Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс)

Применение термопары Цели: образовательные: 1.   Познакомить учащихся  с применением термопары в практических целях. 2.   Вывести формулу для расчета теплопроводности и закона Фурье. развивающая: 1.   Способствовать развитию общеучебных умений. воспитательные: 1.                         Воспитывать интерес к предмету физика по средствам элективных курсов. 2.      Воспитание активного отношения к познанию окружающего мира. План занятия (40 минут): I.     Организационный этап - 2 мин. II.  Мотивац...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс)Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс)Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс)Применение термопары

Цели:

образовательные:

  1. Познакомить учащихся с применением термопары в практических целях.

  2. Вывести формулу для расчета теплопроводности и закона Фурье.

развивающая:

  1. Способствовать развитию общеучебных умений.

воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предмету физика по средствам элективных курсов.

  2. Воспитание активного отношения к познанию окружающего мира.

План занятия (40 минут):

  1. Организационный этап - 2 мин.

  2. Мотивационный этап - 5 мин.

  3. Объяснение нового материала - 28 мин.

  4. Итог урока - 3 мин.

  5. Домашнее задание - 2 мин.

Ход занятия


Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Тетрадь








Записывают тему урока




































































































































Делают записи в тетради




Делают записи в тетради






Делают записи в тетради













Делают записи в тетради

I.

Дожидаюсь тишины. Приветствие учеников:

- Здравствуйте ребята!

Успокаиваются

Приветствуют учителя, садятся.

II.







































III.




















































































































































IV.











V.

- Запишем тему нашего сегодняшнего урока: «Применение термопар»

- Проведенные на занятиях демонстрации действия термопары позволили нам сделать выводы о возможности их применения в качестве измерителей температуры и источников тока.

-Величина термоЭДС пропорциональна Т. Таким образом, зная табличное значение коэффициента термоЭДС (12) для данной термопары можно определить разность температур исследуемого тела и окружающей среды.

- Скажите мне, пожалуйста, в каком случае измерение термоЭДС (термотока) позволит

определить непосредственно температуру исследуемого тела?





- Каким образом можно обеспечить это условие?







- В помещении лед быстро растает, и температура спая будет повышаться. Как в этом случае обеспечить необходимую точность измерений?

- Верно. В лабораторных или производственных условиях
используются так называемые сосуды Дьюара, которые по своему устройству аналогичны бытовым термосам. Однако для проведения длительного контроля температуры более удобно использовать специальный прибор, обеспечивающий необходимую температуру t = О 0С. Такой прибор называется нультермостат. Принцип его действия основан на использовании другого термоэлектрического явления - эффекта Пельтье, с которым мы познакомимся чуть позже.

- С помощью термопар можно измерять как сверхнизкие температуры (до -200 0С), так и высокие (до +2000 0С). Конструкция термопары дает возможность контролировать температуру в конкретной точке тела, что позволяет получить картину распределения температуры данного объекта. Кроме того, посредством термопар можно измерять температуру в труднодоступных местах. Термопары малоинерционные, способны регистрировать быстродействующие тепловые процессы. Все это определяет достоинства термопар по сравнению с термометрами.

Важнейшей особенностью термопар является то, что в ней происходит
преобразование тепловой энергии в электрическую. Таким образом, она является датчиком температуры, сигнал которого регистрируется электроизмерительным прибором (милливольтметром) или компьютером.

- Что влияет на точность измерения температуры посредством термопары?




































-Вы правильно указали факторы, определяющие точность измерения температуры. В этом случае затронули очень важный вопрос о влиянии теплопроводности проводников на точность измерения термоЭДС.

- Как известно, электрическая проводимость - это процесс переноса электрического заряда при наличии разности потенциалов , характеризуемый величиной электропроводности G. Величина электропроводности связывает между собой ток и напряжение

I = G. (1)

- Теплопроводность - процесс передачи теплоты при наличии в теле разности температур Т. Этот процесс характеризуется одноименной физической величиной К и определяет количество теплоты, переданное в единицу времени

Q=К Т. (2)

Соотношение (2) получило название закона Фурье.

Для электропроводности G справедливы следующие очевидные соотношения:

G = Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс)= Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс), (3)

где R - электрическое сопротивление, s - площадь поперечного сечения проводника, l - длина проводника,  - удельное сопротивление, γ - удельная
электропроводность.

- Сопоставляя процессы электропроводности и теплопроводности, получим следующую формулу:

K=Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс), (4)

где ℵ - удельная теплопроводность.

- Обратите внимание на аналогию в выражениях
законов Ома и Фурье. Ом для обоснования полученной им экспериментальной зависимости тока от ЭДС и сопротивления использовал обратную аналогию между «переходом электричества» и «переходом теплоты», пропорциональным разности температур.

- Демонстрационные термопары, имеющиеся в школьных кабинетах физики, представляют собой жесткие конструкции из провода достаточно большого сечения. В связи с этим для точного измерения температуры в различных физических экспериментах иногда приходится применять самодельные термопары.

- Поэтому, у нас с вами будет лабораторная работа по изготовлению и градуировке термопары.

- По какой формуле электропроводность связывает между собой ток и напряжение?

- Назовите формулу закона Фурье?

- Какие из формул справедливы для электропроводности G?

- Сопоставляя процессы электропроводности и теплопроводности, можно получить следующую формулу. Какую?


- Запишите домашнее задание: повторить весь пройденный материал по курсу.

- До свидания!



















- Величина термоэлектрического тока будет пропорциональна
температуре объекта, если температура окружающей среды будет t = О 0С

-Второй (контрольный) спай термопары необходимо поместить в сосуд с тающим льдом, имеющим температуру t = О 0С

- В качестве сосуда для тающего льда необходимо использовать
термос.













-Точность определения температуры зависит от класса точности электроизмерительного прибор.

-На точность измерения влияет качество теплового контакта
измерительного спая термопары с исследуемым телом и условие выполнения
необходимого температурного режима для контрольного спая (t = 0 0С).

-Тепловой контакт между исследуемым телом и термопарой
приведет к некоторому изменению измеряемой температуры, поскольку металл хорошо проводит тепло. Если измеряемая температура положительна,
то она будет понижаться, если отрицательна - повышаться.




































































- I = G.


- Q=К Т


G = Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс)= Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс)



-K=Конспект урока по теме Применение термопары (10 класс)



Записывают домашнее задание.



© 2010-2022