Рабочая программа по физике согласно новому ФГОС

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Департамент образования Ивановской области

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Шуйский многопрофильный колледж»


РАССМОТРЕНО:

На заседании

методического объединения

Протокол № _____

От «___» ____________201__г.

Председатель МО ___________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОГБПОУ ШМК

______________О.В.Иванова

Введена в действие

от «_____» __________201___г

Приказ № ___от «___»______ 201__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ


ОУД.03. ФИЗИКА





Уровень обучения: базовый

Срок реализации: 2 года 10 месяцев







РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:

Преподаватель физики

Мельникова Г.В.

____________________________


г. Шуя, 2015год

СОДЕРЖАНИЕ

№П/П



Пояснительная записка


Общая характеристика учебной дисциплины, курса.


Описание места учебной дисциплины в учебном плане.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной дисциплины.


Тематическое планирование с содержанием учебной дисциплины, с распределением часов.


Перспективно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности студентов.


Планируемые результаты освоения студентами основной образовательной программы.


Система оценки достижения планируемых результатов.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Приложения к РПУД.(оценочные и методические материалы 273-фз, ст2.)




























ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в ОГБПОУ ШМК в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, для технического профиля образования.

Программа разработана на основе:

1.ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика».

2. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

3.Фундаментального ядра среднего общего образования (Российская академия наук, Российская академия образования под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова М. Просвещение . 2011г.)

4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков

М. Просвещение 2009г.

5. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Физика, разработанной ФИРО (протокол № 2 заседания Научно-методического совета Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» от 26 марта 2015 г.)

Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностями применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИКА»

В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента

Физика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как «метадиспиплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника,

электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.

В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля профессионального образования, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», т.к. большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).




  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

3.1 Область применения программы

Учебная дисциплина «ФИЗИКА» входит в состав обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл (профильная дисциплина).

3.2 Учебная дисциплина «Физика» включает следующие разделы:

1. Механика

2. Молекулярная физика

3. Основы электродинамики

4. Строение атома и атомная физика

5. Эволюция Вселенной.






3.3 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

265

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:

Лабораторные занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

Итоговая аттестация в форме экзамена.







4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Освоение содержания учебной дисциплины «Физика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;

  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

метапредметных:

  • использовать различные виды познавательной деятельности для

решения физических задач, применять основные методы познания

(наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • использовать различные источники для получения физической информации, умение оценить её достоверность;

  • анализировать и представлять информацию в различных видах;

  • публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.

предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

  • владение основными методами научного познания,

используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • сформированность умения решать физические задачи;

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, в профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.







5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД 03.ФИЗИКА



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Физика - наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применения. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

2

2

Раздел 1.

Механика

41(+18)


Тема 1.1

Основы кинематики

Относительность механического движения. Системы отсчета

3

2

Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.

3

2

Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.

3

2

Тема 1.2

Основы динамики

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона.

3

3

Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.

2

2

Закон всемирного тяготения. Невесомость.

2

2

Тема 1.3

Законы сохранения в механике

Закон сохранения импульса и реактивное движение.

3

2

Закон сохранения механической энергии.

2

2

Работа и мощность.

2

3

Тема 1.4

Колебания и волны

Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний.

2

2

Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.

2

2

Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

2

2

Лабораторные работы

12


1.Исследование движения тела под действием постоянной силы.

3

2.Изучение равноускоренного движения

3

3.Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

3

4. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Расчёт всех видов движения. Определение равнодействующей всех сил, приложенных к телу.

Определение механической работы. Определение кинетической и потенциальной энергий.

18


Раздел 2.

Молекулярная физика

30(+16)

Тема 2.1

Основы молекулярно-кинетической теории

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул.

2

3

Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

2

2

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.

2

2

Тема 2.2

Газовые законы

Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.

2


2


Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

2

2

Тема 2.3 Взаимное превращение жидкостей и газов

Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание.

2

2

Тема 2.4

Основы термодинамики

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.

2

2

Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необходимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.

2

2

Лабораторные работы:

14


5. Измерение влажности воздуха.

4

6. Измерение поверхностного натяжения жидкости.

4

7. Наблюдение роста кристаллов из раствора.

6

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Определение массы молекул, давления, объёма идеального газа.

Определение относительной влажности воздуха.

Определение работы в термодинамике и количества теплоты.

Определение КПД тепловых двигателей.

16






Раздел 3.

Электродинамика

88(+42)

Тема 3.1

Электростатика

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон кулона.

2

2

Электрическое поле. Напряженность поля.

2

2

Потенциал поля. Разность потенциалов.

2

2

Проводники в электрическом поле.

