Урок по физике на тему Магнитное поле. Магнитное поле Земли 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по физике в 8 классе

на тему: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».

Учителя физики МБОУ «СОШ с УИОП №2»

Барановой Елены Владимировны

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Создать представление о постоянных магнитах. Научить их квалифицировать. Познакомить со свойствами магнитов.

Задачи урока:

  • Образовательные: знание понятия постоянный магнит; умение распознавать естественные и искусственные магниты; знание свойств постоянных магнитов; знание о магнитном поле Земли.

  • Развивающие: развитие познавательной и творческой деятельности, аналитического мышления и самостоятельности учащихся при работе в парах, малых группах, умения проводить исследования и анализировать полученные результаты.

  • Воспитывающие: воспитание культуры умственного труда, общения, коммуникативных качеств (умения общаться при работе в парах, небольших группах).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы обучения: парная, групповая, фронтальная.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организа-

ционно-мотивационный

момент

- Здравствуйте, садитесь.
- Ну, а прежде чем я объявлю тему урока, послушайте такую легенду. (слайд 1)

Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником и гвозди из сапог камни притягивают к себе, словно их хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней, пастух принёс их в ближайший город - Магнесию. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка: удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то таинственная сила.

- Как вы думаете, о каком камне идёт речь в предании? (О магните.)

- Правильно, и тема нашего урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.» (слайд 2)

- Сегодня на уроке вы узнаете: как объяснить описанное явление, что такое постоянные магниты, какие ещё бывают их разновидности, какими свойствами они обладают и многое другое.

- А ещё мы с вами осуществим погружение в мир науки магнетизма, исследований и интересных фактов.

- Запишите в тетрадях число и тему урока

Слушают учителя, смотрят слайд.





С помощью учителя отвечают на вопрос. Лсм, Лсп, Кпр

Делают записи в тетрадях.

  1. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

- Отвечаем на вопросы §58 и упр. 28.

-Молодцы!

Отвечают с места.

  1. Актуализация опорных знаний.

-Для того чтобы приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить:

(учитель задаёт вопросы)

- Что такое материя? (вещество и поле)

- Какие примеры полей нам известны? (гравитационные, электрические)

- Что является источником электрического поля? (электрические заряды).

- Какие свойства электрического поля нам известны? (действует на электрические заряды)

- Что такое полюс? (особенная точка, противоположная какой-либо другой)

-Молодцы!

Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы с места.

Роц, Кплс, Кпр

  1. Введе-ние новых знаний

- А теперь приступим к рассмотрению темы нашего урока и подумаем, а что же такое магниты?


Это тела, длительное время сохраняющие намагниченность (называются постоянными магнитами или просто магнитами) (слайд 3)

- Магниты бывают естественными и искусственными.

  • Естественные (добывают на месторождениях) это железная руда (каменный железняк)

  • Искусственные (намагничивают искусственно, при помощи эл. тока) Очень хорошо намагничиваются и долго сохраняют магнитные свойства такие вещества, как железо, кобальт, никель и сплавы из них.

- Магниты бывают разной формы: полосовые, дугообразные, кольцевые, магнитные стрелки. У всякого магнита, как и у магнитной стрелки, обязательно есть два полюса: северный (N) и южный (S). (слайд 4) /Демонстрирую магниты разных видов на демонстрационном столе/

- Как же устроены магниты? И можно ли сломать магнит пополам и получить один магнитик южный, а другой северный? (слайд 5) (видеоролик 1)

(слайды 6,7)

Французский ученый Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. Во времена Ампера о строении атома еще ничего не знали, поэтому природа молекулярных токов оставалась неизвестной. Теперь мы знаем, что в каждом атоме имеются отрицательно заряженные частицы - электроны. При движении электронов возникает магнитное поле, которое и вызывает намагниченность железа и стали.

(видеоролик 2)
Вывод: движение электронов представляет собой круговой ток, а вокруг проводника с электрическим током существует магнитное поле.


- А сейчас вам, ребята, в ходе выполнения экспериментальных заданий предстоит исследовать некоторые свойства магнитов. Задания и приборы вы увидите на парте (приложение 1) . Выполняя задания, будете делать соответствующие выводы.

Запишите в тетради заголовок «Свойства магнитов».

Задание 1.
Оборудование: металлические скрепки, полосовые магниты.


Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?

Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?

Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод.)

Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюсы магнита. (слайд 8)

Задание 2.
Оборудование: 2 полосовых магнита.

Поднесите к синему, а затем к красному полюсу одного магнита другой магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитов?

В каком случае магниты притягивается, а в каком - отталкиваются?
(слайд 9)
Вывод. Одноименные полюсы магнитов отталкиваются, разноименные - притягиваются.



Задание 3.

Оборудование: лист картона, железный порошок, 2 полосовых магнита.

Положите один магнит под лист картона и посыпьте сверху железным порошком, аккуратно постучите по листу картона, пронаблюдайте расположение порошка в магнитном поле и зарисуйте линии в тетрадь. (слайд 10)

Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу:

  • одноименными полюсами;

  • разноименными полюсами.

-А пока все зарисовывают, я к демонстрационному столу приглашу две группы ребят по 3 ученика в каждой и поставлю им следующую задачу: из предметов, приготовленных на столе, необходимо составить и продемонстрировать эксперимент, связанный с магнетизмом.
(Через 2-3 минуты)

- Ну что, ребята, справились?!

Демонстрируют: 1) самодельный компас на воде;

2) фокус с медными и железными опилками.

- Молодцы, отлично поработали! Присаживайтесь.

