Реферат-Развитие познавательных способностей учащихся на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МКОУ СОШ №3 НУЖА В.И.)











С. ОКТЯБРЬСКОЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Введение……………………………………………………………….……3

  2. Развитие познавательных способностей обучающихся

на уроках физики и во внеурочной деятельности………………...……..5

  1. Занимательность - как способ формирования

познавательных способностей………… ……………………………….13

  1. Схема воспитания увлечения физикой у учеников ……………...…….14

  2. Методы работы в процессе преподавания физики...………….………..18

  3. Заключение………………………………………………………………..19

  4. Список используемой литературы………………………………...…….20


  1. ВВЕДЕНИЕ.


"Целью обучения является не только овладение

учащимися знаниями, умениями и навыками,

но и формирование ведущих качеств личности.

Одно из таких качеств личности - познавательная активность"

Т.И. Шамова.


В последнее время все более проявляется необходимость постоянного совершенствования учебного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и способностей в процессе обучения. Особые надежды с решением этой проблемы связывают с проблемным обучением. Проблема нашла отражение в работах А.В. Усовой, А.А. Боброва ("Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики"), М.М. Терентьева ("Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении"), Г.И. Малафеева ("Проблемное обучение физике в средней школе", "Творческие задания по физике в 6-7 классах"), И.Я. Лернера ("Проблемное обучение"), М.И. Махмутова ("Организация проблемного обучения в школе", "Теория и практика проблемного обучения в школе") и других.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знания, но в первую очередь на «деятельностный» компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому, не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности - психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Реферат-Развитие познавательных способностей учащихся на уроках физики

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность Реферат-Развитие познавательных способностей учащихся на уроках физики интерес Реферат-Развитие познавательных способностей учащихся на уроках физики мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем определении, это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться в суть познаваемого.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.

2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания - теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.

Успех человека в любом виде деятельности определяется способностями к ней и соответствующими качествами. Интеллект и творчество - то, что необходимо каждому человеку в любой ситуации в постоянно меняющемся мире. Интеллект, как форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Развитие креативности, т.е. творческих возможностей, формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.

Интеллектуальная деятельность и творчество - два сопутствующих друг другу процесса. Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной, интересной личности. Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является основой реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

В связи с этим целью моей работы является развитие интеллектуальных способностей и креативности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности.

В соответствии с темой и целью выдвинуты следующие задачи:

1) развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;

2) формирование умений принимать нестандартные решения;

3) создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.

В соответствии с поставленными задачами создаются необходимые социально-педагогические условия.

Реализация психолого-педагогических условий осуществляется через обновление содержания образования путём внесения в программу дополнительного познавательного материала, ведение исследовательской работы с детьми, имеющими высокие потенциальные возможности, использование в учебном процессе интернетресурсов, деятельностных игр, познавательных заданий, технологии развития критического мышления, организацию поисковой деятельности учащихся в рамках подготовки к олимпиадам, интенсификацию процесса проверки знаний обучающихся.

Разработанная мною система обучения и проверки знаний и умений через уроки-зачеты по крупным разделам физики прошла апробацию в школе на протяжении многих лет.

Уроки-зачеты обеспечивают высокий уровень мотивации познавательной деятельности. В ходе его проведения широко используются различные формы работы с учащимися: индивидуальные (решение задач по выбору), групповые (обсуждение теоретических вопросов под руководством консультантов) и коллективные (физический диктант, участие в обсуждении докладов творческого характера). Учащимся предоставляется возможность решения задач нарастающей степени сложности, оказывать помощь другим, находить более рациональные способы выполнения заданий. В этих условиях знания становятся обменным фондом, создается атмосфера высокого интеллектуального фона в ученической среде, актуализируются приемы воздействия на учащихся. Глубокое моральное удовлетворение получают учащиеся, которые, решая трудную экспериментальную задачу или выступая перед классом с информацией проблемного содержания, приобщаются к творческой работе, раздвигают границы своих возможностей.

Благоприятная атмосфера процесса обучения и проверки качества знаний проявляется в тесном сотрудничестве с учащимися на уроке, в утверждении комфортного нравственно-психологического климата во взаимоотношениях между ними, в объективности оценивания знаний школьников не только учителем, но и одноклассниками.

Данные особенности проведения уроков-зачетов открывают самые широкие возможности для усвоения учеником основной и дополнительной информации сугубо индивидуально, в условиях свободного творчества и сотрудничества с учителем.

