• Преподавателю
  • Физика
  • Городской семинар учителей физики на тему «Модели современных уроков, отвечающих требованиям системно-деятельностного подхода в свете требований ФГОС»

Городской семинар учителей физики на тему «Модели современных уроков, отвечающих требованиям системно-деятельностного подхода в свете требований ФГОС»

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА семинара: «Модели современных уроков, отвечающих требованиям системно-деятельностного подхода в свете требований ФГОС» (или: «Урок сегодня и моделирование урока в свете новых образовательных стандартов»)

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями.

•Ход познания-«от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

•Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

•Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации-коллизии.

•Коллективный поиск, направляемый учителем(вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

•Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

•Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Характерные особенности урока на основе системно-деятельностного подхода:


  1. Учитель формирует не только содержательную цель урока, но и деятельностную цель.

  2. Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся.

  3. Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием.

  4. Цель урока формулируется учащимися самостоятельно как собственная учебная задача.

  5. На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания.

  6. Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону.

  7. Формы организации познавательной деятельности учащихся и методы обучения обеспечивают реализацию девиза учителя «не давать готовые знания».

  8. Итоговая экспресс - диагностика результатов учащихся.

  9. Учитель планирует формы и методы организации этапа рефлексии учащимися собственной деятельности на уроке.

  10. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов экспресс - диагностики учителя и рефлексии учащимися собственной деятельности.

Уроки системно - деятельностной направленности можно распределить в четыре группы:

•Уроки «открытия» нового знания

•Уроки отработки умений и рефлексии

•Уроки общеметодологической направленности

•Уроки развивающего контроля

Сформулируем основные цели и пути их достижения для урока каждого типа

1тип урока-открытия нового знания (ОНЗ).

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1.Выделить и сформулировать новое знание.

2.Смоделировать способ открытия нового знания.

3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4.Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.

5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11.Провести анализ урока по конспекту.

12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Структура урока открытия нового знания:1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Этап выявления места и причины затруднения.4) Этап построения проекта выхода из затруднения.5) Этап реализации построенного проекта.6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.8) Этап включения в систему знаний и повторения.9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Рассмотрим подходы к структуре урока открытия нового знания и микроцели этапов:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:-воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» -«хочу» -«могу»);-попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;-зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3.Выявление места и причины затруднений. Основная цель этапа-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:-проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;-зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);-соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе -выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:-коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);-предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;-выбрали способ построения нового знания (как?) -метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);-выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) -изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5.Реализация построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны:-на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;-при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;-применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;-зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;-зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6.Первичное закрепление . Основной целью этапа первичного закрепления является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:-решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;-при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование -определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Для этого необходимо:-организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;-организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;-создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;-для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8.Включение в систему знаний и повторение. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого нужно:-выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;-доведения его до уровня автоматизированного навыка;-при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели:-организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;-учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;-намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Метод эмоционально-цветовой аналогии. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

Красный - активное, восторженное настроение

Оранжевый - радостное, тёплое

Жёлтый - светлое, приятное

Зелёный - спокойное, ровное

Синий- грустное, печальное

Фиолетовый- тревожное, тоскливое

Чёрный - состояние крайней неудовлетворённости

Структура метапредметного урока По А. В.Хуторскому

Этапы урока

Метапредметные знания (знания, позволяющие сформировать целостную картину мира)

Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира)

Критерии оценки (новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.)

Форма оценки

-количественная (баллы, шкалы, отметки)

-качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита)

Этап целеполагания

Понимание учеником того, что постановка цели -неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира

Умение грамотно ставить цели: на урок, (на тему, на год).

Цель, поставленная учеником

достижимая, проверяемая, конкретная

Качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели

Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы)

Вопрос -движущая сила познания. Грамотный вопрос -половина ответа.

Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться фактам

Количество и качество заданных ребенком вопросов

Может оцениваться оценкой, или качественно -учителем

Этап работы над открытым задание, создание собственного продукта

Человек -по предназначению Творец. Человек имеет право реализовать свое творческое начало в любой области. Человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей.

Получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской, художественной и др.)

Продукт оценивается с точки зрения новизны идеи, глубины познания, степени освоения предметной области, креативности

Возможна оценка в баллах, например от 1 до 10,но предпочтительна -качественная оценка учителя, рецензия

Этап сравнения с культурно-историческим аналогом

Понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос, знакомство с разными позициями

Сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование

Приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот -оригинальность, самобытность

Самооценка

Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Понимание того, что самоанализ результатов -неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира

Умение грамотно проанализировать свое приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины

Полная развернутая, личностная рефлексия

Качественная оценка рефлексии со стороны учителя, или одноклассников

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности, в этом может помочь лист анализа учебного занятия, представленный в таблице 2. При выставлении баллов используется уровневый подход 3 балла - оптимальный уровень, 2 балла - допустимый, 1 балл - недостаточный. При необходимости образовательное учреждении может внести в предложенную форму описание уровней по каждому критерию. Анализ урока (анализ оценки современного урока)

Критерии

Баллы

1.

Определение темы урока, его место в изучаемом в разделе и его роль в общей логике изучения предмета.

2.

Выявление предметных понятий и общего способа действия, осваиваемого учащимися на данном уроке.

3.

Определение типа урока (урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки).

4.

Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.

5.

Анализ уроков различного типа

5.1.

Урок постановки и решения учебной задачи

5.1.1.

Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового.

5.1.2.

Способы постановки учебной задачи.

5.1.3.

Принятие учебной задачи учащимися.

5.1.4.

Влияние этапа постановки учебной задачи на ход ее решения.

5.1.5.

Выявление и использование общего способа действия в ходе решения учебной задачи.

5.1.6.

Создание условий для моделирования и преобразования модели.

5.2

Урок решения частных задач с применением открытого способа действия

5.2.1.

Разнообразие форм, используемых учителем для решения частных задач.

5.2.2.

Уровень задач с точки зрения предметного содержания.

5.2.3.

Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).

5.2.4.

Создание условий для моделирования и преобразования модели.

5.3.

Урок контроля и оценки

5.3.1.

Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).

5.3.2.

Создание условий для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

6.

Уровень организации коллективно-распределенной деятельности.

7.

Общая подготовленность класса к осуществлению коллективно-распределенной деятельности:

  • умение детей работать в парах;

  • умение детей работать в группах;

  • умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать.

8.

Общая характеристика общения.

9.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

10.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с использованием ИКТ.

11.

Создание условий для формирования личностных УУД.

Общий балл



Технологическая карта включает в себя:

  • название темы;

  • число часов, отведенное на ее изучение;

  • цель освоения учебного содержания;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);

  • основные понятия темы;

  • межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

  • технологию изучения указанной темы;

  • систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;

  • контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы



© 2010-2022