При подготовке к мероприятию использован метод проектов. Ребята собирали и обрабатывали информацию по следующим вопросам:
-
Роль воды в жизни человека.
-
Какую воду мы пьём (сведения о местном водопроводе).
-
Загрязнение водоёмов.
Оборудование:
-
атласы «Материки и океаны»;
-
раздаточный материал (см. приложения);
-
стенд «Самое необходимое в жизни - вода»;
-
магнитофон;
-
кассета (музыка для релаксации «Магия волн»).
Ход мероприятия:
Ребята знакомят класс с материалом, который они собрали по вопросам:
-
Роль воды в жизни человека.
-
Какую воду мы пьём (сведения о местном водопроводе).
-
Загрязнение водоёмов.
Интересные сведения остальные учащиеся записывают в тетрадь и отвечают на вопросы, которые им приготовили докладчики.
Краткое содержание сообщений.
1). Роль воды в жизни человека:
Зарождение жизни в воде. (Атлас. Начальный курс географии. Стр.2).
В настоящее время известно. Что жизнь на Земле зародилась в водной среде. Это произошло 4 млрд. лет тому назад. 400 млн. лет назад жизнь вышла из моря. 65 млн. лет назад появились первые млекопитающие. Вода и сейчас продолжает составлять значительную часть в живых организмах (в морских животных и млекопитающих, обитающих на суше, включая человека). Например, у десятидневного человеческого эмбриона содержание воды достигает 95%, у новорожденного - примерно 72%, а у взрослого человека - в среднем 60%.
Как и в природе, в нас самих происходит круговорот воды. Человек пьет воду и потребляет пищу. Потери воды при дыхании 400 г, кожей - 600 г. прямые потери - 1000-1500 г. За сутки - 2000-2500 г. за свою жизнь (средняя продолжительность жизни 70 лет) человечество может выпить половину всего годового стока рек мира.
Вопрос аудитории:
Какую форму имеет вода?
(Ответ: известно, что вода принимает форму того сосуда, в который она налита, но если воду лишить емкости и «убрать» действие силы гравитации, вода приняла бы форму шара).
Географические открытия. (Атлас. Начальный курс географии. Стр.36).
Вспомним эпоху Великих географических открытий: открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г), морского пути в Индию Бартоломеу Диашем и Васко де Гамой (1497-1499 гг), плавание к берегам Сев. Америки отца и сына Кабот (1497 - 1498 гг), кругосветное плавание впервые совершенное Фернаном Магелланом (1519-1521 гг), вторично - англичанином Френсисом Дрейком (1577-1580 гг).
Воды рек и озер служат границей между государствами. Граница между Францией и Германией проходит по реке Рейн, Россией и Китаем - по реке Амур, США и Мексикой - по реке Рио-Гранде, Таиландом и Лаосом - по реке Меконг. По Женевскому озеру проходит граница Франции и Швейцарии, по Великим озерам - граница США и Канады.
В США 11 штатов носят названия орошающих их рек: Миссури, Миссисипи, Огайо, Иллинойс, Аланама и т.д.
Вопрос аудитории:
Почему ныряльщики (ловцы жемчуга), чтобы достичь дна, прыгают в воду с камнем в руке?
Вода в строительстве. (Атлас. Начальный курс географии. Стр.34).
Гидромеханизмы размывают мягкие породы - грунт и вскрывают лежащие под ними месторождения. Под большим давлением вода размоет и твердые породы.
Водой намывают грунт для строительства. В Санкт- Петербурге на берегу Финского залива была намыта значительная территория (350 га) для жилищного строительства на острове Декабристов.
Издревле люди селились на берегу рек, озер. Средневековые города и замки окружали рвы, заполненные водой.
Вода - поставщик пищи (рыба, моллюски, морские растения и животные).
Потребляют воду промышленные предприятия и сельское хозяйство (орошение).
На ГЭС энергия воды превращается в электрическую.
Водный транспорт (Атлас с. 35). Морские пути.
Вопрос аудитории:
Каким образом с помощью небольшого количества воды можно создать большое давление? (Ответ с.93 [2]).
Вода - целитель. Купание (закаливание организма), гигиена (умывание), минеральные воды, целебные ключевые воды. Отдых на воде: мягкий климат, купание, шум моря.
Минута психологической разгрузки (музыка для релаксации «Магия волн»).
2). Какую воду мы пьём?
История создания местного водопровода.
Характеристики местного водопровода:
-
Давление в системе - 5 кг.атм.
-
Мощность водозабора - 600 м /сут
-
Производительность - 25 м /час.
-
Потери воды (утечка в системе) - 5 .
-
Количество колонок - 17 шт.
-
Очистка воды - гравийно-песчаная смесь.
Вопрос аудитории:
Производительность водозабора 25 м /час. Какова масса воды, поступающей в систему водопровода за 1 час?
Для централизованной системы водоснабжения используют поверхностные источники воды6 реки, водохранилища, озера.
