Урок по технической механике на тему

Данный урок предназначен для СПО нефтяного отделения очной формы обучения. Из раздела кинематика теоретической механики. Тема занятия:  Основные понятия кинематики.    Группа Дата       Тип занятия:  изучение нового материала Цель занятия: 1.     формирование компетенций: ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОП 3.2. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выполнил преподаватель: Пономарев В.И.

Нефтекамск 2014

Государственное автономное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

Нефтекамский нефтяной колледж

Методическая разработка урока по технической механике

Основные понятия кинематики. Простейшие движения твердого тела.




Урок по технической механике на тему:

Учебно-методический план занятия №___

Тема занятия: Основные понятия кинематики. Простейшие движения твердого тела.


Группа

Дата

2Н159

7.10.14

Тип занятия: изучение нового материала

Цель занятия:

  1. формирование компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОП 3.2. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на нефтяных и газовых месторождениях.

ОП 2.5 Оформлять технологическую и техническую документацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования.

2. образовательная: сформировать знания об основных понятиях кинематики; изучить простейшие движения твердого тела.

3. развивающая: развивать умения сравнивать, оценивать, составлять общую характеристики видов движения, развитие воображения, логического мышления, внимания и памяти.

4. воспитательная: воспитывать у обучающихся культуру ведения документации, общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.

Обеспечение занятия:

  1. Технические средства обучения: экран, ноутбук, проектор.

  2. Раздаточный материал

  3. Литература 1 Аркуша, А.И. Техническая механика [Текст]: Учебное пособие для техникумов/ А.И. Аркуша, М.И. Фролов. ─ М.: Высш. шк., 2005. - 446 с.: ил.
    2. Мовнин М.С., Израелит А.Б., Рубашкин А.Г. Основы технической механики. - Л.: Мащиностроение, 1990
    3. Никитин Е.М. Теоретическая механика для техникумов.

  4. nsportal.ru

Междисциплинарные связи

Обеспечивающие: математика и физика.

Обеспечиваемые: техническая механика.

План занятия:

Этапы

Формы и методы обучения. Деятельность обучающихся

Время (мин)

1) Организационный этап.

Групповая. Объяснение Настройка на урок

2

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

Групповая. Объяснение. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2

3) Актуализация знаний.

Индивидуальная. Воспроизводящая беседа. Повторение ранее изученного материала.

9

4) Первичное усвоение новых знаний.

Групповая. Эвристическая беседа. Отвечая на наводящие вопросы получают новые знания

13

5) Первичная проверка понимания

Коллективная. Решают задачи группами

5

6) Первичное закрепление

Индивидуальная. Каждый решает задачи

5

7) Контроль усвоения

индивидуальная. Каждый узнает о допущенных ошибках и корректирует свои знания

4

8) домашнее задание

Групповая. Записывают домашнее задание и выслушивают инструктаж по его выполнению

3

9) Рефлексия

Пейзажи по настроению

2

45

Конспект урока.

1. (Приветствие, проверка отсутствующих).

2. Сегодня у нас урок будет очень насыщенным. Мы вспомним, что такое движение,скорость, углубим своизнания о ускорении, совершенствуете свое умение читать графики и находить производные. И в заключении все будут иметь шанс получить хорошие оценки.

3. Но для этого надо кое что вспомнить.

Многие из вас знают, что такое движение.

Механическим движением тела (Сл.1) (точки) называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Что такое вектор? Проекция вектора на оси координат?

4. Теперь мы готовы. Внимание на экран. Запишем тему урока.

Краткая историческая справка. (Сл.2) Развитие кинематики как науки началось еще в древнем мире и связано с таким именем как Галилей, который вводит понятие ускорения. Развитие кинематики в XVIII в. связано с работами Эйлера, заложившего основы кинематики твердого тела и создавшего аналитические методы решения задач механики.