2

2

Диэлектрики в электрическом поле.

2

2

Электрическая емкость. Конденсатор.

2

2

Соединение конденсаторов в батарею. Энергия электрического поля.

2

2

Тема 3.2

Законы постоянного тока

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока.

3

3

Закон Ома для полной и участка цепи.

3

3

Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока.

3

3

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.

3

2

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников.

2

2

Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

2

2

Тема 3.3

Магнитное поле и электромагнитная индукция

Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока.

2

2

Сила Ампера. Принципы действия электродвигателя.

3

2

Электроизмерительные приборы.

2

2

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея.

3

3

Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.

2

2

Тема 3.4

Электрический ток в различных средах

Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор.

2

2

Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергоснабжения.

2

2

Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания.

2

2

Действующие значения силы тока и напряжения.

2

2

Техника безопасности при работе с электрическим током

2

2

Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление.

2

2

Колебательный контур. Электрический резонанс.

2

2

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.

2

2

Принципы радиосвязи и телевидения.

2

2

Тема 3.5

Световые волны

Свет как электромагнитная волна. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.

2

2

Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.

2

2

Тема 3.6

Излучение и спектры

Интерференция и дифракция света. Дисперсия.

2

2

Спектры испускания и поглощения. Рентгеновские лучи.

2

2

Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект массы и энергия связи.

2

2

Лабораторные работы:

18


8. Изучение закона Ома для участка цепи.

3

9. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

3

10. Изучение явления электромагнитной индукции.

3


11. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.

3

12. Измерение индуктивности катушки.

3

13. Изучение интерференции и дифракции света.

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Расчёт электрической емкости, напряженности поля, силы взаимодействия электрических разрядов.

Расчёт электрических цепей.

Расчёт массы вещества, выделяемой при электролизе.

Расчёт силы магнитного поля при перемещении проводника с током и электрических разрядов.

Определение электромагнитной индукции.

Определение мгновенных, максимальных и действующих значений тока, напряжения и ЭДС.

42

Раздел 4.

Строение атома и квантовая физика

12(+2)

Тема 4.1

Атомная физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

2

2

Тема 4.2

Физика атомного ядра

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантовые энергии. Принцип действия и использование лазера.

2

2

Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

2

2


Лабораторные работы:

6


14. Изучение треков АЛЬФА частиц.

6

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

2

  1. Определение красной границы при фотоэффекте.

2

Раздел 5.

Эволюция вселенной

7(+7)

Тема 5.1

Термоядерный синтез

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

2

2

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

2

2

Тема 5.2

Солнечная система

Образование планетных систем.

2

2


Солнечная система

1


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Астрономические наблюдения.

2

5


Всего:

265






6. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.

Основные источники (ОИ):

Таблица 2б

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ 1

Учебник «Физика»

Г.Я.Мякишев

М.: «Просвещение» 2004

ОИ 2

Учебник «Физика»

Г.Я.Мякишев

М.: «Просвещение» 2002

ОИ 3

Учебное пособие « Тематическая рабочая тетрадь по физике»

М.: Издательский центр «Академия», 2008





Дополнительные источники (ДИ):

Таблица 2в

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 1

Сборник задач по физике

А.П. Рымкевич

М: «Просвещение» 1978

ДИ 2

ЕГЭ. Физика. Сборник заданий

Г.Г. Никифоров

М.: «Эксмо» 2008

ДИ 3

Задания по физике для учащихся заочной школы

А.Е. Марон

М: «Просвещение»1988.





Интернет-ресурсы (И-Р)

И-Р 1 fcior.edu.ru/

И-Р 2 electrono.ru/

И-Р 3elektro-tex.ru/tests.htm





Содержание обучения по учебной дисциплине

№ занятия

Наименование разделов, тем, занятий

Обязательная учебная нагрузка

Материальное и информационное обеспечение занятий

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Формы и методы контроля

Характеристика деятельности студента

Кол-во часов

Вид занятий

Вид занятий

Информационное обеспечение

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение
Физика - наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применения.

2

урок

ОИ 1, И-Р 1


2

Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

урок

ОИ 1, И-Р 1


Раздел 1. Механика.

36

Тема 1.1
Основы кинематики.

9

3-4

Относительность механического движения.

2

урок

ОИ 1, ОИ 3


тестирование, решение задач

5

Системы отсчета

1

урок

ОИ 1


самост. работа

6-7

Характеристики механического движения: перемещение, скорость.

2

урок

ОИ 1, ОИ 3

написание реферата

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2


реферат

8

Перемещение

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1


тестирование

9-10

Виды движения (равномерное, равноускоренное) .