Уроки-зачеты по физике проводятся с 7-ого класса. Количество сдаваемых зачетов возрастает при переходе в старшие классы: 7-й класс - один зачет, 8-й класс - 2 зачета, 9-й класс - 3 зачета и т.д.

Подготовка к зачету ведется длительное время. С момента начала изучения темы в кабинете физики на стендах «Сегодня на уроке» учащимся предлагается следующая информация:

- схема урока-зачета;

- номера рекомендуемых для решения задач;

- список теоретических вопросов;

- рекомендуемая литература;

- список групп учащихся и консультантов для теоретического зачета.

Основная форма работы - работа в группах. В каждой группе назначается один консультант из числа наиболее сильных по физике учеников, который в процессе изучения темы оказывает помощь членам своей группы по всем вопросам. За 1-2 дня до зачета консультанты сдают предварительный зачет учителю, а также обсуждают с учителем методику проведения теоретического зачета, составляют конкретный перечень вопросов для проверки знаний учащихся, нормы оценок, составляют таблицы для опроса.

Из числа учащихся выбираются два ученика, которые также сдают предварительный зачет учителю, а чаще они вообще освобождаются от сдачи зачета, поскольку они, как правило, занимаются дополнительно физикой по особой программе, входят в группу одаренных детей и являются призерами и победителями физических олимпиад разных уровней. Они будут оценивать письменные работы учащихся по физическому диктанту, формулам и работе по справочной литературе, решенные задачи. С ними проводится также предварительное собеседование по системе организации оперативной оценки учащихся на уроке-зачете и нормам оценок.

В отдельные дни и на уроке, предшествующем уроку-зачету, я провожу консультации для всех учащихся. Учащиеся заранее знакомятся со структурой урока-зачета.

Урок-зачет состоит из 5 этапов. На первом и втором совмещенных этапах первый вариант под фонограмму магнитофона пишет физический диктант (2-3 вопроса, 5-7 минут). Второй вариант в это время выполняет работу по проверке знаний формул и умения пользоваться справочной литературой (задание написано заранее на доске). После этого без остановки магнитофона идет фонограмма для второго варианта, и я меняю доску с заданием для первого варианта по формулам и работе со справочником.

На третьем этапе проверяется умение решать задачи. Учащимся предлагается два варианта задач из числа рекомендованных для решения при подготовке к зачету. Задачи в зависимости от сложности разбиты на три группы: на оценки «3», «4» и «5». В зависимости от степени подготовленности учащиеся выбирают любую группу задач (20 минут). Время решения задач учащимися контролируется самостоятельно с помощью электронных часов кабинета физики, расположенных над доской.

На четвертом этапе учащиеся сдают теоретический зачет консультантам (10-12 минут). Консультанты проверяют теоретические знания по изученной теме, задавая вопросы, ранее согласованные с учителем (в большинстве своем вопросы, содержащиеся в учебнике в конце каждого параграфа). После окончания теоретического зачета проверяющие сдают листок с оценками, которые они выставили членам своей группы.

Параллельно с работой всего класса по такой схеме 1-2 учащихся (наиболее способных) решают творческую экспериментальную задачу и в конце урока делают сообщение всему классу. Кроме этого иногда один из учеников предварительно готовит интересное сообщение обобщающего характера по изученной теме.

На дом учащимся задается составление обобщающих таблиц по изученной теме.

Пятый этап - подведение итогов, где демонстрируются:

- таблица с оценками по всем этапам (вычисляется средний балл класса - рейтинг класса)

- задания и эталоны ответов по всем видам заданий, решения задач.

Учащиеся на переменах и после урока могут получить полную информацию о своих оценках и ошибках. Общая итоговая оценка выставляется на следующем уроке физики, где проводится краткий анализ урока-зачета. Получившие итоговую оценку «2» пересдают зачет во внеурочное время.

Урок-зачет в такой форме способствует активизации интереса учащихся к предмету, повышению качества знаний по изучаемой теме, повышают авторитет консультантов и проверяющих, подготавливает учащихся к учебе в высших учебных заведениях.

Систематическая сдача зачетов способствует всесторонней подготовке учащихся по изучаемой теме: знания формул и умение работать со справочной литературой, теоретические знания и умения применять их при решении задач разной степени сложности, вопросы, связанные с пониманием и умением объяснять различные физические явления.

Данная система зачетов применяется мною на протяжении многих лет, постоянно изменяясь, адаптируется в соответствии с новыми требованиями времени. В настоящее время ведется переработка системы уроков-зачетов с использованием компьютерных технологий.