Более глубокие исследования геометрических свойств движения тела были вызваны развитием техники в начале XIX в. и, в частности, быстрым развитием машиностроения. Крупные исследования в области кинематики механизмов и машин принадлежат и русским ученым: основоположнику русской школы теории машин и механизмов П.Л. Чебышеву(1821-1894), Л.В.Ассуру (1878-1920), Н.И.Мерцалову (1866-1948), Л.П.Котельникову (1865-1944) и другим ученым.

Сл.3

А что такое кинематика?

Обратите внимание, что в слове кинематика есть слово кино. Случайно ли это? Родоначальниками кино были признаны братья Люмьер, которые впервые в 1895 году показали публике фильм "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты", который длился почти минуту. (просмотр фильма)
Сл.4 (определение на экране). Кинематика (с греч. κινειν - двигаться) - раздел механики, в котором движение тел рассматривается без выяснения причин этого движения.

Какие задачи решает кинематика?

Основная задача кинематики: (Сл.4) зная закон движения данного тела, определить все кинематические величины, характеризующие как движение тела в целом, так и движение каждой из его точек в отдельности.

(Сл.5)Кинематика - это описание движения тел с математическими ответами на вопросы:

Где? Когда? Как?
Для получения ответов на поставленные вопросы необходимы следующие
понятия: Сл.6

Основные понятия кинематики:

Механическое движение
Система отсчета
Материальная точка

Траектория

Путь
Перемещение
Скорость
Ускорение

Система отсчета: Сл.7

Тело отсчета



Система
координат

Часы

Сл.8. Что такое материальная точка?

Материальная точка - тело, размерами и формой которого в условиях рассматриваемой задачи можно пренебречь;

Тело можно считать материальной точкой, если:
1. расстояния, проходимые телом, значительно больше размеров этого тела;
2. тело движется поступательно, т.е. все его точки движутся одинаково в любой момент времени.


Сл.9 Траектория - условная линия движения тела в пространстве;
Путь - длина траектории;
Перемещение - направленный отрезок

Как можно задать положение точки? Картой.

Способы задания движения точки (Сл.10): естественный.
При этом способе задают: траекторию точки и закон движения по этой траектории. А еще? Навигатор.

Координатный - положение точки относительно некоторой системы отсчета задано ее координатами. Уравнения движения точки в прямоугольных координатах x = f1(t) , y = f2(t) , z = f3(t) .

Устали? (Сл. 11) Сменим деятельность

5. 1-е задание:Раздаю учащимся, разделившимся на группы, следующие задания:

  1. Вы совершаете прогулку: 3 километра к востоку, 2 километра к северу, 3 километра к западу. На каком расстоянии от исходной точки вы окажетесь. (На 2 километра к северу).

  2. В субботу до возвращения в гараж автобус сделал 10 рейсов, а в воскресенье - 15 рейсов. В какой из этих дней автобус проехал больший путь? Совершил большее перемещение? (Больший путь - в воскресенье, а перемещение и в субботу и в воскресенье равно 0, т.к. начальная и конечная точки траектории совпадали).

  3. Какую форму должна иметь траектория точки, чтобы пройденный ею путь мог равняться перемещению? (Траектория - прямолинейная).

  4. Лётчик - спортсмен сумел посадить самолёт на крышу легкового автомобиля. При каком условии это возможно? (Когда скорость самолёта относительно автомобиля равна 0; скорости самолёта и автомобиля относительно Земли равны).

  5. Какая стрелка движется быстрее: секундная на ручных часах или минутная на башенных? (Секундная движется быстрее).

  6. Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетел за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А - за 1 час 20 минут. Почему? Пояснение: Отвечая на этот вопрос, часто пытаются объяснить разницу в скорости полета различными причинами (направлением ветра, скоростью вращения Земли и т. п.), не обращая внимания на то, что 80 минут и 1 час 20 минут это одно и то же.

  7. В полдень из Нефтекамска в Уфу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Уфы в Нефтекамск выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Уфы?? Пояснение: Встретившиеся путешественники находятся в одном месте, и, следовательно, на одинаковом расстоянии от Москвы.

