Конспект урока О глазах и зрении

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканская научно-практическая конференция школьников

« Первые шаги в науку»








Исследовательская работа в номинации

«Школьные» болезни их профилактика»


на тему «О глазах и зрении»





Выполнили:

ученики 8 класса

Гамзатов Шамиль,

Шевяев Алдар


Руководитель:

учитель физики

Ходжаева Наталья Гаряевна









п. Гашун

10.02.2014 г.





Конспект урока О глазах и зрении

Содержание.

Введение. 3 - 5 стр.

Основная часть.

Глава 1 -Теоретическая часть

1.1.Строение зрительного анализатора с точки зрения

биологии 5 - 7 стр.

1.2. Зрение и физика 7 стр.

1.2.1. Абсолютная чувствительность глаза 7 - 8 стр.

1.2.2. Современные представления 8 стр.

1.3. Дефекты зрения и способы их профилактики 9 - 13 стр.

Глава 2 - Практическая часть 13 - 15 стр.

2.1. Причины ухудшения зрения 16 стр.

2.1.1. Персональный компьютер и зрение 16 - 17 стр.

2.2. Гигиена зрения 18 стр.

Заключение. 18 - 19 стр.

Список литература. 19 стр.

Приложение 19 = 22 стр.




















Введение.


Мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств.

«Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи!» - так представил себе в древние времена мудрый грек Герофил сетчатку глаза. Это поэтическое сравнение оказалось удивительно точным. Сейчас с полной достоверностью можно утверждать, что сетчатка - именно сеть и именно ловящая…ловящая отдельные кванты света. Свет - не бестелесный посланник Солнца, а само Солнце, часть его, долетавшая до нас в форме квантов, скрупулезно изученных физиками. Темной ночью от далекой неяркой звезды не так уж много квантов, этих бесконечно малых, единых и неделимых порций света, ловит наш глаз. По своей чувствительности глаз приближается к идеальному физическому прибору, потому что нельзя создать прибор, который зарегистрировал бы меньше одного кванта. Этим уникальным свойством глаза пользовались ученые - пионеры атомной и ядерной физики. Долго находясь в темной комнате, они ухитрялись воочию наблюдать отдельные радиоактивные частицы. И вместе с тем глаз выносит астрономическую лавину квантов, исчисляемую десятками миллиардов в секунду. Если вы взглянете на Солнце, ваши глаза получат миллиардную дозу квантов. Но не делайте этого! Берегите глаза, как полагается беречь «зеницу ока».

Свет играет в нашей жизни очень важную роль. С одной стороны, благодаря восприятию его глазом в процессе зрения мы видим и познаем окружающий мир. С другой стороны, именно свет, приходящий на Землю от Солнца, создает условия, необходимые для существования жизни на нашей планете.

Без света нет зрения. Мы видим только при наличии света, если его не будет, мы просто ослепнем.

Зрение - это удивительно сложная и еще далеко не познанная, совместная работа глаза и мозга. Уже столетия наука изучает глаз, и каждый ученый, открывая его новые свойства и новые тайны, испытывает чувство волнения и преклонения перед его совершенством.

По данным некоторых ученых 70% всех сведений человек полу­чает из окружающего мира с помощью зрения, другие пола­гают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время бо­лезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: "Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира". Уникальность зрения по сравнению с другими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и определять его место в пространстве, следить за перемещениями. Основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы и размеров наблюдаемых объектов.

Глаз человека - удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. А по сравнению с глазами животных обладает и большими возможностями. Например, голубь видит очень далеко, но только днем. Совы и летучие мыши хорошо видят ночью, но днем они слепы. Многие животные не различают отдельного цвета.

Мы выбрали эту тему, потому что хотим узнать как устроен такой важный и сложный прибор как глаз? В чем его преимущества по сравнению с другими анализаторами? Какие свойства присущи глазу? Какие дефекты зрения встречаются у людей, и каковы их меры профилактики? Как устроен зрительный анализатор с точки зрения биологии и физики? В теоретической части нашей работы мы попытались ответить на эти вопросы.

