• Преподавателю
  • Физика
  • Профориентационный стенд как одно из эффективных средств формирования у школьников интереса к техническим профессиям

Профориентационный стенд как одно из эффективных средств формирования у школьников интереса к техническим профессиям

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Профориентационный стенд как одно из эффективных средств формирования у школьников интереса к техническим профессиям




Данилова Мария Николаевна, учитель физики Хампинской средней школы им. С.Ф.Гоголева Вилюйского улуса РС (Я)




Северо-Восток Российской Федерации - регион важнейших стратегических интересов страны, природный и экономический потенциал которого становится главным ресурсом стремительно развивающейся по инновационному пути российской экономики, испытывающей острый дефицит квалифицированных кадров.

В связи с задачами укрепления геостратегических позиций страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выработки и реализации комплексной стратегии обустройства Дальнего Востока, возрастающей ролью Якутии в промышленном освоении региона, повышения энергетической и экономической безопасности территории Северо-Востока России резко возросла потребность в специалистах соответствующих направлений социально-экономического развития региона.

Комплексное развитие производств и территорий, формирование инновационной экономики и развитие инновационной деятельности зависят от кадрового обеспечения для исследовательской деятельности до внедрения в производство новых технологий.

Так, только для реализации мегапроектов "Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года" потребуется более 150 тысяч специалистов разного профиля.

Особенностью стратегии Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу, функционально связанных с реализацией инвестиционных проектов на соседних территориях Красноярского, Хабаровского и Приморского краев, Иркутской, Амурской и Магаданской областей.

Южная Якутия становится узловым центром инфраструктурного развития всего Дальнего Востока. В Северо-Восточной Якутии планируется создание производственного комплекса по освоению золоторудного и полиметаллического месторождений с созданием необходимой инфраструктуры. Будут созданы условия для освоения Яно-Колымской золоторудной провинции в границах Якутии и Магаданской области, являющейся уникальной золото - россыпной провинцией мирового класса с возможностью добычи до 100 тонн золота в год. В Западной Якутии формируется территориально-промышленный комплекс, предусматривающий, помимо существующей добычи алмазов, создание новой базы нефте - газодобычи, газоперерабатывающих и газо-химических производств. Этот комплекс тесно привязан к кусту нефтегазовых месторождений Красноярского края и Иркутской области.
В Центральной Якутии планируется формирование Якутского транспортного узла, включающего завершение строительства железной дороги до Якутска с возведением автомобильно-железнодорожного моста через реку Лену, образование меридианального транспортного коридора АТР - Европа, выход к морским портам на Охотском море (автодорога «Амга») и строительство международного мультитранспортного коридора JCL-World ink (Якутск - Магадан - Анадырь - Уэлен (Берингов пролив) - Ном - Фербенкс - Форт-Нельсон (США, Аляска).

Планируется создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г.Якутске по производству бриллиантов и ювелирных изделий.

В республике сегодня уже работают крупные компании, такие как ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», РАО «ЕЭС России-Восток» (АК «Якутскэнерго»), ОАО «Мечел», ОАО «Полюс», ОАО «РЖД», ОАО «Атомредметзолото», ОАО «Газпром», ОАО «ГидроОГК» и др., многие из которых уже наладили тесные связи в области подготовки специалистов.

По заявкам этих компаний ведется целевая подготовка специалистов на основе соглашений с Правительством Республики Саха (Якутия) и вузами с последующим трудоустройством выпускников в этих компаниях. Все выпускники получают практические знания по особенностям эксплуатации техники, оборудования, условиям жизнедеятельности человека в экстремальных условиях Крайнего Севера.

В современных условиях выпускник школы решает проблему быстрой адаптации к новым, непрерывно меняющимся условиям получения образования. Поэтому важнейшей государственной задачей подготовки специалиста современного типа является развитие в нем способностей самостоятельно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки после окончания вуза.

Необходимым условием инженерного образования должны стать широта и глубина получаемого в учебных заведениях фундаментального образования, включающего как естественно - научную, математическую и инженерную подготовку, так и гуманитарную его составляющие. Вопрос повышения качества образования, особенно инженерного, подготовка инженеров-исследователей, инженеров-ученых, соединяющих в себе совершенное знание той или иной отрасли техники с глубоким физико-математическим образованием, на данном этапе развития республики является основным в системе высшего профессионального образования.

