Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ ОСОШ

Протокол №1

_____________Гришкевич Л.В.

___________ Попова И.В.

от «26» августа 2015 г.

«26» августа 2015 г.

Приказ от 01.09.2015 г. № 45



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета: Физика

Класс: 11 «А»

Учитель: Апасова Наталья Ивановна

Срок реализации программы, учебный год: 1год, 2015-2016 уч. год

Количество часов по учебному плану всего: 170 часов в год; 5 часов в неделю

Рабочая программа составлена на основе Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы: В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова

Учебник: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика. 11кл.: учеб. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочую программу составила: Апасова Н.И. __________



Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования профильного уровня, утвержденного приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (полного) общего образования по физике (профильный уровень) и программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) авторов В.С. Данюшенкова, О.В.Коршуновой (данная программа составлена на основе программы автора Г.Я. Мякишева), опубликованных в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. / сост. П.Г.Саенко. В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова и др. - 3-е изд. - М.:Просвещение, 2010). Рабочая программа разработана на основе регионального базисного учебного плана (приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014

№ 01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области», приказ Министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 №01-21/1742 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 №01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»).


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Высокая плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времена отводится на решение физических задач и лабораторные работы.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в данной рабочей программе в соответствии с примерной программой для среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: электродинамика, электромагнитные колебания и волны, оптика, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. Введение в курсе физики таких базовых понятий, как магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания, световые волны, спектры, фотоэффект, а также понятий: магнитный поток, ЭДС, индуктивность, фаза колебаний, резонанс, трансформаторы, дифракция света, энергия связи позволяют в дальнейшем при изложении учебного материала прослеживать его связь с современном уровнем науки и с окружающей действительностью.

Изучение физики в общеобразовательных учреждениях на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий - классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний для объяснения явлений природы вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

В ходе изучения курса физики в 11 классе приоритетами являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы. Причины, следствия, доказательства. Законы. Теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В рабочую программу внесены изменения. Из-за отсутствия необходимого количества лабораторного оборудования лабораторные работы «Измерение магнитной индукции», «Измерение индуктивности катушки», заменены на лабораторные работы «Наблюдение действия магнитного поля на ток», «Изучение явления электромагнитной индукции». Лабораторные работы «Расчет и получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы», «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока», «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки» вынесены в физический практикум.

Место предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса физики на профильном уровне, рассчитана на 170 учебных часов, из расчета 5 часов в неделю.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

лабораторные работы

контрольные работы

Ӏ.

Электродинамика (продолжение)

24

2

1

1.

Магнитное поле

9

1

2.

Электромагнитная индукция

15

1

1

ӀӀ.

Колебания и волны

33

1

1

1.

Механические колебания

8

1

2.

Электромагнитные колебания

15

1

3.

Механические волны

4

4.

Электромагнитные волны

6

ӀӀӀ.

Оптика

32

5

2

1.

Световые волны

22

4

2

2.

Элементы теории относительности

5

3.

Излучение и спектры

5

1

ӀV.

Квантовая физика

36

1

2

1.

Световые кванты

10

2.

Атомная физика

7

1

3.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы

19

1

1

V.

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил

3


VӀ.

Строение Вселенной

8

1

VӀӀ.

Лабораторный практикум

10

10

VӀӀӀ.

Обобщающее повторение

21


Резерв

3

Итого

170

20

6


Содержание тем учебного курса


Электродинамика (продолжение) (24 ч)

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитные свойства вещества.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

  2. Изучение явления электромагнитной индукции.


Колебания и волны (33 ч)

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Демонстрации

Свободные колебания груза на нити и на пружине.

Запись колебательного движения.

Вынужденные колебания.

Резонанс.

Автоколебания.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

Сложение гармонических колебаний.

Генератор переменного тока.

Трансформатор.

Поперечные и продольные волны.

Отражение и преломление волн.

Дифракция и интерференция волн.

Частота колебаний и высота тона звука.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция электромагнитных волн.

Поляризация электромагнитных волн.

Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

Детекторный радиоприемник.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.


Оптика (32 ч)

Световые волны. Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение показателя преломления стекла.

  2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

  3. Измерение длины световой волны.

  4. Наблюдение интерференции и дифракции света.

Основы специальной теории относительности. Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Излучение и спектры. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Демонстрации

Интерференция света.

Дифракция света.

Полное внутреннее отражение света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Спектроскоп.

Фотоаппарат.

Проекционный аппарат.

Микроскоп.

Лупа

Телескоп

Фронтальная лабораторная работа

  1. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Квантовая физика (36 ч)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Античастицы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Камера Вильсона.

Фотографии треков заряженных частиц.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Изучение треков заряженных частиц.


Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (3 ч)

Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура


Строение и эволюция Вселенной (8 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Демонстрации

Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами.

Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей.

Фотографии галактик.

Наблюдения

Наблюдение солнечных пятен.

Обнаружение вращения Солнца.

Наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.


Лабораторный практикум -10 ч


1. Измерение индукции магнитного поля постоянного магнита

2. Измерение индуктивности катушки

3. Изучение свободных и вынужденных колебаний

4. Изучение резонанса в электрическом колебательном контуре

5. Изучение устройства и работы трансформатора

6. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока

7. Изучение электромагнитных колебаний с помощью осциллографа

8. Проведение качественного спектрального анализа вещества

9. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки

10. Расчет и получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы


Обобщающее повторение - 21 ч

Резерв - 3 ч


Требования к уровню подготовки учащихся за курс физики 11 класса


В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости):законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики, учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, экран), раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.

Используемый учебно-методический комплект:

1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.. Физика. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. - 18- е изд. - М.: Просвещение, 2010

2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений. - 15 -е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2011

3. Губанов В.В. Физика. 11 класс. Лабораторные работы. - Саратов. Лицей, 2013

4. Марон А.Е.,Марон Е.А.. Физика. 11 класс: дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2010.

