Формы организации самостоятельной работы Лунёва Е. Н

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Е.Н.Лунёва

ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж»


Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении физики.

Под ключевыми компетенциями понимается совокупность личных качеств обучающихся, которые могут обеспечить самостоятельность в действиях при ситуациях неопределённости, решая актуальные для них проблемы.

Самостоятельность - это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации. Развитие самостоятельности неразрывно связано с учебной деятельностью обучающихся. Сформировать самостоятельность, не вовлекая ученика в учебную деятельность, принципиально невозможно. Самостоятельными не рождаются. Это качество нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь, прежде всего на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.

Под самостоятельной работой обучающихся мы понимаем такую ра­боту, которую они выполняют без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполне­ния предложенных учителем заданий, с анализом результатов ра­боты.

В учебном процессе по физике я использую следующие виды са­мостоятельной работы обучающихся:

  • работа с учебной и справочной литературой;

  • разнообразные формы работы, связанные с решением задач;

  • лабораторно-практические работы;

  • фронтальный эксперимент с элементами исследования;

  • работа с раздаточным материалом;

  • ра­бота с кинематическими схемами и графиками;

  • написание докладов и рефератов;

  • наблюдение за опытами, демонстрируемыми преподавателем, и выводы из них;

  • выполнение индивидуальных и групповых заданий;

  • составление презентаций;

  • физические диктанты;

  • изготовление моделей физических приборов.

По основной дидактической цели названные виды самостоятельной работы можно подразделить на три группы:

  1. работы по приобретению новых знаний,

  2. работы по приобретению умений и навыков,

  3. работы по применению знаний, умений и навыков.

Указанные группы работ тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же средства могут быть исполь­зованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью лабораторно-практических работ достигается приобрете­ние умений и навыков, приобретение некоторых новых знаний, а также применение ранее полученных знаний.

Самостоятельная работа может быть: индивидуальной; в парах; групповой, фронтальной.

В своей практической деятельности я применяю такие формы самостоятельных работ, как:

1. Проведение эксперимента: ученикам даётся возможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:

· все вещества состоят из частиц;

· в жидкости и газе существует выталкивающая сила;

· кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;

· ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.

В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, анализировать, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.

2. Работа с учебной литературой, средствами ИКТ и наглядностью: Поиск и сбор информации:

· задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, работы с литературными первоисточниками;

· задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);

· задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Обработка информации:

· составление планов к тексту;

· подготовка вопросов к тексту;

· составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;

Передача информации:

· подготовка докладов, сообщений по теме;

· подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;

Комплексные методы:

· составление и защита рефератов;

· учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;

3. Самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний: при выработке ответов на вопросы, при выполнении физических диктантов, при тестировании. Предлагаю несколько видов тестов: а) тесты на нахождение соответствия, б) тесты-альтернативы, в) тесты с множественным выбором и др.

4. Домашние задания: Составление кроссвордов, сообщений, сочинений, электронных презентаций к изученной теме, изготовление физических приборов. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.

В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). Результаты предварительного тестирования (входного контроля уровней обученности и обучаемости) служат исходным уровнем для оценки, контроля и прогноза индивидуальных показателей. Они определяют уровень подготовки и фиксируют личностный «рост» ребенка. С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю им организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки.

Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы:

  1. Принцип обязательности. Каждый обучающийся на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, работать с учебником и т. д.

  2. Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы учащийся мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в "зоне ближайшего развития" ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

  3. Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы. Начиная с 7-ого класса нужно начинать учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваивать все более сложные методы самостоятельной работы.

  4. Принцип интересности. Для разных учащихся привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти путем, который ему больше нравиться. Одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу. Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.

  5. Принцип постоянной занятости. Обучающийся не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

  6. Принцип использования эмоций. Обучающиеся должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

  7. Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации. Для разных детей значимы разные поощрения, например высокие оценки, публичное признание их хорошей работы, помещение работ на выставку и т.д.

Физика - как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования технологических и информационных компетенций обучающихся.

Литература

  1. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени / Э.М. Браверманн // Физика в школе. - 2006. № 2. C. 10-12.

  2. Рябинина Е.А. Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики / Е.А. Рябинина // Физика в школе. 1990. № 2. C. 21-23.

  3. Шилов. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.//Физика в школе, 1994, № 4.

  4. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой - С Пб, 2004

  5. М.Демидова Компетентностно - ориентированные задания в научно - естественном образовании. Народное образование. - 2008г. № 4


© 2010-2022