Обучение физике через консультантов. На традиционных уроках консультанты привлекаются мною на различных этапах урока (консультации, проверка домашних заданий и знаний отвечающих учащихся у доски, при объяснении нового материала - помощь учителю в постановке демонстрационного эксперимента).

В каждом классе выбираются консультанты из числа наиболее подготовленных по физике учащихся и ребят, проявляющих повышенный интерес к предмету. Консультанты принимают активное участие при проведении:

  • обычных уроков (подготовка, показ демонстраций, оказание помощи при решении теоретических и экспериментальных задач, объяснении нового материала, проверке домашнего задания);

  • уроков-игр, уроков-консультаций (по типу телепередач «Что, где, когда?» «Умники и умницы», «Прямая линия»); учащиеся подают письменно и задают устные вопросы в ходе урока, консультанты систематизируют их, распределяют между собой и отвечают;

  • уроков-зачетов (принимают зачет по теории в своих группах, оказывают помощь в подготовке к зачету учащимися своих групп). Консультанты старших классов оказывают мне помощь в подготовке и проведению уроков-зачетов в 7-9 классах, разрабатывают теоретические вопросы, подбирают номера рекомендуемых для решения задач, подбирают задачи на «5», «4» , «3» по двум вариантам, составляют эталоны их решения, составляют вопросы к физическому диктанту, записывают тексты на магнитофон и составляют вопросы по формулам и работе со справочной литературой, проводят предварительный зачет и консультации.

Все это способствует более основательному и более осознанному повторению материала, повышает интерес к предмету и оказывает большую помощь учителю в подготовке уроков-зачетов;

  • физического практикума (готовят оборудование, проводят консультации, принимают зачеты, оказывают помощь при выполнении практической части);

  • фронтальных лабораторных работ (готовят оборудование, выполняют обязанности лаборанта, оказывают помощь в выполнении работ, проводят оценку практической части работы);

  • внеклассной работе по физике (КВН, викторины, тематические сообщения, физические вечера, выпуски газет, физические олимпиады, проведение недель физики и астрономии…).

Консультанты старших классов разрабатывают уроки-зачеты в младших и средних классах, принимают предварительные зачеты у консультантов младших классов.

Работа консультантов способствует:

  • для самих консультантов - более углубленному изучению физики, воспитанию ответственности за порученное дело, самостоятельности осмыслению профессии учителя;

  • для остальных учащихся - повышению знаний предмета за счет дополнительных консультаций, более частого контроля со стороны консультантов.

В младших классах консультации могут проводить слабоуспевающие учащиеся старших классов, что заставляет их самостоятельно дополнительно изучать материал. Иногда прием зачетов в младших классах проводят учащиеся старших классов (например: зачет в 6-а классе принимают учащиеся 8-а класса). Хорошо успевающие учащиеся опрашивают сильных учеников, слабоуспевающие - слабых.

Решение экспериментальных задач. Эксперимент - неотъемлемая часть урока физики. Он является источником знаний, критерием истинности наших представлений об окружающем мире, методом физических исследований. Методика его включения в урок различная в зависимости от целей и задач данного урока, значимости этого эксперимента, его эффективности и эффектности. Особенно полезно провести опыт так, чтобы увеличить вероятность ошибочных объяснений или предсказаний результата. При этом обычный эксперимент превращается в исследование с постановкой задачи, выдвижением гипотез, их проверкой и формулировкой правильных выводов.

Для всех классов имеются экспериментальные задачи разной сложности с заданным оборудованием и выбором оборудования самостоятельно. Задачи учащимися предлагаются по всему изученному материалу. Отдельные задачи предлагаются по еще неизученному материалу, что способствует творческой работе учащихся, поиску нестандартных решений. Разрешается использовать любую литературу (учебную, справочную, научно популярную) кабинета физики или свою.

Неудовлетворительные отметки за данный вид деятельности не ставятся.

Этот вид учебной деятельности способствует повторению ранее изученного материала, и переосмыслению многих вопросов изученной ранее физики, вырабатывает навык работы с приборами и литературой.

Активная деятельность приводит к развитию устойчивых познавательных интересов на базе ситуативной заинтересованности. Использование свойственных ученикам стремление к активной практической деятельности осуществляются через уроки объяснения нового материала с фронтальным экспериментом учащихся, на том же оборудовании, которое потом будет использоваться при выполнении самостоятельной лабораторной работы. Таким образом снимаются технологические проблемы, которые встают перед учениками при выполнении лабораторных работ раньше собственно физических, поскольку установки или схемы каждый раз новые, и с большинством приборов ученики сталкиваются впервые. Познакомившись с ними заранее, ребята могут сосредоточиться на физической сути фронтальной лабораторной работы и выполнить ее более самостоятельно.