5. Сычев Ю.Н. Физика. 11 класс. Тесты: в 2 ч. - Саратов: Лицей, 2013



Список литературы

1. Александрова З.В. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 кл. Методическое пособие с электронным приложением/сост. З.В.Александрова и др.- М.: Издательство «Глобус», 2009

2. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 11 класс. - М.:ВАКО, 2006

3. Гельфгат И.М.. Гендельштейн Л.Э., Кирик Л.А. Решение ключевых задач по физике для профильной школы. 10-11 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2013

4. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 кл.- М.: ВАКО. 2005

5. Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 кл. - М.: ВАКО, 2007

6. Иванова Т.П. Физика. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ. - Саратов: Лицей, 2014

7. Лымарева Н.А. Физика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2008

8. Марон А.Е. Контрольные работы по физике. 10-11 кл. Книга для учителя - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005

9. Маркина Г.В., Боброва С.В. Физика. 11 класс: Поурочные планы по учебнику Г.Я.Мякишева. - Волгоград: Учитель, 2006

10. Орлов В.А. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Физика. Учебное пособие. /В.А.Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г.Никифоров, Н.К.Ханнанов.- Москва: Интеллект-Центр, 2015

11. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2010

12.Сауров Ю.А. Физика. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение,2010

13. Сычев Ю.Н. Физика. ЕГЭ. Задания части В + Решебник. - Саратов: Лицей, 2013

14. Терновая Л.Н. Физика. Элективный курс. Подготовка к ЕГЭ / под ред. В.А. Касьянова - М.: изд. «Экзамен», 2007

Адреса сайтов в Интернете:

  • Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

ege.edu.ru

  • Естественнонаучный образовательный портал

en.edu.ru

  • Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

fiz.1september.ru

  • Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика

experiment.edu.ru

  • Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

gomulina.orc.ru

  • Задачи по физике с решениями

fizzzika.narod.ru

  • Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования

fizkaf.narod.ru

  • Мир физики: физический эксперимент

demo.home.nov.ru

  • Физика в анимациях

physics.nad.ru









Календарно-тематическое планирование по физике

11 «А» класс 2015-2016 учебный год


п/п

Тема урока

Базовые понятия

Оборудование и

ресурсы

Вид контроля

Дата прове-

дения

По факту

1. Электродинамика (продолжение) (24 ч)

Магнитное поле (9 ч)

1/1.

Взаимодействие токов. Магнитное поле.

Опыт Эрстеда; взаимодействие токов; замкнутый контур с током в магнитном поле

Презентация «Магнитное поле тока»

Демонстрация: магнитное взаимодействие токов

Тест


2/2.

Магнитная индукция.

Направление и модуль вектора магнитной индукции

Тест


3/3.

Сила Ампера.

Закон Ампера; взаимодействие параллельных токов. Единица измерения силы тока

Презентация «Сила Ампера»

Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током

Решение типовых и экспериментальных задач


4/4.

Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель

Применение силы Ампера

Самостоятельная работа


5/5.

Лабораторная работа № 1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Отчет по работе


6/6.

Сила Лоренца.

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Применение силы Лоренца

Презентация «Сила Лоренца»

Демонстрации: отклонение электронного пучка магнитным полем

Решение задач


7/7.

Решение задач на расчет силы Лоренца

Решение задач на расчет силы Лоренца

Решение типовых и экспериментальных задач


8/8

Решение задач на расчет силы Ампера и силы Лоренца

Решение задач на расчет силы Ампера и силы Лоренца

Решение типовых и экспериментальных задач


9/9.

Магнитные свойства вещества.

Магнитная проницаемость вещества. Три класса магнитных веществ

Демонстрации: магнитные свойства вещества; магнитная запись звука

Итоговое тестирование по теме



Электромагнитная индукция (15 ч)

10/1.

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.

Открытие Фарадея. Физический и геометрический смыслы магнитного потока

Демонстрационные опыты


11/2.

Индукционное электрическое поле.

Вихревое электрическое поле, его свойства. Токи Фуко; применение токов Фуко; способы уменьшения вихревых токов

Тест


12/3.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Правило Ленца

Самостоятельная работа

16.09

13/4.

Закон электромагнитной индукции

Закон электромагнитной индукции

Демонстрации: зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока

18.09

14/5.

Решение задач на закон электромагнитной индукции

Решение задач на закон электромагнитной индукции





15/6.

Лабораторная работа № 2. Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение явления электромагнитной индукции

Отчет по работе


16/7.

Решение задач на применение правила Ленца и закон электромагнитной индукции

Алгоритм использования правила Ленца для определения направления тока в контуре при анализе графических и экспериментальных задач


17/8.

ЭДС индукции в движущихся проводниках.

ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Презентация

Самостоятельная работа


18/9.

Электродинамический микрофон

Электродинамический микрофон

Презентация


19/10.

Явление самоиндукции. Индуктивность.

Самоиндукция. Индуктивность

Демонстрации: зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника


20/11.

Энергия магнитного поля.

Энергия магнитного поля.

Демонстрационные опыты


21/12.

Решение задач

Закон электромагнитной индукции

Кратковременная проверочная работа


22/13.

Электромагнитное поле.

Гипотеза Максвелла

Тест


23/14.

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электромагнитная индукция»

Явления электромагнитной индукции и самоиндукции

Домашняя контрольная работа


24/15.

Контрольная работа № 1 по теме

« Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Задачи по теме

Контрольная работа



2. Колебания и волны (33 ч)

Механические колебания (8ч)


25/1.

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний.

Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник

Презентация «Механические колебания»

Демонстрации: свободные колебания груза на нити и на пружине


26/2.

Динамика колебательного движения.

Уравнения колебаний математического и пружинного маятников


27/3.

Гармонические колебания.

Уравнение гармонических колебаний. Зависимость периода и частоты гармонических колебаний от свойств системы

Демонстрации: запись колебательного движения


28/4.

Решение задач

Решение задач на расчет периода колебаний маятника


29/5.

Лабораторная работа № 3. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

Отчет по работе


30/6.

Энергия колебательного движения.

Превращение энергии при гармонических колебаниях

Тест


31/7.

Вынужденные колебания. Резонанс.

