Методическая копилка. Организация физкультминуток на уроке

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА УРОКЕ



Дидактические цели

  • Воспитание понимания ценности собственного здоровья и здоровья окружающих;

  • Осуществление сбережения здоровья в школьном образовательном процессе.

Методические задачи и указания

  • Снять психическое напряжение у учащихся на уроке путем переключения их на другой вид деятельности;

  • Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие;

  • Дать некоторые знания для самостоятельного выполнения учащимися важных физических упражнений, поддерживающих работоспособность;

  • Физкультминутки проводят в классе под руководством учителя. Они не должны превышать 1-2 мин. Наиболее целесообразна их организация, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, темой урока. Время начала физкультминутки определяет педагог.

Значение физкультминуток на уроках

  1. Они помогают преодолеть усталость, сонливость, помогают учащимся расслабиться психически и физически.

  2. Постоянное проведение физкультминуток вырабатывает у ребят потребность и привычку двигаться.

  3. Совместная двигательная игровая деятельность, даже краткая, сближает учащихся, раскрепощает их, помогает почувствовать радость пребывания в школе, классе.

  4. Использование физкультминуток в учебном процессе помогает разнообразить урок, что делает его для ребят более привлекательными.

Виды физкультминуток

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • Гимнастика для кистей;

  • Гимнастика для глаз;

  • Гимнастика для улучшения слуха;

  • Гимнастика для стоп;

  • Упражнения, корректирующие осанку;

  • Дыхательная гимнастика.

Работая над проектом, я познакомился с различными видами динамических пауз, используемых на уроках. Для удобства систематизировала их, что помогает мне и моим коллегам быстро и удачно подобрать физические упражнения к конкретному уроку.

Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы желательно связывать с содержанием урока.

  • Упражнения должны быть разнообразны.

  • Физкультминутки должны проводится на начальном этапе утомления, ибо при сильном утомлении они не дают желаемого результата.

  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Возможны ошибки

  • Подбор упражнения без учета вида деятельности на данном уроке.

  • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений ( без учета степени утомления детей).

  • Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Физкультминутки общего характера

( под стихотворные тексты; для учащихся 7-8 классов)

Вариант 1

Вы старались, вы писали

И немножечко устали.

Вверх поднимем наши руки

И дотянемся до тучи.

( Ученики должны поднять руки, потянуться.)

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас - детей!

( Ученики машут руками, как бы прогоняя тучу.)

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло.

( Ученики поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз, как бы наблюдая.)

Вариант 2

( Ученики встают со своих мест.)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну - ка, ну - ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

( Наклоны вперед и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давай ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

( Повороты головы и ее вращение.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( Ученики садятся на свои места.)

Система упражнений для улучшения мозгового кровообращения

  1. Исходное положение ( ИП ) - сидя на стуле. На счет 1-2- плавно наклонить голову назад, на счет 3-4- голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  2. ИП - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы на право, 2- ИП, 3- поворот головы налево, 4- ИП. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

  3. ИП - стоя или сидя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2-ИП, 3-4 - те же действия правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с.

  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.

  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

  4. Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

  5. Встать, смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустите руку. Повторить 10-12 раз.

  6. Сесть, закрыть глаза и массировать каждое веко круговыми движениями пальца в течении 1 мин.

  7. ИП - сидя, голова неподвижно. Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем - справа налево и обратно. Повторить 10-12 раз.

  8. Круговые движения глазами в одном и противоположном направлениях. Повторить 4-6 раз.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М.: Вако, 2004.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - М.: Вако, 2004.

  3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М.: Вако, 2005.

  4. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М., 1986.

  5. Методические рекомендации по разделу «Воспитание. Здоровый образ жизни» курса « Педагогика» / Сост. В.П.Щербина. - Гродно: ГрГУ, 2001.

© 2010-2022