ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Компьютеры, с момента своего появления, способны решать те же методические задачи, что и традиционные ТСО, что послужило для многих причиной рассматривать компьютер как единственное современное средство ИКТ. Основанием для этого стали такие его специфические возможности, как: значительный объем памяти современных компьютеров, позволяющий хранить и оперативно использовать большие массивы учебной информации; высокое быстродействие; способность анализировать ответы и запросы учащихся; диалоговый режим связи учебного материала (компьютерной программы) с обучаемым; наличие обратной связи, т.е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым; адаптивность (компьютеризованный урок проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

Электронные учебники и обучающие программы, составленные на компьютере, и программное обеспечение для ее составления базируются на основополагающих принципах: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Под инициативой предполагается предоставление обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов и т.д.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого.

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

В своей повседневной работе с учащимися используются не только программы типа Word, Exсell, Power Point но и другие, предусмотренные программой.

В педагогическом процессе выбор способа использования электронных учебников стоит в прямой зависимости от дидактической задачи. Основные аспекты, которыми мы руководствуемся при использовании компьютерной программы, являются: психологический - как повлияет данная программа на мотивацию обучения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых программой; педагогический - насколько программа отвечает общей направленности учебного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире; методический - способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых заданий, правильно ли методически подается материал; организационный - рационально ли спланированы уроки с применением электронного учебника и новых информационных технологий, достаточно ли учащимся предоставляется времени для выполнения самостоятельных работ.

Информационные технологии в образовательной сфере на основе новых средств ИКТ могут обеспечивать следующие важные функции: учебные - использование электронного учебника с применением педагогических программных средств специального назначения; орудийные - накопления и поиска информации и др.; профессиональные и профориентационные - для ознакомления с новыми профессиями и видами деятельности; учительские - применение в деятельности учителя для подготовки необходимых учебных и методических материалов, включая самостоятельное изготовление презентаций и электронных учебников.

Использование компьютера позволяет индивидуализировать процесс обучения, организовать самостоятельную работу в индивидуальном темпе и на различных уровнях трудности. Этому способствует представление изучаемого материала в такой форме, которая бы позволила рационально и экономично его усвоить, запомнить и пользоваться им. Одновременно задания должны способствовать продвижению ученика по уровню развития познавательной деятельности, которая активизируется при выполнении им разнообразных посильных видах самостоятельной работы.

Мною созданы компьютерные презентации, обучающие тесты в электронном виде с использованием языка программирования Visual Basic и контролирующие тесты с последующим выводом вопросов и ответов через генератор случайных чисел произвольным образом, что исключает возможность повтора вопросов и списывание ответов и таким образом позволяет индивидуализировать процесс контроля знаний, а также учебные DVD фильмы. Так, например:

  1. Обучающий тест по кинематике, состоящий из 10 вопросов и 4-6 вариантов ответов. При выборе учащимися, какого либо ответа компьютер выдает сообщение о правильности выбора.

  2. Контролирующие тесты по теме: «Электромагнитные колебания», «Электростатика» для 10 кл, состоит из 15 вопросов и 5 вариантов ответов на выбор, а также с дополнительными рисунками, изображениями, схемами. По окончанию работы на экран выводится результат тестирования.

  3. Контролирующий тест с последовательным выводом вопросов по астрономии на тему: «Кометы и метеоры».

  4. Компьютерные презентации на тему: «Магнитные свойства вещества»-10 класс, «Свободное падение»-9 класс, «Электромагнитные колебания»-11 класс, «Радиоактивность»-9 класс, «Векторы и действия над ними»-9 класс.

  5. Программы - исследования физических задач.

6. DVD фильмы: «Работа и мощность тока», «Радиолокация».

Программы используются на разных этапах обучения. Несомненным достоинством является то, что задания требуют для своего выполнения не только репродуктивных знаний, но и проведения цепочки логических рассуждений, приводящих к правильному результату.

Компьютерные технологии способствуют приобретению знаний, формированию умений и навыков, закреплению, применению знаний, проведению контроля знаний, проведению исследования.

С целью эффективного применения информационных технологий в образовательном процессе в декабре 2013г был проведен открытый урок с применением интерактивной доски, компьютерного моделирования для подготовки к ЕНТ учащихся 11 «Б» класса по теме: «Интерференция и дифракция света».


Учитель физики Мухамадиева Р.Д.

© 2010-2022