- Преподавателю
- Физика
- АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА
АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терехова Ю.Б. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА.
Стремясь добиться у каждого ученика эмоционального отношения к содержанию и процессу физического образования, в своей работе опираюсь на возрастные особенности мотивации учения, умения школьников учиться, их ценностные ориентации.
С целью выявления мотивов учения и жизненных ориентиров учащихся в начале учебного года провожу анкетирование среди учащихся школы, изучающих физику. Каждому ученику предлагаю список целей, в котором он отмечает номера нескольких самых главных для него в новом учебном году:
-
Изучить материал учебника.
-
Усвоить основные понятия и законы раздела («Механика», «Оптика»…).
-
Научиться видеть физику в природе, технике, быту.
-
Хорошо подготовиться к зачёту, контрольной работе, экзамену.
-
Научиться самостоятельно учиться.
-
Овладеть методами изучения и объяснения физических явлений.
-
Глубже, чем по программе, рассмотреть отдельные вопросы.
-
Научиться работать с физическими приборами, выполнять опыты.
-
Развить свои способности.
-
Научиться правильно организовывать свою учёбу.
-
Научиться слушать, говорить, аргументированно спорить.
-
Получить хорошую четвертную (годовую) отметку.
-
Приобрести навыки решения задач.
-
Ничего не хочу.
-
У меня есть свой вариант цели.
С учётом полученных данных определяю приоритетные установочные цели обучения, которые планирую достичь при помощи конструируемой системы занятий.
Например, в этом учебном году мною будет сделан упор на цели:
-
общеучебные - умение ставить перед собой цель и планировать свою деятельность, постановки эксперимента;
-
предметные - формирование положительного отношения к физике, знание основных понятий, законов, явлений, входящих в изучаемую тему, выработка умений пользоваться простейшими физическими приборами, решать типовые задачи по физике;
-
личностные - осмысление цели своего существования, приобретение веры в себя, навыков общения и работы в микрогруппах учащихся, развитие и реализация своих способностей;
-
социальные - ориентация на познание и преобразование окружающей действительности, получение умений самоорганизации.
В таблицах 1 - 9 в приложении I к отчёту можно познакомиться с результатами анкетирования каждого учащегося с целью выявления его мотивов обучения.
Учебно-познавательную мотивацию учащихся формирую также через технологии проектно-исследовательской деятельности, дифференцированного обучения, интеграции физики с другими предметами, индивидуального и деятельностного подхода в образовательном процессе. Использование этих технологий в организации образовательного процесса дают мне возможность создать ситуацию успеха каждому ученику как на уроке, так и во внеурочное время.
На основании исследования мотивов обучения учащихся мною выделены цели, главные для обучающихся школы № 25, при изучении физики с начала 2013-2014 и 2014-2015 учебных лет.
Таблица 16
Цель обучения
Процент выбора цели в 2013-2014 учебном году
Процент выбора цели в 2014-2015 учебном году
-
Изучить материал учебника.
40,2
40,0
-
Научиться видеть физику в природе, технике, быту (цель №3).
38,3
40,0
-
Хорошо подготовиться к зачёту, КР, экзамену (цель№4).
49,3
64,6
-
Овладеть методами изучения и объяснения физических явлений (цель№6).
21,4
40,4
-
Научиться работать с физическими приборами, выполнять опыты
(цель № 8).
43,0
43,3
-
Развить свои способности (цель № 9).
42,4
42,8
-
Получить хорошую четвертную (годовую) отметку (цель № 12).
63,7
66,0
-
Приобрести навыки решения задач
(цель № 13).
45,7
37,3
Анализ анкет учащихся, изучающих физику, позволяет судить о настрое учеников и мотивах их учения.
Так, выбор целей 1, 4, 12 свидетельствуют как о формальной ориентации обучения большинства обучающихся. Вместе с тем, выбор целей 3 и 6 показывает наличие у школьников содержательных и познавательных мотивов, интересу к методам научного мышления (от 40% учащихся).
Более 40% обучающихся выбрали цели 8, 9 и 13, что указывает на наличие у них мотивов самообразования, активном стремлении подростков к самостоятельным формам учебной работы.
Следует обратить внимание на снижение уровня мотивации по приобретению навыков решения физических задач в начале этого учебного года. Вместе с тем по сравнению с другими целями в процентном соотношении эта цель остаётся важной для учеников (см. таблицу 10 в приложении I к отчёту).
Ниже также приводятся:
-
результаты исследования мотивов учения по физике в 7 (2013-2014) и 8 (2014-2015) классах (см. таблицу 17);
-
результаты исследования мотивов учения по физике в 8 (2013-2014) и 9 (2014-2015) классах (см. таблицу 18);
-
результаты исследования мотивов учения по физике в 9 (2013-2014) и 10 (2014-2015) классах и 10 (2013-2014) и 11 (2014-2015) классах (см. таблицу 19).