Гипотеза исследования: существует потребность узнавать новое.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что забота о зрении имеет большое значение в жизни человека, учит понять, почему надо беречь зрение, выполнять упражнения для сохранения здоровья глаз, сделать их необходимыми для себя, сообщать эти правила другим.

Объект изучения - глаз.

Предмет изучения - глаз как оптический инструмент.

Цель научной работы: Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения. А для этого необходимо понимать, как устроены органы зрения, и что можно делать для сохранения их здоровья.

Задачи исследования:

  1. В процессе изучения различной литературы, узнать, как устроен глаз человека;

  2. Изучить какую роль играет глаз в жизни человека;

  3. Рассмотреть дефекты зрения;

  4. Выявить процент учащихся в нашей школе, имеющих различные заболевания глаз;

  5. Установить основные причины ухудшения зрения;

  6. Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения;

  7. Сделать выводы;

  8. Оформить текст научной работы.

Методы исследования:

- Анализ различной литературы;

- Анализ результатов медицинских осмотров 2009-2013 годов;

- Опрос школьников.

Новизна работы состоит в возможности научиться чему-то новому...

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителем биологии и физики при изучении тем. Провести занимательный урок охраны здоровья.

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть.


1.1. Строение зрительного анализатора с точки зрения биологии.


Конспект урока О глазах и зрении

Глаз - сенсорный орган (орган Зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения.

Глаз человека имеет приблизительно шарообразную форму; диаметр его (в среднем) 2,5 см; глаз ок­ружен снаружи тремя оболоч­ками.

Внешняя твердая и прочная оболочка, называемая скле­рой или белковой оболочкой, за­щищает внутренность глаза от механических повреждений. Склера на передней части гла­за прозрачна и называется рого­вой оболочкой или роговицей; на всей остальной части глаза она непрозрачна, имеет белый цвет и называется белком.

С внутренней стороны к скле­ре прилегает сосудистая оболочка, состоящая из сложного сплете­ния кровеносных сосудов, пита­ющих глаз. В сосудистой оболочке находится ресничная мышца, которая регулирует кривизну хрусталика. Эта вторая оболочка в передней части глаза переходит в радужную оболочку, окрашен­ную у разных людей в различный цвет. Радужная оболоч­ка имеет в середине отверстие, называющееся зрачком. Радужная оболочка способна деформироваться и таким образом менять диаметр зрачка. Изменение это происходит рефлекторно (без участия сознания) в зависимости от ко­личества света, попадающего в глаз; при ярком освещении диаметр зрачка равен 2 мм, при слабом освещении доходит до 8 мм.

На внутренней поверхности сосудистой оболочки распо­ложена сетчатая оболочка, или сетчатка. Она покрывает все дно глаза, кроме его передней части. Во внутренней оболочке глаза - сетчатке находятся светочувствительные рецепторы - палочки и колбочки. В них энергия света превращается в процесс возбуждения. Колбочки сосредоточены в центре сетчатки, напротив зрачка - в желтом теле и обеспечивают дневное зрение, воспринимая цвета, форму и детали предметов. На периферии сетчатки имеются только палочки, которые раздражаются слабым сумеречным светом, но они не чувствительны к цвету.

Сзади через обо­лочку входит зрительный нерв, соединяющий глаз с мозгом. Сетчатка состоит в основном из разветвлений воло­кон зрительного нерва и их окончаний и образует свето­чувствительную поверхность глаза.

Промежуток между роговой и радужной оболочками на­зывается передней камерой; он заполнен камерной влагой. Внутри глаза, непосредственно за зрачком, рас­положен хрусталик, представляющий собой прозрачное упругое тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Кри­визна поверхностей хрусталика может меняться в резуль­тате действия облегающей его со всех сторон мышцы. По­средством изменения кривизны поверхностей хрусталика достигается приведение изображения предметов, лежащих на различных расстояниях, точно на поверхность чувстви­тельного слоя сетчатки; этот процесс называется аккомода­цией. Вся полость глаза за хрусталиком заполнена прозрач­ной студенистой жидкостью, образующей стекловидное тело.

