РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Работа учителя по мотивации и стимулированию учащихся к обучению.



Выполнила

учитель физики

МБОУ «Школа №35»

г.Рязань

Буянова Е.В.








Введение ФГОС ставит перед нами новые задачи, обязательные при реализации основных образовательных программ. В свете этих изменений на первый план выходит развитие личностных, метапредметных и предметных умений. А также большое внимание уделяется созданию основы для формирования интереса к дальнейшему изучению предмета и развитию навыков самонаблюдения и самооценки.
Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации учащихся. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что мотивация является системообразующим компонентом структуры всей учебной деятельности, так как при отсутствии желания учиться сам процесс теряет свою значимость, перестает способствовать развитию личности, становясь по сути только внешне обоснованным и при этом жестко регламентируемым алгоритмом действий. Существующий арсенал приемов достаточно многочисленен, однако, при планировании урока возникают проблемы в связи с отсутствием структуры данной системы.

Цель моей работы - анализ состояния системы мотивации учащихся и способов её повышения на уроках физики.

Что же такое мотивация, мотив? Классификация мотивов. Возрастные особенности мотивации. Каковы факторы, способствующие развитию учебной мотивации? Каковы приёмы стимулирования и мотивации учения? Педагогическая деятельность учителя по развитию учебной мотивации.

  • Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребёнка к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

  • Мотив - это смысл поведения и деятельности человека, всё то, ради чего он активизируется.

Классификация мотивов

Внешние

  • Не связаны с учебной деятельностью

  • Человек действует в силу долга, под давлением родных, учителей

Внутренние

  • Связаны с учебной деятельностью

  • Интерес к самому процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения, качества

Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений - социальные.

И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

Уровни познавательных мотивов:

  • широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);

  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);

  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования)

Уровни социальных мотивов:

  • широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);

  • узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Большое количество и разноуровневость учебных мотивов вызывают сложности в управлении ими. Следует помнить, что только внутренние по отношению к учебной деятельности мотивы являются действительно эффективными.

В основной школе выделяются два мотива:

-Эмоциональный контакт со сверстниками

-Самоутверждение

ОСОБЕННОСТЯМИ МОТИВАЦИИ в этом возрасте является наличие моральных взглядов, суждений и оценок, которые часто не совпадают с таковыми у взрослых. При этом возникает стойкий интерес к определённому предмету. Проявляется формализм к усвоению других знаний. Следовательно происходит формирование отрывочных, поверхностных знаний.Отметка формирует внешние мотивы.

В средней школе мотивы обучения связаны с социально значимыми потребностями (личные и профессиональные интересы, расширение кругозора и т. д.)

ВИДЫ МОТИВАЦИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ:
(согласно анкетированию в нашей школе, в котором участвовали 57 учеников 7 и 8 классов)

1. Предметная

(Предмет физика считают необходимым потому, что

  1. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

  2. Этот предмет считают значимым мои родители

  3. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

  4. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

  5. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

И предмет физика считают интересным потому, что

  1. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

  2. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

  3. Интересно узнавать о новых фактах, удивительном.

  4. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.

  5. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить

  6. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов и Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

  7. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.)

2. Мотивы самоопределения и самосовершенствования (70% опрошенных понимают, что знания им нужны для будущего, но лишь 38% - нравится учиться, и 17% - нравится преодолевать трудности в учебной деятельности)

3. Мотив избегания неудачи.

Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. ( 39% учащихся хотят получать хорошие оценки, 61% любят, когда учитель оценивает справедливо их учебные успехи, 40% хотят получать одобрение родителей )

4. Мотивация, вызванная подростковыми установками

ВИДЫ МОТИВАЦИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ:
(согласно анкетированию в нашей школе, в котором участвовали 54 ученика 10 и 11 классов)

1. Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.

2. Выбор предмета с позиции будущего.

3. Значимость отметки как мотивирующего фактора снижается, выступает критерием качества знаний.

4. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам (Значимость отметки как мотивирующего фактора снижается, выступает критерием качества знаний).

В чем же может быть причины спада учебной мотивации?

Выделим следующие:

1. «Гормональный взрыв».

2. Отношение ученика к учителю, учителя к ученику.

3. Личная значимость предмета.

4. Умственное развитие ученика.

5. Продуктивность учебной деятельности.

6. Непонимание цели учения.

Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:

  • устойчивая неуспеваемость в обучении;

  • нарушение поведения;

  • конфликты в школе;

  • искажения в личностном развитии.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее роль в овладении системой знаний, умений и навыков обусловлена характером самой учебной деятельности, обновлением содержания образования, выработкой у учащихся активности, стремления к самосовершенствованию. Вопросам формирования отношения к учению, сохранения и стимулирования у школьников интереса к предмету физики уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения. Сложность и многогранность самой проблемы порождают различные подходы к ее рассмотрению. Мотивация к изучению физики представляет собой сложное психологическое явление, для управления которым следует изучать факторы его развития. Выделим 3 группы таких факторов: связанные с организацией учебного процесса; обусловленные педагогическими компетенциями и педагогическим мастерством учителя; определяемые влиянием социума.

К первой группе факторов следует отнести использование разнообразных средств, форм, технологий обучения, источников информации, демонстрирование богатого арсенала приемов учебной работы, которые и формируют самое важное - искренний познавательный интерес. Так, на уроках физики необходимо использовать огромное количество таких приемов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ.

  1. приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала (показ новизны, историзм, связь с практикой, занимательность);

  2. приемы, связанные с интерактивными методами и методами проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, Эвристическая беседа , усиление аргументации, «мозговой штурм»);

  3. приемы, связанные с применением наглядных, технических и дидактических средств обучения;

  4. приемы, основанные на педагогическом общении учителя и учащихся, общения учащихся между собой (оценочные обращения учителя, создание ситуации успеха, оказание своевременной помощи, поддержка начинаний);

  5. приемы побуждения к учению, учитывающие внутри коллективные отношения в классе (планирование, выполнение, обсуждение совместной деятельности, опора на общественное мнение).

Остановимся на некоторых из них.

1.

Прием «Занимательность».

Занимательность-прием который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению, и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Можно найти довольно большую подборку литературных фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, отрывков из художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с физическим содержанием. К исходным текстам сформулированы вопросы по физике.

Например, 8класс, тема « Плавление и отвердевание кристаллических тел», загадка: Зимнее стекло весною потекло.

- какой процесс описан в загадке?

- при каких условиях лед будет таять?

Пример 2. 7класс, тема «Инерция».

Едет поезд по уклону,

Пассажиры спят в вагонах.

Вдруг они, как сговорились,

Все направо отклонились.

Вопрос: Объясните, что случилось? И многие другие примеры.

Или введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе физики это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и другие. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто им поручают самостоятельно подбирать такие примеры.

А так же Домашние эксперименты.

Например,

ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО.

Поставьте 2 обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь).
Посмотрите в него.
Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз.
Почему?
Постройте изображение.



Приём « Лови ошибку».

Ученики получают тексты (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания. Этот приём можно использовать при объяснении нового материала, когда учитель намеренно допускает ошибку, но ученики должны быть предварительно предупреждены об этом, либо при закреплении.

Пример: 8кл. «Тепловые явления».

Учащимся предлагается отрывок из стихотворения. Они должны найти физическую ошибку и объяснить ее.

«Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла».

( При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).

Прием «Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Пример. В 7 классе можно задать вопросы: почему вода доходит до верхнего этажа, горит свет, фундамент выдерживает тяжесть здания? И делаем вывод о значимости физических знаний и применении их на практике.

Одним из способов активизировать познавательную деятельность учащихся, развить интерес к физике, к самостоятельному ее изучению является использование игр, коллективно-групповых форм работы на уроке. Цель таких уроков - повторить и систематизировать материал темы или ее части. Как показала практика, уроки-игры отличаются коллективистской атмосферой: каждый участник игры, независимо от успеваемости, занимает активную позицию на всех этапах, ибо он болеет за свою команду. Участники игры работают рядом, обсуждение поставленного вопроса происходит коллективно, все осознают, что от каждого члена команды зависит общий успех. Каждый пытается вместе с командой найти решение, его усилия дополняются усилиями других, возникает эффект сопричастности к делу. Игра вызывает положительные эмоции, радость познания. Конечно, и от учителя требуется быстрота реакции, эрудиция, объективность, ну и доброжелательность.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Например:

1.Домино
2. Снежки
Берем мягкий мяч
Я начинаю игру , бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос , он отвечает на него , кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку.

3. Игра-соревнование


2.

Эвристическая беседа это тоже интересная, живая форма проведения урока, предполагающая систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и большей частью творческих ответов учащихся, конечной целью которой является решение целой проблемы или ее части. Участие в диалоге позволяет раскрыться как личности и учителю, и ученику. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся. Достаточно систематическое применение такой беседы на уроках побуждает учителя к поиску таких методических приемов, которые помогали бы ученику самостоятельно получать знания и осуществлять те или иные мыслительные операции в процессе поиска.

