• Преподавателю
  • Физика
  • Формирование универсальных учебных действий и индивидуально-ориентированная система обучения

Формирование универсальных учебных действий и индивидуально-ориентированная система обучения

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий и

индивидуально-ориентированная система обучения.

Серякова Антонина Ивановна, учитель физики МКОУ «Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа№1 им. Е.С.Белинского»

Аннотация. Речь пойдет о сравнении УУД, которые предлагается формировать в стандартах нового поколения и технологии ИОСО, успешно формирующей УУД на протяжении многих лет.

Ключевые слова. Универсальные учебные действия, индивидуально-ориентированная система обучения, индивидуально-ориентированные учебные планы, организация учебного процесса.

Анализируя различные материалы по формированию универсальных учебных действий (УУД), пришла к выводу, что индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО) формирует эти действия.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение субъекта учиться, способность к саморазвитию, в более узком смысле, этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, определяет развитие психических способностей личности.

В технологии ИОСО, учащиеся, работая по индивидуально-ориентированным учебным планам, самостоятельно планируют деятельность учения, ставят цели, используют необходимые способы их достижения. Сами выбирают уровень знаний, темп усвоения учебного материала. Часто бывает так, что несколько учащихся из класса, опережают остальных. Каждый развивается по своей личной траектории, если учесть, что в классах бывают дети и одаренные, и с ограниченными возможностями здоровья.

ИОСО - успешно адаптирует дидактические закономерности, принципы, методы, лежащие в основе классно-урочной системы к возможностям и потребностям каждого ученика. На уроке учитель работает с учащимися всего класса и индивидуально с каждым. ИОСО формирует ключевые компетентности, учащиеся осваивают способы деятельности:

  • готовность к разрешению проблем;

  • технологическая компетентность;

  • готовность к самообразованию;

  • готовность к использованию информационных ресурсов;

  • готовность к социальному взаимодействию;

  • коммуникативная компетентность.

Задача учителя:

  • создать психолого-педагогические условия для самообразования, саморазвития, самовыражения учащихся;

  • проводить диалогическое общение для немедленного анализа и оценки выполнения заданий (знания и незнания);

  • корректировать работу учащегося.

При работе по индивидуально-ориентированным учебным планам ликвидируются «пробелы» в знаниях; формируются волевые качества (настойчивость, умение преодолевать трудности). А получение самостоятельного результата и переживание успеха дают уверенность в своих силах.

На первом этапе учащиеся работают в темпе заданном учителем, затем начинают планировать свое время работы над темой так, чтобы сдать досрочно, выполняя больший объем работы. У них появляется интерес и стремление к завершению начатого дела. Для них каникулы начинаются раньше. Если ребенок проболел, выздоравливая, он работает по плану с той темы, которая пропущена, ликвидируя «пробел» в знаниях. Исходя из своей практики, могу подтвердить, что немногословные учащиеся начинают отвечать, дополняя свои знания примерами из окружающей жизни. А самоорганизация и самостоятельность у них выше, чем у тех, кто обучается по традиционной системе.

Если учесть, что универсальные учебные действия формируют способность к саморазвитию, а совокупность способов действий учащегося, обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, то в технологии ИОСО, то же самое.

Мы видим, что при формировании УУД и технологии ИОСО учащиеся осваивают компоненты деятельности:

  • познавательной;

  • учебной цели;

  • учебной задачи;

  • учебных действий (ориентирование, преобразование материала, в частности - схематизация, контроль и оценка).

Разнообразие форм работы, которые использует учитель:

  • вводная лекция,

  • лабораторный практикум,

  • индивидуальная;

  • работа групп, которая позволяет формировать умение слушать, вступать в диалог, оценивать разные точки зрения, т.е. развивается сотрудничество;

  • работа с текстом по планам обобщенного характера;

  • нестандартные методы и приемы;

  • схематизация материала;

  • ИКТ;

  • работа с интерактивной доской расширяют диапазон умений.

Работая по технологии ИОСО, могу подтвердить, что учащиеся, после окончания школы успешно усваивают знания в любой области, поступая в ВУЗы, обучаясь и работая, впоследствии, в различных отраслях, становятся успешными в жизни. Среди них есть руководители больших предприятий, частного бизнеса, учителя, врачи, директора и завучи школ, военные инженеры, работники банков. Несколько человек успешно работают за рубежом.

Таким образом, учителя, работающие по технологии ИОСО, не только обращают внимание на обучение предмету, но и содействуют развитию учащихся, используя возможности своего предмета. Для них формирование УУД - привычная работа.

© 2010-2022