Методические рекомендации по выполнеию лабораторных работ

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Чебаркульский профессиональный техникум»





















Методические указания

по выполнению лабораторных работ по физике



Разработал: Т.А. Кудрявцева, преподаватель физики






























МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОНЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ


Цель методических указаний: оказание практической помощи обучающимся в подготовке, организации и проведению лабораторных работ по физике.

ЗНАЧЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ

Лабораторные работы по физике являются неотъемлемой составной частью занятий и проводятся в органической связи с изучаемым материалом программы на протяжении всего учебного года. Они позволяют конкретизировать, совершенствовать, развивать полученные ранее знания. При выполнении лабораторных работ обучающиеся вместе с приобретением прочных знаний развивают практические умения и навыки: правильно пользоваться простейшими измерительными и нагревательными приборами, обращаться с источниками света и электроэнергии, химической посудой, простым физическим оборудованием, получают навыки самостоятельно оценивать и обобщать результаты наблюдений.

На лабораторных занятиях обучающиеся учатся работать самостоятельно, быстро и четко, привыкают к такому трудовому напряжению, которое им придется испытывать в последующей трудовой деятельности. Поэтому преподаватель должен ставить перед обучающимися задачу достичь высокой культуры труда: аккуратность в работе, бережное отношение к оборудованию, приборам, документам, соблюдение правильных приемов работы.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Подготовке к проведению лабораторных занятий преподаватель уделяет значительное время. При подготовке к каждой лабораторной работе преподаватель нацеливает обучающихся на ее проведение: тема лабораторной работы, теоретический материал, который нужно повторить. Всю эту предварительную подготовку студенты по заданию преподавателя проводят дома.

В период подготовки к проведению лабораторных занятий преподаватель должен: подготовить достаточное количество необходимого оборудования, проверить исправность оборудования, систематизировать его, расставить на столах, пронумеровать.

К проведению лабораторных работ преподаватель заранее составляет инструкционные карты, в которых указывается: порядковый номер лабораторной работы, тема работы, цель работы, необходимое оборудование, порядок выполнения работы, контрольные вопросы.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Лабораторные занятия по физике проводятся в кабинете физики, который является

кабинетом-лабораторией одновременно.

В начале учебного занятия проверяются присутствие обучающихся, чистота аудитории, наличие необходимых учебных и наглядных пособий для студентов, наличие и размещение оборудования на столах.

На этом этапе занятия необходимо выяснить степень подготовленности обучающихся к выполнению лабораторной работы в виде фронтального опроса в течение 8-10мин. Вопросы должны быть связаны с тематикой проводимой лабораторной работы и должны предполагать краткие ответы.

В случае плохого ответа на вопросы преподаватель имеет право не допустить студента до выполнения лабораторной работы и ему выставляется оценка «2». В этом случае обучающийся может выполнить лабораторную работу во внеурочное время после допуска.

После анализа итогов фронтального опроса преподаватель приступает к инструктажу

обучающихся.

2.ИНСТРУКТАЖ ОБУЧАЮЩИХСЯ

При выполнении лабораторных работ обучающиеся обязаны строго соблюдать правила техники безопасности труда, правила санитарии, гигиены, бережно относится к оборудованию, справочной и нормативной документации.

Поэтому преподаватель знакомит обучающихся с целью и содержанием работы. Порядок техника безопасности выполнения работы преподаватель разъясняет четко и ясно, обращает внимание на правильную организацию рабочего места, соблюдение техники безопасности при работе с приборами, оборудованием, стеклянной посудой, правилами безопасного обращения с электрическим током.

Затем преподаватель знакомит обучающихся с формой и содержанием отчета.

После инструктажа преподаватель отвечает на вопросы, и обучающиеся расписываются в журнале регистрации инструктажа по охране труда и мерам безопасности.

После чего обучающиеся приступают к выполнению лабораторной работы.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Лабораторные работы по физике выполняются двумя методами:

а) фронтальным методом - 15 одинаковых по содержанию работ с 15 комплектами оборудования, т.е. выполняются всеми обучающимися одновременно по одной и той же теме с однотипным оборудованием (при наличии достаточного количества оборудования);

б) групповым методом- обучающиеся разбиваются на группы (4-5 чел.) и каждая группа выполняет одну и тужу работу (при недостаточном количестве оборудования).