  8. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? Пояснение: Через 72 часа, т. е. ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может.


Движение тел может различаться? -Быстротой.

Скорость: (Сл.12)
скорость равномерного движения - векторная величина характеризует быстроту движения, показывает, какое перемещение тело совершает в единицу времени
Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения, называют прямолинейным равномерным. Урок по технической механике на тему:
Движение, при котором за равные промежутки времени тело совершает неравные перемещения, называют неравномерным или переменным. Скорость неравномерного движения Урок по технической механике на тему:. Это средняя скорость.
Направление скорости при: прямолинейном движении - неизменно;
криволинейном движении - по касательной к траектории в данной точке.[м/с]

При неравномерном движении скорость тела меняется и как быстро она меняется характеризует …? (Сл.13) Ускорением называется величина, характеризующая изменение скорости при неравномерном движении тела.
Средним ускорением неравномерного движения в интервале от t до t + ∆t называется векторная величина, равная отношению изменения скорости ∆v к интервалу времени ∆t:Урок по технической механике на тему:

При свободном падении вблизи поверхности Земли, где Урок по технической механике на тему:.

В случае когда тело движется по кривой у ускорения появляются две составляющие(Сл.14).

Составляющая аτ вектора ускорения, направленная вдоль касательной к траектории в данной точке, называется тангенциальным (касательным) ускорением. Тангенциальное ускорение характеризует изменение вектора скорости по модулю. Вектор аτ направлен в сторону движения точки при возрастании ее скорости (рисунок - а) и в противоположную сторону - при убывании скорости (рисунок - б).аб

(Сл.15) Тангенциальная составляющая ускорения аτ равна первой производной по времени от модуля скорости, определяя тем самым быстроту изменения скорости по модулю:Урок по технической механике на тему:

Вторая составляющая ускорения, равная: Урок по технической механике на тему:называется нормальной составляющей ускорения аn и направлена по нормали к траектории к центру ее кривизны (поэтому ее называют так же центростремительным ускорением). запишем
Полное ускорение есть геометрическая сумма тангенциальной и нормальной составляющих:Урок по технической механике на тему:

(Сл.16) Частные случаи движения в зависимости от ускорения: А. полное ускорение равно нулю - вектор скорости постоянный; б. аn = 0 - модуль скорости меняется по линейному закону ; в. аτ =0 - модуль скорости постоянен; г. Полное ускорение не равно 0 вектор скорости меняется.

Рассмотрим некоторые законы движения и их графики.

(Сл.17) Равномерное. Равноускоренное движение. Перемещение.


(Сл.18) Равномерное. Равноускоренное движение. Скорость


(Сл.19) Равномерное. Равноускоренное движение, ускорение

6. (Сл.20-23) задание 2. Решаем задачи совместно.

7. (Сл.24-28). Задание 3. Самостоятельно решают тест

(Сл.29-34) проверка и коррекция знаний. Выставление оценок.

8. (Сл.35) записываем домашнее задание домашнее задание.

9. (Сл.36-37) Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.



  1. Вы совершаете прогулку: 3 километра к востоку, 2 километра к северу, 3 километра к западу. На каком расстоянии от исходной точки вы окажетесь.

  1. В субботу до возвращения на базу обходчик обошел 10 скважин, а в воскресенье - 15 скважин. В какой из этих дней обходчик преодолел больший путь? Совершил большее перемещение?

  1. Какую форму должна иметь траектория скважины, чтобы пройденный долотом путь мог равняться перемещению?


  1. Лётчик - спортсмен сумел посадить самолёт на крышу легкового автомобиля. При каком условии это возможно?


  1. Какая стрелка движется быстрее: секундная на ручных часах или минутная на башенных?

  1. Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетел за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А - за 1 час 20 минут. Почему?

  1. В полдень из Нефтекамска в Уфу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Уфы в Нефтекамск выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Уфы?

  1. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?


© 2010-2022