Система в работе учителя – залог успехов его учеников

Эффективность обучения возрастает, если одновременно с контролем имеет место коррекция знаний. В различных возрастных группах учащихся для этого применяются разные формы, методы и схемы действий учителя и его воспитанников. В мониторинге полезен дополнительный журнал по типу классного, в котором за списком учащихся следует колонка (5-6 клеток в ширину) для выставления  отметок карандашом за разнообразную деятельность на уроке: краткие и развёрнутые ответы, исправления ошибок товарищей, дополнени...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система в работе учителя - залог успехов его учеников.

Парамонов С.В.

Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Абакана.

Эффективность обучения возрастает, если одновременно с контролем имеет место коррекция знаний. В различных возрастных группах учащихся для этого применяются разные формы, методы и схемы действий учителя и его воспитанников.

В мониторинге полезен дополнительный журнал по типу классного, в котором за списком учащихся следует колонка (5-6 клеток в ширину) для выставления отметок карандашом за разнообразную деятельность на уроке: краткие и развёрнутые ответы, исправления ошибок товарищей, дополнения к их ответам, объяснения физических явлений. Если в классе много учащихся, колонку следует разделить на две части. Во второй её половине выставляются отметки за эвристические находки учащихся. Эта деятельность оценивается «другими» отметками, более весомыми, и находится под особым контролем учителя. Черновой журнал доступен учащимся для самоконтроля (см. приложение 1)

Возможно использование второго журнала для распределения учащихся по местам в кабинете и контроля выполнения ими назначенных учителем вариантов различных работ в классе. В этом же журнале фиксируются наличие или отсутствие принадлежностей у учащихся, очерёдность дежурств по кабинету.

В 7-9 классах облегчает запоминание физических законов, даёт некоторый тренинг в применении их на практике систематический контроль знаний этих законов у учащихся. По вопросам учителя они называют их в буквенном и словесном произношении. Это происходит на многих уроках в специально отведённое время по плану или в любой части урока по необходимости. Возможна многократность повторения одних и тех же формул, но разными учащимися. За каждый ответ ставится отметка в черновой журнал в раздел «Устный контроль» (см. приложение 2).

Физические диктанты по проверке знаний формул, наименований и определений величин, умений находить «неизвестные» физические величины, назначенные учителем, полезно проводить в 7-11 классах.

В диктантах по формулам проверяются знания законов, закономерностей, вытекающих из законов, определений, данных учёными.

Диктанты по наименованиям величин выявляют не только их знание, но и наличие навыков преобразования, разложения одних в другие.

Проверка знаний определений величин способствует закреплению этих знаний.

Отметки учащимся за эту деятельность выставляются как в классный журнал, так и в черновой или «рабочий». Получившие «2» и пропустившие физический диктант в обязательном порядке, отчитываются перед учителем, но уже в устной форме во внеурочное время. После этого их отметки «исправляются» на вновь полученные.

Физические диктанты разрабатываются на два варианта. В них включаются по пять вопросов, рассчитанных на определённое время выполнения каждого. Количество правильных ответов определяет отметку за данную деятельность (см. приложение 3).

Во всех классах практика устного опроса формирует знания и понимание физических явлений, способствует правильному применению их на практике. С целью экономии времени опрос всех по необходимости или по желанию, в определённое планом время или любое другое проводится с учебного места. Отметки за ответы учащимся выставляются в черновой журнал в раздел «Устный контроль» карандашом. По мере накопления там информации, каждый ученик получает «среднюю» оценку в классный журнал, а по окончании четверти вся карандашная информация стирается и раздел готов к приёму новых сведений.

По определённым вопросам (доказательства необходимых формул, разъяснение фундаментальных физических экспериментов, решение задач) беседа с учащимися ведётся у доски. Дети из общеобразовательных классов, по таким вопросам, туда выходят по желанию; в физико-математических классах для этого дела к доске вызываются все. Отметка за такой ответ выставляется в классный журнал. По желанию отвечающего ученика она может быть «исправлена» на более высокую оценку после дополнительной беседы в последующем (см. приложение 4).

