Я и мой предмет

 Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:     Овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные  задания, строить гипотезы  и осуществлять проектную деятельность; Развить навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллект...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Я и мой предмет».

Физику в КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района» ведут два учителя - Беисова Алтыншаш Тюлеубаевна , образование высшее, специальность по диплому «Учитель физики и математики», стаж 14 лет, категория первая, сертифицированный учитель третьего базового уровня; Тарасова Светлана Александровна - образование высшее, специальность по диплому «Учитель физики и математики», стаж 28 лет, категория высшая.

В ходе обучения физики руководствуемся словами Элберта Хаббарта «Цель обучения - научить обходиться без учителя». Другими словами, наша задача- подготовить учащихся к жизни.

Физика как учебный предмет имеет ряд особенностей, выделяющих её из общего ряда общеобразовательных предметов.

Учебная программа по физике, составлена на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования, утверждённого Постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080.

В пояснительной записке к программе по физике сказано: «При изучении физики формируются абстрактно - теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки». Определена цель обучения - формирование у учащихся основ научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе знаний и умений, полученных при изучении явлений природы, знакомстве с основными законами физики, их применении в технике и повседневной жизни.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • Овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, строить гипотезы и осуществлять проектную деятельность;

  • Развить навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе использования приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;

  • Воспитать ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельности; навыки рационального природопользования и защиты окружающей среды, навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества; навыки участия в социальной, культурной, политической и экономической деятельности на основе базовых знаний.

Курс физики направлен на «…применение полученных знаний на практике и адаптацию учащихся к жизненным ситуациям в современном обществе».

Наша профессиональная деятельность согласуется с современными тенденциями развития системы образования Республики Казахстан и направлена на реализацию программы развития КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района на 2011-2015 годы» по теме работы школы «Управление качеством образования на основе сохранения традиционных и освоения новых информационных технологий в условиях сельской школы».

Целью работы школы является - исследование нового подхода к организации образовательного пространства школы.

Наша работа направлена на формирование системы компетентностей учителя и ученика через реализацию планов самообразования по теме «Внедрение компетентностной педагогики в учебно- воспитательный процесс».

Компетентностный подход в обучении не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций.

На наш взгляд, именно компетентностный подход обеспечивает адекватное построение образовательной деятельности в соответствии с государственным заказом и задачами, поставленными «Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы».

Передо нами постоянно стоит задача, научить учеников учиться, организовать деятельность учащихся на уроке, избежать пассивности на уроках, сформировать навыки самостоятельной работы и осознание школьниками и педагогами необходимости обучения в течение всей жизни. При обучении физике реализуем деятельностный подход. К каждому уроку разрабатываются поурочные карты с заданиями. Задания соответствую таксономии Блюма. На уроках царит атмосфера сотрудничества.

В этом нам помогают информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ). Средства ИКТ можно разделить на аудиовизуальные, компьютерные, мультимедийные, компьютерно-конструкторские. Эффективность образования, основанного на современных информационных технологиях, часто зависит не столько от типа используемых технологий, сколько от качества педагогической работы по применению этих технологий для решения собственно образовательных задач.Я и мой предмет

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ИКТ. Технические возможности современных компьютеров растут очень быстро, так же быстро растут и количество программ по физике и их технические и дидактические возможности.

Физика - наука экспериментальная, ее всегда преподают, сопровождая экспериментом. Использование компьютеров в обучении физики изменяет методику ее преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.

В нашей школе в кабинете физики находятся 3 компьютера с программным обеспечением, мультимедийный проектор, оборудование PASCO и регистратор данных Xplorer GLX.

Создана медиатека, включающая образовательную коллекцию по физики 7-11 класс, энциклопедию Кирилла и Мефодия, электронные тесты.
Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, на уроке физики целесообразнее применять их, как на уроке изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы.

В процессе преподавания физики информационные технологии могут быть использованы в различных формах. В нашей школе эта работа ведется по нескольким направлениям. Используемые направления можно представить в виде следующих блоков:

Блоки ИКТ

мультимедийные сценарии уроков (презентации) с использованием оборудования PASCO и регистратора данных Xplorer GLX

Проведение физического эксперимента - демонстраций, фронтальных лабораторных работ, практикумов с использованием оборудования PASCO и регистратора данных Xplorer GLX

применение готовых учебных и демонстрационных программ, тестовых программ, визуальной лаборатории

проектно-исследовательская деятельность

Решение задач

1. Мультимедийные сценарии уроков (презентации).

