Презентация задачника Экологические задачи

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
































МОУ Усть-Ордынская СОШ №1 им. В.Б. Борсоева

Сборник экологических задач по физике

Презентация задачника Экологические задачи

Авторы:

Макаров Леонид, Монхоев Денис,

Семенова Сардана, Бульгаева Валерия

Архинчеев Вячеслав.

п.Усть-Ордынский

2015г





В сборник вошли задачи по всем темам курса физики основной школы. Имеются задачи повышенной сложности, исследовательские, графические, экспериментальные, а также задачи на доказательства, анализ и моделирование физических явлений, происходящих в организме человека, задачи-парадоксы и творческие проекты.

Ко многим качественным задачам даны ответы, а к наиболее сложным - решения.

















Предисловие

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,-

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Р.Киплинг

Сборник содержит задачи по всем темам курса физики основной школы. Он предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях при обучении физике в 7-11 классах, также при проведении внеклассных мероприятий.

В сборник включена авторская система подбора качественных задач, связанных с организмом человека, которая направлена на мотивацию изучения физики. Также экологические задачи, связанные со здоровьем человека, «транспортные» задачи, связанные с безопасностью на дорогах, задачи, связанные с организмом человека.

Задачи в сборнике сгруппированы по разделам курса физики и представлены по степени нарастания трудности.

Задачник адресуется учащимся и учителям общеобразовательных школ.

Желаем успехов в познании физики человека, сохранения и сбережения здоровья человека.

Авторы.

Оглавление:



  • Предисловие

  • Основное содержание (задачи):

- Механика

- Термодинамика

- Электродинамика

- Оптика

- Ядерная физика

3. Ответы

5. Литература











Механика:

1. Рассчитайте ускорение ступни и головы при торможении об пол, если известно, что скорость падения равна 3 м/с, а величина прогиба пола S=1 мм.

2. Известно, что летающая рыба, спасаясь от хищника, взлетает на высоту 10 м и совершает по инерции полет протяженностью до 30 м , время полета 2с. Какова горизонтальная скорость рыбы. (ответ: 15м/с)

3. Какую скорость приобретает кальмар после одного сокращения мантийной полости, если выбрасываемая из нее со скоростью 7,5м/с вода составляет 1/3 массы тела кальмара.

4. Громкость звука рок-музыки на дискотеки достигает 100 дБ. Во сколько раз интенсивность этого звука превышает предельно допустимые нормы, соответствующие 50дБ. (ответ: в 10 раз)

5. Нажимая на педаль газа, водитель увеличивает мощность автомобиля. При какой мощности начинается пробуксовка, если коэффеицент трения между шинами и дорогой 0,2 ,масса автомобиля 1т, скорость 60 км/ч, КПД двигателя 40%. (ответ: 83кВт).

6. Заряд пушки содержит 150 кг пороха. Масса всего снаряда 420кг,КПД орудия 25%, теплота














сгорания пороха 4,2 МДж/кг. Определите дальность полета снаряда. (ответ: 75км).

7. Голубь весом 3Н набирает высоту 100м в течение 20 с. Какую мощность он при этом развивает.

8. Найти работу, совершенную туристом при десятичасовом подъеме по снежному склону со скоростью 400 м/ч, если его с рюкзаком 950 Н.

9. Скорость ласточек 70 км/ч. При выкармливании птенцов «рабочий день» родителей иногда длится 18 ч. Сколько километров за это время они пролетают.

10.Крупная экологическая катастрофа произошла в марте 1978г вблизи г Бреста. После аварии американского супертанкера «Амоко Кадис» из резервуара в море вылилось 200 тыс. тонн нефти. В результате образовалась нефтенная пленка толщиной 0,5мм. Определить площадь загрязнения. (ответ: 5*108м2)

11. Птица сидит на дне ящика. Ящик стоит на весах. Нарушится ли равновесие весов, если птица взлетит?

12. Геолог обнаружил в скалистой горе глубокую расщелину. Чтобы определить ее глубину, он бросает в нее камень. Звук от удара о дно расщелины он услышал через 4 с. Какова глубина расщелины.

13. Спортсмен массой 60 кг прыгает в воду с высоты 10 м со скоростью 13 м/с. Найдите среднюю силу сопротивления воздуха.

14. Надо ли широко расставлять ноги при подъеме больших тяжестей, или их надо держать вместе?