Наиболее трудной для учащихся формой контроля является зачёт. Краткосрочные письменные зачёты проводятся во всех параллелях как в отведённое заранее время, так и неожиданно (срез). Задания (два варианта), рассчитанные на определённое время выполнения каждого, поочерёдно записываются на доске и одновременно диктуются учителем. Называется время, необходимое для его выполнения, по истечении которого, всё повторяется для следующего задания. Их количество и качество определяется поставленными задачами и другими особенностями. На весь зачёт расходуется 5-10 минут урока.

Письменные теоретические зачёты по «главным» вопросам изучаемой темы проводятся в физико-математических и профильных классах. Они требуют специальной подготовки учащихся в период изучения материала и рассчитаны на шесть вариантов. Вопросы учащимся сообщаются перед изучением темы.

В период зачёта, после распределения заданий по вариантам, классу предоставляется три минуты для просмотра «своего» задания. На изложения достаточно одного часа. Учащиеся, получившие нежелательные им отметки, сдают тему в другое время. (см. приложение 5).

Система дополняет традиционный контроль и способствует подготовке к ЕГЭ, в том числе, психологически.

Важным условием качественного усвоения учебного материала является периодическое повторение пройденного.

Для формирования более глубоких знаний, учитывая наличие детей с расстроенной психикой и задержкой умственного развития, приходится придумывать и апробировать новые формы и методы обучения, возвращаться к «старым».

Из-за различных обстоятельств домашние задания отдельными учащимися вообще не выполняются.

Многие дети учатся в спортивных, музыкальных, художественных и других школах, развивая свои таланты. Для этого требуется дополнительное свободное время.

В таких условиях основную нагрузку при обучении следует перенести на урок и надеяться на результаты, сформированные в этот период.

Возможны различные подходы в организации и контроле процесса повторения знаний с учащимися. Например, неоднократное включение в домашнее задание параграфов изученных в предыдущие уроки с обязательной устной или письменной проверкой. Это обеспечивает дополнительное время работы обучаемого с каждым материалом, как дома, так и на уроке, способствует некоторой «новизне» и глубине восприятия, дает возможность лучше «почувствовать» взаимосвязи одного с другим. Или - систематический анализ учителем ошибок, допущенных учащимися, в контрольных, самостоятельных и лабораторных работах на следующий урок после проведения.

Легко и надолго запоминаются наиболее яркие и неожиданные явления. Или такие задания, которые при выполнении вызывают усиленную умственную деятельность. Поэтому полезно планировать подобные ситуации в урочной работе, в том числе, при организации повторения учебных знаний.

На первой ступени обучения физике автором статьи практикуются классные самостоятельные работы под условным названием «Неожиданность». Они апробированы в двух вариантах. В первом из них, наряду с заданиями по заранее подготовленному материалу, включается одно из изученных ранее тем. При этом указывается номер параграфа с необходимыми сведениями для ответа на вопрос. Лучшим заданием «Неожиданность» будет такое, в котором присутствует та или иная взаимосвязь с материалом, изучаемым в настоящее время. Например, в самостоятельную работу по теме «Внутренняя энергия» логично включить одно задание из ранее известной темы «Энергия». В первой из них изучается кинетическая энергия молекул тел и потенциальная энергия их взаимодействия. Во второй - кинетическая энергия движения тел и потенциальная энергия их взаимодействия.

Работа учащихся оценивается или одной отметкой за все задания, или двумя: первая - за основную часть, вторая - за «Неожиданность». Для второго способа оценки работ обучаемых всегда имеются необходимые мотивы. Например, если ученик превосходно справился с «основной» частью и плохо выполнил раздел «Неожиданность», то он поощряется отметкой «отлично» за одну часть, а после обсуждения ошибок, допущенных им во второй части, ему выставляется «удовлетворительно» и за нее.

Результаты «Неожиданности» акцентируют внимание обучаемых на накапливающиеся пробелы в знаниях. Это способствует формированию большей ответственности в учении и навыков повторения пройденного.

С неудовлетворительной отметкой остаются учащиеся, отсутствующие на уроке при обсуждении материалов самостоятельной работы. Позднее с ними проводится индивидуальная беседа с целью коррекции знаний и исправления полученных отметок, более высокими.