СКонспект урока О глазах и зренииогласно законам физики, собирательная линза переворачивает изображение предмета. Роговица и хрусталик являются собирательными линзами, поэтому на сетчатку глаза изображение также попадает перевернутым.

По своему устройству глаз как оптическая система схо­ден с фотоаппаратом. Роль объектива выполняет хрусталик совместно с преломляющей средой передней камеры и сте­кловидного тела. Изображение получается на светочувст­вительной поверхности сетчатки.

Биологу, понимающему, как сложно и гармонично устроен глаз, сравнение с фотоаппаратом кажется обидным, а уподобление сетчатки цветной пленке, даже самой высокочувствительной и хорошей, просто кощунственным.

1.2. Зрение и физика.

«Биология становится слишком серьезной наукой, чтобы ее можно было доверять биологам», - пошутил кто-то из физиков. Конечно, это несправедливая шутка, но в отношении физиологии зрения в какой-то мере верна. Именно физики сделали первый шаг в решении проблем оптики глаза, цветового зрения, абсолютной световой чувствительности. И это неслучайно, ибо физика, в первую очередь оптика, и физиология зрения тесно связаны. Со времен Евклида, Галена и Птолемея до 1583 г. существовало заблуждение, будто хрусталик - чувствующий свет орган. Именно Кеплер, который, воздав должное всеми забытому биологу Ф.Платеру, осознал, что светочувствительный орган зрения не хрусталик, а сетчатка. Кеплера по праву следует считать отцом физиологической оптики.

1.2.1. Абсолютная чувствительность глаза.

Жизненный опыт убеждает, сколь чувствителен глаз человека к свету. Астрономы давно научились краешком глаза (как мы теперь понимаем, периферическим палочковым зрением) различать на ночном небе даже самые слабые звезды. Однако необходимы были конкретные знания о минимальной энергии света или числа квантов, способных создать субъективное ощущение световой вспышки. От этого прямо зависит понимание процессов преобразования светового сигнала в зрительный. Еще в конце XIX в. вполне грамотно определил порог чувствительности глаза американский физик и астроном С. Р. Лэнгли (1834-1906). Как мы теперь знаем, в эксперименте по определению порога чувствительности зрительной системы необходимы следующие условия: предварительная темновая адаптация глаза наблюдателя; фиксация пятна света на периферии сетчатки, где находятся более чувствительные к свету палочки (сумеречное зрение); достаточно маленькое световое пятно, падающее на сетчатку глаза; световая вспышка; определенная длина волны света, соответствующая максимуму спектральной чувствительности палочкового зрения. При изучении солнечной активности ему необходимо было измерять интенсивность радиации во всем диапазоне длин волн. Так он создал тепловой детектор световой энергии - болометр, чувствительность которого не зависела от длины волны света, что и было принципиально важным для Лэнгли. Таким образом, директор обсерватории, профессор физики и астрономии Питсбургского университета Лэнгли вошел в историю науки как изобретатель болометра, а в историю физиологии зрения как физик, экспериментально определивший порог абсолютной световой чувствительности глаза. Согласно Лэнгли, значение по энергии - 3·10-9 эрг, что соответствует потоку, содержащему 800 фотонов. Это всего лишь на порядок величины выше современных значений. И это можно понять, поскольку знания физиологии зрения того времени не позволило учесть в эксперименте целый ряд факторов. Пороговые значения, полученные независимо Ю.Б.Харитоном и С.И.Вавиловым в конце 20 - начале 30-х годов, были гораздо ближе к современным. Как и Лэнгли, для решения собственных физических задач им требовалось регистрировать исключительно слабые световые вспышки. Болометры того времени их не удовлетворяли, а других точных приборов еще не было. Самым чувствительным прибором оказывался собственный глаз экспериментатора.

1.2.2. Современные представления.