Уравнение движения для вынужденных колебаний

Демонстрации: вынужденные колебания; резонанс; автоколебания


32/8.

Решение задач по теме «Механические колебания»

Решение задач по теме «Механические колебания»

Домашняя контрольная работа



Электромагнитные колебания (15 ч)

33/1.

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Процессы в колебательном контуре

Демонстрации: свободные электромагнитные колебания


34/2.

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.


35/3.

Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре.

Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре.


36/4.

Период свободных электрических колебаний

Формула Томсона

Решение задач


37/5.

Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний

Решение задач на расчет параметров электрических колебаний

Кратковременная проверочная работа


38/6.

Переменный электрический ток.

Переменный электрический ток.

Демонстрации: осциллограмма переменного тока


39/7.

Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения.

Резистор в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения.


40/8

Конденсатор и катушка в цепи переменного тока.

Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока

Демонстрации: конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока

Тест

41/9.

Решение задач по теме «Электрические колебания»

Решение задач по теме


42/10.

Электрический резонанс.

Условия резонанса в цепи переменного тока

Демонстрации: резонанс в последовательной цепи переменного тока

43/11.

Генератор на транзисторе. Автоколебания.

Автоколебательные системы. Работа генератора на транзисторе

Презентация

Демонстрации: генератор переменного тока

Домашняя контрольная работа


44/12.

Генерирование электрической энергии.

Генератор переменного тока

Презентация


45/13.

Трансформаторы.

Устройство и принцип работы трансформатора

Демонстрации: трансформатор


46/14

Производство, передача и использование электрической энергии.

Передача переменного электрического тока. Использование переменного электрического тока


47/15

Контрольная работа № 2 по теме «Механические и электромагнитные колебания»

Решение задач на расчет параметров колебаний



Механические волны (4 ч)


48/1.

Механические волны. Распространение механических волн.

Определение волны; продольные и поперечные волны

Презентация «Механические волны»


49/2.

Длина волны. Скорость волны

Длина волны. Скорость волны

Тест


50/3.

Уравнение бегущей волны. Волны в среде.

Определение и уравнение бегущей волны


51/4.

Звуковые волны. Звук.

Звуковые волны

Демонстрационные опыты

Домашняя контрольная работа



Электромагнитные волны (6 ч)

52/1

Опыты Герца

Электромагнитная волна. Вибратор и опыты Герца. Свойства электромагнитных волн

Презентация

Демонстрации: излучение и прием электромагнитных волн;

отражение, преломление, интерференция , дифракция и поляризация электромагнитных волн


53/2.

Энергия электромагнитной волны

Плотность энергии излучения и плотность потока


54/3.

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи.

Принцип радиотелеграфной и радиотелефонной связи

Презентация

Защита презентаций


55/4.

Модуляция и детектирование. Простейший детекторный радиоприемник.

Модуляция и детектирование. Простейший детекторный радиоприемник.

Демонстрации: модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных волн; детекторный радиоприемник


56/5.

Распространение радиоволн. Радиолокация.

Таблица радиоволн. Радиолокация


57/6.

Телевидение. Развитие средств связи.

Понятие о телевидении

Защита презентаций



3. Оптика (32 ч)

Световые волны (22 ч)


58/1.

Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

Корпускулярная и волновая теории света. Методы измерения скорости света

Презентация


59/2.

Закон отражения света

Принцип Гюйгенса, закон отражения.

Презентация

Демонстрационные опыты

Тест


60/3.

Закон преломления света

Законы преломления

Презентация

Демонстрационные опыты


61/4.

Явление полного отражения света

Явление полного отражения. Ход луча в плоскопараллельной пластинке и в призме

Презентация

Демонстрации: полное внутреннее отражение света


62/5.

Решение задач по геометрической оптике

Решение задач на законы геометрической оптики

Тест


63/6.

Лабораторная работа № 4. Измерение показателя преломления стекла

Измерение показателя преломления стекла.

Отчет по работе


64/7.

Линзы.

Преломление на сферических поверхностях. Оптическая сила линзы

Презентация


65/8.

Построение изображений, даваемых линзами

Построение изображений в линзах


66/9.

Формула тонкой линзы.

Формула линзы.


67/10.

Лабораторная работа № 5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Отчет по работе


68/11.

Оптические приборы

Оптические приборы

Демонстрации: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, лупа, телескоп


69/12.

Решение задач.

Решение задач на законы геометрической оптики.


70/13

Контрольная работа № 3 по теме «Геометрическая оптика».

Контрольная работа


71/14

Дисперсия света.

Дисперсия света.

Презентация «Дисперсия света»

Демонстрации: получение спектра с помощью призмы


72/15

Интерференция механических и световых волн.

Сложение двух монохроматических волн. Интерференция в тонких пленках

Презентация «Интерференция»

Демонстрации: интерференция света


73/16

Дифракция механических и световых волн

Теория дифракции

Презентация «Дифракция»

Демонстрации: дифракция света; получение спектра с помощью дифракционной решетки


74/17

Лабораторная работа № 6. Измерение длины световой волны.

Измерение длины световой волны.

Отчет по работе


75/18

Лабораторная работа № 7. Наблюдение интерференции и дифракции света

Наблюдение интерференции и дифракции

Отчет по работе


76/19

Решение задач на волновые свойства света

Решение задач на волновые свойства света


77/20

Поляризация света

Поляризация света

Демонстрация: поляризация света


78/21

Обобщающее занятие на тему «Световые волны»

Классификация основных типов задач по теме «Оптика»


79/22

Контрольная работа № 4 по теме «Световые волны»

Задачи по теме

Контрольная работа



Элементы теории относительности (5 ч)


80/1

Законы электродинамики и принцип относительности.

Принцип относительности и опыты Майкельсона

Презентация


81/2

Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей.

Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей


82/3

Зависимость массы тела от скорости его движения. Релятивистская динамика

Зависимость массы тела от скорости его движения


83/4

Связь между массой и энергией

Связь между массой и энергией


84/5

Решение задач по теме «Элементы теории относительности»

.Решение задач по теме «Элементы теории относительности»

Тест



Излучения и спектры (5 ч)


85/1

Виды излучений. Источники света.