Во втором варианте проведения подобных самостоятельных работ «неожиданности» планируется во всех заданиях. В этом случае повторение дополняется контролем по типу «срез» знаний, умений и навыков учащихся, сохранившихся в долговременной памяти.

Следует отметить, что в достаточно работоспособном классе, не обязательно указывать номера параграфов с необходимой теорией для выполнения раздела «Неожиданность». Большинство учащихся по смыслу задания самостоятельно определяют тему и находят необходимые сведения. Следовательно, они их помнят, или им требуется только уточнить кое-что.

Повторение выше описанным способом удобно проводить во второй половине каждого учебного года в 7, 8, 9 классах, подбирая для этого задания из материалов первого полугодия.

На первой ступени изучения физики формируются знания, необходимые для успешной учебной деятельности в старших классах. К таковым относятся представления о международной системе единиц (СИ), в которой в настоящее время ведутся все расчеты в школьном курсе физики. Для этого требуется уметь переводить величины из других систем в данную систему единиц. Школьники в этом вопросе испытывают большие затруднения. В различных справочных материалах обычно указывается, сколько более мелких единиц содержится в более крупной единице, или наоборот. Операция перевода заключается в правильном применении нужного коэффициента. Это и является «камнем преткновения» для многих обучающихся.

Для облегчения данного процесса и повторения, ранее изученного в математике, уже на первых уроках физики семиклассникам предлагается простой алгоритм действий, понятный из таблицы:

Даны

Перевод в

Множитель для перевода

мм

м

1

= 10 -3

1000

см

м

1

= 10 -2

100

дм

м

1

= 10 -1

10

мм2

м2

1

= 10 -6

1000000

см2

м2

1

= 10 -4

10000

дм2

м2

1

= 10 -2

100

мм3

м3

1

= 10 -9

1000000000

см3

м3

1

= 10 -6

1000000

дм3

м3

1

= 10 -3

1000

л

м3

1

= 10 -3

1000

Здесь множители для перевода в СИ представлены в виде простых дробей и в стандартном виде. В зависимости от подготовленности учащиеся применяют тот или иной коэффициент умножения. Но, постоянно используя эту таблицу, они легче осваивают значение приставок для образования десятичных кратных и дольных единиц.

Хорошим признаком более глубокого понимания учебного материала является умение решать задачи. Оно совершенствуется в процессе накопления подобного опыта.

В целях закрепления практических навыков учащихся организуются домашние самостоятельные работы в процессе повторения предыдущих тем. Подходящая возрастная группа для этого - десятиклассники: уже есть знания и навыки первой ступени, в той или иной степени сформирована ответственность в делах, имеются планы на будущее, связанные с продолжением образования.

Каждый вариант такой работы подбирается из двух задач: одна «попроще», другая «посложнее». «Простая» позволяет ученику при решении самостоятельно использовать имеющиеся навыки, способствует формированию новых, что поддерживает интерес; «сложная» стимулирует более глубокую самоподготовку в спокойной домашней обстановке.

Через две-три недели (как назначит учитель) работы сдаются на проверку. После нее проводится анализ наиболее неудавшихся задач, или тех, при выполнении которых обнаружились существенные пробелы в знаниях. Для этого выделяется время на одном или нескольких уроках. Все зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе анализа учитель отвечает на все вопросы учащихся.

Домашние самостоятельные работы формируются из трех-шести вариантов по две задачи в каждом. Бóльшее их количество назначать не рекомендуется из-за увеличивающейся домашней нагрузки.

Так называемая «простая» задача «обеспечивает» каждому положительную отметку. Это специально планируется учителем для создания ситуации успеха всем ученикам.

Автор намеренно не называет задания классифицированными по трем общепринятым уровням. В данном процессе требуется более «тонкий» подход в определении сложности. Для этого необходимо очень хорошо знать обучаемых детей. «Простой» может быть назначена задача, например, второго уровня восприятия. Поэтому рекомендуется распределить класс на варианты (уровни) по фамилиям, а не по рядам.

