Рабочая программа по физике к учебнику Н. С. Шахмаев 9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета

Протокол № ___

от «_____»_________2014г «____»___________2014г.

Директор________ Л.А. Комиссарова


Рабочая программа по физике


для 9 класса

на 2014 - 2015 учебный год


уровень: общеобразовательный


Учитель: Бабич Л.Н.

г.Донецк

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе нормативно правовой базы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 - ФЗ)

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26 - 3С «Об образовании в Ростовской области»

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №186 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, общего и среднего общего образования»

  • Приказ Минобрнауки России от 31..03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области в 2014-2015 учебном году»

  • Приказ Муниципального учреждения отдела образования администрации города Донецка Ростовской области от 09.06.2014 № 305 «Об организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Город Донецк» в 2014-2015 учебном году»

  • Учебный план школы на 2014-2015 учебный год.

  • Локальный акт МБОУ СОШ №1 «Положение о рабочей программе учебных курсах, предметов, дисциплин (модулей) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1»

  • Программа по физике, 7 - 9 класс, авторы Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук, В.А.Коровин

Курс составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.



В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность:

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделение характерных причинно-следственных связей.

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательсьво, гипотезу, аксиому.

  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно - коммуникативная деятельность:

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Умение перефразировать мысль. Выбор и использование средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность:

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения.

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих универсальных учебных действий:

  • освоение знаний о механических, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

В качестве концептуальной основы построения программы по физике рассматривается современный метод научного познания, суть которого заключается в модельном отражении действительности.

Дидактический аспект концепции программы состоит в том. что познавательный процесс организован по общей схеме научного познания : от исходных эмпирических законов и фактов к гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводав и далее - к экспериментальной проверке и практическому творческому применению научных выводов.

Психологический аспект концепции состоит в признании опыта деятельности в сфере изучаемого предмета решающим фактором обучения и интеллектуального развития

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела "Физика и методы научного познания"

Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Программа соответствует федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ.2 Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, А.В. Бунчук «Физика 9класс», «Мнемозина» 2011г

Рабочая программа рассчитана на 68 часов(2 часа в неделю.). Программа скорректирована на 67 часов в соответствии с производственным календарем

Последовательность изучения тем:

  • Основы кинематики (16 )

  • Законы движения (7 ч)

  • Силы в механике (9 ч)

  • Законы сохранения в механике (15 ч)

  • Гидро- и аэростатика (9 ч)

  • Механические колебания и волны (10ч)


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основы кинематики (16 ч)

Общие сведения о движении. Система отсчета. Относительность движения. Как изучают движение.

Материальная точка. Поступательное движение. Траектория движения. Путь и перемещение.

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения.

Неравномерное прямолинейное движение. Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение тел.

Равномерное движение по окружности. Ускорение при равномерном движении тела по окружности. Период и частота вращения

Законы движения (7 ч)

Первый закон Ньютона - закон инерции. Взаимодействие тел. Инертность тела. Масса тела. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона.

Силы в механике (9 ч)

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Перегрузки и невесомость.

Законы сохранения в механике (15 ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство и движение ракеты.

Закон превращения и сохранения энергии в механических системах.

Работа силы. Мощность. Взаимосвязь работы и энергии. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон превращения и сохранения механической энергии. Равновесие и потенциальная энергия.

Простые механизмы. КПД механизма.

Гидро- и аэростатика (9ч)

Расчет давления внутри покоящейся жидкости. Сообщающиеся сосуды. Манометры. Атмосферное давление.

Закон Паскаля и его применение. Насос. Закон Архимеда и его применение. Воздухоплавание.

Механические колебания и волны (10ч)

Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. График колебаний. Период колебания маятника. Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Явление резонанса. Учет и использование резонанса в технике.

Механические волны. Свойства механических волн.

ПЕРЕЧЕНЬ лабораторных РАБОТ 9 класс


Дата

Содержание работы

№1 09.10

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

№2 20.11

Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы.

№3 09.12

Изучение упругих свойств пружины.

№4 23.12

Измерение коэффициента трения скольжения

№5 03.02

Определение работы сил тяжести, упругости, трения.

