Шум и его негативное влияние на участников образовательного проыесса

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шум и его негативное влияние на участников образовательного процесса.

Шум - беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Он способен оказывать неблагоприятное воздействие на организм. Действие его на организм человека связано главным образом с применением нового, высокопроизводительного оборудования, с механизацией и автоматизацией трудовых процессов: переходом на большие скорости при эксплуатации различных станков и агрегатов. Источниками шума могут быть разнообразные машины, двигатели, станки и прочие установки, имеющие движущиеся детали. Кроме того, за последние годы в связи со значительным развитием городского транспорта возросла интенсивность шума и в быту, поэтому как неблагоприятный фактор он приобрел большое социальное значение.

В рамках внедрения ФГОС второго поколения проектно-исследовательской деятельности придается большое значение. Исходя из поставленных задач по формированию базовых компетентностей, таких как: информационных, коммуникационных, самореализации и самообразования, мною, совместно с группой обучающихся 11 класса, была сформулирована тема проекта «Шум и его негативное влияние на участников образовательного процесса».

Группа обучающихся была разделена на два звена: «Теоретики» и «Практики». Первое звено должно было найти информацию о негативном влиянии шума и его характеристиках, второе - провести анкетирование среди обучающихся и педагогов и практическую работу по выявлению работоспособности среди обучающихся в разных условиях (тишина и громкая музыка).

К показателям, формирующим личностные УУД, которые ставились на первое место при работе над данным проектом, мы отнести следующие:

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, установка на здоровый образ жизни;

-готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

Цель проекта- рассмотреть влияние шума на организм человека и разработать рекомендации по защите от негативного воздействия шума на организм человека.

Задачи проекта:

1.Выяснить, что такое шум?

2.Выявить источники шума в образовательном процессе.

3.Выявить опасный предел шума для восприятия человека.

4.Рекомендовать способы защиты от шума.

Ученики и учителя проводят в здании школы довольно значительный промежуток времени, и проблема школьного шума для участников образовательного процесса - одна из основных.

Основной труд ребенка в школе - умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также высшие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования убедительно доказали это. Чем выше и сложнее зоны центральной нервной системы, принимающие участие в трудовой деятельности, тем больше они страдают от воздействия шума. Для умственного труда вреден даже тихий шум. Данные изучения действия шума различных уровней на организм в экспериментальных условиях, а также наблюдения, проводившиеся в школах, показывают, что на центральную нервную систему может влиять шум даже сравнительно небольших интенсивностей, порядка 60-70 дБ.

Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В.А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока.

Незаметный шум (40-45 дБ) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет. Его можно сравнить с шумом тихого радио, легкой радиомузыки в квартире, с шумовым фоном ночью. Незаметный шум не превышает допустимых уровней шума для умственного труда и речевого шума, не снижает внимания, работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.

Тихий рабочий приятный шум (46-58 дБ) ощущается субъективно приятным. Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Его можно сравнить с шумом спокойной улицы днем, с шумной квартирой. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.
Громкий рабочий неприятный шум (59-65 дБ) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей . Он в два - два с половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума.

Интенсивный анормативный шум (65-75 дБ) - это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда.

Вредный импульсный шум (76-88 дб) - это шум крика, резкого стука, удара. По интенсивности можно сравнить с громкой музыкой в ресторане. Он в два раза громче интенсивного анормативного шума, в три раза громче неприятного рабочего шума, в пять раз громче приятного рабочего шума; вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, внимания и работоспособности, но и для слухового анализатора.

Анализ исследований полученных в школах во время уроков и на переменах показывает, что наиболее часто встречающиеся уровни шума в классах во время уроков находятся в пределах от 45 до 75 дБ. Минимальные уровни шума зарегистрированы в пределах от 38 до 42 дБ, а максимальные достигают 77 дБ.

Измерение уровней шума в коридоре во время уроков показывают значения в диапазоне от 40 до 62 дБ. Минимальные уровни шума, зарегистрированные в этом случае, составляют 38-40 дБ, а максимальные достигают 70 дБ.

Измерения, проведенные во время перемены в коридорах, выявили значения уровней звукового давления в переделах от 75 до 87 дБ. Минимальные уровни шума, зарегистрированные в этом случае, составляют 73-75 дБ, а максимальные достигают 88-92 дБ (!), в спортзале во время соревнований, игр - 105 дБ, девичий визг -112дБ.

Наиболее интенсивным и раздражающим по физическим характеристикам обладает шум учащихся на перемене. Нами было замечено, что характеристики шумов действительно исключают возможность отдыха между уроками педагогов в школе и являются мощным стрессогенным фактором в педагогической деятельности.

Оценка воспринимаемого учителями школьного шума зависит от развития коммуникативных свойств личности. Было проведено анкетирование учителей по выявлению ощущения шума по следующим критериям:

  1. От стажа педагогической работы в школе:

Шум в коридоре во время урока был воспринят большинством педагогов как «рабочий» шум независимо от стажа работы в школе.

Шум детей на перемене для учителей со стажем более 15 лет из неприятного переходит в безразличный.

Шум скрежета мела в сочетании с «бубнением» в классе при небольшом стаже имеет различное значение, 2 педагогов считают его приятным, 3- безразличным, единой тенденции не выражено, но с возрастом начинает все больше досаждать.