Источник питьевой воды в нашей местности - озеро Лозское;
г. Вологда - река Вологда, река Тошня, озеро Кубенское;
г. Череповец - река Шексна;
г. Кириллов - озеро Святое;
г. Белозерск - озеро Белое.
Подземные воды содержат 27% питьевой воды. такие воды используют Бабаевский и Чагодощенский районы, скваженные водозаборы - города Вытегра, Бабаево, Устюжна, Сокол, Харовск, Тотьма, Великий Устюг.
Вода - залог здоровья. Это зависит от качества, чистоты воды. Какую воду мы пьем?
На основе значений УКИЗВ (удельного комбинаторного индекса загрязненности воды) поверхностные воды разделены на 5 классов в зависимости от степени их загрязненности:
1-й класс - условно чистая;
2-й класс - слабо загрязненная;
3а - загрязненная, 3б - очень загрязненная;
4а, 4б - грязная, 4в, 4г - очень грязная;
5-й класс - экстремально грязная.
Обучаемым предлагается проанализировать данные таблицы «Качество поверхностных вод Вологодской области на основе комплексного показателя УКИЗВ за 2011 год:
Каспийский бассейн
Категория (класс,
разряд)
УКИЗВ
р. Кема - д. Поповка
3 б
3.76
р. Куность - д. Ростани
3 б
3.68
оз. Белое - д. Киснема
3 а
2.48
оз. Белое - г. Белозерск
3 а
2.24
Шекснинское вдхр. - д. Крохино
2
2
Шекснинское вдхр. - с. Иванов Бор
3 б
3.79
р. Ягорба - д. Мостовая
4 а
4.82
р. Ягорба - г. Череповец (0.5 км выше устья)
4 а
4.44
р. Кошта - г. Череповец
4 в
6.90
р. Суда - д. Борисово-Судское
4 а
4.24
р. Молога - выше г. Устюжны
3 б
3
р. Молога - ниже г. Устюжны
4 а
4.08
Рыбинское вдхр. - 2 км выше г. Череповца
3 б
3.68
Рыбинское вдхр. - 0.2 км ниже г. Череповца
4 а
4.55
Рыбинское вдхр. - с. Мякса
3 а
2.74
Почему водоемы загрязнены?
3) Загрязнение водоёмов.
Источники загрязнения - промышленные и сельскохозяйственные предприятия. В результате загрязнения в воды попадают азотные и фосфорные удобрения, городские сточные воды. Это приводит к отмиранию водорослей, уменьшению количества кислорода в воде. Без кислорода озеро погибает. В нем остается лишь тонкий слой чистой воды. Значительная часть воды имеет небольшое количество кислорода, много сероводорода, на дне накапливаются органические осадки.
Вопрос аудитории:
Почему нельзя мыть автомашины на берегу водоема?
Возведение плотин для орошения полей и для получения электроэнергии приводит к уменьшению скорости воды, что влечет уменьшение перемешивания слоев воды. от этого снижается способность воды растворять кислород, понижается температура воды на глубине, из-за этого ухудшаются условия жизни водных растений и животных.
Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении водоемов. Моющие средства, сточные воды, попав в озеро в одном месте из-за диффузии и существующих течений, окажутся совершенно в другом месте.
Вопрос аудитории:
В загрязнённой воде происходят химические реакции с выделением тепла. Температура воды повышается, при этом снижается содержание кислорода в воде. Почему? (Ответ с. 70, Ф-7).
Физ. минутка. Снятие статического напряжения.
Ребятам можно предложить домашнее задание.
Подумайте и ответьте на вопросы:
-
Объясните, как может повлиять на здоровье человека плохое качество питьевой воды.
-
Что мы можем предпринять, чтобы улучшить качество питьевой воды в нашей местности?
-
Рассмотрите данные таблицы:
Запасы воды, % от ее общего количества
Океаны
97,2
Поверхностные воды:
Пресные воды
Соленые озера и внутренние моря
Русла рек
0,009
0,008
0,0001
Подземные воды
0,62
Ледники и ледниковые шапки
2,15
Атмосфера
0,001
Итого
100
Велики ли запасы пресной воды на земном шаре? Перечислите известные вам способы опреснения морской воды.
-
Будут ли затоплены материки Мировым океаном, если весь плавающий в нем лед по каким-нибудь причинам растает?
Заканчивается мероприятие словами:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко.
Источники информации:
-
Вода питьевая. Практическое пособие. Вологда, 1998.
-
Громов С. В., Родина Н. А. Физика. 7 кл. М.: Просвещение, 2002.
-
Кузнецов А. В. Название Вологодских озёр. Вологда, 1995.
-
Рыженков А. П. Физика. Человек. Окружающая среда: Прил. к учеб. физики для 7 кл. М.: Просвещение, 2000.
-
Хабарова Е. И., Панова С. А. Экология в таблицах. Справочное пособие. М. «Дрофа», 1999.
-
booksite.ru/fulltext/doklad11/text.pdf / Качество поверхностных вод Вологодской области.
6