Ранние работы известных физиков - Харитона и Ли (20-е годы), Вавилова и сотрудников (30-е годы) и Хехта и коллег (40-е годы), несут следующий главный вывод, состоящий в том, что зрительная клетка сетчатки - палочка - возбуждается при поглощении даже одного фотона. В ней фотон поглощается одной из 109 молекул зрительного пигмента - родопсина или зрительного пурпура. Палочка должна каким-то образом "узнать" возбужденную молекулу и ответить на это одноквантовое событие возникновением электрического (рецепторного) сигнала. В последние годы удалось впрямую зарегистрировать этот очень слабый электрический сигнал. В результате стало ясно: ответ зрительной клетки (и палочки, и колбочки) на единичный фотон есть событие дискретное, не зависит от интенсивности света, длительности вспышки и длины волны (цвета). У колбочек, однако, его величина оказалась слишком мала для того, чтобы возник такой рецепторный сигнал, который передавался бы следующим нейронам сетчатки. Этим объясняется относительно низкая (примерно на два порядка величины) чувствительность колбочек по сравнению с палочками. Палочка способна уверенно детектировать один фотон, т.е. представляет собой эффективный счетчик квантов света. Сейчас достаточно ясен молекулярный механизм, обеспечивающий высокую чувствительность палочки. Одно из удивительных и важных свойств палочки как счетчика одиночных фотонов - постоянство формы и величины электрического отклика, которое обеспечивается строго определенной геометрией клетки. Итак, абсолютная световая чувствительность зрительной системы (глаза и мозга) определяется наименьшим количеством световой энергии, которое вызывает субъективное ощущение света. В настоящее время порог светового восприятия экспериментально определен в (4-7)·10-10 эрг/с. Это - минимальный поток световой энергии от точечного источника, который падает на роговицу глаза и воспринимается мозгом как вспышка света. Природа феномена предельной световой чувствительности зрительной клетки находит свое объяснение. Заслуга С. Лэнгли, Ю.Б.Харитона, С.И.Вавилова, С. Хехта и многих других исследователей состоит в установлении самого этого феномена: одного поглощенного светового кванта достаточно для физиологического возбуждения рецептора сумеречного зрения - палочки сетчатки глаза.

1Конспект урока О глазах и зрении.3. Дефекты зрения и способы их профилактики.

Дальнозоркость.


Дальнозоркость - коварное заболевание. В дальнозорком глазе фокус при спокойном состоянии глаза находится за сетчаткой. Дально­зоркий глаз преломляет слабее нормального. Для того что­бы видеть даже весьма удаленные предметы, дальнозоркий глаз должен делать усилие; для видения близко лежащих предметов аккомодационная способность глаза уже недо­статочна. Следовательно, близкие предметы не могут быть видимы без напряжения глаза.

Первые симптомы появляются в детстве и кажутся далекими от глазных болезней. Дети плохо учится, быстро устают, не могут сосредоточиться на выполнение работы, капризничает, плохо спят. Переутомление зрительного аппарата глаза при дальнозоркости в первую очередь проявляется именно астеническими жалобами. Поэтому для исправления дальнозоркости упо­требляются очки с собирающими линзами, приводящие фокус глаза в спокойном состоянии на сетчатку.

ПРОФИЛАКТИКА ДАЛЬНОЗОРКОСТИ

Режим освещения

зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт, не использовать лампы дневного света

Режим зрительных и физических нагрузок

рекомендуется чередовать зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом - при миопии до 3 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются, свыше 3 диоптрий - запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.

Гимнастика для глаз

через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз

Консервативное лечение дальнозоркости

Правильная коррекция зрения - с помощью очков или контактных линз подобранных офтальмологом.

Тренировка мышц

напряжение которых приводит к росту миопии (лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, закапывание лекарственных препаратов, специальные курсы глазной гимнастики ) - под наблюдением офтальмолога.

БКонспект урока О глазах и зрениилизорукость.

В том случае, если расстояние между сетчатой оболочкой и хрусталиком

ненормально велико или хрусталик настолько закруглён и толст, что его фокусное расстояние ненормально мало, изображение удалённого предмета попадает перед сетчатой.