Виды излучений. Источники света.

Презентация


86/2

Спектры и спектральный анализ.

Виды спектров и спектральные аппараты

Демонстрации: спектроскоп; линейчатые спектры излучения


87/3

Лабораторная работа № 8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

Отчет по работе


88/4

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.

Виды и свойства электромагнитных излучений

Презентация


89/5

Шкала электромагнитных излучений.

Шкала электромагнитных излучений.

Тест



4. Квантовая физика (36 ч)

Световые кванты (10 ч)


90/1

Зарождение квантовой теории. Фотоэффект.

«Ультрафиолетовая катастрофа» и гипотеза Планка. Фотоэффект.

Презентация «Зарождение квантовой теории»

Демонстрации: фотоэффект


91/2

Теория фотоэффекта.

Законы Столетова. Уравнение Эйнштейна


92/3

Решение задач на законы фотоэффекта

Уравнение Эйнштейна

Решение задач


93/4

Фотоны. Гипотеза де Бройля

Энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм

Решение задач


94/5

Применение фотоэффекта

Фотоэлементы и фотосопротивления


95/6

Решение задач на расчет характеристик фотона

Энергия и импульс фотона.

Самостоятельная работа


96/7

Световое давление

Опыты Лебедева

Презентация «Опыты Лебедева»


97/8

Химическое действие света

Химическое действие света


98/9

Решение задач

Законы фотоэффекта

Домашняя контрольная работа


99/10

Обобщающее повторение темы «Световые кванты»

Явление фотоэффекта

Тест



Атомная физика (7 ч)


100/1

Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.

Опыты Резерфорда

Презентация


101/2

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

Радиусы орбит и энергия атома

Презентация


102/3

Испускание и поглощение света атомами.

Испускание и поглощение света атомами.

Презентация


103/4

Решение задач

Тест


104/5

Вынужденное излучение света. Лазеры.

Вынужденное излучение света. Лазеры.

Открытая физика. 1.1


105/6

Обобщающее повторение: роль квантовых законов в современной физике и технике

Основные законы, понятия и представления квантовой физики


106/7

Контрольная работа № 5 по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения вещества».

Задачи по теме

Контрольная работа



Физика атомного ядра. Элементарные частицы (19 ч)


107/1

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений.

Принципы действия приборов

Презентация

Демонстрации: счетчик ионизирующих частиц, камера Вильсона, фотографии треков заряженных частиц


108/2

Лабораторная работа № 9. Изучение треков заряженных частиц

Изучение треков заряженных частиц

Отчет по работе


109/3

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма- излучения.

Открытие радиоактивности.

Презентация


110/4

Радиоактивные превращения.

Правило смещения

Презентация


111/5

Закон радиоактивного распада. Изотопы.

Период полураспада. Закон радиоактивного распада

Тест


112/6

Открытие нейтрона. Состав ядра атома.

Открытие нейтрона. Состав ядра атома.


113/7

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

Решение задач


114/8

Энергетический выход ядерных реакций.

Энергетический выход ядерных реакций.

Решение задач


115/9

Решение задач.

Решение задач на расчет энергетического выхода реакций

Самостоятельная работа


116/10

Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции.

Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции.

Презентация


117/11

Ядерный реактор.

Ядерный реактор.


118/12

Термоядерные реакции.

Ядерный реактор.


119/13

Применение ядерной энергии.

Применение ядерной энергии

Презентация


120/14

Получение радиоактивных изотопов и их применение.

Получение радиоактивных изотопов и их применение.

Презентация

Тест


121/15

Биологическое действие радиоактивных излучений.

Доза излучений и защита от излучений

Презентация


122/16

Этапы развития физики элементарных частиц.

Таблица классификации элементарных частиц

Презентация

Заполнение таблицы


123/17

Открытие позитрона. Античастицы

Открытие позитрона. Античастицы


124/18

Обобщающий урок «Развитие представлений о строении и свойствах вещества»

Развитие представлений о строении и свойствах вещества


125/19

Контрольная работа № 6 по теме «Физика атомного ядра»

Задачи по теме

Контрольная работа



5. Значение физики для понимания мира и развития

производительных сил общества (3ч)


126/1

Современная физическая картина мира

Современная физическая картина мира

Презентация


127/2

Физика и научно-техническая революция

Понятие о научно-технической революции. Физика - лидирующая наука в естествознании. Связь физики с другими науками


128/3

Физика как часть человеческой культуры

Общечеловеческие ценности и физика. Проблемы современности: экология, экономика, энергетика; их связь с физикой



6. Строение Вселенной (8 ч)


129/1

Законы движения планет

Видимые движения небесных тел.

Законы Кеплера


130/2

Строение Солнечной системы

Строение солнечной системы

Сообщения учащихся


131/3

Солнце. Основные характеристики Солнца

Основные характеристики Солнца

Демонстрации: фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами

Сообщения учащихся


132/4

Современные представления о происхождении и эволюции звёзд.

Основные характеристики звезд. Эволюция звезд, рождение, жизнь и смерть звезд


133/5

Наша Галактика.

Млечный Путь - наша Галактика.

