Программа по физике 8 класс по учебнику Громова

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

8 КЛАСС


Авторы учебника: С.В. Громов, Н. А. Родина


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта образования;

  • Примерной программы по физике основного общего образования;

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает следующие разделы: пояснительную записку; цели изучения физики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, литературу.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс рассчитан на изучение в 8 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 70 учебных часов ( из расчета 2 часа в неделю)




Цели изучения физики

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.









Основное содержание

1. Механические явления (37 ч)

Механическое движение. Система отсчета. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Скорость и путь при равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Период и частота обращения.

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракета. Кинетическая и потенциальная энергия. Полная механическая энергия. Закон сохранения энергии.

Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Скорость и длина волны. Сейсмические волны. Звуковые волны. Звук в различных средах. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо. Инфразвук и ультразвук.

Демонстрации

Относительность движения. Прямолинейное и криволинейное движение. Падение тел в воздухе и разряженном пространстве (в трубке Ньютона). Измерение ускорения при свободном падении. Направление скорости при движении тела по окружности. Проявление инерции. Сравнение масс тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Третий закон Ньютона. Центр тяжести тела. Зависимость дальности полета от угла бросания.


Фронтальные лабораторные работы

1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

2. Изучение движения конического маятника.

3. Измерение силы трения скольжения.

4. Изучение колебаний нитяного маятника.


2. Тепловые явления (26 ч)

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: совершение работы и теплообмен. Виды теплообмена. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Измерение влажности воздуха. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота сгорания топлива. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя.


Демонстрации

Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов. Конвекция в жидкостях и газах. Нагревание тел излучением. Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы. Калориметр и приемы обращения с ним. Плавление и отвердевание кристаллического тела. Постоянство температуры кипения жидкости. Испарение различных жидкостей.

Охлаждение жидкости при испарении. Устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (на модели). Устройство паровой турбины (на модели).

Фронтальные лабораторные работы

5. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

6. Наблюдение охлаждения воды при ее испарении и определение влажности воздуха.

Итоговое повторение - 3ч

Резервное время - 4ч.


Программа полностью соответствует государственному образовательному стандарту

Примерное распределение часов по темам, рассчитанное на 2 часа в неделю

(всего 70 часов)

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения физических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Четверть




Сроки





Тема



Количество часов



Номер л\р

I

01.09-30.10

Кинематика

12

1, 2

Динамика

4


Π

09.11-29.12

Динамика

8

3

Колебания и волны

8

4

III

11.01-23.03

Колебания и волны

5



Внутренняя энергия

11


Изменение агрегатных



состояний вещества

4

5

IV

01.04-30.05

Изменение агрегатных состояний вещества

11



3


6

Повторение.

Итоговая контрольная работа


Резерв

4

---

Итого

01.09-30.05

70

6

Для осуществления тематического контроля программой предусмотрено 5 тематических контрольных работ и 1 итоговая контрольная работа

8 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

л\р

к\р



Тема 1. Механические явления (37ч)

1

Кинематика

12

2

1 10.10.14

2

Динамика

12

1

1 5.12.14

3

Колебания и волны

13

1

1 4.02.15

Тема2. Тепловые явления (26ч)

1

Внутренняя энергия

11

1

1 13.03.15

2

Изменение агрегатных состояний веществ

15

1

1 15.05.15


Повторение.

Итоговая контрольная работа

Резерв

3



4


1 27.05.15


Итого

70

6

6

Тематическое планирование по физике

8 A класс



№ урока

Тема

Дата

проведения


Тема 1. Механические явления - 37 часов

Глава 1. Кинематика (12 ч) план факт

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Наука о движении тел.



2

Ускорение



3

Скорость при равноускоренном движении



4

Решение задач на расчет скорости и ускорения при равноускоренном движении



5

Путь при равноускоренном движении



6

Решение задач на расчет пути при равноускоренном движении



7

Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»



8

Равномерное движение по окружности



9

Период и частота обращения



10

Лабораторная работа № 2 «Изучение движения конического маятника»



11

Решение задач по теме «Движение по окружности»



12

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»




Глава 2. Динамика (12 ч)

1

Первый закон Ньютона



2

Второй закон Ньютона



3

Решение задач на применение второго закона Ньютона



4

Лабораторная работа № 3 «Измерение силы трения скольжения»



5

Третий закон Ньютона



6

Импульс тела. Закон сохранения импульса.



7

Реактивное движение. Развитие ракетной техники



8

Энергия.



9

Закон сохранения энергии.



10

Использование энергии движущейся воды и ветра

Решение задач



11

Обобщающее повторение



12

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»





Глава 3. Колебания и волны (13 ч)



1

Механические колебания. Превращение энергии при колебаниях.



2

Виды колебаний.



3

Решение задач на расчет величин, характеризующих колебательное движение



4

Лабораторная работа № 4 «Изучение колебаний нитяного маятника»



5

Резонанс



6

Механические волны.



7

Скорость и длина волны



8

Сейсмические волны



9

Звуковые волны. Звук в различных средах.



10

Громкость и высота звука. Эхо.



