Разработка портфолио учителя физики слушателя курсов повышения квалификации

  Продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования. Здесь вы найдёте много полезной информации по методике преподавания физики, разработки и сценарии уроков и внеклассных мероприятий, презентации и тематические сайты, видеоролики и программы по физике, математике и электротехнике, можно ознакомиться результатами педагогическ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Портфолио



слушателя курсов повышения квалификации

учителей физики по проблеме:

«Обеспечение качества

школьного физического образования на основе современных педагогических технологий»


учителя физики МБОУ СОШ №87 имени Героя Советского Союза Н.М.Щеобакова Советского района города Ростова-на-Дону

Большаковой Людмилы Николаевны





г. Ростов-на-Дону

2014 год





СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО



  1. Структура портфолио

  2. Цели портфолио

  3. Резюме

  4. Ресурсное обеспечение

  5. Рефлексия:

- рефлексивный лист

- тезаурус

  1. Разработка урока ( мастер-класс) по физике по результатам курсов и проведение семинара «Обеспечение качества обучения физике в 8-м классе с помощью ИКТ»

  2. Метод проектов на уроке физик

  3. Мои достижения

  4. Методические рекомендации для собственного роста







ЦЕЛИ ПОРТФОЛИО

Продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Задачи:
* совершенствовать методическую работу, рационально использовать возможности для повышения квалификации;
* развивать инновационное поведение, новое педагогическое мышление;
* учет и систематизация достижений обучающихся в проектно-исследовательской деятельности, результативности их участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах по физике, информатике и ИКТ;
* обобщение и распространение инновационного опыта моей научно-педагогической деятельности, сетевого взаимодействия;
* информирование представителей общественности, педагогов о траектории моего профессионального развития и самосовершенствования;
* актуализация обеспечения высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Ожидаемые результаты:
* повышение квалификации;
* положительное изменение собственных качественных показателей труда.

Здесь вы найдёте много полезной информации по методике преподавания физики, разработки и сценарии уроков и внеклассных мероприятий, презентации и тематические сайты, видеоролики и программы по физике, математике и электротехнике, можно ознакомиться результатами педагогической и научно-методической деятельности, интернет -ресурсами по физике, математике и электротехнике, используемые на уроках и внеклассных мероприятиях , достижения учащихся класса.

Искренне надеюсь, что странички моего сайта Вам будут полезны и интересны. Получив здесь пищу для размышлений, найдя или не найдя ответ на свой вопрос, напишите мне - буду рада помочь Вам конкретным советом. А желание моих коллег обменяться опытом или ценной информацией приветствуется самым радушным образом, ведь главная цель этого сайта - общение, поиск новых друзей, новых идей. Все фотографии размещены с разрешения родителей и учащихся.




резюме

Разработка портфолио учителя физики слушателя курсов повышения квалификации. Большакова Людмила Николаевна

Год рождения: 19.03.1961 год

Место жительства: г.Ростов-на-Дону

Образование: 1978-1985гг., Ростовский Государственный Университет и Ростовский государственный педагогический институт. Факультет физики.

Специальность: учитель физики.

Опыт работы: на протяжении 31 года, с 1982 по 2013 годы
работаю учителем физики в городе Ростове-на-Дону в МБОУ СОШ №87 имени Героя Советского Союза Н.М.Щербакова Советского района города Ростова-на-Дону.

Являюсь заведующей кабинета физики, классным руководителем 8 «А» класса и секретарем первичной партийной ячейки партии «Единая Россия».

Педагогическая проблема, над которой работаю « Метод проектов в преподавании физики».

Награды:

*Почетная грамота МО РФ «За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников» приказ от 20.04.2005 года №256/к-н;

* Благодарственное письмо Мэра города Ростова-на-Дону «За значительный вклад в развитие муниципальной системы образования, многолетний добросовестный труд и в связи с празднованием Дня учителя» распоряжение от 20.09.2013 года;

* Почетная грамота «Управления образования города Ростова-на-Дону» «За многолетний и плодотворный труд, успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, развитие их творческой активности и в связи с празднованием Дня учителя» приказ по «Управлению образования города Ростова-на-Дону» от 01.10.2012 года №496.

Звания: «Ветеран труда».

За этот период неоднократно проходила курсы повышения квалификации Последние курсы:

  • дополнительная профессиональная подготовка по использованию компьютерных технологий в образовании программы Intel «Обучение для будущего» при поддержке Microsoft;

  • ГОУДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по проблеме «Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения» в объеме 72 часа в 2011году;

  • НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и права по проблеме «Практический менеджмент в образовании» в объеме 72 часа в 2011 году.