Этот дефект глаза очень распространён и называется близорукостью или миопией. Близорукость - это такой дефект глаза, который чрезвычайно распространён среди школьников и студентов.

Близорукость чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введением информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало ещё более серьёзным.

Причиной близорукости в большинстве случаев является, по-видимому, то, что в детстве глаз легко деформируется. При работе с близкими предметами глазное яблоко "привыкает" удлиняться на столько, что хрусталик уже теряет способность сплющиваться для фокусирования изображения удалённого предмета на сетчатой оболочке без избыточного напряжения.

Для исправления близорукости, глаза должны быть снабжены очками с рассеивающими линзами.


ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ

Режим освещения

зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт, не использовать лампы дневного света

Режим зрительных и физических нагрузок

рекомендуется чередовать зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом - при миопии до 3 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются, свыше 3 диоптрий - запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.

Гимнастика для глаз

Через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз

Консервативное лечение близорукости

Правильная коррекция зрения - с помощью очков или контактных линз подобранных офтальмологом.

Тренировка мышц

напряжение которых приводит к росту миопии (лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, закапывание лекарственных препаратов, специальные курсы глазной гимнастики) - под наблюдением офтальмолога.

АКонспект урока О глазах и зрениистигматизм.


Обычно поверхность роговой оболочки - несколько выступающей передней части глазного яблока - и поверхность хрусталика являются частями почти идеальной сфер. Однако нередко кривизна одной или обоих этих поверхностей оказывается большей в одной плоскости, чем в какой - либо другой. Этот дефект, в результате которого получается нечёткое зрение, называется астигматизмом.

Таблица для испытания на астигматизм

Астигматизм можно обнаружить при помощи специальной таблицы.

Нормальный глаз видит группы линий, изображенных на рисунке с одинаковой чёткостью на всех расстояниях от глаза. В случае если глаз имеет астигматизм (каждый глаз проверяется отдельно), вертикальные или горизонтальные линии или некоторые линии между ними кажутся чёткими и чёрными, а линии, расположенные под прямым углом к ним, кажутся менее тёмными.

Астигматизм может причинить головные боли и создавать расплывчатость, в особенности, если читать длительное время подряд. Астигматизм исправляется цилиндрической линзой.


Дальтонизм.

Дальтонизм - неспособность различать цвета, если колбочки какого - либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона(1766-1Конспект урока О глазах и зрении844), впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0.5% женщин.

ОКонспект урока О глазах и зрениидни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие - зеленый, третьи - фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

Лечение дальтонизма

В настоящее время дальтонизм неизлечим. Однако разработана технология лечения дальтонизма за счет внедрения в клетки сетчатки недостающих генов с помощью методов генной инженерии с использованием в качестве вектора вирусных частиц.

ККонспект урока О глазах и зренииосоглазие.

Косоглазие - отклонение одного глаза или попеременно одного из глаз от совместной точки фиксации с нарушением бинокулярного зрения. В результате действия ряда причин нарушается бинокулярное зрение и происходит отклонение одного глаза. Выделяют две основные клинические формы косоглазия: содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие развивается чаще в детском возрасте. Отклоняться может постепенно один глаз или попеременно правый и левый. Различают косоглазие внутреннее, или сходящееся, наружное, или расходящееся, косоглазие кверху и книзу. Подвижность глазных яблок обычно не страдает. Паралитическое косоглазие развивается вследствие пореза или паралича наружных мышц глаза. Подвижность косящего глаза ограничена, острота зрения длительное время не снижается. При паралитическом косоглазии возникают жалобы на двоение видимых предметов и иногда на головокружение.

Данные теоретической части нашей работы доказывают, что глаз -

действительно очень важный и сложный орган зрения. Играющий огромную роль в нашей жизни.

Глава 2. Практическая часть.


В практической части нашего исследования мы решили:

1) Выявить процент учащихся среди учеников 1-11 классов, имеющих какие-либо дефекты зрения.