В результате таких методик проведения лабораторных работ сразу после изучения теоретического материала идет его закрепление практической работой.

На выполнение лабораторной работы программой отводится 2 академических часа.

За это время обучающийся должен: ознакомиться с инструкционной картой, собрать установку по указанной схеме, выполнить измерения, вычислить указанные величины, занести результаты измерений и вычислений в таблицу, сделать вывод, ответить на поставленные в работе контрольные вопросы. После оформления отчета по работе разобрать установку и привести в порядок рабочее место.

Если обучающийся не успел оформить отчет по работе, то разрешается дооформить его дома к установленному преподавателем сроку.

4. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

Структура оформления лабораторных работ по дисциплине определяется цикловыми комиссиями. Отчет по выполнению лабораторной работы оформляется в тетрадях для лабораторных работ каждым обучающимся.

Содержание отчета по выполнению лабораторных работ следующее:

- дата проведения;

- тема работы;

- цель занятия;

-оборудование;

- ход работы (дается характеристика применяемых приборов и оборудования, схемы

установок, результаты измерений, наблюдений, расчеты);

- выводы по работе;

- ответы на контрольные вопросы.

Рисунки, схемы, чертежи, графики вычерчиваются аккуратно карандашом с помощью чертежных инструментов.

После оформления отчета обучающийся представляют тетрадь на проверку преподавателю в тот же день либо в указанный преподавателем срок.

5. ОЦЕНКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ

С помощью лабораторных работ проверяются следующие знания и умения:

а) знание теоретических положений, необходимых для выполнения работы, и правил ее выполнения;

б) умение планировать эксперимент;

в) умение обращаться с физическими приборами;

г) умение собирать лабораторные установки с измерительными приборами;

д) умение измерять, снимать показания с измерительных приборов;

е) умение проводить необходимые расчеты и определять погрешности измерений;

ж) умение проводить анализ полученных результатов, делать выводы и обобщения, оформлять отчет о работе.

Владение перечисленной совокупностью знаний и умений можно рассматривать как конечную цель обучения обучающихся экспериментальным умениям и навыкам.

При осуществлении контроля за ходом выполнения лабораторной работы преподаватель может:

а) наблюдать за ходом выполнения работ (умение обращаться с приборами, собирать лабораторные установки, проведение эксперимента, самостоятельность выполнения работы);

б) проводить индивидуальные беседы в ходе выполнения работы;

в) оказывать помощь в выполнении работы обучающимся, которые не справляются с работой.

Преподаватель может фиксировать результаты наблюдения (правильность или неправильность действий) в специальную тетрадь, что поможет при оценивании лабораторной работы студентов.

Критерии оценки.

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

а) выполнил рабату в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности

проведения опыта и измерений;

б) самостоятельно собрал оборудование для опыта, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

г) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, не принципиального для данной работы характера (ошибка в вычислениях, записи единиц измерения, случайная описка и т.д.);

в) не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся:

а) выполнил работу не полностью, но объем выполненной работы позволяет получить правильные результаты и выводы;

б) в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

опыт проводился не точно, что привело к получению результатов с большой погрешностью;

в отчете были допущены не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, схемах, анализе погрешностей и т.д.),не принципиальных для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

г) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;

д) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся:

а) выполнил работу не полностью и объем ее не позволяет сделать плавильных выводов;

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Если обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению преподавателя может быть повышена по сравнению с указанными выше требованиями.

Оценки за выполнение лабораторной работы выставляются в журнал по теоретическому обучению.

После выполнения обучающимися всех лабораторных работ согласно учебному плану по дисциплине выставляется зачет по выполнению практической части программы.

Данный зачет учитывается как показатель текущей успеваемости обучающихся.

Обучающиеся, не выполнившие практическую часть программы по физике в полном объеме и не получившие по ней зачета, не допускаются до аттестации.

Преподаватель физики Кудрявцева Т.А

© 2010-2022