Классный час для 5-6 класса Занимательная физика

Раздел Физика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ» 

(учащиеся 9 класса показывают опыты, а учащиеся 6 класса объясняют)


Ученик 1: Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня у вас не простой классный час  Мы посвятим его такой науки как физика!

Физика - это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории.

Ученик 2: Физика - это еще интересные эксперименты и занимательные опыты.

Ученик 1: Физика - это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки.

Ученик 2: Самое главное, для физических опытов можно использовать любой подручный материал.

Ученик 1: Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить.

Итак, приступаем 

Опыт 1 «Не замочив рук»

Обратите внимание, что на столе вы Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды.
Вопрос к аудитории: Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение (ответ уч-ся): Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.

Объяснение: Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан.

Вопрос к аудитории: Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Опыт 3 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой.

Вопрос к аудитории: Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт 4 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает.

Вопрос к аудитории: Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Опыт 5 «Картофельный элемент»

Оборудование: гальванометр, картофелина, медные провода.

Мы знаем, что электрический ток приходит к нам в дом, благодаря гидро-, тепло-, атомным электростанциям. Но сейчас вы увидите чудо, электрический ток возникнет при помощи обычной картошки. К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепим железный гвоздь. Воткнем медный провод и гвоздь в картофелину - стрелка гальванометра отклоняется.

Что мы наблюдаем? Как вы это явление можете объяснить?

Результат
Стрелка гальванометра отклонится, что означает наличие электрического тока
Объяснение
Раствор минеральных солей, содержащихся в картофеле, и два разнородных провода образуют гальванический элемент (батарейка)

Опыт 6 «Яйцо в графине»

Оборудование: варенное вкрутую яйцо, графин, лист бумаги спички.

Проведение: Смажьте горлышко бутылки растительным маслом. Сверните бумагу гармошкой и подожгите быстро опустите ее в бутылку. Через 1-2 с положите яйцо на горлышко бутылки. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.
Вопрос к аудитории: объясните наблюдаемое явление.

Объяснение: Горящая бумага нагревает молекулы воздуха в бутылке, от чего они приходят в движение, начинают отталкиваться друг от друга. Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг к другу. Это явление в науке носит название парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

Опыт 7 « Бумажные спирали»

Оборудование: спиртовка, спираль из бумаги, штатив, спички.

Проведение: Вырезаем из бумаги две спирали. Привязываем к ним нитки. Подвешиваем спирали на трубке, установленной на штативе. Подставляем под спирали свечи. Наблюдаем вращение в одну сторону. Убираем одну свечу. Наблюдаем вращение в разные стороны.

Перемещаем свечу под другую спираль. Спирали вращаются в обратные стороны.

Объяснение:

Теплый воздух от свечи, поднимаясь вверх, заставляет легкую бумажную спираль вращаться, вращаясь спираль закручивает нитку, за которую она привязана к штативу. Если убрать источник теплого воздуха, спираль начнет крутится в другую сторону, так как нитка будет пытаться прийти в первоначальное состояние, раскрутиться. В качестве источника теплого воздуха можно использовать и электрическую плитку и, например, лампочку накаливания.

Опыт 8 «Естественная форма жидкости»

Мы привыкли думать, что жидкости не имеют никакой собственной формы. Это не верно. Мы знаем что жидкость либо растекается тонким слоем, если разлита без сосуда, либо же принимает форму сосуда, если налита в него.

А какая же все таки форма жидкости?

Оборудование: спирт, эфирное масло, шприц.

Проведение: В приготовленную смесь, при помощи шприца вводим эфирное масло в жидкость. Можно заметить, что масло собирается в большую круглую каплю которая не всплывает и не тонет, а висит не подвижно.

Объяснение: Находясь внутри другой жидкости с такой же плотностью, жидкость, по закону Архимеда, «теряет свой вес»: она словно ничего не весит, тяжесть на нее не действует - и тогда жидкость принимает свою естественную, шарообразную форму.

Замечание: Спирт разбавить с небольшим количеством воды, так как масло в такой смеси не тонет и не всплывает

Опыт 9

Оборудование: конденсатор, электрофорная машина, математический маятник (шарик на нити), соединительные провода.

Проведение:

Объяснение:

На этом наши занимательные опыты подошли к концу. Еще многое интересного вы узнаете и увидите на уроках физики, дома, на улице. Ведь физика - она вокруг нас 

© 2010-2022