№6 24.02

Проверка условия равновесия рычага

№7 02.04

Измерение выталкивающей силы

№ 8 23.04

Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника

№ 9 30.04

Измерение массы с помощью пружинного маятника

График контрольных РАБОТ



№ работы

Содержание работы

Дата

№1

Основы кинематики

23.10

№2

Законы движения и силы в механике

13.01

№3

Законы сохранения в механике

05.03

№ 4

Гидро и аэростатика

14.04

№5

Механические колебания и волны

19.05


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сроки


Раздел, количество часов, сроки прохождения

Раздел 1. Основы кинематики (16 ч)

Содержание

Знания

Умения

Общие сведения о движении. Система отсчета. Относительность движения. Как изучают движение.

Материальная точка. Поступательное движение. Траектория движения. Путь и перемещение.

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения.

Неравномерное прямолинейное движение. Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение тел.

Равномерное движение по окружности. Ускорение при равномерном движении тела по окружности. Период и частота вращения.

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, период, частота

  • смысл понятий: путь, перемещение, материальная точка, траектория


  • описывать и объяснять физические явления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости


Раздел 2. Законы движения (7 ч)

Содержание

Знания

Умения

Первый закон Ньютона - закон инерции. Взаимодействие тел. Инертность тела. Масса тела. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона.


  • смысл физических величин: масса, сила

  • смысл физических законов: законы Ньютона

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • решать задачи на применение изученных физических законов.


Раздел 3 . Силы в механике (9 ч)

Содержание

Знания

Умения

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Перегрузки и невесомость.


  • смысл понятий: сила тяжести, вес тела

  • смысл физических законов: закон всемирного тяготения


  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • решать задачи на применение изученных физических законов.

Раздел 4 . Законы сохранения в механике (15 ч)


Содержание

Знания

Умения




Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство и движение ракеты.

Закон превращения и сохранения энергии в механических системах.

Работа силы. Мощность. Взаимосвязь работы и энергии. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон превращения и сохранения механической энергии. Равновесие и потенциальная энергия.

Простые механизмы. КПД механизма.


  • смысл понятий: импульс, энергия, работа, мощность

  • смысл физических законов: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, теорема о кинетической энергии

  • описывать и объяснять физические явления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний

  • решать задачи на применение изученных физических законов.

Раздел 5 . Гидро- и аэростатика (9 ч)

Содержание

Знания

Умения

Расчет давления внутри покоящейся жидкости. Сообщающиеся сосуды. Манометры. Атмосферное давление.

Закон Паскаля и его применение. Насос. Закон Архимеда и его применение. Воздухоплавание.

  • смысл физических величин: давление

  • смысл физических законов: закон Паскаля, закон Архимеда

  • приводить примеры практического использования физических знаний;

  • описывать и объяснять физические явления;

  • решать задачи на применение изученных физических законов.

Раздел 6. Механические колебания и волны (10ч)

Содержание

Знания

Умения

Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. График колебаний. Период колебания маятника. Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Явление резонанса. Учет и использование резонанса в технике.

Механические волны. Свойства механических волн.


  • смысл физических величин: период, частота, скорость, длина волны


  • описывать и объяснять физические явления

  • приводить примеры практического использования физических знаний

  • решать задачи на применение изученных физических законов.


Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

Д/Р Дата

1/1

Основы кинематики (16 ч)

Основные понятия кинематики

Иметь представление о том, что изучает кинематика

П.1,з. 1-5

Л.№95,102

02.09

2/2

Материальная точка. Поступательное движение тел.

Наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тела; определять вид движения тележки, пройденный путь и промежуток времени от начала движения до остановки.

Фронтальный опрос

П.2, з. 1-6

Л. 96-99

04.09

3/3

Путь и перемещение

Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь

Фронтальный опрос

П.3, з. 1-5

09.09

4/4

Прямолинейное равномерное движение. Скорость

Определять модули и проекции векторов на координатную ось; записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач

Фронтальный опрос

П.4, З 1-6

Л. 119,121

11.09

5/5

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; строить графики зависимости vx = vx(t)

Фронтальный опрос

П5, З 1-4

Л. 128

16.09

6/6

Графическое представление движения

Читать график равномерного движения, определять скорость, перемещение, записывать уравнение равномерного движения

П.6, З 3-6,важное в главе

18.09

7/7

Прямолинейное неравномерное движение. Скорость при неравномерном движении

Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; применять формулы для расчета скорости тела и его ускорения в решении задач, выражать любую из входящих в формулу величин через остальные.