Демонстрации: фотографии галактик

Сообщения учащихся


134/6

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение


135/7

Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Строение и эволюция Вселенной


136/8

Лабораторная работа № 10. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера

Отчет по работе


Пробный школьный ЕГЭ


7. Лабораторный практикум (10 часов)


137/1

Измерение индукции магнитного поля постоянного магнита

Измерение индукции магнитного поля постоянного магнита

Отчет по работе


138/2

Измерение индуктивности катушки

Измерение индуктивности катушки

Отчет по работе


139/3

Изучение свободных и вынужденных колебаний

Изучение свободных и вынужденных колебаний

Отчет по работе


140/4

Изучение резонанса в электрическом колебательном контуре

Изучение резонанса в электрическом колебательном контуре

Отчет по работе


141/5

Изучение устройства и работы трансформатора

Изучение устройства и работы трансформатора

Отчет по работе


142/6

Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока

Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока

Отчет по работе


143/7

Изучение электромагнитных колебаний с помощью осциллографа

Изучение электромагнитных колебаний с помощью осциллографа

Отчет по работе


144/8

Проведение качественного спектрального анализа вещества

Проведение качественного спектрального анализа вещества

Отчет по работе


145/9

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки

Отчет по работе


146/10

Расчет и получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы

Расчет и получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы

Отчет по работе



8. Обобщающее повторение (21 ч)


147/1

Кинематика материальной точки

Подготовка к ЕГЭ

Кинематика материальной точки


148/2

Динамика материальной точки

Динамика материальной точки


149/3

Силы в механике

Силы в механике

Тест


150/4

Законы сохранения

Закон сохранения импульса

Тест


151/5

Законы сохранения

Закон сохранения энергии

Тест


152/6

Статика

Виды и условия равновесия


153/7

Механические колебания и волны

Механические колебания и волны

Тест


154/8

Основы мкт

Молекулярная структура вещества. МКТ идеального газа

Тест


155/9

Температура. Энергия теплового движения молекул.

Температура. Энергия теплового движения молекул


156/10

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Тест


157/11

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.


158/12

Термодинамика

Термодинамика

Тест


159/13

Электростатика

Силы и энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

Тест


160/14

Законы постоянного тока.

Постоянный ток


161/15

Электрический ток в различных средах.

Электрический ток в различных средах.

Тест


162/16

Магнитное поле

Электромагнитная индукция

Магнитное поле. Электромагнетизм

Тест


163/17

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания и волны

Тест


164/18

Геометрическая оптика

Волновая оптика

Законы геометрической оптики. Волновая оптика

Тест


165/19

Световые кванты

Квантовая теория электромагнитного излучения вещества

Тест


166/20

Атомная физика. Физика атомного ядра

Физика атома. Физика атомного ядра


167/21

Итоговое тестирование

Итоговое тестирование




Приложение


Контрольная работа № 1 по теме

«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»


Вариант 1








Ι

1. На прямолинейный проводник длиной 50 см, расположенный в магнитном поле перпендикулярно к силовым линиям, действует сила 5 Н, когда по проводнику идет ток 20 А. Определите магнитную индукцию поля.

2. Рассчитайте разность потенциалов на концах крыльев самолета, имеющих длину 10 м, если скорость самолета при горизонтальном полете 720 км/ч, а вертикальная составляющая индукции магнитного поля Земли 0,5∙10-4Тл.

3. Определите индуктивность катушки, если при ослаблении в ней тока на 2,8 А за 62 мс в катушке появляется ЭДС самоиндукции 14 В.





ΙΙ

4. Прямолинейный проводник массой 2 кг и длиной 50 см помещен в однородное магнитное поле перпендикулярно к линиям индукции. Какой силы ток должен проходить по нему, чтобы он висел не падая? Индукция однородного магнитного поля равна 15 Тл.

5. Магнитный поток, пронизывающий замкнутый контур проводника сопротивлением 2,4 Ом, равномерно изменился на 6 Вб за 0,5 с. Какова сила индукционного тока в этот момент?

6. Протон влетает в однородное магнитное поле, индукция которого 34 мТл, перпендикулярно линиям индукции со скоростью 3,5∙105 м/с. Определите радиус кривизны траектории протона.









ΙΙΙ

7. Два электрона движутся по окружностям в однородном магнитном поле в плоскости перпендикулярной линиям индукции. Найдите отношение периодов обращения электронов, если кинетическая энергия первого электрона в 4 раза больше кинетической энергии второго.

8. В однородном магнитном поле с индукцией 4,9 Тл горизонтально подвешен на двух нитях прямолинейный проводник массой 600 г и длиной 60 см, по которому течет ток силой 2 А. На какой угол от вертикали отклонится проводник, если линии индукции магнитного поля направлены вертикально вниз?

9. Проводник длиной 60 см и сопротивлением 0,02 Ом движется по медным проводам к источнику тока, ЭДС которого равна 0,96 В, внутреннее сопротивление 0,01 Ом. Найдите силу тока в проводнике, если он движется равномерно со скоростью 0,5 м/с перпендикулярно к магнитному полю, у которого индукция равна 1,6 Тл.

х Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень) Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)



Вариант 2







Ι

1. Электрон влетает в однородное магнитное поле со скоростью 5∙107м/с под углом 300 к линиям магнитной индукции. Найдите силу, действующую на электрон, если индукция магнитного поля равна 0,8 Тл.

2. В проводнике длиной 30 см, движущемся со скоростью 5 м/с перпендикулярно линиям индукции однородного магнитного поля, возникает ЭДС, равная 2,4 В. Определите индукцию магнитного поля.

3. Какая ЭДС самоиндукции возникает в катушке с индуктивностью 90 мГн, если при размыкании цепи сила тока в 10 А уменьшается до нуля за 0,015 с?









ΙΙ

4. Ядро атома гелия, имеющее массу 6,7∙10-27 и заряд 3,2∙10-19 Кл, влетает в однородное магнитное поле и начинает двигаться по окружности радиусом 1 м. Индукция магнитного поля равна 10 мТл. Рассчитайте скорость этой частицы.

5. Проволочный виток площадью 1 см2, имеющий сопротивление 1 мОм пронизывается однородным магнитным полем, линии которого перпендикулярны к плоскости витка. Магнитная индукция изменяется со скоростью 0.01 Тл/с. Какое количество теплоты выделится в витке за единицу времени?

6. Соленоид с сердечником содержит 1200 витков провода, плотно прилегающих друг к другу. При силе тока 4 А магнитный поток равен 6 мкВб. Определите энергию магнитного поля соленоида.











ΙΙΙ

7. В однородном вертикальном магнитном поле с индукцией 1 мТл находится свободно подвешенный горизонтальный прямолинейный медный проводник, площадь сечения которого 4 мм2. С каким ускорением будет выталкиваться из поля проводник, если по нему потечет ток 8,9 А?