- Ребята, почему магниты взаимодействуют друг с другом на расстоянии?


- Взаимодействие магнитов объясняется тем, что вокруг любого магнита имеется магнитное поле. Магнитное поле одного магнита действует на другой магнит, и, наоборот, магнитное поле второго магнита действует на первый.

Давайте пронаблюдаем взаимодействие магнитных полей с помощью кольцевых магнитов. Положим на стол кольцевой магнит, в отверстие вставим карандаш или ручку. На этот стержень наденем второй кольцевой магнит так, чтобы магниты были обращены друг к другу одноимёнными полюсами. Вы видите, что верхний магнит висит. Прижмем его к нижнему магниту и отпустим, он снова вернётся в висячее положение.

-Вы, наверное, немного засиделись, давайте проведём физминутку. (приложение 2)

- Присаживайтесь. А теперь послушайте ещё одну притчу:
По необозримым просторам пустыни идёт караван. В жёлтой мгле утонул горизонт. Кругом куда ни глянь - безжизненные пески. Путь каравана далёк и труден. Но люди уверенно продвигаются к своей цели. Их ведёт небольшая полоска намагниченного железа, плавающая на пробке в воде, в глиняном сосуде, который надёжно установлен в деревянной клетке между горбами белого верблюда, шагающего впереди. Стороны сосуда-путеводителя раскрашены в разные цвета. Время от времени человек, сидящий впереди, бросает взор на полоску железа: она чуть вздрагивает в такт шагам животного, но неизменно показывает одним концом на красный край кувшина, другим - на чёрный.


Как называется этот прибор? (Компас.) (слайд 11)


- А теперь ответьте на вопрос: почему северный полюс магнитной стрелки компаса указывает на одноимённый северный полюс Земли? (ведь одноименные полюса должны отталкиваться?). (слайд 12)

- Почему он всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении (если вблизи нее нет магнитов, проводников с током, железных предметов)?

- Английский физик XIV в. Уильям Герберт изготовил шарообразный магнит, исследовал его с помощью маленькой магнитной стрелки и пришел к выводу, что земной шар - огромный космический магнит.
Внешние, расплавленные, слои ядра Земли находятся в постоянном движении. В результате этого в нем возникают магнитные поля, формирующие в конечном итоге магнитное поле Земли, и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. На этом и основано применение компаса, который представляет собой свободно вращающуюся на оси магнитную стрелку.
В многовековой истории мореплавания магнитный компас был и остается самым значительным изобретением. Большинство историков считают, что компас в виде плавающей в воде магнитной стрелки придумали в Китае.

Геофизики узнали, каким было магнитное поле Земли тысячи и даже миллионы лет назад: у горных пород, что содержат железо, оказалась отличная магнитная память! Допустим, вылилась когда-то во время извержения вулкана лава и, пока остывала, намагнитилась в магнитном поле Земли. Потом поле изменилось, но у затвердевшей лавы осталась остаточная намагниченность. Измеряя её, геофизики обнаружили, что магнитные полюсы Земли много раз менялись местами! За последний миллион лет это случалось 7 раз.

Наблюдения показывают, что магнитные полюсы Земли не совпадают с ее географическими полюсами. В связи с этим направление магнитной стрелки не совпадает с направлением географического меридиана. Поэтому магнитная стрелка компаса лишь приблизительно показывает направление на север. (видеоролик 3) (слайд 13)


/Если остается время на уроке, рассказываю о магнитных бурях и аномалиях (приложение 3), если нет, то задаю сообщение на дом в конце урока/.

Слушают, смотрят слайды, отвечают на вопросы и делают записи в тетрадях. (ОК)

Роц, Рвср, Кпр





Смотрят видеоролик № 1.



Смотрят видеоролик № 2.





Читают задания и пытаются выполнить их самостоятельно в парах. Учитель помогает. Записывают свойства в тетрадях.











Ученики на местах зарисовывают со слайда расположение магнитных линий.

А вызванные к доске ученики в группах размышляют над экспериментами.

Затем их демонстрируют.

Смотрят эксперимент поставленный учителем.

Слушают учителя.





Отвечают на вопросы.













Делают записи и рисунок в тетрадях.


  1. Закрепле-ние новых знаний.

-Ну вот, мы и изучили тему «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли». А как вы её усвоили, я проверю с помощью следующих вопросов:

1. Какие тела называют постоянными магнитами?

2. Что называют полюсами магнита?

3. Какие из известных вам веществ притягиваются магнитом?

4. Как взаимодействуют между собой полюса магнитов?

5. Какие разновидности магнитов вы знаете?

6. Можно ли изготовить магнит, имеющий один полюс?

Отвечают на вопросы с места.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ну, вот, ребята, на этом изучение новой темы закончено.

- Что сегодня на уроке вам показалось: самым трудным; самым важным; самым интересным?

- Итак, сегодня на уроке вы познакомились с такими понятиями, как постоянные магниты, магнитное поле Земли. Узнали свойства постоянных магнитов. Услышали много интересных фактов.

/Учитель благодарит всех за урок, отмечает успехи учащихся, объявляет отметки за урок, задает домашнее задание и даёт краткий комментарий к его выполнению/.

-Запишите домашнее задание: §59, 60, вопросы к параграфам. /Сообщение о магнитных бурях, магнитных аномалиях/

Я надеюсь, что вам не было скучно и вы уйдёте с урока с большим запасом новых знаний. Спасибо за урок!

Слушают учителя, вспоминают услышанное, увиденное и изученное на уроке , записывают домашнее задание.



© 2010-2022