Конечно, такой подход должен сопровождаться обучением конкретному делу, путем включения студента в процесс добывания нового знания, поиск нетривиальных решений, разработку оригинальной производственной или социальной технологии. Решить комплексную проблему подготовки кадров можно лишь объединив усилия науки, общественности и школы.

Учителям-естественникам есть над чем задуматься. Сегодня нельзя ограничиться преподаванием физики, математики, химии по школьной программе. Нужна продуманная работа по профессиональной ориентации учащихся на технические специальности. Когда-то очень давно гениальный учитель М.А.Алексеев предвидел эту нашу сегодняшнюю проблему и внес такой вклад, которому нет цены. В условиях обычной сельской школы возможно ли способствовать выбору выпускниками технических профессий. С другой стороны, выбирать профессию можно, но будет соответствовать его школьная подготовка получению достойного технического образования? В этом плане нами накоплен наш собственный опыт. Речь об этом впереди.

Изучение и анализ теоретических аспектов современного образования школьников, в том числе и обучения физике, позволяют сделать следующее заключение: личность человеческого индивида формируется в обществе, конкретно в учебной деятельности. В результате полноценного образовательного процесса в школьный период образования в зависимости от своих потребностей, интересов и способностей школьник должен получить такое образование, которое позволит ему максимально самоактуализироваться. Только в этом случае он сможет реализовать весь свой интеллектуальный и личностный потенциал.

Современные тенденции развития российского образования основаны на идее школьного образования через его профилизацию, т.е. создание системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательной школы. Этим решаются задачи индивидуализации обучения и социализации школьников в условиях реальных потребностей в рынке труда. В федеральных компонентах образовательного стандарта среднего общего образования по физике предлагается двухуровневое обучение: базовый и профильный. В этой ситуации в старшей школе рекомендуется три типа учебных курсов:

  1. Базовые общеобразовательные курсы, согласно перечня в базисном учебном плане - курсы федерального компонента, обязательные для всех учащихся;

  2. Профильные образовательные курсы - курсы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения, в том числе и по физике, перечень и содержание этих предметов Базисным учебным планом и федеральными компонентами образовательных стандартов;

  3. Элективные курсы - курсы по выбору ученика, являются для него обязательными.

Организация учебного процесса учащихся по раннему обучению физике в Хампинской школе с шестого класса, предпрофильной подготовки учащихся в 7-9-х классах и внедрение профильного обучения в старших дали положительный опыт. Такой подход в организации обучения физике в сельской школе подтвердил: учебно-познавательная деятельность учащихся в обучении физике в условиях модернизации образования может быть успешной при условии, если вести раннее обучение физике с 6 класса; организовать элективные курсы в 7,8,9 классах; индивидуальные занятия в старших классах со способными учащимися, имеющими мотивацию и интерес к предмету как учебной дисциплине.

Опираясь на опыт организации обучения учащихся физике в сельской школе, учителям физики, другим предметникам, руководителям объединений образовательных учреждений, заместителем директоров по учебно-воспитательной работе можно рекомендовать:

  1. Начинать обучение физике с 6 класса, причем такое обучение должно преследовать практическую цель - вызвать интерес к предмету, дать элементарное понятие о физических явлениях в окружающей природе в жизни ученика.

  2. Внедрить элективные курсы предпрофильной подготовки с 7 класса, что позволит формировать у учащихся глубокие знания и умения по более доступным учащимся разделам физики. Это способствует формированию устойчивого интереса к предмету, развивает учебную мотивацию учащегося и помогает в выборе им профиля обучения в старших классах.

  3. Профильное обучение физике в старших классах должно преследовать углубление знаний и умений по физике. На этом этапе необходимо ввести индивидуальную форму обучения, связанную с простейшими самостоятельными научно-практическими поисками учащихся. Написание рефератов, докладов, защита проектов, проведение физических экспериментов не только способствуют развитию углубленных интересов к предмету, но и развивают такие качества, как умение выступить перед публикой, защищать свою точку зрения. Повышается конкурентноспособность учащихся при поступлении на учебу, их увлеченность физической наукой.

Таким образом, для каждого ученика сельской школы создаются специальные условия учебно-познавательной деятельности обучений физике. Соблюдаются его права по выбору предметов. В конечном результате, это позволяет полноценно развивать личность школьника, его личные интересы, способности.

