• Преподавателю
  • Физика
  • Статья Исследовательская и проектная деятельность учащихся - основа развития естественнонаучной грамотности учащихся

Статья Исследовательская и проектная деятельность учащихся - основа развития естественнонаучной грамотности учащихся

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пошатова Н.М.

КГУ «Тимирязевская средняя школа»

с. Тимирязево

[email protected]

"Исследовательская и проектная деятельность учащихся - основа развития

естественнонаучной грамотности учащихся"

«Наши граждане должны быть готовы к тому,

чтобы постоянно овладевать навыками работы

на самом передовом оборудовании и

самом современном производстве.

Необходимо также уделять большое внимание

функциональной грамотности наших детей,

в целом всего подрастающего поколения.

Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

Послание Президента Республики Казахстан Лидера нации

Н. А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» от 14.12.2012 г.

В современном мире значение физических знаний сохраняется, роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Методы и средства физического познания широко востребованы практически в различных областях деятельности людей. Использование знаний и умений по физике необходимо каждому для решения практических задач повседневной жизни.

В связи с этим в утвержденном Правительством РК Национальном плане действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы особо уделяется внимание обновлению содержанию образования с ориентацией государственных стандартов и учебных программ на компетентностный подход и функциональную грамотность. Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций.

Наиболее эффективной, в плане развития ключевых компетенций у учащихся является проектно- исследовательская деятельность, так как она призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современного мира, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни.

Из-за отсутствия кабинета физики и соответственного оборудования, проектно-исследовательская деятельность учащихся остается одной из самой эффективной, так как именно эта технология помогает заинтересовать учащихся моими уроками, где учащиеся осознают многие физические процессы используя подручные средства.

Работа над проектами в нашей школе осуществляется по определенным этапам.

Первый этап, это определение актуальной проблемы, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, учащиеся будут работать. На данном этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.

Вторым этапом является постановка задачи и составление плана работы. Данный этап развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

К третьему этапу относиться выполнение проекта в соответствии с поставленными задачами. Учащиеся учатся выдвигать гипотезу, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать физические процессы.

Подведение итогов работы, следующий этап работы над проектом. Этот этап дает возможность учителю научить учащихся умению аргументировать свои мысли, выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты в более доступной форме для окружающих, а также решать познавательные и творческие задачи, развивать коммуникативные навыки в группе.

Последней степеней работы над проектом является этап презентации полученного продукта. Данный этап ставит перед учащимися несколько основных целей, это представить результат своей деятельности, довести до учащихся проблему, способы ее решения, доказать свою правильность решения данной проблемы. Этап защиты помогает развивать у учащихся умения владеть искусством и культурой коммуникации.

Из-за отсутствия кабинета физики и соответственного оборудования, проектно-исследовательская деятельность учащихся остается одной из самой эффективной, так как именно эта технология помогает заинтересовать учащихся моими уроками, где учащиеся осознают многие физические процессы используя подручные средства.

Проектно-исследовательскую деятельность по физике можно организовать, оглянувшись вокруг себя, ведь любое физическое явление в нашей жизни может побудить у учащегося множество вопросов, которые в последствии подтолкнут его к поиску новой информации. Например, на моих уроках в 7 классе при изучении темы «Диффузия», у учащихся возникает очень много различных вопросов которые в последствии мы рассматриваем в виде мини- проектов в парной работе. Учащиеся подготовили работу «Диффузия в нашей жизни», провели вместе с родителями домашние опыты используя при этом пищевые продукты, а именно наблюдали реакцию пищевой соды и уксуса, распространение кристаллов марганца в воде. Также с помощью секундомера вместе с учащимися был проведен опыт по наблюдению за распространением запаха духов в классе. Все домашние опыты учащихся с родителями были представлены в виде докладов, а также в яркой мультимедийной презентации.

Результаты своей исследовательской деятельности, учащиеся представляли в виде рефератов, презентации, докладов, разработках кроссвордов, опорных схем.

Учащимися были разработаны и защищены следующие рефераты:

  • «Ломоносов М.И- прародитель МКТ»

  • «Психрометр и гигрометр»

  • «Паровые машины, история появления»

  • «Реактивный двигатель»

  • «Радиация и ее влияние на человека»

  • «Происхождение солнечной системы», «Планеты гиганты»

  • «Развитие современных средств связи в Казахстане»

Великие ученые: Б.Паскаль, И.Ньютони , Тихо Браге , Галилно Галилей др.

Представлены и защищены следующие презентации к уроку по темам:

  • Освоение космоса. Современные достижения космонавтики.

  • Двигатели внутреннего сгорания в автомобилях.

  • Первые паровые машины.

  • Создание первой атомной бомбы.

  • Водный транспорт

Созданы кроссворды и опорные схемы по разделам:

  • Электричество

  • Физика и астрономия

  • МКТ

  • Второй закон Ньютона

  • Закон Паскаля

При объяснении таких тем, как сила трения, закон Паскаля учащимися были созданы простейшие физические приборы из подручных средств, это модель игрушки «Перевертыш», модель фонтана.

В рамках изучения дополнительного материала по физике был разработан и представлен на школьном конкурсе «Школьная весна 2009» проект «Физическая игрушка» - Сибгатулин А.

Актуальная тема, подготовка к ЕНТ и успешное его прохождение, переросла в мультимедийный проект «Подготовка к ЕНТ по физике» за курс 8 класса. Данный проект был представлен в виде электронного пособия на районный фестиваль мультимедийных проектов.

В качестве примера организации проектно-исследовательской деятельности на уроках я бы хотела привести примеры некоторых уроков. Ряд уроков в 8 классе по темам «Расчёт количества теплоты при сгорании попкорна, чипсов», «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Проверка экономии электроэнергии различными способами» «Работа и мощность», «Законы Ньютона» «Физика и экономика РК» -10 класс. Данные уроки были основаны на жизненных ситуация, решали проблемы бытового характера, а также раскрывали потенциал не только сильно- мотивированных учащихся, но и учащихся с особыми образовательными потребностями (доклад по теме «Влияние попкорна на здоровья человека», разработка кроссворда на повторение по теме «Электричество»).

В заключении можно уверенно сказать, что, проектно-исследовательская деятельность на уроках физики формирует у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.

Литература

  1. Инструктивно - методическое письмо. «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстана в 2015-2016 учебном году » Астана 2015г

  2. Послание Президента Республики Казахстан Лидера нации

Н. А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» от 14.12.2012 г.


© 2010-2022