2) Опросить школьников о возможных причинах ухудшения зрения.

3) По результатам полученных данных выявить и сформулировать основные причины развития болезней, а также предложить упражнения для гигиены зрения.

Нас заинтересовало, а насколько хуже становится зрение у учеников разных классов.

Вот что мы получили: Конспект урока О глазах и зрении

Конспект урока О глазах и зренииКонспект урока О глазах и зренииКонспект урока О глазах и зрении

Вывод: Проанализировав графики, мы пришли к выводу, что по мере взросления у многих детей развиваются различные болезни. Это связано с рядом причин.

Конспект урока О глазах и зрении





Мы решили выяснить, что считают ученики основными причинами ухудшения зрения. Вот что получилось:

ОКонспект урока О глазах и зрениисновные причины (по мнению учеников):

Вывод: Результаты данной диаграммы доказывают, что неправильная осанка и близкое чтение являются причиной ухудшения зрения. Как жаль, что ребята не ценят свое здоровье.

2.1. Причины ухудшения зрения.


Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается. Меняется кривизна хрусталика и форма глазного яблока, а когда смотрим вдаль. Зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лугу, у реки, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.

Особенно вредно держать книги, тетради ближе 30см от глаза. А это может быть при плохом освещении, неправильной посадке. Ежедневная длительная, увеличивающаяся с годами зрительная работа, нередко в неблагоприятных условиях, создает привычку рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.

Первое условие нормальной работы глаз - хорошее освещение. Освещенность непосредственно у окна в 6 - 8 раз выше, чем в простенке между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным, не давать резких теней, не создавать блескости. В школе за этим наблюдает школьный врач. Те же условия следует создавать и дома. На рабочем столе слева ставится настольная лампа мощностью 50 - 60вт.

Для сохранения хорошего зрения очень важна правильная посадка за партой, рабочим столом. Вредно читать лежа.

Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина слепоты. Нередко ранение одного глаза приводит к слепоте другого. Причины глазных травм у детей чаще всего шалости, драки.

В мастерских и на предприятиях школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности.

2.1.1. Персональный компьютер и зрение.

Распространение персональных компьютеров, плазменных панелей телевизоров и мониторов заставляют офтальмологов задумываться о профилактике и снятии компьютерного зрительного синдрома, который часто сочетается с синдромом «сухого глаза». Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. Зрительная нагрузка существенно возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и бумажный текст. Зачастую невозможность правильно и рационально организовать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию.

Сухость глаз весьма распространенная проблема среди пользователей компьютером. Считают, что причин широкого распространения сухости глаз среди пользователей компьютера несколько:

  1. более редкое моргание пользователя при работе на компьютере (частота моргания составляет примерно треть от обычной частоты);

  2. широко раскрытые глаза при рассматривании изображения на мониторе, это приводит к увеличению скорости испарения слезы с поверхности глаза.

Для уменьшения синдрома «сухого глаза» при работе на компьютере следует, прежде всего, обеспечить правильные условия работы:

  1. правильно установить экран монитора (центр на 10-20 см. ниже глаз пользователя);

  2. выбрать правильно расстояние (не менее 50 см.) до монитора;

  3. кроме того, пользователям компьютера следует напоминать о необходимости более часто моргать при первых признаках сухости глаз;

  4. следует так же время от времени закрыть глаза и сделать несколько круговых (вращательных) движений;

  5. полезно устраивать 2-х - 3-х минутные перерывы при работе на компьютере, фокусируя взгляд на дальнее расстояние;

  6. использовать специальные капли для глаз, замещающие слезу;

  7. ограничить время работы за компьютером не более 4 часов в день.

Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков, когда формирование рефракции еще не сложилось и чрезмерная нагрузка может приводить к развитию близорукости. Детям рекомендуется проводить время у персонального компьютера только с познавательной целью.