Проведение уроков в игровой форме. Для 7-10 классов периодически (1-2 раза в четверть) проводятся уроки с элементами игр по типу телепередачи «Что, где, когда?», «Умники и умницы», «Прямая линия». Телезрители-учащиеся дома ищут по книгам, с помощью родителей и знакомых интересные вопросы по физике для предстоящей игры, что резко повышает интерес к предмету (особенно это важно для слабоуспевающих).

Подобранные вопросы подаются письменно или устно. В ходе урока, консультанты систематизируют их, распределяют между собой и отвечают. Вопрос, как правило, подбираются сложные и интересные. Часто обсуждение отдельных вопросов не заканчивается на этом уроке, а продолжается на следующих уроках, дома в семье («для дома, для семьи»), с друзьями. Все ученики принимают активное участие в обсуждении всех вопросов.

Использование магнитофона на уроках. На кассетном магнитофоне записывается фонограмма физического диктанта из 3-х вопросов. Каждый вопрос дважды повторяется, указывается время на ответ. За 15 секунд до окончания времени, отведенного для работы, запись на фонограмме предупреждает об оставшемся времени.

Это способствует выработке умения выражать свои мысли письменно в сжатой форме, а ограниченное время выполнения задания вносит разнообразие в процесс обучения.

Использование многолетней фонотеки не требует времени на подготовку к проведению физических диктантов и позволяет сравнивать результаты данного класса с результатами классов, предыдущих лет обучения.

Юмористические рисунки. На кодограммах рисуются смешные физические ситуации, человечки и др. Добавление в любой рисунок, схему, график какого-то смешного элемента и его юмористический комментарий, привязанный к физическому содержанию рисунка, схемы, графика, резко активирует восприятие материала школьниками, снимает психологическое напряжение. Подобные приемы используются и при рисовке схем, рисунков на доске.

Физический практикум. В конце учебного года классах проводится физический практикум. Работы подбираются интересные, со сложным оборудованием, отличающиеся существенно от обязательных фронтальных лабораторных работ, предусмотренных программой. Выполняя практические работы на более сложном оборудовании, у учащихся повышается интерес к физике и технике.

По каждой работе физического практикума учащиеся сдают зачеты, содержащие теоретическую, практическую части и решение задач по данной теме. Учащиеся имеют право несколько раз пересдавать зачет по каждой работе до получения более высокой оценки. Это способствует резкому росту активности школьников, повышении интереса к предмету и самостоятельной работе с дополнительной литературой.

Учащиеся, которые сдали зачет по любой работе на «4» и «5», получают право самостоятельно принимать зачеты на «3» и «4» с контрольной перепроверкой отдельных работ учителем. Если я выясню, что оценка завышена, то снижаю на один балл оценки проверяющему и проверяемому. А поэтому проверяющие становятся заинтересованными в знаниях тех, у кого они принимают зачеты. Из сильных по физике учащихся организуется группа консультантов, оказывающая помощь в подготовке, выполнении и сдаче зачетов.

Результатом деятельности по реализации поставленных задач является высокое качество знаний по физике и положительная динамика интеллектуальных умений учащихся, которая постоянно мною отслеживается совместно с психологической службой лицея.

Вся система работы, описанная выше, осуществляется на основе дифференцированного подхода, который позволяет вести обучение физике с учетом индивидуальных способностей учащихся. Особое внимание я уделяю работе с детьми, имеющими высокий уровень потенциальных возможностей. Решение данной проблемы обусловлено требованием современного общества, которое испытывает потребность в интеллектуальной и творческой элите. Поэтому выявление и обучение способных, одаренных детей - одна из приоритетных задач в образовании.