15. Почему по скользкому льду люди ходят маленькими шажками?

16. Почему пуля, вылетевшая из ружья, не может отворить дверь, но пробивает в ней отверстие, тогда как давлением пальца дверь отворить легко, но проделать отверстие невозможно.

17. Метеорит сгорает в атмосфере. Куда при этом девается его количество движения?

18. Какую работу совершает двигатель автомобиля «Жигули» массой 1,3 т при трогании с места на первых 75 м пути, если это расстояние автомобиль проходит за 10с,коэффициент сопротивлен. движения равен 0,05 ?

19. Подъемный кран за 7ч поднимает массу 3000т строительных материалов на высоту 10м. Какова мощность двигателя крана, если КПД крана 0,6?














20. Сердце взрослого человека за одно сокращение прогоняет около 160 см3 крови. Оно сокращается примерно 70 раз в минуту, совершая работу 1 Дж за каждое сокращение. Какую работу совершает сердце за 1 день. (ответ: 100 кДж.).

21. Собачья упряжка начинает тащить стоящие на снегу сани массой 100 кг с постоянной силой 149 Н. За какой промежуток времени сани проедут первые 200м пути? Коэффициент трения скольжения полозьев о снег 0,05.

(ответ:20 с).

22. Длина скачка блохи на столе, прыгающей под углом 45 к горизонту, равна 20 см. Во сколько раз высота ее подъема над столом превышает ее собственную длину, составляющую, 0,04мм? (ответ: 125).

23. пловец, масса которого 100 кг, способен оттолкнуться от края бассейна с силой 2,5 кН. Какую скорость можно приобрести при таком толчке за 0,1 с?

24. Объясните, почему в конце прыжка спортсмен опускается на согнутые ноги?

25.От чего зависит величина дополнительной нагрузки, испытываемой человеком, поднимающимся в ракете от ускорения или от скорости, с которой он движется?

26.Почему бегущий человек, стремясь быстро и круто обогнуть столб или дерево, обхватывает его рукой?

27.Почему человек может поскользнуться, наступив на твердую сухую горошину?

28.Какую работу совершает комар, когда жалит человека?

29.Почему взмах руками, сделанный спортсменом в момент прыжка, увеличивает высоту и длину прыжка?

30.Все знают из опыта, что идти в гору трудно. А почему?

31.Скорость велосипедиста 5 м/с, а скорость встречного ветра 14,4 км/ч. Какова скорость ветра относительно велосипедиста? (9 м/с).

32.Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м)

33.Пассажир движущегося автобуса отвлек разговором внимание водителя на 5 секунд. Почему "Правилами дорожного движения" запрещено это делать? Какой путь пройдет за это время автобус, если его скорость была 60 км/ч?














(Разговаривать с водителем во время движения автобуса нельзя, т.к. создается вполне реальная аварийная ситуация; Автобус проехал за это время путь, равный 83 метрам).

34.Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?

35.В начале участка шоссе стоит дорожный знак "30 км/ч". Нарушил ли правила движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 1,8 км за 4 мин? (Не нарушил, т.к. скорость автомобиля была 27 км/ч).

36.Мотоциклист за первые 10 мин. движения проехал 5 км., а в последние 8 мин., - 9.6 км.

А) Как велика была средняя скорость движения на каждом из двух участков пути?

Б) Определить среднюю скорость мотоциклиста (в км/ч) за все время движения. (А. 0.5 км/мин; 1,2 км/м Б. = 49 км/ч.)

37.Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м).

38.Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).

39.Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них? (=117м).

40.Для чего у троллейбуса справа и слева от водителя небольшие зеркала? (Чтобы водитель мог наблюдать за тем, что происходит с правой и левой стороны транспортного средства).

41.Удастся ли мальчику, переходящему шоссе со скоростью 1.8 км/ч, воспользоваться "Островком безопасности", если известно, что зеленый свет светофора горит 25 секунд? Ширина шоссе 24 метра. (Да, мальчик пройдет за это время только 12.5 метра).

42.Кто и для чего обязан пользоваться шлемом во время езды?

43.Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?

44.Почему запрещается эксплуатация автомобиля, если у него не работает манометр системы пневматических тормозов?














45.Найти работу при торможении автомобиля за 5 секунд перед внезапно возникшим препятствием, если развитая мощность машины при торможении 80 кВт? (400 кДж).