Приобрести специальные очки с прогрессивными линзами, в которых зона ясного видения соответствует перемещению взора при работе на различных расстояниях. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК дало снижение зрительного утомления и улучшение показателей аккомодации по сравнению с обычными очками у 85% работников. При соблюдении перечисленных рекомендаций уменьшается количество ошибок, совершаемых оператором, особенно во второй половине дня, уходят раздражительность и головные боли, улучшается эмоциональное состояние. В очках с компьютерным фильтром комфортно в помещении, освещенном искусственными источниками света, (особенно люминесцентными лампами), т.к. очки улучшают спектральный состав света, попадающего в глаза. В них комфортно на улице, в пасмурную погоду - видно четче и контрастнее, а в солнечный день они не пропускают в глаза очень активную коротковолновую часть спектра. Таким образом, очки с компьютерным фильтром могут быть рекомендованы для постоянного ношения. А это очень важно, ибо более 50% компьютерщиков - люди в очках.



2.2. Гигиена зрения.

Для нормальной работы глаз следует оберегать их от разных механических воздействий, читать в хорошо освещенном помещении, держа книгу на определенном расстоянии (до 33-35 см от глаз). Свет должен падать слева. Нельзя близко наклоняться к книге, так как хрусталик в этом положении долго находится в выпуклом состоянии, что может привести к развитию близорукости. Слишком яркое освещение вредит зрению, разрушает световоспринимающие клетки. Поэтому, например, сталеварам. Сварщикам и лицам других сходных профессий рекомендуется надевать во время работы темные защитные очки.

Нельзя читать в движущемся транспорте. Из-за неустойчивости положения книги все время меняется фокусное расстояние. Это ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца. Когда мы читаем лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, привычка читать лежа наносит вред зрению.

Расстройство зрения может возникнуть также из-за недостатка витамина А.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор - прекрасный отдых для глаз.

Заключение.

Наша работа доказывает, что самую сложную и самую эффективную оптическую систему создала природа. Это глаза человека и животных. В нашей работе мы бесспорно доказали, что глаз - на самом деле очень важный и сложный орган зрения.

Мы утвердились, что без зрения жить мало того, что очень сложно, но и скучно. Выявляя причины нарушения зрения, а именно проанализировав опросы, мы выяснили, что среди учеников различных классов есть проблемы со зрением, которые необходимо решать. Можно предположить, что эти дети не следят за осанкой, за посадкой за партой, столом, ведут не правильный образ жизни и не правильно питаются.

Из данных, полученных нами в процессе подготовки работы, хотелось бы предложить несколько советов для того, чтобы избежать нарушения зрения, а также для коррекции зрения:

  • Правила по охране зрения / приложение№1/

  • Гимнастика для глаз /приложение №2/

  • Витамины для глаз - надежная защита зрения /приложение № 3/

  • Массаж глаз /приложение №4/

  • Комплекс упражнений для улучшения зрения /приложение №5/

Данная тема кажется нам очень интересной и актуальной, поэтому мы планируем продолжить исследование данной тематики.

Литература.

1.Валюс Н. А., Как видит глаз. Гостехиздат, 1968.

2.Глушкова Е. К., "Береги зрение", Медицина, 1987.

3.Справочник офтальмолога. Спецлитература, 2006

4.Тарасов Л. В. И Тарасова А. Н., "Беседы о преломлении света", Библиотечка «Квант» выпуск 18, 1982.

5.Энциклопедия здоровья. В 4 томах. ИПО «Автор», 1992









Приложение №1


Правила по охране зрения


  • Не трите глаза грязными руками.

  • Умывайтесь ежедневно с мылом.

  • Не смотрите близко телевизор (не менее 3м) и долго (более часа).

  • Не играйте в компьютерные игры более 15-20 минут.

  • Не читайте в транспорте.

  • Не читайте, не рисуйте лежа в постели.

  • Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.

  • Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.

  • Берегите глаза от колющих и режущих предметов.

  • Ешьте продукты с витаминами.

  • Гуляйте часто на свежем воздухе.

