• Преподавателю
  • Физика
  • ДОКЛАД на тему Домашние измерительные работы по физике как способ формирования практических умений и навыков экспериментальной деятельности учащихся

ДОКЛАД на тему Домашние измерительные работы по физике как способ формирования практических умений и навыков экспериментальной деятельности учащихся

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Управление образования Администрации г.Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 8

имени Бусыгина Михаила Ивановича"

Педагогические чтения:

«Новые смыслы метапредметности в образовании»













Тема: Домашние измерительные работы по физике

как способ формирования практических умений и навыков

экспериментальной деятельности учащихся





Белянина Алёна Геннадьевна

МБОУ СОШ№8 им. Бусыгина М.И.,

учитель физики, высшая категория.







Усть-Илимск, 2016г.









Содержание:


  1. Актуальность - 3


  1. Метапредмет - 3


  1. Место домашних измерительных работ в общей системе


домашних заданий - 4


  1. Отбор домашних измерительных работ - 4


  1. Организация и методика проведения домашних измерительных работ - 5


  1. Контроль и учет выполнения домашних измерительных работ - 5


  1. Домашняя измерительная работа «познай самого себя» - 6


  1. Вывод - 7


  1. Список литературы - 9


  1. Приложение I - 10


  1. Приложение II - 14


  1. Приложение III - 15




  1. Актуальность.

XXI век заявляет новые требования к профессиональной успешности: профессионалы XXI века - это специалисты широкого профиля, для которых не существует непреодолимой границы между гуманитарным и естественнонаучным знанием и между совершенно несмежными дисциплинами. Впервые обращение к проблеме метапредметности в школьном образовании было осуществлено в ФГОС второго поколения [1,2].

Согласованность усилий учителей различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.


  1. Метапредмет.

Метапредмет - это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В.Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова [7]. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности. Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов - метапредметов. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» [6].

В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (формулы химических соединений и записи химических реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала [9].

В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале [8].

Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов [11] .

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач [10].

Каждый учебный предмет имеет свои особенности, свои методы преподавания, совершенствование которых будет способствовать выполнению задач, поставленных метапредменностью перед школой. Дальнейшее совершенствование методов преподавания физики может быть связано с развитием разнообразных форм экспериментальных работ учащихся. Среди новых форм, еще не получивших всеобщего распространения, но уже применяемых в передовом опыте, отметим домашние экспериментальные задания, физический практикум, экспериментальные задачи и внеклассную работу экспериментального характера [12].

Каждая из этих форм способствует наиболее эффективному решению определенной метапредметной задачи. Домашние экспериментальные задания дают возможность закреплять материал, пройденный на уроке, и одновременно способствуют формированию простейших практических умений и навыков.

Цель: показать способ формирования метапредметности (практических умений навыков экспериментальной деятельности учащихся) через домашние измерительные работы по физике.

Задачи:

  • формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;

  • формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту;

  • формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;

  • формирование самостоятельности и активности.


  1. Место домашних измерительных работ в общей системе домашних заданий.

Домашние задания - неотъемлемая часть учебного процесса. Они должны быть продолжением и дальнейшим развитием классной работы учащихся. Систематическая домашняя работа, наряду с самостоятельной деятельностью учащихся в классе, представляет широкие возможности для развития самостоятельности, инициативы, умения приобретать новые знания и применять их. Задавание уроков на дом должно помогать вооружению ребят умением самостоятельно учиться. Все сказанное не оставляет сомнений в необходимости домашних заданий как одной из составных частей процесса обучения. Особенностью физики является ее экспериментальный характер. А это требует, чтобы наряду с обычными домашними заданиями - изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, определений, решением задач и упражнений - учащиеся выполняли и задания практического характера. К таким заданиям можно отнести наблюдение явлений в природе и быту, выполнение качественных опытов, изготовление простейших приборов, и наконец, выполнение работ, связанных с измерением физических величин [4].


  1. Отбор домашних измерительных работ.

Отбирать работы, которые рассматривались на уроке, но задание не должно быть простым повторением. В них надо вести такие элементы новизны, которые давали бы возможность учащимся применять знания в новой ситуации. Например, если на уроке изучали закономерности трения при движении деревянного бруска, то на дом дается работа по определению коэффициента трения при движении металлического бруска по различным поверхностям. Учитывать наличия оборудования, которое требуется [3].