Являюсь участником:

* II Международной научно-практической конференции «Культура. Образование. Общество» (Созидательные потенциалы культуры) 2012 год при ЮФУ Педагогического университета;

*научно-практической конференции «Актуальные проблемы введения и реализации ФГОС общего образования: научно-методическое объединение, инновационных технологий, лучшие практики» 2013 год при ГОУДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

* Всероссийской педагогической Видеоконференции по проблеме «Педагогика успеха ребенка » февраль 2012 года;

* Всероссийской педагогической Видеоконференции по проблеме «Критическое мышление: технология и приемы» март 2012 года.

Личные качества:

любовь к детям, высокая работоспособность, целеустремленность, ответственность, пунктуальность, самостоятельность, самообучаемость, коммуникабельность.


Ресурсное обеспечение


  1. Закон РФ «Об образовании» декабрь 2012 года

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по

физике, 2008 г.

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Физика.

Дрофа, Москва, 2001

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

по физике. Вестник образования, 2004г.

  1. Н.М.Шахмаев, Ю.И. Дик, С.Н.Шахмаев, Д.Ш.Шодиев Физика 7кл., 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Мнемозина, 2010г. -144с.

  2. Ю.И. Дик. Программа курса физики 7-19 кл. - М.: Мнемозина, 2008 - 62с.

  3. Лукашик В.И., Е.В. Иванова Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Перышкин А.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов - М.: Экзамен, 2010.

  5. Минькова Р.Д., Панаиоти Е.Н. Поурочное планирование - М.: Экзамен, 2008.

  6. В. Н. Блинов Тесты по физике. 7 -й класс. - Саратов: «Лицей», 2008. - 64с.

  7. Перышкин А.В. Физика 9кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2008 -192с.

  8. В.А. Коровин. Программно-методические материалы. Физика 7-11 кл. - М.: Дрофа, 2008. - 160с.

  9. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев Физика 11 кл., 10кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 2008 -335с.

  10. В.А. Коровин. Программно-методические материалы. Физика 7-11 кл. - М.: Дрофа, 2001. - 160с.

  11. Г.Н. Степанов Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008.

  12. А.П.Перышкин, П.А. Рымкевич Сборник задач по физике для 9-11 классов - М.: Просвещение, 2008.

  13. Минькова Р.Д., Панаиоти Е.Н. Поурочное планирование - М.: Экзамен, 2008.

  14. А.А.Иванов, З.И. Иванов Тесты по физике. 11-й класс. - Саратов: «Лицей», 2008. - 48с.

  15. Атаманская М.С. Компетентностный подход в школьном физическом образовании. //Физика в школе , 2009.-№6.- С. 28-33.

  16. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы./Е.В. Бондаревская - Ростов н/Д, 1997. - 28с.

  17. Важеевская Н.Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании: Автореф. дис…докт. пед. наук /Н.Е. Важеевская.- М., 2002. - 37с.

  18. Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах средней школы: Дидакт. Материал./ О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов.- М.: Просвещение, 1994.- 224с.

  19. Ланге В.Н. Физические парадоксы и софизмы. -М.: Просвещение. 1967. - 123с.

  20. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.- 14-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 224с.

  21. Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1976.- 144с.

  22. Перельман Я.И. Занимательная физика.- М.: Наука, 1976.- 272с.

  23. Пурышева Н.С. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская.- 5-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2009.- 255с.

  24. Пурышева Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе /Н.С. Пурышева. - М.: Прометей, 1993. - 161с.

  25. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: феномен, концепция и технологии: монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 150с.

  26. Сухлоев М.П. Разработка интерактивных заданий в редакторе «NOTEBOOK» для использования на интерактивной доске SMART и без нее /Информационные технологии в образовании - 2008. Сборник научных трудов участников VII научно-практической конференции-выставки 30 -31 октября 2008 г. - Ростов н/Д, 2008. С. 87.

  27. Сухлоев М.П. Продуктивизация знаний средствами информационных технологий. ito.edu.ru/2006/Rostov/II.html.

  28. Россинская С.А., Чиркова Е.И. Использование электронных средств в обучении математике. ito.1gb.ru/members/255/.

  29. Россинская С.А. Использование информационных технологий в обучении на курсах повышения квалификации учителей. ito.edu.ru/2006/Rostov/III.html.

  30. Физика. 7-9 классы. Тематические тесты. Подготовка к ГИА-9: / Л.М. Монастырский, А.С. Богатин, Ю.А. Игнатова; под ред. Л.М. Монастырского - Ростов н/Д: Легион, 2010.- 176с.

  31. Физика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие/ Монастырский Л.М. и др; под ред. Л.М. Монастырского.- Ростов н/Д: Легион - М, 2010.- 208с.

  32. Физика. Всероссийские олимпиады. Вып.2/ под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. - М.: Просвещение, 2009. - 112с.

  33. radik.web-box.ru

  34. festival.1september.ru/articles/504660/.

