Некоторые методические указания решения сложных физических задач

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые методические указания решения

сложных физических задач

Ившина Е.В.

Учитель физики МБОУ "СШ№11"

В современной школе физические задачи являются мощным орудием изучения предмета. Изменение отношения к задачам по физике произошло, во-первых, под влиянием исследований по психологии изменился взгляд на процесс усвоения физических понятий; во-вторых, в школе активно внедрялся принцип единства теории и практики, требующий большей конкретизации физических понятий и применения полученных знаний к решению практических задач.

Решение задач по физике способствует приобщению к самостоятельной творческой работе, приучает анализировать изучаемые явления, помогает глубже проникать в их сущность, воспитывает внимание и логическое мышление, знакомит с методом моделирования физической ситуации. Такая направленность решения задач соответствует принятому в современных условиях компетентному подходу к развитию личности ученика и способствует успешному выполнению им требований ЕГЭ. Умение решать задачи, особенно повышенной сложности, всегда являлось одним из показателей одаренности ученика.

Целью работы является показать наиболее эффективный способ решения сложных физических задач учащимися общеобразовательных школ.

Задачи повышенной сложности по физике представляют собой:

во-первых, задачи, связывающие в одну проблему несколько разделов;

во-вторых, задачи, при решении которых используются специальные методы, как правило, не рассматриваемые в школе на уроках. К числу таких методов можно отнести: закон Кирхгофа (решение задач на расчет электрических цепей), теплоемкость газов (упрощает решение задач на законы термодинамики), переходные процессы в электрических цепях: переходные процессы в электрических цепях с источниками, резисторами и конденсаторами; переходные процессы в электрических цепях с источниками, резисторами и катушками индуктивности; переходные процессы в электрических цепях с колебательным контуром (при расчете электрических цепей), правило знаков в формуле тонкой линзы.

В-третьих, рассматриваются интересные сюжетные задачи, на применение знаний в нестандартной ситуации.

Для того, чтобы научить учеников решать задачи такого уровня, необходимо представлять себе, какова структура мыслительной деятельности ученика по решению задачи.

Самый сложный момент - анализ условия. Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать его. Проверить понимание задачи учитель может, попросив ученика повторить формулировку задачи, выделить главные элементы задачи: неизвестные и данные. При решении задачи учеником у доски должно стать правилом самостоятельное произнесение учеником формулировки задачи без использования учебника или подсказок.

На этапе поиска решения ученик вспоминает физические законы, определения, описывающие ту область явлений, о которой говорится в задаче и составляет план решения. Этот этап самый сложный, на него приходится большая доля мысленных усилий.

Существуют различные методы поиска решения задачи. Учащихся желательно ознакомить с ними, показывая, в каких случаях удобнее использовать тот или иной из них.

Основные методы поиска решений задачи: анализ и синтез. Самым распространенным является аналитико-синтетический способ.

Найденное известное решение задачи обычно излагают синтетическим методом, а чтобы найти способ решения, обычно пользуются анализом. Синтез позволяет изложить известное решение задачи быстро и четко. Однако ученику при этом трудно понять, как был найдено решение, как бы он сам мог догадаться решить задачу. Анализ требует большей, чем синтез, затраты учебного времени, но зато позволяет показать ученику, как найти решение, как можно самому догадаться её решить. Если анализ используется систематически, то у учащихся формируются навыки поиска решения задач.

Анализ в чистом виде вообще не применяется. Если ученик пользуется им при поиске решения задачи, то только до тех пор, пока в его сознании не возникнет идея решения. При решении задачи синтезом в сознании человека приводится и анализ. Но часто настолько быстро, подсознательно, что ему кажется, будто он сразу увидел решение, не прибегая к анализу.

На этапе решения идут преобразования записанных формул, осуществляется намеченный план решения.

Проверка результата - проверка, прикидка достоверности, полученного результата.

Основные средства учителя, позволяющие научить решать задачи:

  1. Образец решения задачи. Такой образец полезен на первом этапе, но его дидактическая ценность невелика.

  2. Алгоритмическое предписание. По такому предписанию легко решаются задачи, например, в кинематике.

Поскольку нестандартные задачи требуют нестандартного мышления их решение невозможно свести к выше перечисленному алгоритму. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо вооружить учащихся и эвристическими методами решения задач, которые основаны на фантазии, преувеличении, «вживании» в изучаемый предмет или явление и др.

А для этого:

  • они должны обучаться этому методу постепенно и регулярно;

  • больше решать задач самостоятельно, так как любые умения и навыки приобретаются только в практике. При этом решение задач учениками должно быть мотивированным, так как от нее зависит эффективность поиска решения .

Поэтому добавим еще два средства:

  1. обучение эвристическим методам решения задач должно проводиться на большом числе примеров.

  2. самостоятельность и заинтересованность учащихся приводят к поиску способа решения задач, которые не использовались ими ранее.

Таким образом, для получения эффективного результата при решении сложных задач, необходимо ученику в первую очередь ясно представить смысл задачи, т.е. осознать ее, подобрать наиболее эффективный способ ее решения, используя, при этом, наряду с классическим эвристический метод.

© 2010-2022