46.Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижает скорость движения машины?

47.Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?

48.Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?

49.Иногда зимой тротуары посыпают солью. Для чего это делают?

50.Для чего у машин - бензовозов сзади всегда висит кусок металлической цепи, касающейся земли?

51.Предложите несколько собственных реальных проектов повышения безопасности движения пешеходов, велосипедистов, машин.

52.В каких случаях электродвигатели трамваев отдают электрическую энергию обратно в сеть (происходит эффект рекуперации энергии)?

53.Назовите основные преимущества (и недостатки) современного электромобиля по сравнению с автомобилем.

54.Автомобиль приближается к мосту со скоростью 60 км/ч. у моста висит дорожный знак "10 км/ч". За 0.7 с до въезда на мост водитель нажал на тормозную педаль, сообщив автомобилю ускорение 2.0 м/с2. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост? (=9.7 км/ч).

55.Автомобиль движется прямолинейно с постоянным ускорением 2.0 м/с2. В некоторый момент времени его скорость равна 10 м/с. Где он был 4.0 с назад? (В 24м до того места, где он находится в данный момент.)

56.Какова была начальная скорость автомобиля, если, двигаясь с ускорением 1.5м/с2, он проходит путь 195м за 10с. (12м/с).

57.Поезд, движущийся после начала торможения с ускорением 0.40м/с2, через 25с остановился. Найти скорость в момент начала торможения и тормозной путь. (10м/с),(0.13км.)

58.Вагон наехал на тормозной башмак при скорости 4.5км/ч, через 3.0с вагон остановился. Найти тормозной путь вагона. (1.9м).

59.Поезд двигался со скоростью 72км/ч. Найти время торможения, если известно, что тормозной путь был равен 800м. (80с).

60.Какое расстояние должен пройти автобус от остановки, чтобы его скорость возросла до














36км/ч, если для удобства пассажиров ускорение не должно превышать 1.2м/с2. (42м).

61.Ножной тормоз грузового автомобиля считается исправным, если при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 30км/ч по сухой и ровной дороге, тормозной путь не превышает 9.0м.Найти соответствующее этой норме тормозное ускорение. (3.9м/с2).

62.Тормозной путь поезда перед остановкой на станции равен 1000м. Определить тормозное ускорение и тормозное время, если в начале торможения скорость поезда была 72км/ч. Какова была скорость поезда у светофора, находящегося в средней точке тормозного пути. (0.20м\с2, 1.7мин, 14м/с).

63.Велосипедист движется со скоростью 8.0 м/с. Какой путь пройдет он после того, как перестанет вращать педали? Коэффициент трения 0.050. (=65м).

64.С какой наибольшей скоростью можно вести автомобиль на повороте с радиусом кривизны 150м, чтобы его не "занесло", если коэффициент трения скольжения шин о дорогу равен 0.42?

65.Почему на крутых поворотах в автомобиле может открыться плохо захлопнутая дверь? (1. =89км/ч. 2. Вследствие центробежного эффекта).

66.Автомобиль движется ускоренно с постоянным ускорением 1.0м/с2. С каким ускорением будет он двигаться, если водитель выключит двигатель? Средняя сила сопротивления в 4 раза меньше силы тяги. (=0.25м/с2).

67.С каким максимальным ускорением сможет двигаться по дороге велосипедист, если коэффициент трения скольжения 0,07, а коэффициент трения качения 0.02? (0.5м/с2).

68.Под каким углом нужно наклонить кузов автомобиля-самосвала, чтобы сыпучий груз, находящийся в нем, высыпался? Коэффициент трения 0.65. (350).

69.С горки скатываются два вагона: один груженый, другой порожний. Какой из вагонов откатится дальше по горизонтальному участку пути после скатывания с горки? Рассмотреть два случая: 1) когда сопротивление воздуха не учитывается и 2) когда оно учитывается. (1. Оба вагона пройдут одинаковые расстояния; 2. груженый откатится дальше).

70.Определить угол, на который должен накрениться к дороге велосипедист, чтобы проехать поворот с радиусом кривизны 40м при скорости 9.0 м/с.