  35. school-collection.edu.ru/

  36. fiz.1september.ru

  37. experiment.edu.ru

  38. gomulina.orc.ru

  39. fizzzika.narod.ru

  40. elkin52.narod.ru

  41. ifilip.narod.ru

  42. class-fizika.narod.ru

  43. physics.vir.ru

  44. demo.home.nov.ru

  45. optics.ifmo.ru

  46. physics-regelman.com

  47. decoder.ru

  48. phys.spb.ru





рефлексивный лист

Эмоционально-ценностное отношение к новоЙ деятельности учителя в послекурсовой период


Позитивное воздействие курсов повышения квалификации

Негативное

  • Вооружают знаниями о тенденциях развития системы образования, современных образовательных технологиях, о содержании необходимых для работы нормативных документов.

  • Открывают новые стороны знания о казалось бы давно понятных вещах

  • Дают мощный толчок для переосмысления своей педагогической деятельности

  • Заставляют задуматься о необходимости обновления представлений о цели, содержании и способах реализации учебной деятельности в современной образовательной ситуации.

  • Дают конкретные и реальные рекомендации для профессионального развития и личностного роста учителя



  • осознаёшь масштабы своего незнания, непонимания важности многих вещей и от открывшегося "знания о своем незнании"

  • Возникает противоречие между сложившимися стереотипами и системой работы в рамках традиции и желанием работать по-новому.

  • Порождаются сомнения : все ли я делаю правильно? Смогу ли работать по новому?
    Если не получаешь ожидаемых результатов - реальна ли опасность "скатиться" на прежние, наработанные годами, способы деятельности и мышления?




ТЕЗАУРУС

Понятие

Значение (автор, источник)

Парадигма

Это "по-научному" звучащее слово, означающее "действующая в обществе в тот или иной период модель постановки проблем и их решения", заимствовано в XIX в. из латинского, который в свою очередь взял его из греческого, где paradeigma буквально означает "образец, пример".

Концепция

(от лат. conceptio - понимание, система) - это система взглядов, отражающая определенное понимание сущности какого-либо предмета или явления и отношение к нему.

Рефлексия

производится от позднелатинского reflexio - обращение назад, и определяется как "1). принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, 2). предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания и 3). деятельность самосознания, раскрывающая строение и специфику внутреннего мира человека".

Компетенция

(от лат. Соiтiреепiа принадлежность по праву) - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Компетентность

новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Ключевые компетенции

*политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов;

*компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений;

компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.;

*компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;

*компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.

Педагогическая культура

это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.
Исторически сложившиеся типы педагогической культуры соответствуют типам развития человеческой цивилизации и характеру взаимодействия между образованием и культурой в ту или иную эпоху.
В основе гуманистического типа педагогической культуры лежит целостное представление о педагогической действительности, в эпицентре которой находится личность ребенка.
Сущность педагогической культуры состоит в особом ценностном отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.

Технологическая культура

это динамическая система педагогических ценностей, технологических умений и творческой индивидуальности субъекта педагогической деятельности. Все компоненты этой системы подлежат оцениванию:

педагогическая позиция и профессионально-личностные качества;

технологические знания и культура педагогического мышления;

технологические умения и опыт творческой деятельности;

творческая индивидуальность;

позиция обучающихся по отношению к образовательной технологии.

Навык

(действие автоматизированное, автоматизм вторичный) - действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;

2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Понимание

1)Мгновенное проникновение (вспышка, озарение) в смысл (или суть) изучаемого понятия, предмета, явления и т.п.

Мышление

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений,закономерных связей и отношений между ними. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.

Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов,проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как

правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания,терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только

познавательный, но и эмоционально-волевой. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль

становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные

средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы,электрические импульсы, жесты и пр.

Креативность

( от лат. Creation - созидание) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность вцелом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Чаще всего Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям, - вот достаточно распространенное в научной литературе определение креативности.

Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству.

Креативность не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности. Личность же нельзя сформировать, ее можно только воспитать. Воспитание, в свою очередь, не может быть ничем иным, как созданием условий для самовоспитания личности.

Две группы факторов, препятствующих развитию креативности : ситуативные и личностные. Ситуативные: лимит времени; состояние стресса, повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная цензура. Данные факторы необходимо учитывать при создании условий, способствующих развитию креативности.

Сущность педагогической креативности.

Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, психологи, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесло.

Креативный человек

Креативный человек, это тот, который имеет нестандартные мысли и идеи. Креативность, это своего рода талант, самовыражение, но не такое, как у всех. Считаю, что креативность в себе развить невозможно, она либо есть, либо ее нету и вовсе. Очень важно быть креативным к примеру дизайнерам интерьеров и одежды, что бы придумывать что - то новое, это сейчас очень модно.

Модуль

Одной из новых технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.

Основополагающее понятие в этой технологии - модуль. Модуль - это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.