11

Инфра- и ультразвук



12

Повторение. Решение задач по теме «Колебания и волны»



13

Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны»



Тема 2. Тепловые явления - 26 часов

Глава 1. Внутренняя энергия (11 ч)

1

Температура



2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии



3

Виды теплообмена



4

Примеры теплообмена в природе и технике



5

Расчет изменения внутренней энергии



6

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении



7

Решение задач



8

Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса



9

Лабораторная работа № 5 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»



10

Обобщающее повторение

]


11

Контрольная работа №4 по теме «Внутренняя энергия»




Глава 2. Изменение агрегатных состояний вещества (15 ч)

1

Агрегатные состояния вещества



2

Плавление и отвердевание кристаллических тел.



3

Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяемое при его кристаллизации



4

Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация»



5

Испарение и кристаллизация



6

Лабораторная работа № 6 «Наблюдение за охлаждением воды при ее испарении и определение влажности воздуха»



7

Кипение



8

Количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяемое при конденсации.



9

Решение задач на расчет количества теплоты



10

Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива



11

Тепловые двигатели



12

Решение задач по теме «Тепловые двигатели»



13

Изобретение автомобиля и паровоза. Двигатель внутреннего сгорания



14

Решение задач по теме



15

Контрольная работа №5 по теме «Изменение агрегатных состояний веществ»



Повторение (3 ч)

1

Повторение.



2

Повторение



3

Итоговая контрольная работа




Резерв (4ч)




Тематическое планирование по физике

8 Б класс



№ урока

Тема

Дата

проведения


Тема 1. Механические явления - 37 часов

Глава 1. Кинематика (12 ч) план факт

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Наука о движении тел.



2

Ускорение



3

Скорость при равноускоренном движении



4

Решение задач на расчет скорости и ускорения при равноускоренном движении



5

Путь при равноускоренном движении



6

Решение задач на расчет пути при равноускоренном движении



7

Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»



8

Равномерное движение по окружности



9

Период и частота обращения



10

Лабораторная работа № 2 «Изучение движения конического маятника»



11

Решение задач по теме «Движение по окружности»



12

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»




Глава 2. Динамика (12 ч)

1

Первый закон Ньютона



2

Второй закон Ньютона



3

Решение задач на применение второго закона Ньютона



4

Третий закон Ньютона



5

Лабораторная работа № 3 «Измерение силы трения скольжения»



6

Импульс тела. Закон сохранения импульса.



7

Реактивное движение. Развитие ракетной техники



8

Энергия.



9

Закон сохранения энергии.



10

Использование энергии движущейся воды и ветра

Решение задач



11

Обобщающее повторение



12

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»





Глава 3. Колебания и волны (13 ч)



1

Механические колебания. Превращение энергии при колебаниях.



2

Виды колебаний.



3

Решение задач на расчет величин, характеризующих колебательное движение



4

Лабораторная работа № 4 «Изучение колебаний нитяного маятника»



5

Резонанс



6

Механические волны.



7

Скорость и длина волны



8

Сейсмические волны



9

Звуковые волны. Звук в различных средах.



10

Громкость и высота звука. Эхо.



11

Инфра- и ультразвук



12

Повторение. Решение задач по теме «Колебания и волны»



13

Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны»



Тема 2. Тепловые явления - 26 часов

Глава 1. Внутренняя энергия (11 ч)

1

Температура



2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии



3

Виды теплообмена



4

Примеры теплообмена в природе и технике



5

Расчет изменения внутренней энергии



6

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении



7

Решение задач



8

Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса



9

Лабораторная работа № 5 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»



10

Обобщающее повторение



11

Контрольная работа №4 по теме «Внутренняя энергия»




Глава 2. Изменение агрегатных состояний вещества (15 ч)

1

Агрегатные состояния вещества



2

Плавление и отвердевание кристаллических тел.



3

Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяемое при его кристаллизации



4

Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация»



5

Испарение и кристаллизация



6

Лабораторная работа № 6 «Наблюдение за охлаждением воды при ее испарении и определение влажности воздуха»



7

Кипение



8

Количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяемое при конденсации.



9

Решение задач на расчет количества теплоты



10

Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива



11

Тепловые двигатели



12

Решение задач по теме «Тепловые двигатели»



13

Изобретение автомобиля и паровоза. Двигатель внутреннего сгорания



14

Решение задач по теме



15

Контрольная работа №5 по теме «Изменение агрегатных состояний веществ»



Повторение (3 ч)

1

Повторение.



2

Повторение



3

Итоговая контрольная работа




Резерв (4ч)





Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения физики ученик 8 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.







Литература



  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений - 2 изд.- М., Просвещение, 2009.

  2. Марон А.Е. Физика.8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон- 8 изд, стереотип,-М.: Дрофа,2010

  3. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс- 3 изд, переработ и дополн. М.:ВАКО, 2009

  4. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл.: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами./В.П. Шевцов.-Ростов н/Д: Феникс,2009

  5. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе/под редакцией А.А.

Покровского. Ч-1, 1979

  1. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»


© 2010-2022