8. Пылинка, заряд которой равен 10 мкКл, а масса равна 1 мг, влетает в однородное магнитное поле и движется по окружности. Индукция магнитного поля равна 1 Тл. Сколько оборотов сделает пылинка за время, равное 3,14 с?

9. Рамка в форме квадрата со стороной 10 см имеет сопротивление 0,01 Ом. Она равномерно вращается в однородном магнитном поле с индукцией 50 мТл вокруг оси, лежащей в плоскости рамки и перпендикулярной линиям индукции. Определите, какой заряд потечет через рамку при изменении угла между вектором магнитной индукции и нормалью к рамке от 0 до 300.











Контрольная работа № 2 по теме

«Механические и электромагнитные колебания»


Вариант 1








Ι

1.Материальная точка массой 100 г совершает колебания по закону х = 0,1 sin π(0,8t+ 0,5). Написать уравнения для скорости и ускорения этой точки.

2. Конденсатор включен в цепь переменного тока стандартной частоты. Напряжение в сети 220 В. Сила тока в цепи 2,5 А. Какова емкость конденсатора?

3. Каков период колебаний математического маятника длиной 40 см?









ΙΙ

4. Частота колебаний электромагнитного контура равна 30 кГц. Какой будет его частота, если расстояние между пластинами плоского конденсатора увеличить в 1,44 раза?

5. Груз на пружине совершает колебания. Коэффициент жесткости пружины равен 100 Н/м. При смещении груза ан 5 см его ускорение равно 0,5 м/с2. Какова масса груза?

6. Через 1/6 периода мгновенное значение ЭДС равно 50 В. Каково значение ЭДС при фазе π/4 рад?









ΙΙΙ

7. За 2 мин маятник совершил 120 колебаний. Когда длину маятника увеличили на 74,7 см, то он за то же время совершил 60 колебаний. Найти начальную и конечную длины маятника и ускорение свободного падения в этом месте.

8. В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности равна 10 мА, а амплитуда колебаний заряда равна 5 нКл. В момент времени t заряд конденсатора равен 3 нКл. Найдите силу тока в катушке в этот момент.

9. Переменный ток возбуждается в рамке, имеющей 200 витков. Площадь одного витка 300 см2. Индукция магнитного поля 150 мТл. Определите ЭДС индукции через 0,01 с после начала движения рамки из нейтрального положения. Амплитуда ЭДС равна 7,2 В.



Вариант 2







Ι

1. Маятник совершил 50 колебаний за 2 мин. Найдите период и частоту колебаний.

2. В цепи переменного тока с действующим значением напряжения 220В включили активное сопротивление 50 Ом. Найдите действующее и амплитудное значение для силы тока.

3. Каково индуктивное сопротивление проводника с индуктивностью 50 мГн в цепи переменного тока частотой 50 Гц?









ΙΙ

4. Собственные колебания в контуре происходят по закону i = 0,01 соs 1000t. Какова индуктивность контура, если емкость его конденсатора 10 мкФ?

5. Груз массой 400 г совершает колебания на пружине жесткостью 250 Н/М. Амплитуда колебаний 15 см. Найдите полную механическую энергию колебаний и наибольшую скорость. В каком положении она достигается?

6. Амплитудное значение заряда на конденсаторе равно 2 мкКл. Чему равно значение заряда на конденсаторе через 1/6 часть периода колебаний после достижения этого значения?











ΙΙΙ

7. Один математический маятник имеет период 3 с, а другой - 4 с. Каков период колебаний математического маятника, длина которого равна сумме длин указанных маятников?

8. В колебательном контуре параллельно конденсатору присоединили другой конденсатор, емкость которого в 3 раза больше. В результате частота электромагнитных колебаний изменилась на 300 Гц. Найти первоначальную частоту колебаний.

9. В колебательном контуре с индуктивностью 0,4 Гн и емкостью 20 мкФ амплитудное значение силы тока равно 0,1 А. каким будет напряжение в тот момент, когда энергия электрического и энергия магнитного полей будут равны? Колебания считать незатухающими.

Контрольная работа № 3 по теме

«Геометрическая оптика»

Вариант 1




Ι

1. В алмазе свет распространяется со скоростью 1,22 • 108 м/с. Определить предельный угол полного внутреннего отражения света в алмазе при переходе светового пучка из алмаза в воздух.

2. Угол падения луча равен 50°. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

3.Поместив предмет высотой 2 см перед собирающей линзой на расстоянии 2,5 см от нее, на экране получили изображение высотой 8 см. Определить фокусное расстояние линзы.





ΙΙ

4. В солнечный день длина тени на земле от дома равна 40 м, а от дерева высотой 3 м длина тени равна 4 м. Какова высота дома?

5.На дне водоема глубиной 4 м находится точечный источник света. На поверхности воды плавает круглый диск, так что центр диска находится над источником света. При каком минимальном диаметре диска ни один луч света не выйдет на поверхность воды?

6. На главной оптической оси собирающей линзы оптической силы 4 дптр на расстоянии 50 см от нее находится точечный источник света. Каков диаметр светлого пятна на экране, расположенном на расстоянии 25 см за линзой, перпендикулярно ее главной оптической оси? Диаметр линзы равен 6 см.






ΙΙΙ

7. Объектив фотоаппарата состоит из двух линз. Рассеивающая линза с фокусным расстоянием 50 мм расположена на расстоянии 45 см от пленки. Где должна находиться собирающая линза с фокусным расстоянием 80 мм, чтобы на пленке получались резкие изображения удаленных предметов?

8. Собирающая линза даёт в три раза увеличенное действительное изображение предмета. Чтобы получить в три раза увеличенное, но мнимое изображение, линзу передвинули в сторону предмета на 10 см. Каково фокусное расстояние и оптическая сила линзы?

9. На стеклянную призму с преломляющим углом 400 падает луч света под углом 300. Найдите угол смещения луча после выхода из призмы.


Вариант 2





Ι

1. Определить абсолютный показатель преломления и скорость распространения света в слюде, если при угле падения светового пучка 54° угол преломления 30°.