Результаты исследования мотивов учения по физике в 7 (2013-2014) и 8 (2014-2015) классах
Таблица 17
КЛАСС
Учебный год
Номер цели
Процент учащихся, выбравших этот мотив обучения
КЛАСС
Учебный год
Номер цели
Процент учащихся, выбравших этот мотив обучения
7-а
2013-2014
1
31,8
7-б
2013-2014
1
26,1
8-а
2014-2015
1
40,9
8-б
2014-2015
1
34,5
7-а
2013-2014
2
27,3
7-б
2013-2014
2
17,4
8-а
2014-2015
2
27,3
8-б
2014-2015
2
8,6
7-а
2013-2014
3
27,3
7-б
2013-2014
3
30,4
8-а
2014-2015
3
45,5
8-б
2014-2015
3
39,1
7-а
2013-2014
4
59,1
7-б
2013-2014
4
47,8
8-а
2014-2015
4
77,3
8-б
2014-2015
4
60,9
7-а
2013-2014
5
4,5
7-б
2013-2014
5
17,4
8-а
2014-2015
5
45,5
8-б
2014-2015
5
21,7
7-а
2013-2014
6
18,2
7-б
2013-2014
6
13,0
8-а
2014-2015
6
40,9
8-б
2014-2015
6
17,4
7-а
2013-2014
7
-
7-б
2013-2014
7
8,6
8-а
2014-2015
7
4,5
8-б
2014-2015
7
13,0
7-а
2013-2014
8
45,5
7-б
2013-2014
8
21,7
8-а
2014-2015
8
36,4
8-б
2014-2015
8
30,4
7-а
2013-2014
9
36,4
7-б
2013-2014
9
60,9
8-а
2014-2015
9
31,8
8-б
2014-2015
9
65,2
7-а
2013-2014
10
-
7-б
2013-2014
10
30,4
8-а
2014-2015
10
18,2
8-б
2014-2015
10
21,7
7-а
2013-2014
11
9,1
7-б
2013-2014
11
13,0
8-а
2014-2015
11
27,3
8-б
2014-2015
11
30,4
7-а
2013-2014
12
63,6
7-б
2013-2014
12
78,3
8-а
2014-2015
12
72,7
8-б
2014-2015
12
65,2
7-а
2013-2014
13
27,3
7-б
2013-2014
13
30,4
8-а
2014-2015
13
22,7
8-б
2014-2015
13
34,7
7-а
2013-2014
14
4,5
7-б
2013-2014
14
-
8-а
2014-2015
14
-
8-б
2014-2015
14
-
7-а
2013-2014
15
-
7-б
2013-2014
15
-
8-а
2014-2015
15
-
8-б
2014-2015
15
8,6
Всего по классу
Кол-во уч-ся
Процент
Всего по классу
Кол-во уч-ся
Процент
Положительная динамика в мотивации учения
12
54,5
Положительная динамика в мотивации учения
8
34,8
Отрицательная динамика в мотивации учения
_
_
Отрицательная динамика в мотивации учения
_
_
Устойчивая положительная учебная мотивация
10
45,5
Устойчивая положительная учебная мотивация
15
65,2
Устойчивая отрицательная учебная мотивация
_
_
Устойчивая отрицательная учебная мотивация
_
_
Продолжение таблицы 17
КЛАСС
Учебный год
Номер цели
Процент учащихся, выбравших этот мотив обучения
КЛАСС
Учебный год
Номер цели
Процент учащихся, выбравших этот мотив обучения
7-в
2013-2014
1
57,1
7-г
2013-2014
1
27,3
8-в
2014-2015
1
57,1
8-г
2014-2015
1
22,7
7-в
2013-2014
2
38,1
7-г
2013-2014
2
18,2
8-в
2014-2015
2
47,6
8-г
2014-2015
2
13,6
7-в
2013-2014
3
28,6
7-г
2013-2014
3
27,3
8-в
2014-2015
3
28,6
8-г
2014-2015
3
31,8
7-в
2013-2014
4
61,9
7-г
2013-2014
4
40,9
8-в
2014-2015
4
85,7
8-г
2014-2015
4
50,0
7-в
2013-2014
5
23,8
7-г
2013-2014
5
22,7
8-в
2014-2015
5
28,6
8-г
2014-2015
5
13,6
7-в
2013-2014
6
33,3
7-г
2013-2014
6
4,5
8-в
2014-2015
6
47,6
8-г
2014-2015
6
22,7
7-в
2013-2014
7
-
7-г
2013-2014
7
4,5
8-в
2014-2015
7
4,8
8-г
2014-2015
7
9,1
7-в
2013-2014
8
33,3
7-г
2013-2014
8
36,4
8-в
2014-2015
8
52,4
8-г
2014-2015
8
31,8
7-в
2013-2014
9
38,1
7-г
2013-2014
9
22,7
8-в
2014-2015
9
38,1
8-г
2014-2015
