- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике на тему Условие плавания тел
Конспект урока по физике на тему Условие плавания тел
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андриешина Е.Н. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель физики: Андриешина Елена Николаевна
Тема. Условие плавания тел.
Цель урока: определить условия плавания тел; показать практическое применение закона Архимеда; формировать умения наблюдать явления природы, анализировать факты.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
-
Организационные моменты.
-
Проверки домашнего задания.
-
Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
-
Постановка учебной проблемы.
Демонстрация № 1. На поверхность воды опускаем блюдце, блюдце плавает, если опустить ребром в воду - оно потонет.
Опыт вызовет у учащихся первичный интерес. Объяснение к нему будут даны позже.
-
Изучение нового материала.
Беседа.
Вопрос классу.
Какие силы действуют на погруженное в воду тело? (Сила тяжести, направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вверх.)
G Как может вести себя тело под действием этих сил? (Если Fт > Fа, то тело будет двигаться вниз, тонуть, если Fт < Fа, то тело будет двигаться вверх, всплывать в жидкости, если Fт = Fа, то тело будет находиться в состоянии равновесия, то есть будет плавать в жидкости.)
Выполняется рисунок в тетради.
Fа > Fт - тело всплывает в жидкости;
Fа = Fт - тело плавает в жидкости;
Fа < Fт - тело тонет в жидкости.
Демонстрация № 2. Берем два сосуда с водой. В одном сосуде чистая вода, а в другом - соленая. Опускаем варенное яйцо в сосуд с чистой водой - яйцо тонет; в сосуд с соленой водой - всплывает.
Вопрос классу.
G Что можно сказать о силе тяжести, которая действует на яйцо в первом и во втором случаях?
G Что можно сказать о значении архимедовой силы, которая действует на яйцо в первом и во втором случаях?
G Сравните значения Fт и Fа в обоих случаях.
Демонстрация № 3. Яйцо опускают в сосуд с соленой водой, а сверху аккуратно доливают чистую воду. Видно, что яйцо плавает внутри жидкости.
Демонстрация № 4. К небольшой свечке снизу прикрепляем груз так, чтобы свечка плавала в сосуде с водой. Верхний конец свечки при этом чуть выступает над водой. Свечку зажигают.
Вопрос классу.
G Как долго будет гореть свеча?
Вернемся к опыту с блюдцем. Правильный ответ: при опускании блюдца дном на поверхность воды объем погруженной части больше, чем в случае опускания ребром, поэтому архимедова сила больше в первом случае.
Условия плавания тел можно переформулировать.
ρж > ρт - тело всплывает в жидкости;
ρж = ρт - тело плавает в жидкости;
ρж < ρт - тело тонет в жидкости.
-
Закрепление нового материала. Решение задач стр. 125.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание: § 17, задача 17.2