  1. От возраста обучаемых:

Интересным фактом исследования является также то, что учителя начальной школы меньше реагируют на шум, создаваемый их подопечными, в то время как преподаватели старшего звена более нетерпимы к шумам, шум является для них обременительным.

  1. От преподаваемого предмета:

В ходе анализа полученных данных выявлена взаимосвязь между восприятием шума и преподаваемой педагогом дисциплиной. Так преподавателям блока гуманитарных дисциплин наряду с шумом перемены также неприятен скрежет мела о доску, в то время как учитель блока естественных наук негативно воспринимают главным образом шум перемены. Это может быть связано со степенью использования мела в работе, и, соответственно с восприятием скрежета мела как более неприятного. Эти результаты вполне согласуются с известным в психологии представлением о толерантности.

Приращение агрессивности учителей под воздействием шума обусловлено личностными, интеллектуальными, эмоциональными свойствам.

Исследования, проведенные в ходе работы над проектом, показали, что решение арифметических примеров при совсем незначительном шуме требовало на 15-35% больше времени, чем до воздействия шума, у школьников отмечено снижение внимания на 10-15%. Высокий уровень шума способствует увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 15 - 20% и одновременно значительно ухудшая его качество.

От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие Ученики и педагоги чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова.

Основное физиологическое воздействие шума заключается в том, что повреждается внутреннее ухо, возможны изменения электрической проводимости кожи, биоэлектрической активности головного мозга, сердца и скорости дыхания, общей двигательной активности, а также изменения размера некоторых желез эндокринной системы, кровяного давления, сужение кровеносных сосудов, расширение зрачков глаз. Работающий в условиях длительного шумового воздействия, испытывает раздражительность, головную боль, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, нарушение сна. В шумном фоне ухудшается общение людей, в результате чего иногда возникает чувство одиночества и неудовлетворенности, что может привести к несчастным случаям.

Ультразвуки (свыше 20000 Гц) также являются причиной повреждения слуха, хотя человеческое ухо на них не реагирует. Мощный ультразвук воздействует на нервные клетки головного мозга и спинной мозг, вызывает жжение в наружном слуховом проходе и ощущение тошноты.

Не менее опасными являются инфразвуковые воздействия акустических колебаний (менее 20 Гц). При достаточной интенсивности инфразвуки могут воздействовать на вестибулярный аппарат, снижая слуховую восприимчивость и повышая усталость и раздражительность, и приводят к нарушению координации. Особую роль играют инфрачастотные колебания с частотой 7 Гц. В результате их совпадения с собственной частотой альфа - ритма головного мозга наблюдаются не только нарушения слуха, но и могут возникать внутренние кровотечения.

Сегодня ученые выяснили, что громкие звуки, шум, музыка на рок-концертах воспринимаются не только слуховыми органами, но и кожей, сердцем, органами дыхания. Они возбуждают человека, являются причиной выделения в его кровь большого количества гормонов (например, адреналина), тем самым способствуют возникновению ощущения страха и опасности. Обычно, после концертов рок-музыки слушатели становятся нервными, агрессивными, устраивают погромы и побоища в залах.

На дискотеках сила звука достигает 120 дБ, что ведет к повреждению и даже разрушению тонких структур мозга. Низкие частоты безвозвратно уничтожают хранилище памяти, а высокие разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Трехчасовая дискотека эквивалентна по наркотическому воздействию бутылке водки и требует двух недель для восстановления расстроенной психики и умственного потенциала.

В экологии человека даже появилось такое понятие как «шумовое опьянение» - это возбуждение, возникающее в результате резонанса клеточных структур в ответ на громкие ритмические звуки. Это «опьянение» по субъективным ощущениям аналогично алкогольному опьянению или одурманиванию наркотиками. «Шумовое опьянение» - одна из причин успеха современной шумной музыки. Уровень шума, создаваемый современной электронной музыкой, иногда превышает болевой порог (130 дБ).

Однако нет в нашей стране закона, который бы защищал посетителей дискотек и рок-концертов, где сила звука часто превышает 85 децибел. Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат всего за несколько лет. Воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков разрушительно - подобную музыку специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом".

Шум - такой же медленный убийца, как и яд. Мы хотим дать несколько советов всем учащимся:

  • Принимаясь за уроки, лучше не включать телевизор и магнитофон.

  • Ни в коем случае громко не разговаривайте, не кричите, уважайте себя и других.

  • Укладываясь спать, позаботьтесь, чтобы в комнате было тихо.

  • Не шумите на уроках и переменах, помните о вредном влиянии шума.

  • Больше совершайте прогулок на свежем воздухе.

  • Больше бывайте на природе, слушайте пение птиц, шелест листвы.

  • Щадите свой слух!

«ЧЕЛОВЕК ! Здоровье, столь мало уважаемое в юных летах, делается в летах зрелости истинным благом; самое чувство жизни бывает гораздо милее тогда, когда уже пролетела ее быстрая половина» Н.М.Карамзин.

«Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья» Н.Г.Чернышевский.

Берегите уши! Будьте здоровы!

© 2010-2022