Приложение №2

Гимнастика для глаз


Мы так же рекомендуем упражнения, которые способствуют снятию напряжения мышц глаза, улучшают кровообращение:

  1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть их (5-6 раз с интервалом 30 сек)

  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза)

  3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек (3-4 раза)

  4. Быстро-быстро моргать (1 мин)

  5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 раза)





Приложение №3

Витамины для глаз - надежная защита зрения

ДКонспект урока О глазах и зренииля хорошего зрения и поддержания здоровья глаз нужны специальные витамины. Поступая ежедневно с пищей эти чудодейственные компоненты заботятся о нашем зрении: помогают сохранить зрение, предотвратить проблемы со зрением, защищают глаза и помогают улучшить зрение.

Лютеин - экран для сетчатки
Лютеин, как экран, поглощает вредные световые лучи (синюю часть спектра), и в то же время нейтрализует свободные радикалы. Такое двойное действие лютеина препятствует разрушению сетчатки.
Лютеин может попасть в организм только с пищей (сам он не синтезируется), а зеаксантин образуется из лютеина непосредственно в сетчатке

РКонспект урока О глазах и зренииыбий жир - полезные полиненасыщенные жирные кислоты - ценнейший компонент, представляющий собой подкожный жир глубоководных океанических рыб. Именно кислоты омега-3 сохраняют сетчатку глаза здоровой, улучшают микроциркуляцию, питание тканей глаза, а также предотвращает развитие воспалительных реакций.


Конспект урока О глазах и зренииЭкстракт черники
Целебные свойства черники известны еще с древних времен.Плоды черники содержат антоцианы, которые улучшают микроциркуляцию крови и тканевой обмен, нормализуют проницаемость капилляров, увеличивают восприимчивость цветов и усиливают остроту зрения в сумерках, а также снижают усталость глаз от продолжительной работы (особенно за компьютером). Черника - классический компонент хороших витаминов для глаз.

Витамин В2
ВКонспект урока О глазах и зренииитамин В2 (рибофлавин) поддерживает внутриклеточный метаболизма тканей глаза. Рибофлавин предотвращает развитие «куриной слепоты» и катаракты, повышает остроту зрения и цветовосприятие, уменьшает усталость глаз. При пониженном содержании или отсутствии витамина В2 у человека может возникнуть резь в глазах, нарушение сумеречного зрения. Рибофлавин - незаменимый компонент хороших витаминов для глаз.

Бета-каротин
БКонспект урока О глазах и зренииета-каротин увеличивает защитные способности организма. Он легко усваивается организмом и превращается в витамин А. Из одной молекулы бета-каротина образуются две молекулы витамина А. Без витамина А глаз плохо приспосабливается к неяркому освещению, слабо различает синий и желтый цвета. Этот витамин играет важную роль и в окислительно-восстановительных процессах и синтезе жизненно важных для глаза веществ. мы с детства знаем, что витамин А - важный витамин для глаз.

Витамин Е
ВКонспект урока О глазах и зренииитамин Е ускоряет восстановление поврежденных клеток, участвует в тканевом дыхании и других важнейших процессах тканевого метаболизма. Он уменьшает степень ломкости и проницаемости капилляров.

Селен
СКонспект урока О глазах и зренииелен известен как микроэлемент-антиоксидант. Защищает структуры тканей глаза от разрушающего действия кислородных радикалов. Этот микроэлемент играет важную роль в процессе роста клеток. Дефицит селена может ослабить защиту организма от возрастного разрушения зрительного аппарата.

Цинк
ЦКонспект урока О глазах и зренииинк содержится в сетчатой, сосудистой и радужной оболочках глаза. Микродозы этого металла способствует поддержанию витамина А на должном уровне, улучшает микроциркуляцию и кислородное снабжение в сетчатке. Кроме того, цинк усиливает иммунную защиту организма, повышая сопротивляемость заболеваниям.




Приложение №4

Массаж глаз

Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.



Приложение №5

Комплекс упражнений для улучшения зрения

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".

  7. Частое моргание глазами.

  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.





© 2010-2022