Житие Святого Иоанна Дамаскина в стихах

Автором арабского жития святого Иоанна Дамаскина является монах Михаил, попавший в плен к румскому сельджукиду Сулейману — Ибн- Кутум при взятии им Антиохии. В 1084 году и, несомненно, является тем арабским житием, на основании которого составлено греческое житие Иоанна Дамаскина, принадлежащее Иоанну Меркуроному. Данные о житии святого Преподобного Иоанна жизнь прекрасна и удивительна. Мне случайно удалось прочитать первый том собрания творений св.И.Дамаскина. Перевод с греческого языка приложе... Л.А.Якунина, педагог дополнительного образования БОУ ДОД «Дом детского творчества» Любинского муниципального района Омской области.Саранча Ольга Геннадьевна, методист БОУ ДОД «Дом детского творчества»
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Житие Святого Иоанна Дамаскина в стихах


х. Святой Иоанн Дамаскин

Враг свирепый христиан

Злобный турок Сулейман

Антиохию пленил, а кто жил в ней перебил.

Часть немногая народа в гору кинулась бежать.

Быстро в крепости укрылись

Пали ниц и все молились.

Я монах брат Михаил тоже В городе том был

Видел горе, смерть видал, только Бог меня спасал.

Я от турок затаился и до полночи молился.

Пред Творцом я сокрушался, что на гору не взобрался.

В полночь я пробрался, словно крот.

А к утру у крепостных уж был ворот.

Вижу, двери отворились, и в проёме появилась

На конях толпа народу и сельджуки- турки тоже.

Все вскочили на коней, понеслись с горы быстрей.

Из Артаха их позвали, много золота им дали,

Помогли чтоб воевать, Сулеймана прогонять.

Не прошло и полчаса, как случились чудеса.

Турки всех нас окружили, взяли в плен и вниз спустили.

Очутился я в плену, слёз стирая пелену.

Мимо храма проходил, Божьей милости просил.

Просил Авву Дамаскина , чтоб он Бога умолил,

Его милости просил от злой смерти отвратил.

Тут глашатай стал кричать, что все можем мы бежать.

Прекратить наш дикий вой и скорей к себе домой.

Бога мы благодарили и заступников святых,

Заступившихся за них.

Житие Святого Иоанна Дамаскина в стихах


В монастыре я снова жил, верно, Господу служил.

Все события той ночи пробегали как кино

Но о жизни Дамаскина я не ведал ничего.,,

Жизнь святого Иоанна драгоценными камнями

Рассыпалась по земле.

Стал я камни собирать, ожерелье составлять.

Ведь не зря в стране спесивой звался он златоточивым.

Божьи храмы украшал, Бога чудно восхвалял.

Песнями, канонами, псалмами величал.

До сих пор из рода в род те псалмы поёт народ.

А в писаниях святого мудрость вложена от Бога.

И решил я всем мирянам, православным христианам

О деяньях Иоанна чуть- чуть тайну приоткрыть.

Где родился как он жил, и чем Богу угодил.

В городе Дамаске Иоанн родился.

Отец его Мансур здесь жил

Правителем эмира достойно он служил.

Мудрым чутким мужем был, очень грамотных любил.

По невольничьему рынку Мансур однажды проходил

И увидел: непрестанно там рыдал всё раб один.

Подошёл к нему правитель и спросил:

«Из всех присутствующих здесь рыдаешь ты один».

Раб сквозь слёзы отвечал: «Не от того, что свой оставил я причал.

Скорблю о знаниях моих я. Вот ответ.

Им обучался я немало лет.

Приходится теперь напрасно пропадать

И не смогу их никому я передать»

«Какими знаньями владеешь ты, невольник?»

«Я знаю много их .

Уж так случилось, что ни одно из знаний

От меня не скрылось.

Риторикой я изощрил язык без дум,

Диалектически я подковал свой ум.

Науку нравственности изучил,

Как Аристотель говорил.

Ученье о природе, геометрию постиг

Небесное вращение светил, и музыкальные созвучья изучил.

Чтоб из величия и красоты творений всех Отца

Мог почерпнуть я созерцание Творца.

Того, кто мир сей сотворил с начала до конца.

Затем учил я тайны Богословья.

Им безошибочно учился у отцов.

Свой ум познаньем напитал опять,

Но Божий дар я не успел другим отдать.

И сына не успел родить я в философии подобного отцу.