Индивидуальная работа по карточкам

П.7, З 3-5,

Л. 136,145

23.09

8/8

Ускорение. Равноускоренное движение.

Объяснять физический смысл ускорения, записывать формулу и применять при решении задач.

Самостоятельная работа

П.8, З 1-4,

Л. 155

25.09

9/9

Скорость равноускоренного движения

Записывать формулы для расчета начальной и конечной скорости тела; читать и строить графики зависимости скорости тела от времени и ускорения тела от времени; решать расчетные и качественные задачи с применением формул

Фронтальный опрос

П.9, З. 1-5

30.09

10/10

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении




Наблюдать движение тележки; делать выводы о характере движения тележки; вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом за n-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-ю секунду

Фронтальная и индивидуальная работа - решение задач

П. 10,З. 1-3, Л.159

02.10

11/11

Свободное падение тел

Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве; делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести

Фронтальная и индивидуальная работа - решение задач

П.11, З. 2,3,6

07.10

12/12

Лабораторная работа №1

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Пользуясь секундомером, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки; определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр; представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; работать в группе

Лабораторная работа №1

Л. 312

09.10

13/13

Равномерное движение материальной точки по окружности

Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно

Самостоятельная работа

П.12,З. 1-5

14.10

14/14

Период и частота обращения

Вычислять модуль центростремительного ускорения по формуле v2ц . с/R, период и частоту

П. 13, З. 4-7

16.10

15/15

Повторение тем

Закрепить навыки решения задач, применять расчетные формулы.

Индивидуальная работа по карточкам

Важное в главе, Л. 158.165

21.10

16/16

Контрольная работа №1

Основы кинематики

Применять знания к решению задач

Контрольная работа №1

23.10

17/1

Законы движения и силы в механике. (16ч)

Первый закон Ньютона

Наблюдать проявление инерции; приводить примеры проявления инерции; решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона

П.14, З. 1-6, Л. 176, 184-86

06.11

18/2

Взаимодействие тел. Масса тел.

Записывать второй закон Ньютона в виде формулы; решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона

Фронтальный опрос

П.15 З 1-5

11.11

19/3

Сила. Второй закон Ньютона

Записывать второй закон Ньютона в виде формулы; решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона

Фронтальный опрос

П.16, З 1-7, Л. 318

13.11

20/4

Сложение сил

Применять правила векторов при сложении сил.

Самостоятельная работа

П.17, З 2-5

18.11

21/5

Лабораторная работа №2

Изучение упругих свойств пружины.

Исследовать зависимость силы упругости от удлинения пружины, применять закон Гука, делать выводы.

Лабораторная работа № 2

20.11

22/6

Третий закон Ньютона

Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона; записывать третий закон Ньютона в виде формулы

П18, З. 1-3, Л. 216-218

25.11

23/7

Сила всемирного тяготения

Записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения. Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире.

Фронтальный опрос

П.19, З. 1-4

27.11

24/8

Сила тяжести

Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести. различать изменение силы тяжести от удаленности поверхности Земли; Выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); самостоятельно работать с текстом, систематизировать и обобщать знания о явлении тяготения и делать выводы

Фронтальный опрос

П. 20, З 5-11

02.12

25/9

Лабораторная работа №3

Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы.

Установить зависимость между силой тяжести и массой, делать выводы.

Лабораторная работа № 3

04.12

26/10

Искусственные спутники Земли

Иметь представление об ИСЗ, развитии космонавтики

Фронтальный опрос

П.21, З. 1-4

09.12

27/11

Вес тела. Перегрузка и невесомость.

Наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости и перегрузки тел; делать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости и перегрузки.

Физический диктант

П.22, З. 2-8, Л. 351

11.12

28/12

Сила трения

Измерять силу трения скольжения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения; применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы

Фронтальный опрос

П.23, З. 4,6,7, Л. 415,418

16.12

29/13

Лабораторная работа №4

Измерение коэффициента трения скольжения

Научиться измерять коэффициент трения скольжения

Лабораторная работа № 4

18.12

30/14

Центр масс. Решение задач

Решать расчетные и качественные задачи на силы

Фронтальная и индивидуальная работа - решение задач

П.24,

Л. 340,352,385

23.12

31/15

Контрольная работа №2

Законы движения и силы в механике

Применять знания к решению задач

Контрольная работа №2

25.12

32/1

Импульс

Давать определение импульса тела, знать его единицу измерения.