В учебнике 10 класса автора С.В. Громова имеется достаточное количество задач для формирования домашних самостоятельных работ, что очень удобно в организации этого процесса учителю и, при выполнении заданий учащимся, так как учебный и проверочный материал сконцентрирован в одном месте. В деятельности по другим учебникам, возможно, из-за отсутствия в них практического раздела, потребуются несколько бóльшие усилия от всех участников обсуждаемого дела.

В 11 классе наступает время окончательного обобщения и углубления знаний, полученных учащимися за курс средней школы. В этот период у них происходит самооценка своих возможностей на предмет сдачи экзаменов по различным предметам. У учителя еще есть время более детально подготовить учащихся к итоговой аттестации по своему предмету.

Это достигается по мере повторения учебного материала первой ступени при более глубоком его освещении в последний год обучения в средней школе.

Во время изучения в 11 классе тем: «Волновая и геометрическая оптика», «Основные положения молекулярно-кинетической теории», «Идеальный газ», «Физика атома» и «Атомное ядро» организуется повторение однотипных или логически связанных с ними тем из учебников 7-9 классов. К таковым, соответственно вышеперечисленным, относятся темы: «Оптические явления», «Внутренняя энергия» и «Изменение агрегатных состояний вещества», «Строение вещества», «Электрические явления».

Для этого ученики сохраняют учебники первой ступени до окончания средней школы.

По мере прохождения материала вышеназванных тем 11 класса с учащимися проводится разнообразная учебная деятельность и их периодический устный опрос по соответствующим темам из разряда повторения. Наиболее оптимально это выполняется в сравнении качественного уровня знаний первой ступени с количественным уровнем на второй ступени обучения.

В черновом журнале учитель отмечает работу каждого ученика по всем видам деятельности отдельными отметками. Так появляется «банк» отметок у всех учащихся. Это позволяет учителю выставить в классный журнал одну «среднюю» отметку каждому. В зависимости от активности многие учащиеся за период повторения получают две или несколько таких отметок.

В дальнейшем проводится контрольная работа под условным названием «Шутка». Ее сложность соответствует уровню части «А» ЕГЭ. Она формируется из КИМов: «Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике» авторов О.Ф. Кабардина, С.И. Кабардиной, В.А. Орлова и «Сборник задач по физике» автора В.И. Лукашика. В первом из них - тестовые задания, во втором имеются вопросы, требующие объяснения явлений на качественном уровне.

Подобные контрольные работы выявляют пробелы в знаниях, отсутствие навыков объяснения физических явлений и другие элементы некомпетентности учащихся.

В процессе анализа ошибок, допущенных ими в контрольных работах, и индивидуальных бесед с ними эти недостатки, по мере возможности, ликвидируются.

Наряду с повторением материала первой ступени обучения ведется углубление знаний в 11 классе, в том числе, при решении задач второго и третьего уровня сложности. При этом характеризуются их отличительные особенности.

По окончании изучения и повторения каждой темы в 11 классе проводится уровневая контрольная работа с задачами различного уровня сложности. После работы над ошибками, обнаруженными в этих контрольных, повышение отметки учащимся по системе «два плюс один» не предусматривается. Претендентам на сдачу ЕГЭ это дает возможность более объективно соизмерить свои «хочу» и «могу».

Постепенно выявляется и формируется группа выпускников для сдачи ЕГЭ, с которой учитель проводит индивидуальную подготовительную работу до конца учебного года и в экзаменационный период.

В статье автор предлагает некоторые пути решения названной темы, апробированные им самим. Он не стремится переутомлять возможного читателя подробными описаниями, примерами, разработками, а, лишь, высказывает определенные идеи творческого подхода в обучении своему предмету. Все остальное - дело конкретного исполнителя.

П

В период. веден. НОУриложение. Система педагогической деятельности Парамонова С.В.

Система в работе учителя – залог успехов его учениковСистема в работе учителя – залог успехов его учеников

Формир. новых знаний

Закрепл. нов. знан.

Повторен. знаний

Коррекция знаний

Контроль знаний

На урок. форм. нов. знан.

При реш. зад.