Не смог детей духовных я родить,

Чтоб род философов навеки сохранить.

Им передать всё то, чем голова богата,

А знанья, что успел от Бога получить

При жизни я обязан с кем- то разделить.

Не уподобившись тому рабу,

Который не отдал таланта торжникам.

Вот почему лицо слезами обливаю,

А душу скорбью наполняю»

Мансур тот час же к сарацину обратился.

И в ноги ему низко поклонился:

«Продай невольника Косьму.

Я в дом к себе его возьму».

Привёл его Мансур в свой дом.

А дальше мы напишем новый том.

«Свободен ты опять, Косьма

И снова Иисус хранит тебя.

Ешь, пей. Живи вольготно у меня.

Хочу я об услуге попросить тебя.

Детей моих всему что знаешь научить, любя.

И отвечал ему учёный , чуть волнуясь

«Я слушаюсь, мой господин и повинуюсь».

За доброту твою я отплачу. Всему что знаю - обучу.

И стал их обучать, не отвлекаясь ни на миг

А при способностях прекрасных их

Он и Косьму, и Иоанна вскоре обучил.

Их превосходство было очевидно: и в знаниях, и в благочестии сильны,

А помыслы их ясны и чисты.

Косьма- философ вновь к правителю идёт

И речь такую с ним ведёт:

«Твои сыны способны и умны.

И знают сколько я.

Теперь прошу в Иерусалим отправь меня.

Там есть Святого Саввы монастырь.

Хочу остаток дней моих в молитве я прожить.

Я Богу послужу, Его любя. И буду там молиться за тебя.

«Ты скорбью сердце наполняешь мне, друг мой

Никак не хочется расстаться мне с тобой

Препятствий же тебе не буду я чинить

И с миром я тебя желаю отпустить».

Правитель добрый наш, прожив ещё немного,

От дел земных отходит к Богу.

Князь сарацинский Иоанна призывает

Советником своим его он назначает.

Страною правил Лев- безумец и бунтарь

Вопил: «Кто в православье верит, в дых того ударь!»

В безумстве диком он иконы истреблял,

Им поклонявшихся губил.

Ни молодых, ни старых не щадил.

И обнажил тут Иоанн духовный меч.

Чтоб зверонравному титану голову отсечь,

В защиту почитания икон тут пишет книгу Иоанн.

В ней раскрывает злопыхателя обман.

А письмена по всей вселенной пролетали

Царя в бесчестье обличали.

Приказывает Лев своим пособникам бежать

Посланья Иоанновы искать.

И принесли пособники письмо царю

Он им сказал: «Я вас благодарю».

Подделав почерк, подлость, совершив опять

Стал сам себе, от Иоанна якобы, письмо писать.

В злом умысле он Иоанна обвинил

И князю сарацинскому письмо то подложил.

Князь не поверил Иоанну и вынес страшный приговор

И руку правую ударом точным от тела отделил топор.

Ту руку, что писаньями пороки обличала,

Что в православных силу духа укрепляла,

На главной площади велел он поместить опять,

Чтоб праведника Божьего унять.

Месяц лик явил свой миру

Иоанн послал послов к эмиру.

Просил его он руку возвратить

Чтоб боль телесную скорее утолить.

И положительно склоняется тиран на просьбу эту.

И руку отдал, как разменную монету.

Пал Иоанн перед святой иконой.

Отрубленную руку к ране приложил.

И Матерь Божию он горячо молил:

«Матерь Божия! Царица!

По наговору вражьему отсечена моя десница.

Своим предстательством ты Сына умоли.

Пусть за грехи меня простит и руку исцелит,

Чтобы она в трудах не уставала

И вражьим полчищам покоя не давала».

«Не рыдай,- сказала Богородица- рука цела.

Ты должен успокоиться. Пусть служит тростью

Скорописца- книжника, Божьего подвижника».

Проснулся он, на руку взглянув, осмелел

И песнь он Господу запел:

«Десница твоя, Господи, прославилася в силе

Пораженную руку рабу исцелила.

И была эта ночь для Иоанна

Без вина от счастья пьяна

Света праздником и чудом

В доме праведного мужа.

Так и жил светил звездою,

Малым солнышком блистал,

На церковном небосводе

Ночь безверья прогонял.

Так трудился, так и жил славный Авва Дамаскин.

Понял тогда сарацинский князь,

Что с дури попал в непролазную грязь.