71. Для чего спортивные треки для езды на мотоциклах и велосипедах делают на поворотах с поперечным уклоном? (1.=780. 2.При наклоне равнодействующая всех сил сообщает центростремительное ускорение велосипедисту)

72.Через сколько времени остановиться автомобиль массой 1000 кг, движущийся со скоростью 72 км/ч, если выключить двигатель? Средняя сила сопротивления движению 0.20 кН. (100 с)

73.Человек в ванне. Пользуясь ванной с водой, в которой вы купаетесь, определите объем своего тела. Зная массу своего тела и объем , рассчитайте среднюю плотность тела человека.

74. Какой палец сильнее. С помощью бытовых пружинных весов определите силу, развиваемую большим, указательным и другими пальцами. Запишите показания прибора в ньютонах. Какой палец сильнее?

75.На коньках, на лыжах. Зная собственный вес, определите давление, оказываемое вами на снег (лед), когда вы на лыжах (коньках).

76. На диване. Почему на диване человеку лежать мягче, чем на доске?

77. Мощность человека.

а) Какова мощность человека массой 75кг при нормальной скорости ходьбы 5 км/ ч; при скорости марша 7 км/ч?

б) Какова мощность, затрачиваемая при езде на велосипеде (при скоростях 9 км/ч и 18 км/ч)?

в) Какова мощность развиваемая человеком массой в 75кг, взбежавшим за 2 сек. по лестнице на высоту 4м.

78. Как повернуться на стуле-вертушке. Сядьте на стул-вертушку так, чтобы ноги не касались пола. Вам надо повернуться на нем вокруг на 360. Как вы сделаете? Ответ поясните.

79. Ходьба человека. Рассмотрите ходьбу человека с точки зрения затраты энергии.

80. Испарение воды в организме человека. Организм человека состоит на 65% из воды. Испаряется ли она? Как? От чего зависит процесс испарения? На что влияет?

81. Человек на дне воздушного океана. Организм человека состоит на 65% из воды. Испаряется ли она? Как? От чего зависит процесс испарения? На что влияет?

82. Как человек дышит? Каково значение атмосферного давления в механизме легочного дыхания человека? Что происходит при вдохе - выдохе воздуха?

83. О черном, белом и сером цветах.

а) Чем отличаются между собой белый, черный и серый цвета?

б) Как познает человек эти цвета?

Проделайте следующий опыт со своими друзьями и сделайте вывод. В хорошо затемненной комнате на небольшой белый экран спроецируйте круглое пятно от карманного фонаря. Фонарь потушите, незаметно для зрителей. Вместо белого экрана поставьте черный и спроецируйте на него то же самое пятно, увеличив в несколько рез силу света фонаря. Зритель не заметит подмены экрана и будет думать, что видит то же пятно на том же экране. Когда же свет в комнате зажигается, зритель замечает свою ошибку и пятно на экране представляется ему уже не белым, а только светлым. Почему?

84. Заземление. Электрическое соединение какого-либо предмета с землей называют заземлением. Заряды, образованные на телах, изолированы от земли, при соединении с ней уходят в землю, так как благодаря своим большим, по сравнению с любым телом, размерам Земля обладает и значительно большей емкостью. Можно ли говорить о заземлении человека?

85. Биополе человека. В теле человека существуют биотоки и биопотенциалы. Что это такое? Можно ли их обнаружить?

86. Относительная или абсолютная влажность воздуха. Что важнее для человека: относительная или абсолютная влажность?

87. Где центр тяжести? Где обычно находится центр тяжести (или центр массы) у человека?

Термодинамика:

1. Какое количество теплоты теряет помещение за 1с через окно за счет теплопроводности воздуха, заключенного между рамами? Площадь каждой 4м2, расстояние между ними 0,3 м. Температуру воздуха между рамами считать равной среднему арифметическому температур помещения и наружного воздуха. Давление 101,3кПа. (ответ:23,9 Дж).

2. Наружная поверхность кирпичной стены толщиной 37 см (полтора кирпича) имеет температуру -170С, а внутренняя поверхность +200С. Определите количество теплоты, проходящей за сутки через поверхность стены площадью 1м2. (ответ: 5,69*106 Дж).

3. Толщина деревянной стены 10см. Какой должна быть толщина кирпичной стены, чтобы она обладала такой же














теплопроводностью, как деревянная? (ответ: 28см).

4. Сколько нужно сжечь каменного угля в печи, КПД которой 70%, чтобы восполнить потерю тепла за сутки через кирпичную стену площадью 20м2 и толщиной 0,20 м, если температура внутренней поверхности стены 200С, а внешней 100С. Теплота сгорания угля 30 МДж/кг. (ответ:5,9кг).

