Доклад Особенности работы в классе-комплекте на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшим младших. Такие школы напоминают большую семью.
Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка.

Однако при имеющихся трудностях мы стараемся находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания) оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно - воспитательной работы в малокомплектной школе. В нашей школе с 2013-2014 учебного года в среднем звене классы объединены в классы- комплекты. В прошлом учебном году были объединены 7-8 класс и сегодня я расскажу как я работаю в таком классе- комплекте на уроке физики.

Слайд 2

В условиях малой школы учителю легче осуществлять:

  1. индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

  2. личностно - ориентированный подход в обучении, который очень важен при обучени по федеральным государтвенным образовательным стандартам, такой подход выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат" друг друга;

  3. практическую направленность учебной деятельности учащихся ( экскурсии на сельскохозяйственные объекты, у нас это объекты фермеров, участие в опытнической работе и т. д.)

В сложных своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной школы существенно возрастает роль организации учебно -воспитательного процесса.

Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной школе является урок. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется прежде всего задачами урока, особенностями формирования определённого вида понятий, подготовленностью учащихся. Планируя самостоятельную работу, я определяю: на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом: какими должны быть характер и форма задания. При этом я использую следующие материалы.

Слайд 4

Очень важно, что пособие предусматривает порядок заданий с нарастанием трудностей, это помогает определить задание для каждого учащегося индивидуально.

Сдайд 5

Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, я хорошо продумываю логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и как необходимо подключиться к работе, т.е. заранее выделить так называемые "зоны особого пед. внимания".

В мире цифровых технологий тетрадь и книгу стремится заменить персональный компьютер. В моем классе в пользовании дано 4 компьютера, подключенные к сети Интернет.

Все учащиеся имеют навыки работы на компьютере, поэтому часто при организации самостоятельной работы я использую презентации, составленные самой или готовые, скаченные из Интернет.

По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедиа презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала. Эти презентации я называю "модели урока", так как они являются, по сути, расширенным планом урока с набором необходимых рисунков, схем, формул, выводов, определений - всего, что я сочла необходимым включить в эту презентацию для того, чтобы урок был насыщенным, интересным, мобильным. Презентации бывают разными. Это зависит от того, какому классу и на каком этапе будет предложена самостоятельная работа. Если это этап изучения новой темы с помощью технологии "Критическое мышление", то моя презентация представляет пошаговый план , ориентирующий учеников в том, что на данном этапе они должны делать. Это могут быть вопросы для составления плана ответа, таблица, которую необходимо заполнить, вопросы для самопроверки или взаимопроверки и другое. Презентационная модель урока оживляет его, даёт возможность на всех этапах урока работать быстро, интересно, помогает менять виды деятельности. Такой вид работы очень эффективен.

Новые образовательные технологии ориентируются не только на приоритет знания и исполнения, но и на индивидуально-творческие, личностно ориентированные формы и методы обучения, на их вариативность и учет субъектного опыта учащихся. Одним из таких средств являются онлайн тесты, которые я также использую при работе в классе -комплекте. Тесты в учебном процессе выполняют не только оценивающую но и обучающую функцию. Важная черта многих тестов состоит в том, что ребёнок учится сам находить ошибки и анализировать их. Наличие возможности выбора одного из нескольких предложенных ответов развивает внимательность при чтении заданий, воспитывает критичность мышления. Кроме того, использую многоуровневые тесты, где ученик может самостоятельно (что немаловажно) определить уровень усвоения темы. Обучающая сторона теста существенно усиливается через интеграцию тестирования с традиционными методами обучения. Так, например, тестовые задания входят составной частью в структуру урока, лекции, самостоятельной работы.



© 2010-2022