Программа Познай самого себя

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Основная общеобразовательная школа № 43»







Программа факультатива

по физике

«Познай самого себя »

7-8 класс - 35 часов







Составитель:

Учитель физики и информатики

Улько А.С.















г. Новокузнецк, 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Содержание факультатива "Познай самого себя" рассчитано на 35 часов.

Курс целесообразно проводить в 7-8 классах.

Содержание факультатива качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются, в основном, на неживых объектах и практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако очень важно, чтобы у школьников постепенно складывались убеждения в том, что причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны.

В содержание включены вопросы, направленные на развитие интереса к физике, экспериментальной деятельности, формирование умений работать со справочной литературой. В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре.

Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.

Факультатив ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся 9 класса по физике и в нем делается акцент на интенсивное развитие учебно-познавательных способностей обучающихся, формирование учебной мотивации.

Цели:

  • показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;

  • создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и

  • самосовершенствованию;

  • показать в каких сферах профессиональной деятельности учащимся пригодятся полученные знания;

  • разработать модель человека на основе использования физических закономерностей и аналогий.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с физическими методами исследования: наблюдение, эксперимент,

  • теоретический анализ;

  • развить экспериментальные умения: измерять объем, площадь, массу, время, скорость, работу, мощность;

  • научить использовать приемы аналогии и моделирования для изучения свойств и основных характеристик организма человека;

  • сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности: формулировать цель,

  • выдвигать гипотезу, проводить отбор необходимого оборудования, пользоваться измерительными приборами, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы;

  • организовать проектную деятельность учащихся по теме: "Физика моего организма", с последующим представлением материала в различных формах (плакаты, газеты, буклеты,

  • презентации и т.д.).

В программе курса - две части: теоретическая и практическая.

В теоретической части раскрывается влияние физики на ряд смежных наук (химию, биологию, медицину и т.д.) и её роль в процессе возникновения комплексных наук (биофизики, физической химии, практической медицины, бионики).

Особый интерес представляют иллюстрации законов физики не только примерами из техники, но и примерами использования физических закономерностей и аналогий при изучении процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

Содержание теоретической части дополняет содержание базовых курсов физики и биологии.

В практической части предлагаются работы по изучению некоторых характеристик человеческого тела и тех физических законов, которым они подчиняется. Практические работы по изучению своего организма и его возможностей вызывают интерес учащихся 9 классов и способствуют развитию мотивации к изучению курса. Для выполнения предложенных работ не требуется сложного лабораторного оборудования.

Данный факультатив предусматривает наличие лекционных, семинарских, практических занятий, самостоятельной исследовательской работы и может быть использован для углубления и расширения знаний, формирования умений и навыков исследовательской работы учащихся по физике.

Содержание факультатива позволяет школьникам с разным уровнем подготовки по физике активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя, т.к. основано на применении жизненного опыта учащихся, наблюдении за окружающей действительностью и результатах их собственных экспериментов. При выполнении практических работ учащимся предлагаются задания разного уровня сложности.

Итогом работы является создание и защита индивидуальных проектов "Я и физика"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 ч)

Общее понятие о курсе. Цели, задачи, специфика занятий, требования к подготовке.

  1. Роль науки в жизни общества (1 ч)

Наука и научная деятельность. Отличие науки от других видов человеческой деятельности. Специфика труда ученого. Роль науки в современном мире. Понятие о системе научных знаний.

  1. Учебно-исследовательская деятельность учащихся. (1 ч)

Отличие учебно-исследовательской деятельности от научно-исследовательской. Основные формы исследовательской работы учащихся (научные общества, олимпиады, конференции, экспедиции и т. д.). Категории сложности исследовательских работ. Критерии содержания и сложности исследовательских работ. Достоинства и недостатки исследовательских работ учащихся. Актуальные направления исследовательской деятельности учащихся на современном этапе. Представление лучших исследовательских работ учащихся.

  1. Методика выполнения учебно-исследовательской деятельности (1 ч)

Категории и понятия учебно-исследовательской работы. Методы научного исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование). Простейшие методы статистической обработки результатов исследований. Понятие о методологическом аппарате исследовательской работы.

  1. Использование элементов логики в учебном исследовании (1 ч)

Понятие об основных логических операциях (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Применение логических операций на отдельных этапах исследования. Индуктивный и дедуктивный способы исследования. Понятие о диалектическом мышлении. Определение понятий. Объем и содержание понятия. Правила определения понятия. Основные законы (принципы) формальной логики. Логические основы аргументации. Формулировка гипотезы.

  1. Подготовка к написанию учебно-исследовательской работы (1 ч)

Выбор темы. Обзор тематики исследовательских работ учащихся

  1. Оформление учебно-исследовательской работы (1 ч)

Ознакомление с требованиями, предъявляемыми к оформлению исследовательских работ учащихся. Представление результатов исследовательской работы (таблицы, графики, формулы, написание символов, оформление экспликаций). Построение диаграмм. Использование схем. Подбор фотографий и рисунков. Составление приложений и примечаний.