П.25, З. 1-7

13.01

33/2

Закон сохранения импульса

Объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; записывать закон сохранения импульса.

Фронтальный опрос

П.26, З. 1,2,6. Л. 212

15.01

34/3

Решение задач

Решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии.

Фронтальная и индивидуальная работа - решение задач

З. 4,5,8,9
Л. 215

20.01

35/4

Реактивное движение

Наблюдать и объяснять полет модели ракеты

Самостоятельная работа

П.27, З 1-8

22.01

36/5

Работа силы

Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы и работу сил.

П.28, З. 1-7

27.01

37/6

Лабораторная работа №5

Определение работы сил тяжести, упругости, трения.

Проводить эксперимент и определять работу сил.

Лабораторная работа № 5

29.01

38/7

Взаимосвязь работы и энергии

Объяснять взаимосвязи энергии и работы

П. 29, З. 1-5

03.02

39/8

Потенциальная энергия

Объяснять зависимость потенциальной энергии от высоты

Фронтальный опрос

П.29, З. 6-12,14

05.02

40/9

Закон сохранения механической энергии

Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; работать с текстом, решать задачи на закон сохранения.

Фронтальная и индивидуальная работа - решение задач

П.30, З 1-6

10.02

41/10

Равновесие и потенциальная энергия

Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; работать с текстом, применять на практике знания об условии равновесия тел.

Самостоятельная работа

П.31, З 1-7

12.02

42/11

Условия равновесия рычага

Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определять плечо силы; решать графические задачи. Приводить примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом параграфа учебника.

П.32, З. 1-8,

17.02

43/12

Лабораторная работа№6

Проверка условия равновесия рычага

Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии. Работать в группе.

Лабораторная работа № 6

Л. 740-742

19.02

44/13

Простые механизмы. КПД

Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков, ворота, наклонной плоскости на практике. Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать и рассчитывать КПД различных механизмов.

Физический диктант

П.32, ,33, З. 9-11

24.02

45/14

Решение задач

Применять навыки, знания при решении качественных и количественных задач. Анализировать результаты, полученные при решении задач.

Индивидуальная работа по карточкам

Важное в главе,

Л. 673, 764, 793

26.02

46/15

Контрольная работа №3

Законы сохранения в механике

Применять знания к решению задач

Контрольная работа №3

03.03

47/1

Давление внутри покоящейся жидкости

Объяснять причину передачи давления жидкостью во все стороны одинаково,.анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

П.34, З. 1-7, Л.518

05.03

48/2

Атмосферное давление

Сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы. Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления.

Фронтальный опрос

П.35, З 1-7, Л. 549,559.

10.03

49/3

Закон Паскаля и его применение

Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту, поршневого насоса и гидравлического пресса; работать с текстом параграфа учебника,

Фронтальный опрос

П.36, З. 1-8, Л. 498-500

12.03

50/4

Решение задач на давление

Применять формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда при решении задач.

Индивидуальная работа

П.37, З. 1-6, Л. 625

17.03

51/5

Закон Архимеда и его применение

Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы; применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике.

Решение качественных и количественных задач

Л.646, 650

19.03

52/6

Лабораторная работа № 7 Измерение выталкивающей силы

Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; определять выталкивающую силу; работать в группе.

Лабораторная работа № 7

31.03

53/7

Условие плавание тел. Воздухоплавание

Объяснять условия плавания судов; Приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания; объяснять изменение осадки судна; Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.

Самостоятельная работа

П.37, З 11-15

02.04

54/8

Решение задач

Отработать умения применять законы гидро и аэростатики при решении задач

Индивидуальная работа

Л. 656- 658

07.04

55/9

Контрольная работа №4

По теме «Гидростатика»

Применять знания к решению задач

Контрольная работа №4

09.04

56/1

Колебательное движение. Свободные колебания.

Определять колебательное движение по его признакам; приводить примеры колебаний; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников; измерять жесткость пружины или резинового шнура

П.38, З. 1-6, Л. 854,855

14.04

57/2

График колебаний. Период колебаний нитяного маятника

Называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; устанавливать зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити.