Основоположник научной дидактики Ян Амос Коменский считал, что система обучения, прежде всего должна быть построена на принципах единства и преемственности обучения. Методика преподавания физики в школе, в первую очередь, опирается на методологию физики, которая в свою очередь руководствуется педагогикой и дидактикой, использует закономерности развития личности учащихся, разрабатываемые физиологией и психологией. Цели и задачи обучения физике разнообразны, ответственны и трудны.

Принцип наглядности строится на конкретных образцах с помощью иллюстраций, демонстраций, лабораторно - практических работ и компьютерных технологий. Так в летнем лагере учащиеся 3-7-х классах проводят занимательные опыты, разгадывают ребусы, кроссворды, отвечают на вопросы викторин. Учащиеся 6 классов по программе раннего обучения выполняют лабораторные работы и домашние экспериментальные задания. Учащиеся 7,8 классов тоже выполняют лабораторные работы разного содержания и посещают элективные занятия «Микролаборатория» и «Гидро-аэродинамика». В старших классах выполняются лабораторные работы и физпрактикум. На занятиях широко используются комплект таблиц и схем по темам программы. Большой популярностью у учащихся старших классов пользуется демонстрации экспериментов, в подготовке и проведении которого они сами принимают участие. Кроме этого, во внеурочной работе нередко используется показ слайдов, презентаций, видео и анима фильмов.

В преподавании физики нами реализуются некоторые принципы, разработанные современной дидактикой. В обучении учащихся физике широко используется принцип сотрудничества учителя с учащимися, который строится на создание благоприятных условий для самоопределения, самореализации и самодвижения учащихся в своем развитии. Так в летнем лагере учащиеся пишут диктанты, сочиняют стихи, ставят инсценировки, устраивают интеллектуальные игры, конкурсы. В 6-7-х классах придумывают сказки, сочиняют стихи, пишут сочинения, проводят исследования, соревнования. С 8-го по 11-й класс проводят чтения, конкурсы, физические бои, пишут рефераты и доклады.

Во всем этом велика роль сотрудничества учителя с учеником, а также учет индивидуальности личности ученика.

Соблюдение принципа природосообразности в процессе обучения физике реализуется в учете возрастных особенностей учащихся. Например в младших классах больше применяются игровые моменты, так как в каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям, а в процессе выполнения опытов проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьника.

Соблюдение принципов педагогики в различных видах внеурочных работ по физике

Принципы

Летний лагерь

3 -7 классы

6 класс

7 класс

8 класс

9 -11 классы

Принцип наглядности

Занимательные опыты, ребусы

кроссворды, викторины

Лаб. работы, домашние экспер. задания, слайды, видео- анима фильмы

Лаб. работы, элективный курс «Микролаборатория», слайды, видео- анима фильмы

Лаб. работы, элективный курс «Гидро и аэродинамика», слайды, видео- анима фильмы

Лаб. работы, физпрактикум, слайды, видео-анима - фильмы

Принцип сотрудничества

Диктанты, стихи, игры, инсценировки

Стихи, сказки, сочинения, исследования, соревно-вания

Стихи, сказки, сочинения, исследования, соревнования

Рефераты, доклады, чтения, конкурсы

Рефераты, доклады, чтения, конкурсы

Принцип природосообразности

Наблюдения, игры и упражнения

Практические занятия

Практические занятия

Теоретические задания, интеллектуальные конкурсы

Теоретические задания, интеллектуальные конкурсы

На наш взгляд, успешность обучения физике зависит еще от внеурочной работы учителя. Это подтверждается некоторым нашим опытом. Внеурочная работа проводится по трем видам: это индивидуальные, групповые и массовые. Одной из эффективных форм работы является летний лагерь. По индивидуальным видам на занятиях в летнем лагере дети сочиняют стихи, сказки, разгадывают ребусы, кроссворды. По групповым видам проводятся выпуски плакатов, стенгазет, ответы на викторины и т.д. По массовым видам проводятся очные и заочные олимпиады, конкурсы, беседы, интеллектуальные и различные игры, физические бои и т.д.

Процессе обучения физике в школе в 6,7,8-х классах по индивидуальным видам учащиеся решают задачи, пишут сочинения, рефераты, выполняют задания заочной школы «Дьо5ур», изготовляют модели, приборы, выполняют физические эксперименты как домашние задания. А в старших 9,10,11-х классах кроме выше названных учащиеся пишут доклады, выполняют заочные задания различных учебных заведений. По групповым видам с 6-го по 11-й класс учащиеся выпускают стенгазеты, альбомы, устные журналы, совершают экскурсии и ведут краеведческую работу. По массовым видам в 6,7,8-х классах проводятся беседы, классные часы, недели физики, физические вечера, турниры, конкурсы, викторины и олимпиады. В старших классах по этим видам еще проводятся встречи-конференции с людьми разных профессий и встречи со студентами технических ВУЗ-ов и училищ, техникумов.