Анализируя программу по физике и принимая принцип отбора работ для домашних экспериментальных заданий, можно наметить тематику этих работ. Прежде всего, следует учитывать содержание фронтальных лабораторных занятий, предусмотренных программой. Домашние измерительные задание должны быть продолжением и дальнейшим развитием классных лабораторных работ. Пример для 7,8 классов тематика (см. приложение I). Знания и умения, полученные в результате этих работ, будут полезны учащимся в будущем при выполнении более сложных работ.


  1. Организация и методика проведения домашних измерительных работ.

Для выполнения практических работ измерительного характера необходимо оборудование двух видов - объекты измерения и измерительные приборы.

Следует указать, что надо сделать и показать, как это сделать. Причем делать это можно в каждом случае по-разному.

В одном случае достаточно

1. Показать выполнение соответствующей фронтальной лабораторной работы, или решить аналогичную экспериментальную задачу.

2. Обсудить в беседе последовательность выполнения работы, привлекая учащихся к разбору отдельных этапов работы.

3. Выбрать варианты оформления работы.

Форма отчетности должна быть наиболее простой и краткой. Она не должна затмевать собой физической сущности работы и не должна отнимать иного времени. Наиболее простая форма для отчета по домашним измерительным работам соответствует форме, которая принята при решении задач. Сверху записывается то, измерено, в виде системы равенств, а под горизонтальной чертой-то, что необходимо определить. Справа от этих записей производят необходимые действия, чертят схемы или график. Например, в работах с рычагом, изображают силы, действующие на рычаг и плечи этих сил; в работе по наблюдению температуры при нагревании и плавлении снега - график изменения температур и др.. Так как номер работы и её название записываются учащимися на уроке, то, приступая к работе, они записывают дату её выполнения и дают краткую характеристику соответствующего измерительного прибора. Для чего выписывается максимальное значение шкалы и цена её деления. Такая запись вызвана необходимостью усилить внимание учащихся к шкалам приборов, так как в настоящее время отсчета делений по шкалам недостаточно хорошо освоен учащимися [4].

При оформлении отчета можно использовать и протокол лабораторной работы (см. Приложение III), различные формы информационных технологий. Это и фотоотчет, презентация, видеоролик, мультфильм и др., что способствует интеграции учебного материала.


  1. Контроль и учет выполнения домашних измерительных работ.

Домашние измерительные работы, как и другие домашние задания, нуждаются в контроле и учете: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учет выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки дезорганизует.

Необходима постоянная проверка выполнения.

Без контроля и учета выполнение задания уроков на дом может дать лишь отрицательные результаты». В этом высказывании Н.К. Крупской с предельной ясностью сформулированы основные требования, относящиеся к контролю и учету выполнения домашних заданий.

Оценка работы должна быть завершена индивидуальной отметкой, которая выставляется в тетрадь каждому ученику. К выставлению отметок надо подойти дифференцированно. Не за все работы следует выставлять отметки. В частности, можно выставлять полноценные отметки за работы, которые отмечались как подходящие для контрольных. За такие работы, как определение малых линейных размеров, определение площадей, температуры тел и др., можно совсем не выставлять отметки, а ограничиться лишь оценкой работы или выставить одну отметку за две-три работы.

При оценке работы надо учитывать правильность измерений и вычислений и умение правильно округлять. Учитываться также качество оформления работы и в особенности качество чертежей и рисунков. Для дополнительного суждения о понимании физической сущности явлений и закономерностей, связанных с выполняемой работой, используется ответы учащихся на дополнительные вопросы. Поощряется использование информационных ресурсов.


  1. Домашняя измерительная работа «познай самого себя».