Решение этой задачи невозможно без существенного повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, раннего выявления и развития творческих способностей будущих специалистов. Это требует от любого учителя обладания качествами, необходимыми для работы с одаренными детьми. Считаю, что учитель должен:

  • быть доброжелательным и чутким;

  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  • иметь широкий круг интересов и умений;

  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

  • иметь живой и активный характер;

  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

  • быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

При развитии креативности у обучающихся необходимо уделять внимание не какой-либо отдельной составляющей творчества, а комплексу взаимодействующих составляющих

Реферат-Развитие познавательных способностей учащихся на уроках физики

Процессу формирования креативности у учащихся способствует обучение решению задач творческого характера. При их отборе я руководствуюсь следующими критериями:

  • соответствие требованиям общеобразовательного стандарта и наиболее распространенных программ;

  • разнообразие содержания (несколько тем);

  • учет уровня сложности заданий и индивидуальных способностей учащихся;

  • разнообразие форм постановки проблемы (самый лучший подход - самостоятельное выявление проблемы учащимися без посторонней помощи);

  • разнообразие конечного результата поиска;

  • необходимость положительной мотивации;

  • учет индивидуального опыта творческой деятельности и возрастных особенностей.

Таким образом, проводимая мною работа, основанная на использовании приемов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе интеллектуальной и творческой деятельности, формирует интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся.

3. ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.


Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность. Учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.

Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы.

Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, на мой взгляд, нужно соблюдать следующие требования.

1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. В частности, учащиеся 7-го класса после рассмотрения вопроса об архимедовой силе с интересом прочтут статью «Загадка водяной капли», а ученики 8-го класса при изучении раздела «Тепловые явления» - статью «Жара и холод».

2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?»

3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Например, при изучении в 10-м классе броуновского движения лучше привести образное описание этого явления, данное немецким физиком Р.В.Полем в книге «Механика, акустика и учение о теплоте».

4. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов.

Место занимательности на уроке может быть различным.

Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс - работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.

3. СХЕМА ВОСПИТАНИЯ УВЛЕЧЕНИЯ ФИЗИКОЙ У УЧЕНИКОВ.


В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему. Творческое отношение к труду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.

Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся.Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого.

Я могу предложить разработанную мною схему воспитания у учащихся увлечения физикой: 1-я стадия - от любопытства к удивлению; 2-я - от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я - к прочному знанию и научному поиску.

На первой стадии у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.

Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Стараюсь так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.

Следующая, 3-я стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике. В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем - возможность их объяснения; потом - глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира. Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Как же пробудить у учащихся интерес к предмету? Индивидуальные условия школы заставили меня искать свои тропинки к сердцу и уму учащихся.

При первой же встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной добиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников. На первом этапе курса физики (7 - 8-й класс) я выделяю на некоторых уроках время (5-7 мин.) для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На микробеседах мы говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально.

Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их я организую в старших классах и обычно связываю с вопросами научно-технического прогресса, «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели» и др. За неделю до проведения урока-семинара учащимся сообщаю его тему, дату, перечень литературы. Готовятся все ученики, а выступают по желанию; обобщения делаю сама. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления учащихся, развивают их эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью.

Поэтому при прохождении темы «Тепловые двигатели» я провожу урок-семинар, предварительно дав учащимся следующее задание:

  • выяснить, каково применение тепловых двигателей: 1) в нашем колхозе, 2) в соседнем колхозе;

  • узнать о перспективах использования тепловых двигателей в обоих колхозах;

  • составить представление о планах выпуска тепловых двигателей и их использование в нашей стране.

Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность, и урок-семинар проходит живо, интересно, ученики хорошо запоминают применения тепловых двигателей, понимают, где и почему они используются.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих от учащихся напряжения умственных сил. Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?»

Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный». Разбор в классе содержания этих строк позволяет учащимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие, вспомнив, любимые с детства строки, почувствовать сердечную доброту и юмор их автора. Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика.

В 10-м классе при изучении молекулярной физики использую загадки: вокруг носа вьется, а в руки не дается; сивые кабаны все поле облегли и пр. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок» помогает одинадцатиклассникам создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу.

Названные выше произведения использую в разных формах: зачитываю с комментариями короткие отрывки, даю краткий пересказ отдельных мест или прошу сделать это учеников, рекомендую прочитать произведение самостоятельно и найти факты, относящиеся к изучаемому материалу.

Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке. При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги - радуга; интерференцией и дифракцией - игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света - миражи; электромагнитными и оптическими процессами - великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый - прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые).
Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость учащихся, тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.

Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:

1) содержание учебного материала,

2) организация учебной деятельности.

К первому источнику относятся следующие стимулы:

  • новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);

  • обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);

  • историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);

  • показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;

  • ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях - космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д.

Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:

  • включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;

  • проблемное обучение;

  • постановку практических работ (исследовательских, творческих).