2

урок

ОИ 1, ДИ 1

решение задач

ОИ1, ДИ 1


письменный отчет

11

Графическое описание движения

1

урок

ОИ 1, ОИ 3

ОИ1, ДИ 1


отчет

Тема 1.2 Законы динамики

7

12-13

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил.

2

урок

ОИ 1, ОИ 2, ОИ 3


14

Законы динамики Ньютона.

1

урок

ОИ 1, ОИ 3 И-Р 1


тестирование

15

Контрольная работа №1

1

урок


16

Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.

1

урок

ОИ 1

написание реферата

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2


реферат

17

Закон всемирного тяготения.

1

урок

ОИ 1, И-Р 1

решение задач


18

Контрольная работа №2

1

урок


письм. работа

Тема 1.3 Законы сохранения в механике

7

19-20

Закон сохранения импульса и реактивное движение.

2

урок

ОИ 1, ОИ 3

написание реферата

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2


реферат

21

Законы сохранения механической энергии

1

урок

ОИ 1, ОИ 2, ОИ 3

решение задач


отчет

22

Законы сохранения механической энергии

1

урок

ОИ 1, ОИ 3 И-Р 1


23

Работа и мощность

1

урок

ОИ 1, ОИ 3 И-Р 1

решение задач


24

Работа и мощность

1

урок

подготовка презентации

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2


презентация

25

Решение задач

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1

ДИ 1


Тема 1.4 Колебания и волны

6

26

Механические колебания.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1


27

Амплитуда,период,частота колебаний.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1


28

Механические волны. Свойства мех.волн.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1


29

Длина волны.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1

решение задач


30

Звуковые волны.Ультразвуки его использование в технике и медицине.

1

урок

ДИ 1

ОИ 2


31

Контрольная работа №3

1

урок


работа по заданиям

Лабораторные работы

12

32-34

1.Исследование движения тела под действием постоянной силы.

3

лабораторная работа

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2

отчет

35-37

2.Изучение равноускоренного движения

3

лабораторная работа

ОИ 1

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2

построение графика

38-40

3.Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

3

лабораторная работа

ОИ 1

решение задач

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2

отчет

41-43

4. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

3

лабораторная работа

ОИ 1

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2

отчет

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.


18

отчет

Самостоятельная работа:




Расчёт всех видов движения.Определение равнодействующей всех сил, приложенных к телу.

самостоятельная работа



ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2

9

реферат

Определение механической работы. Определение кинетической и потенциальной энергий.

самостоятельная работа


ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2

9

устный опрос

Раздел2
Молекулярная физика

30

Тема 2.1

6

Основы молекулярно-кинетической теории

44

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества.

1

урок

ОИ 1

подготовка презентации

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2


презентация

45

Масса и размеры молекул

1

урок

ОИ 1


работа по карточкам-заданиям

46

Тепловое движение.

1

урок

ОИ 1

написание реферата

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2


реферат

47

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

1

урок

ОИ 1, ОИ 2, ОИ 3


отчет

48-49

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.

2

урок

ОИ 1


Тема 2.2

4

Газовые законы

50

Модель идеального газа.

1

урок

ОИ 1


51

Связь давл и кин.энергией молекул газа

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1


52

Насыщенные и ненасыщенные пары.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1


решение задач

53

Влажность воздуха

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1

написание реферата

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2


реферат

Тема 2.3 Взаимное превращение жидкостей и газов

2

54

Модель строения жидкости

1

урок

ОИ 1

подготовка презентации

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2


презентация

55

Поверхностное натяжение и смачивание.

1

урок

ОИ 1,ОИ 3


Тема 2.4

4

Основы термодинамики

56

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел

1

урок

ОИ 1


тестирование

57

Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1



58

Внутренняя энергия и работа газа. 1 закон термодинамики.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1

подготовка презентации

ОИ 1, ДИ 1, И-Р-2


презентация

59

Контрольная работа №4

1

урок


работа по тестам

Лабораторные работы:

14

60-63

5. Измерение влажности воздуха.

4

лабораторная работа

ОИ 1

ОИ 1, ИР 1

отчет

64-67

6. Измерение поверхностного натяжения жидкости.

4

лабораторная работа

ОИ 1

ОИ 1, ИР 1

устный опрос

68-73

7. Наблюдение роста кристаллов из раствора.

6

лабораторная работа

ОИ 1

ОИ 1, ИР 1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.


16

письменная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Определение массы молекул, давления, объёма идеального газа.

ОИ 1, ДИ 3

4

отчет

Определение относительной влажности воздуха.

ОИ 1, ДИ 3

4

устный опрос

Определение работы в термодинамике и количества теплоты.