Человек- часть природы, и его тело подчиняется тем же законам физики. Сократовское «познай самого себя» нами понимается, в том числе, и как познай свое тело и те физические законы, которым оно подчиняется. Эта работа вызывает неподдельный интерес учащихся [5]. Работа включает в себя 15 измерительных экспериментальных работ (см. приложение II). Учащимся при выполнении этой работы предоставляется почти полная самостоятельность для творческого применения своих знаний и умений, которые они приобрели на уроках не только физики, но и математики, физической культуры, биологии, информатики. Данная работа позволяет значительно повысить качество знаний и практических умений учащихся и одновременно способствует развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Мои учащиеся после выполнения этой работы создали обучающий видеоролик - учебный мультимедийный ресурс, содержание которого является демонстрацией предусмотренных требованиями программы лабораторных опытов, практических действий, совершаемых обучающимися. Название ресурса - Модуль практических работ «Познай себя» 7 класс. Особенностью представленной работы является то, что её можно проводить с любой экспериментальной базой, так как для её выполнения не требуется сложного лабораторного оборудования. Видеоролик стал победителем в муниципальном конкурсе учебных видеороликов.


  1. Вывод.

Создание системы домашних измерительных работ по физике дало возможность формирования метапредметности (практических умений навыков экспериментальной деятельности учащихся). Опыт работы в школе показал, что систематическое выполнение учащимися домашних измерительных экспериментальных работ способствует метапредметным результам освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [1].

Задания оказались эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказалось на всей их учебной деятельности в т. ч. и на качество исследовательской работы. Увеличилось число победителей и призеров на предметных олимпиадах разного уровня. Рост среднего балла результатов ЕГЭ по физике.










































Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.

  2. korchagina59.ru/metodich-sovet/metapredmetnost

  3. Кикоин И.К. Опыты в домашней лаборатории. М, 1980.

  4. Шамаш С. Я. Домашние измерительные работы по физике. М, 1964.

  5. Парфентьевой Н.А. Практические и лабораторные работы по физике 7-11 классы. М, 2002.

  6. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход, как ядро российского образования. Электронный ресурс. Режим ввода: teacher-of-russia.ru

  7. Громыко Н.В., Ю.В. Громыко. «Сценирование в мыследеятельностной педагогике». Из-во «Пушкинское слово». М.: 2003.

  8. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». М., 2001.

  9. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». М., 2001.

  10. Громыко Ю.В. Метапредмет «Задача». М., 2000.

  11. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». М., 1998.

  12. Василенко Ольга Олеговна Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"





Приложение I

Домашние экспериментальные задания измерительного характера, соответствующие лабораторным работам.

Фронтальная лабораторная работа

Название работы

Объект измерения

Измеритель

7 класс

11

Измерение размеров малых тел

Определение малых линейных размеров

Бумажные листы, проволока

Линейка

22


Определение площади прямоугольной формы, неправильной формы

Брусок

Бумага в клетку, линейка

33

Измерение объема тела

Определение объема тела неправильной формы

Брусок

Линейка

44


Измерение емкости сосуда

Стакан, чашка

Измерительный стакан

55


Измерение объема тела малого размера

Дробь, фасоль

Измерительный стакан

66

Определение плотности твердого тела

Определение плотности своего тела

Свое тело

Сантиметр, весы медицинские

77


Определение массы воздуха в помещении

Воздух

Сантиметр

88

Градирование пружины и измерение сил динамометром

Измерение силы тяги при движении тела по горизонтальной поверхности и при его подъеме

Брусок

Динамометр

99


Определение удельного веса

Брусок

Динамометр, измерительный цилиндр

110


Определение давления и силы давления, оказываемое телом на опору


Брусок

Линейка, динамометр

111


Определение давления, оказываемого учеником на опору

Свое тело

Весы медицинские, сантиметр

112


Сравнение веса тела в воде сего весом в воздухе

Брусок, свое тело

Динамометр

Весы медицинские, сантиметр

113

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Вычисление выталкивающей силы, действующей на тело и сравнение ее с весом вытесненной жидкости

Брусок

Динамометр, измерительный цилиндр

114

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Определение работы и мощности рук

Своё тело

Весы медицинские, сантиметр

115


Определение средней мощности, развиваемой при приседании


Своё тело

Весы медицинские, сантиметр

116


Измерение мощности, развиваемой при подъеме по лестнице

Своё тело

Весы медицинские, сантиметр

8 класс

11

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды


Измерение температуры тела

Свое тело и другие тела

Термометр медицинский

22


Наблюдение за изменением температуры при нагревании и плавлении кристаллических тел

Снег

Термометр

33


Наблюдение понижения температуры при испарении жидкости

Одеколон

Термометр

44

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.