На лаборат. работах

В иссл. лабор. работах.

В мини проектах

При веден. словаря формул

В инд. учебной деятельности

Устный. опрос

Доп. разъяснение

Реш. задач

Повтор. экспер.

Повтор с помощью

кино, видеопродукции,

использования

электронных материал.

Дома, специально заданных

В период самост. работы

В пер. анализ. ошиб., доп. в конр., лаб. и др.

В инд. деят.

В котр., сам., лабор.

Пробн. экз. ЕГЭ, ГИА

В олимп., НОУ

Уст. опр.

Физ. дикт.

При реш. пробл. в мини проектах

Внеклассная деят.

Ведение НОУ прак. и теор. напр

Изгот приборов, установок

Использование соврем. средств обучения

Интернет- ресурсы

Электон. уроки и тесты

Собств. электрон. метод. разраб.

Развитие кабинетн. системы

Сохр. и исп. «старых.» средств. обуч.

Приобр. и внедр. средств обуч нового покол.

Изуч. ср.

нов. покол.

Изгот. самод средств обучения

Воспитательная деятельность

Воспит. бережного отношения к имущ.

Восп. ответ. за чистоту. среды

Восп. чувст. прекрасного «музык. переменами»

Пропаганда здорового образа жизни

Работа

с родителями

Индивидуальная

работа

Выступления на

Совете учреждения

Участие в заседаниях школьной комиссии

по делам несовершеннолетних

Приобр. пед. опыта, повыш. квалиф.

Курсовая квал.подгот

в ХРИПК и ПРО

Краткоср. курсы в ХРИПК и ПРО

Участ. в обуч семинар. в ХГУ

Распространение

педагогич. опыта

Участие в семинарах, форумах, проведение мастер-классов

Лекционная деятельность в ХРИПК и ПРО

Публикации учебно-методических и др. материалов от уровня муниципального до международного уровня

Педагогические исследования

Формирование системы повторения и

закрепления знани. учащихся по физике

Использование авторских дидактических материалов тестового содержания

для обучения детей конкурентно способных по физике

Система в работе учителя – залог успехов его учеников

Авторские программы элективных курсов

Элементы небесной механики

Электродинамика в тестах

Астрономия

Познай физику и себя при решении олимпиадных задач

Участие в профессиональных конкурсах

Победитель муниц. фестиваля «Педагогический Олимп»

Победитель конк лучш. учит. Р.Ф. в рамках Приоритетного нац. проекта «Образование»

Победит. муниц. конкурса в Год учителя

Лауреат муниц. конкурса «Лучший урок»

3 место в муниц. этапе респ. конкурса «Электронные методические разработки»

Взаимосвязи с ВУЗами

Член гос. аттестац. комисс. в ХГУ по специальности физика. Рецензент уч.-метод матер. Апробац. уч.-метод. материалов. Педагогич практика студентов

Публикации статей, выступления, курс. подг. в Алтайской государствен. пед. академ.

Участие в комиссиях

Член госуд. крм. по проверке. аттестац.

работ выпускников РХ в ЕГЭ

Предс. комис. по пров. олимп.

работ учащ. в Абакане

Член ком. по пров олим. работ учащ. в РХ

Член муниц. иннов. команды по напр. «Построен. проф школы»

Член ком. по заслуш презент. дипломн. работ выпускников-физиков ХГУ

Член итоговой аттест. комиссии выпускных работ слушателей ХРИПК и ПРО

Открытые

уроки

В период изготовл. уч. прибор.

В специальн. беседах

Забота о работоспос.

Участие в заседаниях школьной комиссии по делам несовершен.

по делам несовершеннолетних

Выступления на родит собраниях

Участ. в обуч семинар. в АГПА

Участ. в обуч семинар. в АГПА

Творч. встречи

Дистанц. курсы

Апробация дидактических материалов тестового содержания

Сист. персп. планир.

Перспективное планир.

Съёмки обуч. фильмов

Разработка. эл курсов

Разраб. специал. контрольных раб.

Испр. ошиб., допущ. в проб. экз ЕГЭ, ГИА


© 2010-2022