Эвристическая беседа обладает целым рядом специфических особенностей:

- целевая направленность беседы на решение какой-либо новой для учащихся проблемы;
- логическая взаимосвязанность вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы; в зависимости от ответов вопросы могут меняться и корректироваться;
- проблемный характер большей части вопросов, включенных в беседу;
- самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, основанная на имеющимся багаже знаний, но приводящая к новым знаниям и новым способам деятельности;
- доказательное целостное решение поставленной в начале беседы проблемы.

С позиции мотивации эвристическая беседа стимулирует у ребят активный интерес к изучаемому материалу, стремление принять участие в поиске, В познавательном отношении такая беседа является средством вовлечения учеников в самостоятельный поиск новых знании и способов познавательной деятельности.

3.

Преподавание физики в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по физике часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. С появлением компьютерной техники появилась возможность дополнить «экспериментальную» часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков. Использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществлять принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно

В современном уроке учитель очень часто использует презентацию , но и ученик может проявить свои знания по физике и информатики подготовив свою презентацию для урока , а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.
Примеры тем.
Планеты солнечной системы
Радиация
Влажность.

Учащимся, которые плохо владеют компьютером делают раскладушку.

4.

создание ситуации успеха

Данный метод направлен на укрепление веры учащегося в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и т. п.

Очень стимулирует учащихся принцип открытых перспектив, который открывает всем школьникам дорогу к успеху в учебе. Исходя из данного принципа, любому ученику в любое время позволительно исправить свою отметку. Этот подход возможен, когда почти на каждом уроке ученики сообщают о своем успехе, т. е. на каждом уроке все ученики опрашиваются и получают отметки. Если же наполнение отметок в журнале небольшое, то такой подход снизит интенсивность работы учащихся, которые могут рассуждать следующим образом: "Если вызовут, и я получу плохую отметку, то я ее исправлю. Поэтому можно не всегда готовить уроки". В такой ситуации учащиеся вряд ли будут готовиться к каждому уроку.

Таким образом, принцип открытых перспектив лучше стимулирует учебную деятельность учащихся, когда на каждом уроке каждый ученик имеет возможность ответить или выполнить, то или иное задание педагога.

Один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание - это учебная отметка.

Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.

Отметка выводится из оценки.

Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

Оценка должна быть:

  • Объективной

  • Адекватной

  • Мотивированной

  • Мотивированной

  • Стимулирующей

  • Дифференцированной

  • Заинтересованной

  • Выразительной

  • Понятной

  • Уважительной

поощрение

Виды поощрений в школьной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной. При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил:

- Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.

- Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.

- В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить последних - дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иные успехи не столь популярных одноклассников.

- Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.

5.

Метод группового давления

Групповое давление со стороны одноклассников вынуждает ученика поступать требуемым образом, благодаря его положению в системе социальных связей и отношений в учебном коллективе.

Четкое понимание педагогом структуры внутригрупповых отношений в классе и места в ней проблемного ученика, знание групповой морали и ценностей в данном учебном коллективе позволяют воздействовать на него не непосредственно, а через группу. Метод группового давления реализуется только на высоких уровнях развития учебного коллектива, когда возрастает роль группового порицания или одобрения. Это не означает, что педагог полностью перестает прямо влиять на учащихся; он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия. В учебной ситуации метод группового давления фактически сложно применить, т. к. он имеет сугубо воспитательную направленность. Тем не менее, критика или восторженные оценки одноклассников могут поспособствовать тому, что лентяй может чудесным образом преобразиться в пытливого и "жадного" до знаний ученика.

Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

Качества, необходимые учителю для эффективной работы:

  • стремление к максимальной гибкости;

  • способность к эмпатии, сензитивность к потребностям учащихся;

  • умение придать личностную окраску преподаванию;

  • владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися;

  • эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Подведя итог вышесказанному, мы имеем, что создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом - является главным в методике преподавания любого предмета.

Но важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такую мотивацию можно назвать локальной.

Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом - искусство. Нас же интересовали больше, как принято теперь говорить, технологии, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации.

Источники, которые использовались для создания работы:

Материалы сайтов:

e-koncept.ru

festival.1september.ru

nsportal.ru

posobie.info

ext.spb.ru

Прибылова Ю.О. Мотивация на уроке. //Естествознание в школе. №5. 2006.

Савёлова М. С. Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС [Текст] / М. С. Савёлова // Молодой ученый. - 2014. - №13.

Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. - 2001. - № 8.

© 2010-2022