- Преподавателю
- Физика
- Методическая копилка. Организация физкультминуток на уроке
Методическая копилка. Организация физкультминуток на уроке
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миннеахметова А.М. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА УРОКЕ
Дидактические цели
-
Воспитание понимания ценности собственного здоровья и здоровья окружающих;
-
Осуществление сбережения здоровья в школьном образовательном процессе.
Методические задачи и указания
-
Снять психическое напряжение у учащихся на уроке путем переключения их на другой вид деятельности;
-
Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие;
-
Дать некоторые знания для самостоятельного выполнения учащимися важных физических упражнений, поддерживающих работоспособность;
-
Физкультминутки проводят в классе под руководством учителя. Они не должны превышать 1-2 мин. Наиболее целесообразна их организация, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, темой урока. Время начала физкультминутки определяет педагог.
Значение физкультминуток на уроках
-
Они помогают преодолеть усталость, сонливость, помогают учащимся расслабиться психически и физически.
-
Постоянное проведение физкультминуток вырабатывает у ребят потребность и привычку двигаться.
-
Совместная двигательная игровая деятельность, даже краткая, сближает учащихся, раскрепощает их, помогает почувствовать радость пребывания в школе, классе.
-
Использование физкультминуток в учебном процессе помогает разнообразить урок, что делает его для ребят более привлекательными.
Виды физкультминуток
-
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
-
Гимнастика для кистей;
-
Гимнастика для глаз;
-
Гимнастика для улучшения слуха;
-
Гимнастика для стоп;
-
Упражнения, корректирующие осанку;
-
Дыхательная гимнастика.
Работая над проектом, я познакомился с различными видами динамических пауз, используемых на уроках. Для удобства систематизировала их, что помогает мне и моим коллегам быстро и удачно подобрать физические упражнения к конкретному уроку.
Требования к проведению физкультминуток
-
Комплексы желательно связывать с содержанием урока.
-
Упражнения должны быть разнообразны.
-
Физкультминутки должны проводится на начальном этапе утомления, ибо при сильном утомлении они не дают желаемого результата.
-
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Возможны ошибки
-
Подбор упражнения без учета вида деятельности на данном уроке.
-
Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений ( без учета степени утомления детей).
-
Выполнение движений с недостаточной амплитудой.
Физкультминутки общего характера
( под стихотворные тексты; для учащихся 7-8 классов)
Вариант 1
Вы старались, вы писали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши руки
И дотянемся до тучи.
( Ученики должны поднять руки, потянуться.)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас - детей!
( Ученики машут руками, как бы прогоняя тучу.)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
( Ученики поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз, как бы наблюдая.)
Вариант 2
( Ученики встают со своих мест.)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну - ка, ну - ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
( Наклоны вперед и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
( Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давай ей поможем!
Вправо - влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
( Повороты головы и ее вращение.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( Ученики садятся на свои места.)
Система упражнений для улучшения мозгового кровообращения
-
Исходное положение ( ИП ) - сидя на стуле. На счет 1-2- плавно наклонить голову назад, на счет 3-4- голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
-
ИП - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы на право, 2- ИП, 3- поворот головы налево, 4- ИП. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
-
ИП - стоя или сидя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2-ИП, 3-4 - те же действия правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Гимнастика для глаз
-
Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с.
-
Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.
-
Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
-
Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
-
Встать, смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустите руку. Повторить 10-12 раз.
-
Сесть, закрыть глаза и массировать каждое веко круговыми движениями пальца в течении 1 мин.
-
ИП - сидя, голова неподвижно. Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем - справа налево и обратно. Повторить 10-12 раз.
-
Круговые движения глазами в одном и противоположном направлениях. Повторить 4-6 раз.
Литература
-
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М.: Вако, 2004.
-
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - М.: Вако, 2004.
-
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М.: Вако, 2005.
-
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М., 1986.
-
Методические рекомендации по разделу «Воспитание. Здоровый образ жизни» курса « Педагогика» / Сост. В.П.Щербина. - Гродно: ГрГУ, 2001.