7. Физические методы исследования (4 ч).

Как естественные науки используют законы физики. Физические методы исследования: наблюдение эксперимент, теоретический анализ. Моделирование. Физическая модель.

Физические измерения: цель, смысл, деятельность. Расчёт погрешности измерений

Практическая работа №1.Вычисление объёма и площади поверхности своего тела.

8. Кто выше прыгает и быстрее плавает (5 ч).

Масса тела и образ жизни: физические закономерности, определяющие

взаимосвязь размеров и массы тела с образом жизни животного. Время реакции

живых организмов на внешние раздражители. Биологические ритмы.

Практическая работа №2. "Измерение скорости реакции".

Движение в живой природе. Большие и маленькие на прогулке: почему для достижения

одной и той же скорости взрослые и дети пользуются различными способами передвижения.

Практическая работа №3."Определение средней и максимальной скорости движения".

9.Ускорения и перегрузки, которые способны выдерживать живые существа(4 ч).

Примеры ситуаций, в которых человек сталкивается с ускорением. Пороговые значения ускорения, ощущаемые человеком. Перегрузка. Воздействие ускорения на организм человека и защита от перегрузки.

Практическая работа №4 "Определение перегрузки ступней и головы при прыжке"

10. Прочнее гранита (4 ч).

Механические нагрузки в теле человека. Прочность костей и тканей организма человека (механические характеристики различных материалов). "Строительная техника" в мире живой природы: экономия материалов и энергии. Исследовательское задание "Создание конструкции максимальной прочности и минимальной массы из предложенного материала".

Практическая работа № 5 "Изучение прочности костей и тканей организмачеловека". Физика карате.

11. "Эх вы, мускулы стальные!.."(4 ч).

Простые механизмы в живой природе. Работа мышц человека. Мощность,развиваемая человеком при различных видах физической нагрузки.

Практическая работа №6 "Определение силы, работы и мощности рук".

Практическая работа №7 "Определение мощности человека при различныхвидах физической нагрузки".

12. Биологическая оптика (4 ч).

Роль света в живой природе. Процесс восприятия света. Глаз человека какоптический прибор. Оптические иллюзии

Практическая работа №8 "Изучение свойств человеческого глаза".

Обнаружение слепого пятна.Изменение диаметра зрачка.Наблюдение изображения насетчатке глаза.Аккомодация глаза.Определение точек ясного видения.

Итоговое занятие. Защита проектов (3 ч).

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Требования к уровню усвоения учебного материала по окончанию факультатива «Познай самого себя» учащиеся должны знать:

  • основные понятия изучаемогокурса: объём, плотность, площадь, скорость движения, скорость реакции,работа, мощность, слепое пятно, аккомодация;

  • физические методыисследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ;

  • физические законы, которыеможно использовать при объяснении процессов, происходящих в организмечеловека. Особенности своегоорганизма с точки зрения законов физики.

уметь:

  • применять метод моделей для изучения явлений и объектов;

  • применять физические формулы для определения параметров своего тела;

  • использовать физические методы исследования в своей деятельности;

  • планировать свою деятельность при проведении эксперимента;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков;

  • работать с различными источниками информации.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Общее кол-во часов

Формы занятий и количество часов

теория

практика

исследования

Введение

1

1

Сост. опорного конспекта

    Тема 1. Роль науки в жизни общества

    1

    1

    Сост. опорного конспекта

      Тема 2. Учебно-исследовательская деятельность учащихся

      1

      1

      Сост. опорного конспекта

        Тема 3. Методика учебно-исследовательской деятельности

        1

        1

        Сост. опорного конспекта

          Тема 4. Элементы логики в учебном исследовании

          1

          1

          Сост. опорного конспекта

            Тема 5. Подготовка к написанию учебно-исследовательской работы

            1

            1

            Сост. опорного конспекта

              Тема 6. Оформление учебно-исследовательской работы

              1

              0,5

              0,5

              Сост. опорного конспекта

                Тема 7.Как естественные науки используют законы физики. Бионика.

                1

                0,5

                0,5

                Сост. опорного конспекта

                  Физические методы исследования: наблюдение эксперимент, теоретический анализ. Моделирование. Физическая модель.

                  1

                  0,5

                  0,5

                  Создание геометр.модели человека

                    Физические измерения: цель, смысл, деятельность. Расчёт

                    погрешности измерений.

                    1

                    1

                    Отв. на вопр. и выполнить задания

                      Практическая работа №1 "Измерение объёма и площади

                      поверхности своего тела".

                      1

                      1

                      Пр. р "Опред. V и S своего тела." (д/з)

                        Тема 8. Масса тела и образ жизни: взаимосвязь размеров и массы тела с образом жизни животного.

                        1

                        1

                        Сост. опорного конспекта

                          Биологические ритмы (сообщ. уч-ся) Время реакции организма на внешние раздражители.

                          1

                          1


                            Пр.р №2.

                            "Измерение скорости реакции".

                            1

                            1

                            обработка результатов эксперимента

                              Движение в живой природе.