5. Какое количество дров надо затратить, чтобы вскипятить на костре 3 литра воды, взятой при температуре 100С, если на нагревание воды затрачивается 15%энергии, выделившейся при сгорании дров? (ответ: 7,56кг).

6. Автомобиль движется со скоростью 72км/ч. Мощность двигателя 60кВт, его КПД равен 30%. Определите расход бензина на 1км.

7. Оцените КПД идеального теплового насоса, «перекачивающего» тепло снаружи внутрь комнаты, если температура на улице -200С, а в комнате+200С?

8. КПД тепловой машины равен 30%. Каким станет КПД, если количество теплоты получаемое увеличить на 5%,а отдаваемое, уменьшить на 10%.

9. Почему всплывает сварившийся пельмень?

10. Организм человека в результате обменных процессов генерирует тепловую мощность 75Вт. Постоянство температуры тела обеспечивается испарением воды с поверхности кожи. Какое количество воды испаряется с поверхности кожи за 1ч? (ответ: 0,11 кг).

11. Почему иногда поверхности окон запотевают? Какие это поверхности - внешние или внутренние? При каких условиях на этих поверхностях образуется лед?

Электродинамика:

1. Тело человека обладает емкостью около 30 см. Какого радиуса следует изготовить изолированный шарообразный проводник, чтобы он имел такую же емкость?

2. Потенциал ленты для клейки галош равен 8000 В. Считая емкость тела работницы, которая дотрагивается до этой ленты, равной 25пФ, определите заряд сообщаемый ее телу. (ответ:2*10-7 К).

3.Рассчитайте полное сопротивление конечности человека переменному току городской сети, если она обладает активным сопротивлением 1000 Ом и емкостью 0,001мкФ.














4.Найдите силу и мощность тока, который пройдет через организм человека, если коснется проводов, находящихся под напряжением 220 В.

5.Почему при электромонтажных работах, производимых под напряжением, необходимо иметь обувь на резиновой подошве и резиновые перчатки?

6. Почему при передаче электроэнергии на большие расстояния используют высокое напряжение?

7. Чему равен КПД установки для электролиза раствора серебрянной соли, если при затрате 80Дж энергии выделилось 5,6г серебра,при разности потенциалов на электродах 4В?

8. Троллейбус массой 11т движется со скоростью 36км/ч. Найти силу тока в обмотке двигателя, если напряжение равно 550В и КПД-80%. Коэффициент сопротивления движению равен 0,02.

9. Электрический чайник с водой объемом 600 см3 при 200С забыли выключить. Через сколько секунд после этого вся вода выкипит? Нагреватель чайника имеет сопротивление 30 Ом и включен в сеть с напряжением 300В. КПД чайника 40 %.

10 Во время грозы между облаками возникает напряженность поля E=3*106 Н/Кл. найдите изменение кинетической энергии электрона под действием электростатического поля на расстоянии L= 3*10-9 м. (ответ:1,44*10 Дж.)

11 Земной шар обладает отрицательным зарядом Q=-5,7*105Кл. Оцените напряженность электростатического поля, создаваемого этим зарядом вблизи поверхности Земли в воздухе и в водоемах, принимая R= 6400км. Диэлектрическая проницаемость воды = 80. (ответ125В/м; 0,016В/м).

12 Почему электрические лампы накаливания чаще всего перегорают в момент включения?

Ядерная физика:

1. Сколько ядер распадается за 1с в куске урана 92U238 массой 1 кг. Какова его активность? (ответ:1,24*107Бк; 0,34мКи).

2. В кровь человека ввели небольшое количество раствора, содержащего радиоизотоп натрия Na24 активностью 2*103Бк. Активность крови, взятой через 5 ч в объеме 1см3, оказалась 0,27Бк. Найдите объем крови человека. (ответ: 6л).

3.Найти электрическую мощность атомной электростанции, расходующей уран 92U238














массой 0,1 кг в сутки, если КПД ее 16%. (ответ: 15МВт).

4. Известно, что а- ритмы мозга человека имеют частоту 7 Гц. Определить период и длину волны соответствующего инфразвука. (ответ: 0,14с ; 50 м).

5. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в окружающую среду было выброшено около 50 млн Ки радиоактивности. Произошло ли увеличение активности ядерного материала в активной зоне реактора?

6. Какая доля радиоактивного цезия 55Сs137 ,период полураспада которого 30 лет, распадается за 1 год? (ответ: 2,3%).

7. Какую поглощенную долю получит человек за 10 лет, если через органы дыхания в него попало 100 мкг изотопа плутония - 239? Период полураспада изотопа 24000 лет. Средняя энергия а-частицы ядра равна 5,1МэВ. (ответ: 0,87 Гр).

8. В стебле пшеници вода поднимается на высоту 1м. Определите средний диаметр капилляров. ( ответ: 0,03мм ).

9. Дефектоскопист предполагает использовать плотные перчатки для работы с источником излучений в ампуле, содержащей изотопы сттронция-90, имеющим активность 270 МБк. Не опасно ли это? Перчатки задерживают 90% излучения. (ответ: опасно!)

10. Ядра изотопа 90Th 232 претерпевают а-распад, два в-распада и еще один а-распад. Какие ядра после этого получаются? (ответ: Ка).

11. Во что превращается изотоп урана-238 после а-распада и двух в- распадов? (ответ: в изотоп урана-234).

12.Какова электрическая мощность АЭС, расходующей за сутки 220 г урана и имеющей КПД 25%. (ответ:53МВт).

13. Какую работу нужно совершить, чтобы выдуть мыльный пузырь диаметром 10см? Поверхностное натяжение мыльного раствора равно 4*10-2 Н/м. (ответ: 2,5 мДж.).

Оптика:

1. Для чего нужны два глаза?

2.С наступлением темноты зрачок глаза расширяется. Почему и как это отражается на изображении предметов?

3. Зачем световые сигналы делают мигающими?

4. Близорук или дальнозорок человек, нормально видящий в воде?














5. На белом листе написано красным карандашом «5», а зеленым «4». Имеются два стекла - красное и зеленое. Через какое нужно посмотреть, чтобы увидеть оценку «5»















ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Ильченко В.Р.Перекрестки физики, химии, биологии. - М.: Просвещение, 1986.

  • Чандаева, С.А. Физика и человек. - М., 1994.

  • Рыженков, А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. - М.: Просвещение, 2000.

  • «Первое сентября» - Издательский дом «Первое сентября».

  • Журнал «Физика в школе».

  • Журнал «Здоровье и экология». - Волгоград: Экология.

  • Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. - М. Наука, ФМД, 1986.

  • УМК «Здоровье» / под ред. проф. В.Н. Касаткина.

  • Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика. М: АРКТИ, 2001.

  • Елкин В.И. Необычные учебные материалы по физике. М: «Школа-Пресс», 2000.

  • «Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике» Ш. Г. Зиятдинов Москва - Бирск 2005 издательство БИРГСПА.

  • «Физика и экология» Г. А. Фадеева, В.А. Попова г. Волгоград издательство «Учитель»

  • «Сборник задач по физике» Г. Н. Степанова г. Москва издательство «Просвещение» 1998г.

  • «Сборник задач по физике» В. И. Лукашик г. Москва издательство «Просвещение» 1994 г.

  • «Физика» А. Г. Рымкевич издательство «Дрофа» г. Москва 2005г.



  • «Сборник задач по физике» Г. М. Гусманова Е. А. Кантор г. Уфа издательство УГНТУ 2005г.

  • «Физика и биология» Ц. Б. Кац г. Москва издательство «Просвещение» 1994 г.

  • «Физика и экология» А. П. Рыженков г. Москва издательство «Прометей» 1989г.

  • «Физика» А. С. Царев В. М. Енотова г. Москва «Просвещение» 1991г.

  • «Задачник по физике» Г. Остер г. Москва издательство «Астрель» 2000г.























ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Косицкий, Г.И., Дьяконова, И.Н. Резервы нашего организма. - М.: Просвещение, 1993.

  • Энциклопедия для детей: Физика. Т. 16. - М.: Аванта, 2003; Человек. Т.18. - М.: Аванта, 2003; Экология Т.19. - Мю: Аванта, 2004.

  • Дорохов А.Про себя самого. - М., 1989.

  • Зверев И.Д. Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы. - М., 2000.

  • Заиманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма: глубинная медицина. - М., 1991.

  • Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М., 1991.


© 2010-2022