По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций экономит большое количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.

Презентация урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные вопросы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, видеофрагменты, анимации. При помощи Power Point, Activstudio можно строить диаграммы и графики, готовить слайды, проекты, а также организовывать показы слайдов и флипчартов уроков. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного активного восприятия компьютерного материала: учитель своим словом, умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного (учитель и класс) наблюдения, размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций. Я и мой предмет

В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами, снятыми с использованием оборудования PASCO и регистратора данных Xplorer GLX.

Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Образцы презентаций по объяснению нового материала, повторению и опроса.Я и мой предмет

Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации.

Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение таких средств в ходе урока может привести к обратным результатам - повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать "режущих" глаз цветов и их сочетаний. Я и мой предмет

Богатый материал собран на сайте издательского дома «1 сентября» в разделе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» − festival.1september.ru

И, вообще, в сети Интернет имеется большое количество материалов. Здесь потребуется огромный и кропотливый труд для поиска и систематизации имеющейся информации.Я и мой предметЯ и мой предмет

2. Проведение физического эксперимента - демонстраций, фронтальных лабораторных работ, практикумов с использованием оборудования PASCO и регистратора данных Xplorer GLX . Я и мой предмет

Физический эксперимент в современной школе включает в себя проведение демонстраций, лабораторных работ, практикумов, проведение научно- исследовательской работы. Использование оборудования PASCO и регистратора данных Xplorer GLX позволяет ставить компьютерные эксперименты, моделировать физические процессы, решать практические задачи, демонстрировать физические явления. Демонстрация физических явлений, указанными средствами способствует развитию практических навыков и умений у учащихся в обращении с измерительными приборами и установками, углубляет понимание учащимися физических закономерностей, развивает у учащихся научно-исследовательский стиль мышления при изучении тем.

3. Применение готовых учебных и демонстрационных программ, тестовых программ, визуальной лаборатории.

Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений, направленное на повышение

эффективности обучения физике.

Большое число компьютерных моделей по всему школьному курсу физики содержится в мультимедиа-курсах, разработанных компанией ФИЗИКОН. Имея большой опыт работы по использованию этой программы, можем с уверенностью заявить, что она легко вписывается в урок и позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Я и мой предметЯ и мой предметЯ и мой предмет

В качестве примеров можно привести основные формы учебной деятельности с использованием моделей, опробованных на практике:

  1. Использование моделей в качестве иллюстративного материала к уроку.

  2. Использование моделей в процессе изучения нового материала.

  3. Использование моделей на уроках решения задач с последующей компьютерной проверкой

Источниками демонстрационных материалов служат программно-педагогические средства − цифровые образовательные ресурсы на CD-ROM и DVD (обучающие и контролирующие, справочники и электронные энциклопедии и др.).

В настоящее время следующие образовательные ресурсы имеются в школе и могут быть использованы в работе:

a) Программно-методические комплексы

  1. Уроки физики 7-11 класс Кирилла и Мефодия 2007. ООО «Кирилл и Мефодий»

  2. Физические эксперименты. Обучающие программы нового поколения. «Кирилл и Мефодий», 2008 г.

  3. Открытая физика 2.6. Часть 1 , Новый Диск / Физикон.

  4. Открытая физика 2.6. Часть 2 , Новый Диск / Физикон

Я и мой предметЯ и мой предметЯ и мой предмет





b) Тестовая среда

  1. 1С: Репетитор. Физика. 1С: Репетитор

Материалы из Интернет - источников, например, с сайтов "Физика. ru " http :// fizika . ru, http ://repet.by, http ://afportal.ru и многие другие.