9
27,3
7-в
2013-2014
10
19,0
7-г
2013-2014
10
9,1
8-в
2014-2015
10
23,8
8-г
2014-2015
10
4,5
7-в
2013-2014
11
23,8
7-г
2013-2014
11
22,7
8-в
2014-2015
11
19,0
8-г
2014-2015
11
22,7
7-в
2013-2014
12
47,6
7-г
2013-2014
12
45,5
8-в
2014-2015
12
52,4
8-г
2014-2015
12
59,1
7-в
2013-2014
13
47,6
7-г
2013-2014
13
45,5
8-в
2014-2015
13
33,3
8-г
2014-2015
13
59,1
7-в
2013-2014
14
-
7-г
2013-2014
14
13,6
8-в
2014-2015
14
4,8
8-г
2014-2015
14
-
7-в
2013-2014
15
4,8
7-г
2013-2014
15
-
8-в
2014-2015
15
4,8
8-г
2014-2015
15
9,1
Всего по классу
Кол-во уч-ся
Процент
Всего по классу
Кол-во уч-ся
Процент
Положительная динамика в мотивации учения
15
71,4
Положительная динамика в мотивации учения
16
72,7
Отрицательная динамика в мотивации учения
1
4,8
Отрицательная динамика в мотивации учения
_
_
Устойчивая положительная учебная мотивация
5
23,8
Устойчивая положительная учебная мотивация
6
27,3
Устойчивая отрицательная учебная мотивация
Устойчивая отрицательная учебная мотивация
_
_
Результаты исследования мотивов учения по физике в 8 (2013-2014) и 9 (2014-2015) классах
Таблица 18
КЛАСС
Учебный год
Номер цели
Процент учащихся, выбравших этот мотив обучения
КЛАСС
Учебный год
Номер цели
Процент учащихся, выбравших этот мотив обучения
8-а
2013-2014
1
55
8-б
2013-2014
1
80
9-а
2014-2015
1
60
9-б
2014-2015
1
75
8-а
2013-2014
2
40
8-б
2013-2014
2
50
9-а
2014-2015
2
55
9-б
2014-2015
2
50
8-а
2013-2014
3
60
8-б
2013-2014
3
65
9-а
2014-2015
3
55
9-б
2014-2015
3
65
8-а
2013-2014
4
60
8-б
2013-2014
4
55
9-а
2014-2015
4
75
9-б
2014-2015
4
70
8-а
2013-2014
5
25
8-б
2013-2014
5
55
9-а
2014-2015
5
45
9-б
2014-2015
5
70
8-а
2013-2014
6
40
8-б
2013-2014
6
55
9-а
2014-2015
6
70
9-б
2014-2015
6
75
8-а
2013-2014
7
5
8-б
2013-2014
7
20
9-а
2014-2015
7
30
9-б
2014-2015
7
20
8-а
2013-2014
8
55
8-б
2013-2014
8
65
9-а
2014-2015
8
55
9-б
2014-2015
8
85
8-а
2013-2014
9
60
8-б
2013-2014
9
70
9-а
2014-2015
9
65
9-б
2014-2015
9
80
8-а
2013-2014
10
30
8-б
2013-2014
10
45
9-а
2014-2015
10
40
9-б
2014-2015
10
45
8-а
2013-2014
11
40
8-б
2013-2014
11
40
9-а
2014-2015
11
55
9-б
2014-2015
11
70
8-а
2013-2014
12
80
8-б
2013-2014
12
90
9-а
2014-2015
12
75
9-б
2014-2015
12
80
8-а
2013-2014
13
60
8-б
2013-2014
13
80
9-а
2014-2015
13
50
9-б
2014-2015
13
80
8-а
2013-2014
14
-
8-б
2013-2014
14
10
9-а
2014-2015
14
-
9-б
2014-2015
14
-
8-а
2013-2014
15
10
8-б
2013-2014
15
15
9-а
2014-2015
15
5
9-б
2014-2015
15
10
Всего по классу
Кол-во уч-ся
Процент
Всего по классу
Кол-во уч-ся
Процент
Положительная динамика в мотивации учения
10
50,0
Положительная динамика в мотивации учения
12
60,0
Отрицательная динамика в мотивации учения
_
_
Отрицательная динамика в мотивации учения
1
5,0
Устойчивая положительная учебная мотивация
10
50,0
Устойчивая положительная учебная мотивация
7
35,0
Устойчивая отрицательная учебная мотивация
_
_
Устойчивая отрицательная учебная мотивация
_
_
Продолжение таблицы 18