Стал Иоанна он тихо просить

Недоуменье навеки забыть.

Иоанн же с поклоном эмира просил,

Чтоб к Богу на службу его отпустил.

Богатство он храмам своё оставляет,

Рабов на свободу он всех отпускает.

Воздав поклоны должные святым и Богу,

Он с братом отправляется в дорогу.

Пустыня перед ними вдаль и вширь,

А вдалеке уж виден монастырь.

Припали к пастырю, прося принять,

Погибших двух овец не прогонять.

Пришли сюда не за версту,

А возвратились из далёких гор к Отцу.

Обрадован был их приходу настоятель.

Хвалу воздал за жизнь,

За превосходство в знаньях.

Решил их старцу поручить,

Чтоб жизни монастырской обучить.

Но старец Иоанна отказался вдруг принять.

Не сможет он таким великим мужем управлять.

Другой согласен, но заставил договор писать,

Что заповедь его он будет исполнять.

Молиться Богу аккуратно,

Пока не смоет прежней жизни пятна.

Из глаз почаще слёзы источать,

В них большая от Бога благодать.

По воле собственной не делать ничего опять.

Ум свой от тщетного превозношенья соблюдать.

Не думать что его наука от всех грехов порука.

О знаниях своих ни с кем не говорить.

Но лучше вообще молчать и писем не писать.

Сам Пифагор своих учеников молчанию учил,

А ум их этим просветил.

Приняв его условие, наш Иоанн остался

И всяким видом испытаний подвергался.

Всё делал так, как Павел завещал

Без ропота и рассуждений приказы старца исполнял.

Прошло дней много, не один.

Для ловли рыбы старец много сплёл корзин.

«Дитя, я слышал, что в Дамаске ныне

Корзины выгодней продать чем в Палестине.

Пойдешь в Дамаск ты не иначе.

Продашь корзины там, а цену я назначу».

Послушник ничего не возразил,

Корзины на тележку погрузил.

Худой и грязный, в нищенской одежде.

Продать корзины никакой надежды.

Обходит площади- корзины не берут.

А за такую цену бранным словом воздают.

Узнал его там человек один

У Иоанна раньше он служил.

С тяжёлым сердцем к Иоанну подходил

И все корзины у него скупил.

Монах с соседней кельи к Иоанну подошёл

Сказал, что брат в мир божий отошел.

Стал Иоанна он просить,

Чтоб песнопенье утешительное для него сложить.

Монах просил в беде не оставлять,

А Иоанн боялся слово нарушать.

Потом решился и, спросив благословенья,

Составил для монаха песнопенье.

Так и поют его все вечно

«Всё суета человечья»

Старец- наставник об этом узнал,

Из кельи послушника тотчас прогнал.

Монахи из Лавры к нему приходили

Простить Иоанна все дружно просили.

«Хотите, простил чтоб его? Я прощу,

Но заповедь вновь на него наложу.

По кельям он должен отныне ходить

И все нечистоты в корзины грузить»

Обрадовался Иоанн; «Нет, это сон!»

И руки в нечистоты погружает быстро он.

Наставник о ревности великой сей узнал.

Пришёл к нему, на шею пал.

И говорил: «О Боже сил!

Послушника какого во Христе родил!»

Смутившись, Иоанн пред старцем пал.

Слезами ему ноги орошал.

Просил проступок дерзкий свой простить

В Эдемский сад бродягу возвратить.

Устроил всё Господь. Что грешным беспокоиться?

Да старцу вдруг во сне явилась Богородица.

«Зачем загадил ты источник наповал,

Что воду чистую всем страждущим давал?

Такую воду самарянке обещал Христос,

Такой водою Иоанн всем утешенье нес.

И впредь пускай течёт источник сей

Обильем вод, смывая море ересей.

Пускай вольготно Иоанн живёт

И песни Богу новые поёт.

Он в песнях превзойдёт и Моисея,

И хоровое пенье Мириам.

И в песне воспоёт совсем уж неспроста

Про смерть и воскресение Христа.

Стараясь с корнем вырвать страсти из души,

Писал духовные труды в тиши.

Талант, который он от Бога получил,

В десятикратной мере людям возвратил.

И жизнь земную завершив,

Победу православья укрепив,

Он тихо отошёл к Отцу,

Чтоб зрить Его лицом к лицу.

Житие Святого Иоанна Дамаскина в стихах


© 2010-2022