Хочу подчеркнуть: формирование и развитие интереса учащихся к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Учитель может по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника.

4. МЕТОДЫ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.

Все мы хотим преподавать интересно, по-новому. Думаю, что каждый должен искать и пробовать свои пути. Школа должна быть школой радости, получения знания с удовольствием. Многие учатся без интереса, скучают на уроках, так как учитель в расчете на среднего ученика долго «разжевывают» материал. У каждого учителя, в процессе работы, вырабатываются определенные принципы, опираясь на которые учитель и учит предмету. Ознакомившись с опытом Виктора Шаталова, я понял важную мысль: метод ежедневного опроса учащихся по опорным сигналам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале и его изложение небольшими порциями, удобными для усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность ответа, а это рождает интерес к знаниям. Вместо опорных сигналов в работе я использую опорные конспекты, которые считаю более понятными для учащихся и более логичными, чем опорные сигналы; они заставляют ученика думать, лучше способствуют усвоению материала.

Первый принцип: умение выделять главное.

Второй принцип: постоянная практическая отработка вводимых понятий.

Третий принцип: Постоянно развивать у учащихся чувство реальности, учить «прикидывать» данные, ориентироваться в величинах.

Четвертый принцип: на каждом уроке отвожу не менее 15 минут для самостоятельной работы учащихся.

Пятый принцип: ежедневный контроль, опрос, самостоятельность получения знаний обеспечивают систематичность учебы и множество оценок у каждого ученика.

- В работе необходимо применить фронтальные опросы у доски с одновременным участием нескольких учеников. В это время класс занимается самостоятельной работой.

- Ввести тетрадь для самостоятельных работ, в которой проводятся проверочные работы по теории, решению задач.

- Тетради для лабораторных работ. Их учащиеся могут брать домой для оформления материала.

- Раздаточный материал. В различных ящиках расположены различные предметы и простейшее оборудование необходимое для практической, опытной отработки понятий, явлений.

- Тестовые задания. Это серия вопросов к опорным конспектам с ответами. Ученик выбирает из предложенных ответов правильный.

- Решение задач. Ученики решают задачи в тетради по решению задач. Тетради собираются на проверку, находясь под постоянным контролем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс развития творческих способностей школьников сложен и многогранен. Необходимо развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить ученика в положение первооткрывателя того, что известно учителю, но является новым для учащихся. Учитель постоянно должен искать пути и средства, а так же формы организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.

Наиболее высокий уровень развития творческих способностей достигается в том случае, когда в процессе обучения систематически организуются проблемные ситуации. В результате решения проблем учащиеся делают для себя открытие, находят объяснение нового для них явления, задумываются над выяснением его природы, открывают новые методы измерения физических величин, устанавливают новые связи между явлениями, находят новые варианты решения задачи, изменения в конструкцию приборов, создают новые приборы и установки, позволяющие осуществлять управление технологическими процессами. Очевидно, что творческие способности развиваются в деятельности, их упражняющей. Поэтому необходимо создать целостную совокупность ученых ситуаций на каждом этапе познания. Учитывая это, я и отдаю предпочтение проведению нестандартных уроков физики и, как следствие, развитие познавательных способностей учеников всеми доступными способами.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Бедшакова З.М. О соответствии методов обучения физике содержанию учебного материала.//Физика в школе - 1983. - № 5. - с.55.

  2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе.- М.: Просвещение, 1984. -с. 284.

  3. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе - 1987. - № 2 - с. 82-83.

  4. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

  5. Гребенок Т.Б. Повышение эффективности проблемного изучения нового материала.//Физика в школе - 1976. - № 6. - с. 31.

  6. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу.//Физика в школе - 1980. - №5. - с. 40.

  7. Зайцев В.Н. Тенденции в распределении времени и форм работы на современном уроке.//Физика в школе - 1980. - № 4. - с. 29.

  8. Зверева Н.М. Выбор оптимальной методики проведения урока.//Физика в школе - 1981. - № 6. - с.37.

  9. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983. - с.160.

  10. Иванова Л.А. Проблема познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала.: Учебное пособие. - М.: МГПИ, 1978. - с. 110.

  11. Идармогев Г.А. Из опыта повышения эффективности урока. //Физика в школе - 1979. - № 4. - с. 54.

  12. Карпова. Развитие познавательной активности учащихся при изучении физики.//Физика в школе - 1984. - № 5. - с. 42.

  13. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1985. -с. 128.

  14. physfac.bspu.secna.ru


© 2010-2022