Критерии эффективного урока по физике в системе внедрения ФГОС

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры. Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития уче...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Эффективность уроков физики с внедрением ФГОС»

Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».

Задачи:

  1. Определить критерии эффективного урока.

  2. Выяснить формы организации эффективного урока.

  3. Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие проведению эффективного урока.

  4. Развитие умений работать сообща.

Наглядность: комплект заданий-текстов к приёму «Зигзаг» по заданной теме. Презентация.

Ход

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.

Урок - динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.

Исторически сложились на ранней стадии развития человечества два вида обучения: групповое и индивидуальное.

При индивидуальном обучении наставник обучал каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп и способности.

Групповое обучение предполагало работу наставника, учителя с группой учеников.

Группы были разновозрастными. Взрослый демонстрировал свои знания, умения, навыки, дети за счёт копирования, подражания усваивали его опыт.

В начале ХVII в. стали формироваться постоянные возрастные группы учащихся, в которых обучение регламентировалось определёнными правилами. Я.А. Коменский обосновал и ввёл классно-урочную систему. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал теорию урока на основе учения о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении.

Сегодня мы с вами попробуем достичь наших целей и задач педсовета. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». Это применимо и к сегодняшнему нашему занятию: чем выше будет ваша активность - тем выше будет эффективность нашего педсовета».

Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Я думаю, что мы сегодня постараемся работать эффективно и действенно.

Я предлагаю Вам заполнить анкету

АНКЕТА

  1. Перечислите типичные недостатки в практике работы школы:

  2. Главные причины, которые затрудняют сделать урок более эффективным?

  3. Расставьте в порядке предпочтения.

Ресурсы развития современного урока:

1 - здоровьесберегающие и развивающие технологии

2 - проектирование образовательной среды урока с использованием техник различных педагогических технологий (проектирование зон активного развития ученика на уроке)

3 - проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

4 - материально-технический, финансовый

Главный ресурс урока - сам учитель.

4. Расставьте в порядке предпочтения.

Некоторые пути решения проблем в современной школе

  1. Повышение методологической культуры педагогических кадров

  2. Связь с наукой

  3. Творчество учителя и ученика

  4. Качество управления определяет качество конечных результатов

Сообщение:

Что значит слово «эффективность»? Критерии эффективного урока.


Современные требования возможно рассмотреть сквозь призму эффективности урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Критерии:

  1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока.

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

  1. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

  1. Мотивация познавательной деятельности на уроке.

  2. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

6. Достижение целей урока.

«Эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Эффективность:

  • конкретность поставленной цели и задачи;

  • заинтересованность учителя и ученика4

  • результативность;

  • качество материала;

  • формирование умения и навыков;

  • разнообразие методов;

  • эмоциональная подача материала;

  • индивидуальная работа;

  • выбор типа урока;

  • прогнозирование результата урока;

  • учебные возможности ученика;

  • мастерство;

  • умение общаться;

  • доступность;

  • активная работа учащихся;

  • результаты;

  • самостоятельность учащихся;

  • творчество;

  • индивидуальная работа;

  • ТСО;

  • Сотрудничество;

  • Эмоциональная атмосфера;

  • Насыщенность урока, моторная плотность урока;

  • Цель: умение поставить и добиться её на практике; цель - результат;


  • Обратная связь;

  • Работа;

  • Наибольший результат;

  • Наименьшие «затраты»;

  • Педагогическая находка учителя;

  • Умение дать - умение взять;

  • Заинтересованность, доступность;

  • Личность учителя;

  • Взаимодействие учителя и ученика;

  • Умение мыслить;

  • Сотрудничество учителя и ученика;

  • Стиль общения;

  • Достижение целей;

  • Толчок к поиску;

Сообщение выдается учителям.

Стадия Вызова.

1. Вспомните ситуации, когда на вашем уроке или на уроке ваших коллег учащиеся были активны, учитель что-то придумывал или так строил урок, что урок прошёл на одном дыхании, очень интересно. Поделитесь в группе этими воспоминаниями.

2. Запишите ключевые слова в рамках темы «Эффективный урок». Каждый педагог работает самостоятельно.

3. Обсудите в группе ваши слова и оставьте в общегрупповом списке только два слова, которые на ваш взгляд, являются самыми важными, существенными.

4. Каждая группа рассказывает, какие слова считает самыми важными и почему. Ведущий записывает эти слова на доске. Таким образом, с правой стороны доски возникает список ключевых слов по теме «Эффективность урока». Благодаря этому списку мы узнаём, что известно педагогам по данной теме, какой информацией они располагают и как её оценивают.

5. С левой стороны доски ведущий записывает вопросительные слова.

Слова педагогов:

Вопросы:

.

что? как? почему?

.

какая взаимосвязь?

.

зачем? какие и т.д.

6. Каждый педагог, используя ключевые слова из правого столбика и вопросительные из левого, формулирует вопрос, ответ на который ему было бы интересно услышать. Вопрос должен иметь непосредственное отношение к теме педсовета. Например, «Как добиться эффективности урока?».

7. Все вопросы, заданные в индивидуальном порядке, обсуждаются в группе, и отбирается один (два), самый интересный и значимый для группы вопрос. Благодаря этому списку мы узнали, увидели, что известно педагогам по данной теме, какой информацией они располагают и как её оценивают.

Стадия Рефлексии.

Эффективность учебного занятия.

Вопросы для обсуждения

  1. Что значит слово "эффективность"?

  2. Какое учебное занятие, по вашему мнению, можно считать эффективным?

  3. От чего зависит эффективность учебного занятия?

  4. Нужно ли прогнозировать эффективность учебного занятия, и почему?







© 2010-2022