2. При каком угле падения падающий и отраженный лучи составляют между собой угол 120°?

3. Фокусное расстояние линзы равно -20 см. Предмет удален от линзы на расстояние 10 см. Определите расстояние от изображения до линзы.





ΙΙ

4. Угол падения луча из воздуха на стеклянную плоскопараллельную пластину толщиной 1 см и показателем преломления 1,5 равен углу полного отражения для этой пары сред найдите боковое смещение луча, вышедшего из пластины.

5. Человек ростом 1,75 м находится на расстоянии 6 м от столба. На каком расстоянии от себя человек должен положить горизонтально на землю зеркало, чтобы увидеть в нем верхушку столба? Высота столба 7 м.

6. Объектив фотоаппарата имеет оптическую силу 5 дптр. С какого расстояния сфотографирован дом высотой 6 м, если на снимке он имеет высоту 12 мм?






ΙΙΙ

7. Две собирающие линзы с фокусными расстояниями 10 см и 15 см дают изображение предмета высотой 2 см, расположенного на расстоянии 10 см от первой линзы. Найти высоту изображения предмета, даваемого системой линз. Построить изображение предмета.

8. На поверхности водоема глубиной 4,4 м находится круглый плот, радиус которого равен 6,5 м. Над центром плота на некоторой высоте расположен точечный источник света. Найдите максимальный радиус теневого круга на горизонтальном дне водоема.

9. Луч света выходит из трехгранной призмы под углом, равным углу падения на первую преломляющую грань. При этом угол отклонения от первоначального направления составляет 400. Определите угол падения луча на призму, если ее преломляющий угол 600.



Контрольная работа № 4 по теме

«Световые волны»

Вариант 1





Ι

1. Найти наибольший порядок спектра для желтой линии натрия с длиной волны 5,89 • 10-7 м, если период дифракционной решетки 2 мкм.

2. Две когерентные световые волны приходят в некоторую точку пространства с разностью хода 2,25 мкм. Каков результат интерференции в этой точке, если свет красный (λ=750 нм)?

3. Найти разность хода волн длиной 600 нм, образующих при нормальном падении на дифракционную решетку максимум второго порядка.





ΙΙ

4. При дифракции монохроматического излучения на дифракционной решетке, имеющей 100 штрихов на 1 мм, максимум первого порядка получается на расстоянии 10 см от нулевого максимума. Определить длину волны излучения, если расстояние от решетки до экрана 2 м.

5. В опыте Юнга отверстия освещались монохроматическим светом с длиной волны 600 нм. Расстояние между отверстиями 1 мм, расстояние от отверстий до экрана 3 м. Найти положение двух первых светлых полос.

6. Определите длину волны для линии в дифракционном спектре четвертого порядка, совпадающей с линией спектра третьего порядка световой волны длиной 780 нм.






ΙΙΙ

7. На плёнку (п = 1,4) под углом 52° падает белый свет. При какой толщине плёнка в проходящем свете будет казаться красной? Длина волны красного света 670 нм.

8. Радиус третьего тёмного кольца Ньютона при освещении монохроматическим светом оказался равным 2,8 мм. Определить радиус кривизны плосковыпуклой линзы, если известно, что длина волны монохроматического света равна 720 нм.

9. На дифракционную решетку с периодом 0,01 мм нормально к поверхности решетки падает параллельный пучок монохроматического света с длиной волны 600 нм. За решеткой параллельно ее плоскости расположена тонкая собирающая линза с фокусным расстоянием 5 см. Чему равно расстояние между максимумами первого и второго порядков на экране, расположенном в фокальной плоскости линзы?

Вариант 2




Ι

1.Определить угол дифракции Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень) лучей зелёного света Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень) = 550 нм, образующих максимум второго порядка, если период решётки 0,002 мм.

2. В воздухе интерферируют когерентные волны с частотой 1014 Гц. Усилится или ослабнет свет в точке, если разность хода лучей в ней равна 2,4 мкм?

3. Найдите длину волны монохроматического света, если при нормальном падении на дифракционную решетку разность хода волн, образующих максимум третьего порядка, равна 1,35 мкм.





ΙΙ

4. Определить длину световой волны, если в дифракционном спектре ее линия второго порядка совпадает с положением линии спектра третьего порядка световой волны 400 нм.

5. Два одинаковых когерентных источника монохроматического света находятся на расстоянии 14 мкм друг от друга и на расстоянии 2м от экрана каждый. Найти длину волны света от источников, если расстояние между вторым и третьим максимумами на экране 8,7 см.

6. Каков период дифракционной решетки, если на экране, отстоящем от решетки на 1 м, расстояние между максимумами первого порядка равно 15,2 см? Длина волны падающего света равна 760 нм.






ΙΙΙ

7. Кольца Ньютона образуются между плоским стеклом и линзой с радиусом кривизны 8,6 м. Монохроматический свет падает нормально. Измерениями установлено, что диаметр четвертого темного кольца равен 9 мм. Найти длину волны падающего света.

8. На мыльную пленку с показателем преломления 1,33 падает белый свет под углом 45°. При какой наименьшей толщине пленки отраженные лучи будут окрашены в желтый цвет с длиной волны 6 • 10-5 см?

9. На дифракционную решётку, имеющую период 4 • 10-4 см, падает нормально монохроматическая волна. За решёткой расположена линза, имеющая фокусное расстояние 40 см, которая даёт изображение дифракционной картины на экране. Определить длину волны, если первый максимум получается на расстоянии 5 см от центрального.

Контрольная работа № 5 по теме

«Квантовая теория электромагнитного излучения вещества».

Вариант 1





Ι

1. Найти энергию, массу и импульс фотона, если соответствующая ему длина волны равна

1,6 пм.

2. Красная граница фотоэффекта для калия соответствует длине волны 600 нм. Определить работу выхода электронов из калия.

3. Чему равна длина волны де Бройля для частицы, обладающей импульсом 100 кг·м/с?