Фронтальный опрос

П.39, З. 1-4, Л. 873

16.04

58/3

Лабораторная работа №8

Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника

Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити; представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; работать в группе

Лабораторная работа №8

З. 6,7

21.04

59/4

Период колебаний пружинного маятника

записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний пружинного маятника; проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k

Фронтальная и индивидуальная работа - решение задач

П.41, З. 1-6.

23.04

60/5

Лабораторная работа №9

Измерение массы с помощью пружинного маятника

Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от массы и жесткости; представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; работать в группе

Лабораторная работа №9

Л. 878,879

28.04

61/6

Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс

Объяснять причину затухания свободных колебаний ;называть условие существования незатухающих колебаний. Объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних

Фронтальный опрос

П.43, З. 1-6, Л.882

30.04

62/7

Акустический резонанс

Объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты

Фронтальный опрос

П. 44,45, З. 1-5

05.05

63/8

Механические волны

Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн; называть характеризующие волны физические величины

Фронтальный опрос

П.46, З. 1-6, Л.891

07.05

64/9

Свойство механических волн

Решать расчетные и качественные задачи о механических волнах.

Индивидуальная работа

П.47, З. 2-6, Л.894-896

12.05

65/10

Контрольная работа №5

Механические колебания и волны

Применять знания к решению задач

Контрольная работа №5

14.05

66

Итоговое обобщение

Работать с тестами ГИА

Тесты ГИА

19.05

67

Итоговая контрольная работа

Тесты ГИА

21.05





Информационно - методическое обеспечение



Автор

(составитель)

Название

Год

издания

Издательство

1

Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, С.Н.Шахмаев, Д.Ш.Шодиев,

«Физика 9 класс»

2009

и позже

М.: Мнемозина


2

Н.А. Матвеева

Методика преподавания физики

(пособие для учителя)



3

В.И. Лукашик, Е.В.Иванова

«Сборник задач по физике, 7-9»

2009 и позже


М.:Просвещение

4

М.С.Атаманская

«Контрольные работы»

2009

Легион




  1. Печатные пособия:

  • Таблицы по физике для 9 класса:

  1. Относительность движения

  2. Прямолинейное равномерное движение

  3. Равноускоренное движение

  4. Силы в механике

  5. Плавание судов. Воздухоплавание

  6. Закон Паскаля. Атмосферное давление

  7. Портреты ученых физиков.

  8. Международная система единиц измерения

  9. Приставки


  1. Информационные средства:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания: «Открытая физика. Часть1»,

«Открытая физика. Часть2»

Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11», - ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.

  • Конструктор урока.

  • -Физика. Библиотека наглядных пособий.

  • -Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11 кл

  • -1С: Образовательная коллекция. Открытая физика 1.1

  • Интернет -ресурсы :

  • -fizika.ru

  • - all-fizika.com

  • -nsportal.ru/shkola/fizika

  • -nsportal.ru/shkola/fizika/library/konspekt-urokadavlenie-v-tverdy...

  • -afportal.ru/physics/with-answers/11festival.1september...

  • -festival.1september.ru/articles/211022/

  • -proshkolu.ru/club/physics8/blog/47218

  • -festival.1september.ru/articles/522744/

  • -festival.1september.ru/articles/211022/

  • -proshkolu.ru/club/physics8/blog/47218

  • -ru.vlab.wikia.com

  • -festival.1september.ru/articles/564779/


  1. Технические средства обучения:

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

  • Персональный компьютер - рабочее место учителя

  • Экран

  • Проектор

  • Стенды

  1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Доска магнитная.

  • Весы с разновесами

  • Тележки легкоподвижные

  • Тела разной массы

  • Рычаг

  • Динамометр

  • Блок

  • Наклонная плоскость

  • Набор грузов (1Н)

  • Камертон

  • Деревянный брусок

  • Сообщающийся сосуд

  • Ведерко архимеда

Штатив универсальный

  1. Модели

  • «Модель Баллистический пистолет»

  • «Модель паровой турбины

Результаты освоения конкретного учебного курса, дисциплины (модуля) и система их оценки.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • смысл понятий : физическое явление, закон, вещество, взаимодействии.,

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, КПД,

  • смысл физических законов Ньютона, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение. Механические колебания и волны,

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний математического маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины,

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно - популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков, структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.



Критерии оценок.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК.

Грубые ошибки.

Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

Неумение выделять в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

Неумение определить показания измерительного прибора.

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки.

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.


© 2010-2022