Я и мой предмет

Я и мой предмет

Я и мой предметЯ и мой предмет

c) Компьютерные виртуальные лаборатории:

  1. Экспериментальные задачи лабораторного физического практикума. ООО

«Кирилл и Мефодий»

  1. «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория»

Наибольший интерес использования мультимедийных дисков заключается в том, что их обучающая среда позволяет ставить компьютерные эксперименты, моделировать физические процессы, решать практические задачи, демонстрировать физические явления. Демонстрация физических явлений средствами ИКТ особенно актуальна при отсутствии необходимых приборов и при невозможности осуществления демонстрации в условиях школы.Я и мой предмет

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать на экране компьютера многие физические эффекты, а также позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности. При грамотном использовании компьютерных моделей физических явлений можно достичь многого из того, что требуется для неформального усвоения курса физики и для формирования физической картины мира.

4. Проектно-исследовательская деятельность.

ИКТ применяются нами как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. В проектно-исследовательской деятельности: учащиеся активно участвуют в научно-исследовательской работе по физике. Они готовят творческие работы, научно-исследовательские работы, информационные, социально- значимые проекты, где представление работы обязательно сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Участие в проектно-исследовательской работе требует большой подготовительной работы и учителя, и учащихся. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете. Благодаря проектно - исследовательской деятельности, в нашей школе создан банк с различными презентациями по курсу физики.

5.Решение задач с использованием оборудования и программ Ехсеl.

Таким образом, применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики и во внеурочное время позволяет:

1) учитывать индивидуальные особенности учащихся и ведущих каналов восприятия информации;

2) развивать творческие и исследовательские способности;

3) воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности

учащихся;

  1. обеспечивать качественное усвоение программного материала;

Значит, применение информационно-коммуникационной технологии в преподавании физики является одним из современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении и фактором повышения качества знаний. Выросла активность и результативность учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня. По исследованию педагога психолога школа выросла творческая познавательная активность (мониторинг).

Мы постоянно делимся опытом работы по указанным темам сред коллег в школе, районе. Публикуем материалы в СМИ. Участвуем в конкурсах.

Практические наработки учителей физики:

  1. Разработки уроков, вошедшие в диски «Компетентностная педагогика в школе. Опыт внедрения в школах Костанайской области» части 1 и 2.

  2. Сборник компетентностных заданий по предмету.

  3. Материалы занятия школы начинающего руководителя для управленцев школ района «Суть компетентностного подхода к управлению общеобразовательным учреждением» 9 февраля 2012 года.

  4. Методический семинар для учителей района «Современный урок: каков он?» декабрь 2010 года.

  5. Круглый стол «Проект «Инновационная школа 21 века»: состояние и перспективы (подведение итогов 1-го года работы).

  6. Методический семинар для учителей района «Развитие детской одарённости на современном уроке» 14 марта 2012 года.

  7. Методический семинар для учителей района «Реализация новых механизмов педагогического менеджмента» август 2013.

  8. Материалы методического месячника «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов УВП, повышения качества знаний» март 2013 год.

  9. Участие в республиканском семинаре по проблемам МКШ Астана , апрель 2013 года.

  10. Разработки уроков по таксономии Блюма и Кротвелла.

  11. Обобщение опыта в рамках школы по теме «Формирование жизненно - важных компетенций и ценностей в условиях урока» 2012-2013 учебный год.

  12. Семинар «Развитие учащихся с ОВЗ при реализации компетентностного подхода в обучении» ноябрь 2013г.

  13. Выступление на республиканском форуме по проблемам МКШ декабрь 2013 года г. Аркалык

  14. Выступление на педсовете «Перспективы деятельности творческой лаборатории школы по проблемам использования метода проектов для реализации компетентностного подхода к обучению» 15 января 2014 года.

  15. Выступление на ШМО.

Литература

1. Гриценко В.И. Сущность информационных технологий / В.И. Гриценко. - М: Просвещение, 2006.- 354c.

  1. Скамницкая, Г.П. Информационно-коммуникативные педагогические технологии как фактор повышения качества профессионального образования /Г.П. Скамницкая // Среднее профессиональное образование.-2008.-№1.-С.55-56.

  2. Корневич Развитие профессиональной компетенции как условие повышения качества образования // Первое сентября. Физика -2007 г.- №20

  3. Смирнова М. А. Технологии уроков физики //Первое сентября. Физика - 2007 г. -№22

  4. ipkpro.aaanet.ru/inform_res/opit/nedodaeva.html

  5. old.festu.ru/ru/structure/library/Library/science/s129/article_23.html

1


© 2010-2022