-
КЛАСС
Учебный год
Номер цели
Процент учащихся, выбравших этот мотив обучения
8-в
2013-2014
1
21,1
9-в
2014-2015
1
26,3
8-в
2013-2014
2
42,1
9-в
2014-2015
2
42,1
8-в
2013-2014
3
31,6
9-в
2014-2015
3
26,3
8-в
2013-2014
4
47,4
9-в
2014-2015
4
73,7
8-в
2013-2014
5
5,3
9-в
2014-2015
5
21,1
8-в
2013-2014
6
26,3
9-в
2014-2015
6
21,1
8-в
2013-2014
7
-
9-в
2014-2015
7
-
8-в
2013-2014
8
42,1
9-в
2014-2015
8
36,8
8-в
2013-2014
9
36,8
9-в
2014-2015
9
21,1
8-в
2013-2014
10
10,5
9-в
2014-2015
10
15,8
8-в
2013-2014
11
15,8
9-в
2014-2015
11
36,8
8-в
2013-2014
12
57,9
9-в
2014-2015
12
73,7
8-в
2013-2014
13
52,6
9-в
2014-2015
13
57,9
8-в
2013-2014
14
-
9-в
2014-2015
14
-
8-в
2013-2014
15
-
9-в
2014-2015
15
5,3
Всего по классу
Кол-во уч-ся
Процент
Положительная динамика в мотивации учения
8
42,1
Отрицательная динамика в мотивации учения
-
-
Устойчивая положительная учебная мотивация
11
57,9
Устойчивая отрицательная учебная мотивация
Результаты исследования мотивов учения по физике в 9 (2013-2014) и 10 (2014-2015) классах и 10 (2013-2014) и 11 (2014-2015) классах
Таблица 19
КЛАСС
Учебный год
Номер цели
Процент учащихся, выбравших этот мотив обучения
КЛАСС
Учебный год
Номер цели
Процент учащихся, выбравших этот мотив обучения
9
2013-2014
1
30,0
10
2013-2014
1
33,3
10
2014-2015
1
20,0
11
2014-2015
1
23,8
9
2013-2014
2
16,7
10
2013-2014
2
42,9
10
2014-2015
2
36,7
11
2014-2015
2
47,6
9
2013-2014
3
23,3
10
2013-2014
3
23,8
10
2014-2015
3
40
11
2014-2015
3
28,6
9
2013-2014
4
33,3
10
2013-2014
4
38,1
10
2014-2015
4
26,7
11
2014-2015
4
61,9
9
2013-2014
5
-
10
2013-2014
5
33,3
10
2014-2015
5
10,0
11
2014-2015
5
33,3
9
2013-2014
6
23,3
10
2013-2014
6
33,3
10
2014-2015
6
40
11
2014-2015
6
28,6
9
2013-2014
7
3,3
10
2013-2014
7
9,5
10
2014-2015
7
23,3
11
2014-2015
7
23,8
9
2013-2014
8
50,0
10
2013-2014
8
38,1
10
2014-2015
8
43,3
11
2014-2015
8
38,1
9
2013-2014
9
23,3
10
2013-2014
9
19,0
10
2014-2015
9
33,3
11
2014-2015
9
33,3
9
2013-2014
10
20,0
10
2013-2014
10
23,8
10
2014-2015
10
13,3
11
2014-2015
10
33,3
9
2013-2014
11
13,3
10
2013-2014
11
9,5
10
2014-2015
11
23,3
11
2014-2015
11
23,8
9
2013-2014
12
86,7
10
2013-2014
12
42,9
10
2014-2015
12
73,3
11
2014-2015
12
61,9
9
2013-2014
13
30,0
10
2013-2014
13
38,1
10
2014-2015
13
30,0
11
2014-2015
13
38,1
9
2013-2014
14
3,3
10
2013-2014
14
14,3
10
2014-2015
14
3,3
11
2014-2015
14
4,8
9
2013-2014
15
-
10
2013-2014
15
9,5
10
2014-2015
15
3,3
11
2014-2015
15
4,8
Всего по классу
Кол-во уч-ся
Процент
Всего по классу
Кол-во уч-ся
Процент
Положительная динамика в мотивации учения
14
46,7
Положительная динамика в мотивации учения
13
61,9
Отрицательная динамика в мотивации учения
_
_
Отрицательная динамика в мотивации учения
1
4,75
Устойчивая положительная учебная мотивация
16
53,3
Устойчивая положительная учебная мотивация
6
28,6
Устойчивая отрицательная учебная мотивация
_
_
Устойчивая отрицательная учебная мотивация
1
4,75