Образовательная технология

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

цели обучения;

содержание обучения;

средства педагогического взаимодействия;

организация учебного процесса;

ученик, учитель;

результат деятельности.

Конструирование

Конструирование в большой степени разбивает проект на части, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности является методической задачей. Итак, педагогическое проектирование делится на три этапа: моделирование, проектирование и конструирование, которые имеют свои характеристики и цели

Модернизация образования

Процесс, направленный на изменения качественных характеристик образования, со временем влекущих изменение количественных показателей его качества.

Целеполагание

Осознанность, целенаправленность - непременные условия человеческой жизнедеятельности. Деятельность педагогическая, конечно же, не является в этом отношении исключением. Проективный подход в воспитательной работе, возможности которого исследуются нами, предполагает целеполагание как ключевой момент деятельности педагога.

Универсальные учебные действия

совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Развитие

это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);

Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

уровень актуального развития - отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;

зону ближайшего развития - зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Качество образования

1) «качество в образовании - это уже не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получают комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом»

Как видно, качество образования - это комплексный показатель:

• соотношения цели и результата обучения;

• обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг;

• определенного уровня знаний, умений, навыков, компетен-тностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности.

Новое качество образования (ФГОС)

Ведущие принципы ФГОС - принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене - быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируется в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).

Метапредметные результаты (ФГОС)

Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Личностные результаты (ФГОС)

Система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Предметные результаты (ФГОС)

Конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Деятельность

ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Информационно-образовательная среда школы

это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.

Логически ИОС содержит также три содержательных уровня:

Первый уровень - педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС.

Второй уровень - система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.

Третий уровень - образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы и ИОС.

Компетентность

новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Компетенции

- опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Профессиональная компетентность

- качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность

- качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность

- качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность

- качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Педагогическая технология

- определенная последовательность педагогических действий, методов, приёмов, средств, форм которая приводит к запланированному результату.

Продуктивный источник знаний

- источник, в котором знание скрыто и его можно добыть через взаимодействие.

Свобода

- осознанная необходимость выбора.

Информатизация

- организационный, социально - экономический, научно - технический процесс для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Образовательная технология -

определённая последовательность педагогических действий (методов, подходов, средств, форм), которая приводит к запланированному педагогическому результату.

Новая образовательная модель

- компьютер - источник знаний, учитель - создаёт информационную образовательную среду (осуществляет отбор материала, управляет процессом самостоятельной учебной деятельности).










Основные компетентности

учителя.

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических

проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение

современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и

их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы

и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми),

осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее

адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать

решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;

регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися

(воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию,

тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их

совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных

правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТИ

педагогических работников


Основные составляющие компетентности

педагогических работников


Характеристики составляющих компетентности

Показатели оценки компетентности

Не владею

Имею представ ление

Владею

Могу поделить ся опытом

Профессиональная компетентность

владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью),



+


психолого-педагогическая коррекция, снятие стрессов,


+



осуществление оценочно-ценностной рефлексии



+


Информационная компетентность

умение формулировать учебную проблему различными информационно-коммуникативными способами


+



квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач,


+



регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности,



+


использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе



+


Коммуникативная компетентность

эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим

человеком;


+



установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе;



+


умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;



+


умение убеждать, аргументировать свою позицию;



+


владение грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы



+


Правовая компетентность

эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач



+











Методические рекомендации

для собственного роста

Что целесообразно делать

Чего не следует делать

  • Знать дефициты компетенций учителя (ученика) и постоянно работать над их устранением.


  • Зацикливаться только на формировании ЗУН

  • Внедрять в практику работы принципы индивидуализации и дифференциации обучения


  • Продолжать работать, опираясь только на традиционны формы и методы обучения и организации общения на урок

  • Применять коммуникативно-диалоговые технологии, активные формы деятельности школьников, развивать универсальные учебные действия учащихся, широко применять информационные технологии.

  • Давать домашнее задание одинаковое для всех

  • Избегать давать готовые знания учащимся.

  • Помнить о праве ученика на ошибку.


  • Формировать у учеников информационную компетентность - готовность искать, анализировать и отбирать необходимые сведения: преобразовывать, сохранять и передавать их.


  • Применять на уроках рефлексию.


  • Совершенствовать систему контроля и оценивания учащихся, доводить ее до сведения учащихся и их родителей.


  • Осуществлять дифференциацию домашнего задания, позволяя каждому учащемуся выбирать уровень трудности и сложности самостоятельно.


  • Четко формулировать цель и задачи изучения материала, добиваться достижения каждым учащихся усвоения материала на уровне его возможностей


  • Добиваться глубины понимания физических терминов, законов, формировать умение наблюдать, активно выдвигать гипотезы вести исследовательскую и проектную деятельность


  • Создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Фиксировать и развивать успех.






















© 2010-2022