- Преподавателю
- Физика
- Методика активизации самостоятельной работы при очной форме ДО
Методика активизации самостоятельной работы при очной форме ДО
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларцева Н.А. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методика активизации самостоятельной работы при очной форме ДО
(на примере урока по физике для 7 класса «Сообщающиеся сосуды»)
Н.А.Ларцева
учитель физики ГКОУ РО Ростовской санаторной школы-интерната № 28 (ЦДО)
г.Ростов-на-Дону
Очная форма дистанционного обучения детей с ОВЗ, базирующаяся на применении информационных технологий, позволяет проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС, используя весь арсенал современных педагогических приёмов и методов для формирования мотивации и повышения качества образования, расширения школьного образовательного пространства. В качестве примера приведены основные этапы урока по теме «Сообщающиеся сосуды» (7 класс). Рассмотренные методы направлены на реализацию личностно-ориентированной образовательной траектории на основе учёта индивидуальных особенностей каждого ученика и активизации его самостоятельной работы.
При очной форме дистанционного обучения школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) урок реализуется в дистанционной информационно-образовательной среде посредством применения современных информационно - коммуникационных технологий, обеспечивающих доступность и наглядность обучения. Каждый ученик имеет персональный компьютер с выходом в интернет-пространство, что позволяет использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) непосредственно во время урока, а также сопутствующее оборудование (сканер, принтер, наушники и т.д.). Классы малоформатные (от одного до трёх учеников), общение обучающихся друг с другом и с учителем во время урока обеспечивается программами оперативного онлайн взаимодействия (программы Skype, iChat). Время дистанционного урока 40 мин.
При проведении урока для повышения мотивации и активизации самостоятельной деятельности учеников в режиме реального времени используются интернет - ресурсы, содержащие большое количество демонстрацион- ных опытов и интерактивных упражнений, что позволяет школьникам ощутить себя исследователями, работающими в виртуальной лаборатории. В течение урока предусмотрено чередование разных видов деятельности обучающихся, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что создаёт условия для своевременной помощи слабому, не ограничивая темп и уровень усвоения материала более сильным учеником.
Динамичному управлению ходом урока способствует технологическая карта урока, которая заранее разрабатывается преподавателем и предъявляется каждому ученику во время организационного этапа. Отбор учебного материала и алгоритм чередования действий обучающихся, положенные в её основу, должны соответствовать программе курса, цели и задачам урока, возрастному контингенту учеников. Наиболее сильным ученикам может быть отправлен комплект технологических карт, совокупность тем которых представляет содержание определённого модуля, с указанием дат уроков по ним, расширенным списком интернет-ресурсов и дополнительными индивидуальными заданиями. Такой подход соответствует технологии уровневой дифференциации и даёт ученикам с разным уровнем подготовки возможность работать в оптимальном для них темпе с несколько разным объёмом учебной информации, что позволяет обеспечить как базовый, так и повышенный уровень усвоения.
Особое внимание обращается на соблюдение принципов систематичности, преемственности и последовательности формирования знаний, умений, навыков (об этом свидетельствует содержание этапов урока, приведённого далее в качестве примера), установление межпредметных связей (последнее подчёркивает значение изучения данного предмета для успешной адаптации в окружающем мире и расширения жизненного опыта учеников).
С целью повышения мотивации часто используется проблемно - поисковый метод (проблемная ситуация, созданная в начале урока, имеет целью побуждение учащихся к самостоятельному мышлению на основе поиска и обобщения экспериментальных фактов). Для наиболее полного учёта психологических особенностей обучающихся в ходе урока реализуются формы передачи содержания учебного материала, опирающиеся на различные виды памяти: зрительную, слуховую и моторную.
На всех этапах урока преобладают диалоговые формы общения, позволяющие выслушать мнение ученика, не подавить, а убедить и заинтересовать, широко применяется технология сотрудничества с целью создания благоприятной психологической обстановки, способствующей развитию всех сторон личности ученика в процессе учёбы, повышению мотивации и к обучению, и к творческой самореализации обучающихся на основе приобретения опыта успешного использования физических знаний в различных жизненных ситуациях. Дополнительным положительным фактором служат «ролевые игры», дающие возможность школьникам проявить себя с различных сторон.
Урок, разработанный в соответствии с изложенной методикой, является компетентностно - ориентированным, получение знаний на основе самостоятельно проводимых виртуальных опытов способствует выработке умения анализировать и обобщать наблюдаемые результаты, аргументированно переходить от гипотез к теоретическим выводам и применять их для объяснения природных явлений и работы технических устройств; в процессе сотворчества друг с другом и учителем отрабатываются навыки поиска и анализа информации, совершенствуется коммуникативная культура обучающихся.
Далее этапы работы ученика на дистанционном уроке с применением ЦОР конкретизированы на примере урока объяснения нового материала по теме «Сообщающиеся сосуды» (7 класс).
I. Организационный этап: ознакомление с технологической картой урока и поставленной проблемой.
Возникновению заинтересованности в достижении связанной с её разрешением цели урока способствует представление проблемной ситуации двумя способами, один из которых ориентирован на визуальное восприятие, а второй - на вербальное.
Визуальное представление проблемной ситуации:
Постановка проблемы в вербальной форме:
что общего в устройстве лейки и шлюзов?
Дополнительная информация к размышлению:
Строители знаменитого древнеримского водопровода обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути, что усложняло их работу. Поступали бы они так, если бы знали то, что сегодня является темой урока?
Зачем были нужны водонапорные башни?