Определение концентрации молекул газа и их числа в помещении

Воздух

Термометр, барометр, линейка

55

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Определение диаметра капилляров промокательной бумаги

Капилляр

Салфетка, стакан с водой

66


Определение относительной влажности воздуха

Воздух

Термометр, стакан с водой, кусочек марли и нитка

77

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.


Измерение работы, совершаемой током, и подсчет стоимости электроэнергии за определенное время

Электрический ток

Счетчик электрический

88

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.


Определение мощности потребителей электроэнергии

Электрический ток

Счетчик и часы

99

Регулирование силы тока реостатом.


Определение силы тока в цепи комнатной электропроводки

Электрический ток

Счетчик и часы

110

Определение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.





112

Измерение мощности и работы электрического тока в электрической лампе.




113

Получение изображения при помощи линзы.


Проверка законов отражения света

Стекло

Транспортир

114


Определение фокусного расстояния выпуклой линзы и получение действительных изображений

Линза

Линейка

115


Изучение свойств глаза

  1. Обнаружение слепого пятна

  2. Измерение диаметра зрачка

  3. Наблюдение изображения на сетчатке глаза

  4. Аккомодация глаза. Определение точек ясного видения

Глаз

Плоское зеркало, карандаш, книга, линейка


Приложение II

Домашняя измерительная работа «познай самого себя»

Название работы

Объект измерения

Измеритель

61

Определение плотности своего тела

Свое тело


Сантиметр, весы медицинские,

линейка, часы, калькулятор.


72

Вычисление площади поверхности своего тела

3

Определение площади поверхности своего тела

84

Определение силы давления атмосферы на свое тело

95

Определение средней длины шага

6

Определение средней скорости движения

17

Определение давления своего тела на поверхность

18

Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине

19

Определение работы и мощности рук

10

Определение механической работы при подъеме штанги

11

Определение механической работы при прыжке в высоту

12

Определение средней мощности, развиваемой при беге

на дистанцию 60 м

113

Определение средней мощности, развиваемой при приседании


114

Измерение мощности, развиваемой при подъеме по лестнице

115

Изучение свойств глаза:

  1. Обнаружение слепого пятна.

  2. Измерение диаметра зрачка.

  3. Наблюдение изображения на сетчатке глаза.

  4. Аккомодация глаза. Определение точек ясного видения.

Глаз

Плоское зеркало, карандаш, книга, линейка.

Приложение III

Протокол



ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА И ПЛОТНОСТИ СВОЕГО ТЕЛА

Цель: научиться определять объем и плотность своего тела.

Оборудование: сантиметр, калькулятор, свое тело, весы

Ход работы:

  1. Моделью человеческого тела в очень упрощенном виде можно считать набор следующих геометрических фигур: голова- шар, туловище с ногами и с руками - прямоугольный параллепипед.

  2. Измерим сантиметром длину окружности головы L, рассчитаем по формуле объем головы

Vг = L3/6π2 , π2 = 10

L = 0,56 м

Vг = L3/6π2 = 0,563/6*10 = 0,0029 м3


  1. Измерим сантиметром длину a , ширину b и высоту c туловища.

а = 1,51 м, b = 0,42 м, с = 0,12 м


  1. Рассчитаем объем туловища

Vт = abc

Vт = abc = 1,51*0,42*0,12 = 0,076 м3


  1. Рассчитаем общий объем Vобщ своего тела в (м3)

Vобщ = Vт +Vг

Vобщ = 0,0029+ 0,076 = 0,079 м3

  1. Измерьте массу своего тела т (кг) с помощью весов

т = 73 (кг)

7) Найдите плотность р (кг/м3) своего тела:

ρ = т/ Vобщ

ρ= 73/0,079 = 924 (кг/м3)


  1. Сравните плотность своего тела с плотностью воды

(ρ воды=1000 кг/м3,ρ мор. вода=1030 кг/м3 )

Дополнительные вопросы: Почему человек может удерживаться, на поверхности воды не двигаясь? Почему легче плавать в морской воде?

Вывод:

ВЫВОД:


© 2010-2022