ΙΙ

4.На поверхность тела площадью 1 м2 падает за 1 с 105 фотонов с длиной волны 500 нм. Определить световое давление, если все фотоны поглощаются телом.

5. Работа выхода электронов из кадмия равна 4,08 эВ. Какова частота света, если максимальная скорость фотоэлектронов равна 0,72 Мм/с?

6. При переходе электрона с некоторой орбиты на вторую атом водорода испускает свет длиной волны 434 нм. Найдите номер неизвестной орбиты.






ΙΙΙ

7. Для измерения постоянной Планка катод вакуумного фотоэлемента освещается монохроматическим светом с длиной волны 620 нм. При увеличении длины волны на 25% значение запирающего напряжения необходимо уменьшить на 0,4 В. Определите по этим данным постоянную Планка.

8. В двух опытах по фотоэффекту металлическая пластинка облучалась светом с длинами волн соответственно λ1 = 350 нм и λ2 = 540 нм. В этих опытах максимальные скорости фотоэлектронов отличались в Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень) = 2 раза. Какова работа выхода металла, из которого изготовлена пластинка?

9. Уровни энергии электрона в атоме водорода задаются формулой Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень), где n = 1, 2, 3, … . При переходе атома из состояния Е2 в состояние Е1 атом испускает фотон. Попав на поверхность фотокатода, этот фотон выбивает фотоэлектрон. Частота света, соответствующая красной границе фотоэффекта для материала поверхности фотокатода, νкр = 6 · 1014 Гц. Чему равен максимально возможный импульс фотоэлектрона?

Вариант 2




Ι

1. При какой длине электромагнитной волны энергия фотона была бы равна 9,93 • 10-19 Дж?

2. Работа выхода электрона из цинка равна 3,74 эВ. Определите красную границу фотоэффекта для цинка.

3. При переходе электрона из стационарного состояния с энергией -4,8 эВ излучается фотон с энергией 3,1 эВ. Рассчитайте энергию конечного состояния электрона.





ΙΙ

4. На поверхность тела площадью 1 м2 падает за 1 с 105 фотонов с длиной волны 500 нм. Определить световое давление, если все фотоны отражаются телом.

5. Красная граница фотоэффекта для рубидия равна 0,81 мкм. Какое задерживающее напряжение надо приложить к фотоэлементу, чтобы задержать электроны, вырываемые из рубидия ультрафиолетовыми лучами длиной волны 0,1 мкм?

6. Значение энергии электрона в атоме водорода задают формулой Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень), где n = 1,2,. Найдите отношение минимальной частоты фотона в серии Бальмера к максимальной частоте фотона в серии Пашена.






ΙΙΙ

7. Найти постоянную Планка, если фотоэлектроны, вырываемые с поверхности металла светом с частотой 1,2∙1015Гц, задерживаются напряжением 3,1В, а вырываемые светом с длиной волны 125 нм - напряжением 8,1В.

8. Максимальная длина волны фотона, способного ионизировать атом водорода, равна 92 нм. Чему равна длина волны фотона, излучаемого при переходе электрона в атоме водорода из состояния Е3 в состояние Е2?

9. Фотон с длиной волны соответствующей красной границе фотоэффекта, выбивает электрон из катода в сосуде, из которого откачен воздух. Электрон разгоняется постоянным электрическим полем напряженностью 1,8 кВ/м. за какое время электрон может разогнаться в электрическом поле до скорости, равной половине скорости света?

Контрольная работа № 6 по теме

«Физика атомного ядра»

Вариант 1




Ι

1. Дополнить ядерную реакцию Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень).

2. Определите число нуклонов, протонов и нейтронов, содержащихся в ядре атома натрия Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень).

3. В какой элемент превращается изотоп тория-232 после двух α- распадов и одного β - распада?





ΙΙ

4. Имеется 4 г радиоактивного кобальта. Сколько граммов кобальта распадется за 216 сут, если его период полураспада 72 сут?

5. Рассчитайте дефект массы, энергию связи и удельную энергию связи ядра алюминия Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень).

6. Определить энергетический выход ядерной реакции Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень), если энергия связи ядра атома Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень) 56,4 МэВ, изотопа лития 39,2 МэВ, дейтерия 2,2 МэВ.






ΙΙΙ

7. Мощность первой в мире советской АЭС 5000 кВт при КПД 17%. Считая, что при каждом акте распада в реакторе выделяется 200 МэВ энергии, определить расход 235U в сутки.

8. Препарат с активностью 1,7 · 1011 частиц в секунду помещён в металлический контейнер массой 0,5 кг. За 2 ч температура контейнера повысилась на 5,2 К. Известно, что данный препарат испускает α-частицы с энергией 5,3 МэВ, причём практически вся энергия α-частиц переходит во внутреннюю энергию контейнера. Найдите удельную теплоёмкость металла контейнера. Теплоёмкостью препарата и теплообменом с окружающей средой пренебречь.

Вариант 2





Ι

1. Дополнить ядерную реакцию Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень).

2.Определите число нуклонов, протонов и нейтронов, содержащихся в ядре атома магния Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень).

3. Какой элемент образуется из урана - 238 после одного α - распада и двух β - распадов?





ΙΙ

4Имеется 8 кг радиоактивного цезия. Определить массу нераспавшегося цезия после 135 лет радиоактивного распада, если его период полураспада 27 лет.

5. Определить энергию связи ядра атома Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень).

6. Определить энергетический выход ядерной реакции Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень), если энергия связи ядра атома Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень) 7,7 МэВ, ядра атома дейтерия 2,2 МэВ.






ΙΙΙ

7. Сколько ядер атомов 235U должно делиться в 1 с, чтобы мощность ядерного реактора была равна 3 Вт?

8.Пациенту ввели внутривенно дозу раствора, содержащего изотоп Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень). Активность 1 см3 этого раствора а0 = 2000 распадов в секунду. Период полураспада изотопа Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень) равен 15,3 ч. Через t = 3 ч 50 мин активность 1 см3 крови пациента стала а = 0,28 распадов в секунду. Каков объём введённого раствора, если общий объём крови пациента V = 6 л?



© 2010-2022