После краткого обсуждения, побуждающего учеников к высказыванию своих гипотез, предлагается активировать приведённую в технологической карте урока гиперссылку files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_8.swf
Слайд 1 знакомит с планом следующих двух этапов урока - актуализации опорных знаний и формирования новых понятий. Учитель акцентирует внимание учеников на том, что для лучшего понимания темы урока надо повторить предыдущий материал, на который она опирается, что и будет проделано посредством выполнения небольшого теста. Затем им предлагается не просто ознакомиться по учебнику с описанием необходимых для разрешения проблемной ситуации опытов или пронаблюдать, как эти опыты демонстрирует учитель, но проявить себя в роли экспериментатора, самостоятельно выполняя виртуальные опыты, обсудить их результаты друг с другом и учителем и сделать выводы.
II. Актуализация опорных знаний (альтернативное тестирование).
1. В каком случае давление воды на водолаза больше:
а) на малой глубине б) на большой глубине.
2. А если водолаз погружался на одинаковую глубину, но:
а) в озере (плотность пресной воды 1000 кг/м3)
б) в море (плотность морской воды 1030 кг/м3).
Формулировка вывода: от каких величин и как зависит давление жидкости?
Математическое описание вывода (конструирование формулы р = ρgh).
III. Формирование новых понятий (совместная работа с другими учениками и учителем).
Слайд 2.
На основе сравнения изображений чайника, лейки, шлюзов выявляются общие черты в их устройстве, что позволяет дать определение сообщающихся сосудов.
Слайды 3, 4, 4а.
Самостоятельно работая с интерактивной моделью сообщающихся сосудов, ученики наблюдают, что происходит при наполнении сообщающихся сосудов водой, а также как изменяются уровни воды в них, если их наклонять в разные стороны. Результаты этих опытов обобщаются в виде вывода, который затем проверяется путём выполнения интерактивного упражнения по выбору необходимых слов из некоторого предъявленного набора и заполнению ими пропусков в тексте. Ученики оказываются в роли учёного - экспериментатора, переходят от наблюдения к анализу экспериментальных фактов, а затем к обобщению результатов опытов и формулировке теоретических выводов. В процессе диалога сильные ученики помогают более слабым, выполняя роль учителя при отработке навыков анализа информации.
Результатом выполнения интерактивного упражнения является визуальное представление вывода. Правильный вариант зачитывается одним из учеников.
Примечание: каждый ученик выполняет упражнение на установление соответствия самостоятельно, а затем в процессе коллективного обсуждения устанавливается окончательный правильный вариант.
Слайд 5.
Ученики самостоятельно выполняют виртуальный опыт по заполнению водой сообщающихся сосудов разной формы и сечения. После совместного обсуждения его результатов делаются выводы, на основании которых формулируются принцип сообщающихся сосудов для однородной жидкости и условие его выполнения.
Слайд 6 даёт возможность ученикам самостоятельно проверить, правильно ли они объяснили условие выполнения принципа сообщающихся сосудов.
Слайды 7, 7а, 7б.
Проводится интерактивный эксперимент, показывающий, как установятся уровни жидкости в сообщающихся сосудах, если в один из них налить одну жидкость (например, воду), а в другой - другую жидкость (например, масло). Вывод о результатах наблюдений оформляется путём установления соответствия между пропусками в тексте интерактивного упражнения и необходимыми словами.
Примечание: как и при выполнении предыдущего интерактивного упражнения каждый ученик производит действия по самостоятельно, а затем в процессе коллективного обсуждения устанавливается окончательный правильный вариант.
Слайд 8 представляет математическое обоснование вывода об особенностях расположения уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах - доказательство обратно пропорциональной зависимости между высотами столбов жидкостей и их плотностями. Сильные ученики изучают этот слайд самостоятельно на уроке, более слабым объясняет учитель либо более сильный ученик.
Примечание: сильным ученикам предлагается заметить опечатки во втором абзаце слайда 8.
IV. Закрепление материала.
1) что произойдёт, если открыть кран?
2) почему с помощью водомерного стекла можно контролировать уровень воды в паровом котле?
1 - паровой котёл (из непрозрачного материала), 2 - краны, 3 - прозрачное водомерное стекло.
V. Рефлексия (обмен мнениями между учениками и учителем).
1) Что нового узнали на этом уроке?
2) Считаете ли новые сведения полезными?
3) Был ли интересен материал урока?
4) Как оцениваете свою работу на уроке?
VI. Подведение итогов (анализ степени усвоения материала, сообщение оценок).
Домашнее задание: Перышкин А.В. Физика-7. §39, упражнение 16(2). Для более сильных учеников - дополнительное задание: подготовить своё сообщение о проявлении принципа сообщающихся сосудов в окружающем мире.
Заключение
Центр дистанционного обучения санаторной школы-интерната № 28 (г.Ростов-на-Дону) проводит большую работу по созданию и совершенствованию единой системы дистанционного обучения детей с ОВЗ на территории Ростовской области, начатую в рамках реализации нацпроекта «Развитие дистанционного образования детей - инвалидов». Педагогическим коллективом ЦДО накоплен значительный опыт использования методов и средств современных ИКТ, существенно расширяющих возможности формирования мотивации учения и активизации самостоятельной работы обучающихся при очной форме дистанционного обучения. В данной статье представлен один из возможных вариантов применения дистанционных технологий, направленных на достижение современных образовательных целей, при проведении урока объяснения нового материала по физике. Конечно, специфика различных предметных областей и конкретная тематика уроков вносят свои коррективы в оптимизацию выбора наиболее эффективных методов. В целом, мониторинг усвоения матриала на уроках, в основе методических разработок которых лежит применение рассмотренных технологий, приёмов и способов, свидетельствует о достижении стабильного уровня обученности при достаточно высоком качестве знаний, что является подтверждением положительного влияния ИКТ на результативность образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.