Виды внеурочных работ по физике

Формы работы

Летний лагерь

(3,4,5,6,7 кл)

Вне урока

(6,7,8 кл)

Вне урока

(9,10,11кл)

Индивидуальные

Сочинение стихов, сказок

Разгадывание

кроссвордов, ребусов

Решение задач, выполнение сочинений, рефератов, заданий заочной школы «Дьо5ур», изготовление моделей, приборов, выполнение физических экспериментов дома.

Решение задач, выполнение сочинений, рефератов, докладов, заочных заданий различных учебных заведений.

Групповые

Выпуск плакатов, стенгазет, разгадывание викторин

Выпуск альбомов, стенгазет, разгадывание викторин, совершение экскурсий.

Выпуск устных журналов, краеведческая работа.

Массовые

Беседа, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры.

Классные часы, недели физики, физические вечера, турниры, конкурсы, викторины, олимпиады.

Конференции, классные часы, недели, вечера, встречи, физбои, олимпиады.

Наш опыт преподавания физики в школе показывает зависимость успешности овладения учащимися школьной программой от организации, руководства и содержания внеурочной работы.

Таким образом, применяя во внеурочной работе в обучении учащихся общеобразовательной школы физике принципы сотрудничества, наглядности и природосообразности можно добиться некоторых ощутимых результатов.

C 2001-2002 учебного года ученики активно выбирают для сдачи ЕГЭ и (ГИА) ОГЭ предмет физики, сдают экзамены успешно. По результатам ЕГЭ многие выпускники поступают в технические ВУЗы и ССУЗы. Около 150 моих выпускников успешно учатся и работают по выбранным техническим специальностям по всей нашей республике Так в Центральных ВУЗ-х страны престижные технические профессии получили получают около двадцати моих выпускников.

Используя эти и другие показатели результатов физического образования школьников нашей школе в кабинете физики нами сделан профориентационный стенд «Выпускники, выбравшие технические профессии». На стенде размещена информация о деятельности моих выпускников, которые после окончания технических учебных заведений работают по своим специальностям. Среди них Онуфриев Гаврил Никитич, серебряный медалист 2001 года, окончил в 2006 г. физический факультет ФТИ ЯГУ по специальности «инженер - технолог гранильного производства». Работает экспертом по оценке алмазов ЦТА (центр сортировки алмазов) ОАО АК «Алроса» в г. Мирном. Данилов Петр Прокопьевич - выпускник 1998 г., начальник УГРС ОАО «Сахатранснефтегаз» Вилюйского участка в г. Вилюйске. Сергеева Валентина Николаевна, серебряная медалистка 2006 г., ведущий инженер кафедры основ ядерной физики ФТИ СВФУ. Николаева Ирина Викторовна, серебряная медалистка 2008 г.,ассистент кафедры энергообеспечения на инженерном факультете в АПК ЯГСХА. Федоров Николай Равильевич, выпускник 2007года, окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, факультет машиностроительные технологии по специальности «проектирование технических и технологических комплектов». Работает в ОАО САХАНЕФТЕГАЗ по специальности инженер-технолог отдела проектных работ в г.Якутске. Федоров Виктор Равильевич - выпускник 2006 и Харлампьев Константин Григорьевич - выпускник 2010года, окончившие Мирнинский политехнический институт по специальности инженер-электрик, работают инженероами-электрикоами на Удачнинском ГОК в шахте.

В АК «Алмазы Анабара» трудятся многие мои выпускники имеющие высшие технические образования.

Данный стенд не просто висит в кабинете физики. Это самое привлекающее внимание место школьников . Начиная с 5-го класса школьники во внеурочное время, и даже иногда на уроке, знакомятся с материалами стенда. Приятно слышать, что школьники своих братьев, родственников и с такой гордостью отзываются о них, рассказывают последние новости. Мы считаем, что такая работа одно из эффективных средств в выборе будущей профессии школьниками.

Эта работа продолжается и стенд обновляется каждый год по мере окончания учебы и поступления на работу моих выпускников.

© 2010-2022