                              1

                              1

                              Составление опорного конспекта

                                Практическая работа №3 "Определение средней и максимальной скорости движения".

                                1

                                1

                                Планир. деят. по опред. ск-ти, измерения и расчеты.

                                  Тема 9. Примеры ситуаций, в которых человек сталкивается с ускорением.

                                  1

                                  1

                                  Составление сравнительной таблицы

                                    Пороговые значения ускорения, ощущаемые человеком. Перегрузка.

                                    1

                                    1

                                    Составление опорного конспекта

                                      Воздействие ускорения на организм человека и защита

                                      от перегрузки (собщ. уч-ся).

                                      1

                                      1

                                      Составление опорного конспекта

                                        Пр. р. № 4."Определение перегрузки ступней и головы при прыжке"

                                        1

                                        1

                                        Выполнение практической работы

                                          Тема 10. Механические нагрузки в теле человека. Прочность костей и тканей организма человека (механ. хар-киразл. материалов).

                                          1


                                            "Строительная техника" в мире живой природы: экономия материалов и энергии" (сообщ. уч-ся).

                                            1

                                            1

                                            Составление опорного конспекта

                                              Исслед. задание "Создание конструкции максимальной прочности и минимальной массы из предложенного материала".

                                              1

                                              1

                                              Из предложенного материала создайте конструкцию

                                              максимальной прочности

                                                Пр. р. №5 "Изучение прочности костей и тканей организма

                                                человека". Физика карате (сообщ. уч-ся)

                                                1

                                                1

                                                Опред. прочности плечевой кости. Подг. сообщ. по теме зан.

                                                  Тема 11. Простые механизмы в живой природе (сообщ. уч-ся).

                                                  1

                                                  1

                                                  Работа с доп. источниками информации, подготовка сообщений по теме занятия

                                                    Работа мышц человека. Мощность, развиваемая человеком при различных видах физической нагрузки.

                                                    1

                                                    1

                                                    Составление опорного конспекта

                                                      Практическая работа №6 "Определение работы и мощности

                                                      рук".

                                                      1

                                                      1

                                                      Расчёты работы и мощности

                                                        Практическая работа №7 "Определение мощности человека при различных видах физической нагрузки".

                                                        1

                                                        1

                                                        Планир. деятельности по опред. работы и мощности

                                                          Тема 12. Биологическая оптика. Роль света в живой природе. Процесс восприя-тия света человеком.

                                                          1

                                                          1

                                                          Составление опорного конспекта

                                                            Глаз человека как оптический прибор.

                                                            1

                                                            1

                                                            Составление опорного конспекта

                                                              Оптические иллюзии (сообщ. уч-ся). Презентация "Обман зрения"

                                                              1

                                                              1

                                                              Сбор и обмен информацией об оптических иллюзиях

                                                                Пр.р. № 9 "Изучение свойств человеческого глаза".

                                                                • Обнаружение слепого пятна.

                                                                • Изменение диаметра зрачка.

                                                                • Наблюдение изображения на сетчатке.

                                                                • Аккомодация глаза.

                                                                • Определение точек ясного видении.

                                                                1

                                                                1

                                                                Исследовать свойства своего глаза, пользуясь предложенной инструкцией

                                                                  Итоговое занятие.

                                                                  1

                                                                  1

                                                                  Подготовка проекта

                                                                    Подготовка проекта "Физика моего организма".

                                                                    1

                                                                    1

                                                                    Подготовка проекта

                                                                      Защита проекта "Физика моего организма".

                                                                      1

                                                                      Итого: 35 часов









                                                                      ЛИТЕРАТУРА

                                                                      1. Алексеева М.Н. Физика -юным. - М.: Просвещение, 1980.

                                                                      2. Агаджанян Н.А. Ритм жизни и здоровье. - М.: Знание, 1975.

                                                                      3. Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и в медицине. - Киев: Радянська школа, 1986.

                                                                      4. Богданов К.Ю., Физик в гостях у биолога. - М.: Наука, 1986.

                                                                      5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002.

                                                                      6. Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике.7-11 классы. - М.: Классикс Стиль, 2002.

                                                                      7. Громов С. В., Родина Н.А. Физика-8. - М.: Просвещение, 1999.

                                                                      8. Громов С. В., Родина Н.А. Физика-9 - М.: Просвещение, 1999.

                                                                      9. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

                                                                      10. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.,Пономарева А.В. Факультативный курс физики. - М.: Просвещение, 1986.

                                                                      11. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988.

                                                                      12. Нинбург Е. А. Технология научного исследования / Е. А. Нинбург. - СПб, 2000 - 28с.

                                                                      13. Нога Г. С. Опыты и наблюдения над растениями: Пособие для учителей / Г. С. Нога. - М.: Просвещение, 1976 - 176с.

                                                                      14. От внешкольной работы к - дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А. К. Бруднова - Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000 - 544с.

                                                                      15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001 - 272с.

                                                                      16. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. - М.: АСТ, 1998.

                                                                      17. physicsrnd.ru/?p=588

                                                                      © 2010-2022