ОИ 1, ИР 1, ДИ 3

4

отчет

Определение КПД тепловых двигателей.

ОИ 1, ИР 1, ДИ 3

3

опрос

Оформление лабораторных работ.

1

письменная работа

Раздел 3.

Электродинамика

82

Тема 3.1

Электростатика

14

74

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1


75

Закон сохранения электрического заряда. Закон кулона.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1


тестирование

76

Электрическое поле. Напряженность поля.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1,ОИ 3

ОИ 1, ДИ 1, И-Р 1


77

Напряженность поля.

1

урок

ОИ 1

решение задач

ОИ 3


78

Потенциал поля.

1

урок

ОИ 1


79

Разность потенциалов.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1


80

Проводники в электрическом поле.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1


81

Проводники в электрическом поле.

1

урок

ОИ1


82

Диэлектрики в электрическом поле.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1


83

Электрическая емкость.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1

ОИ 1, ДИ 1


84

Конденсатор

1

урок

ОИ1

ОИ 1, ДИ 1


85

Соединение конденсаторов в батарею.

1

урок

ОИ1, ОИ 3

решение задач

ОИ 3


86-87

Энергия электрического поля.

2

урок

ОИ1, ОИ 3

решение задач

ОИ 3


Тема 3.2




Законы постоянного тока

16

88-90

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.

2

урок

ОИ 1, ДИ 1

ОИ 1, ДИ 1


91-92

Закон Ома для участка цепи. ЭДС источника тока.

2

урок

ОИ1

ОИ 1, ДИ 1


решение задач

93

Закон Ома для полной цепи.

1

урок

ОИ 1, ОИ 3

подготовка к презентации

ОИ 1, ДИ 1


презентация

94

Закон Ома для полной цепи.

1

урок

ОИ 1, ОИ 3


решение задач

95-96

Последовательное и параллельное соединение проводников.

2

урок

ОИ1, ОИ 3

ОИ 3


решение задач

97

ЭДС источника тока

1

урок

ОИ1, ОИ 3

ОИ 3


98-99

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

2

урок

ОИ 1, ДИ 1


100

Мощность электрического тока.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1

ОИ 1, ДИ 1


101

Полупроводники.

1

урок

ОИ 1, ДИ 1

подготовка реферата


реферат

102

Собственная и примесная проводимости полупроводников

1

урок

ОИ 1, ДИ 2


103

Полупроводниковый диод

1

урок

ОИ1


104

Полупроводниковые приборы.

1

урок

ОИ 1, ДИ 2

ОИ 1, ДИ 2


Тема 3.3

Магнитное поле и электромагнитная индукция

12

105

Магнитное поле

1

урок

ОИ 2


106

Постоянные магниты и магнитное поле тока.

1

урок

ОИ 2, ДИ 1, ОИ 3

ОИ 2, ДИ 1, ОИ 3


107-108

Сила Ампера

2

урок

ОИ 2, ОИ 3


решение задач

109

Принципы действия электродвигателя

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


110

Электроизмерительные приборы.

1

урок

ОИ 2


111

Электроизмерительные приборы.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


112

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1

урок

ОИ 2

ОИ 2


113-114

Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея.

2

урок

ОИ 2, ДИ 2

ОИ 2, ДИ 2


115

Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2

ОИ 2, ДИ 2


116

Контрольная работа №5

1

урок


работа по карточкам

Тема 3.4
Электрический ток в различных средах

18

117

Принцип действия электрогенератора

1

урок

ОИ 2, ДИ 2

ОИ 2, ДИ 2


118

Переменный ток. Трансформатор.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2

ОИ 2, ДИ 2


119

Производство, передача и потребление электроэнергии

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


120

Проблемы энергоснабжения

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


121

Свободные электромагнитные колебания

1

урок

ОИ 2


122

Вынужденные электромагнитные колебания

1

урок

ОИ 2


123

Действующие значения силы тока и напряжения.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


124

Действующие значения силы тока и напряжения.

1

урок

ОИ 2


125

Техника безопасности при работе с электрическим током

1

урок

ДИ 2

ДИ 2


126

Техника безопасности при работе с электрическим током

1

урок

ДИ 2

ДИ 2


127

Конденсатор и катушка в цепи переменного тока

1

урок

ОИ 2


128

Активное сопротивление.

1

урок

ОИ 2


129

Колебательный контур

1

урок

ОИ 2


130

Электрический резонанс

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


131

Электромагнитное поле и электромагнитные волны

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


132

Скорость электромагнитных волн

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


133

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2

ИР 1


134

Контрольная работа т№6

1

урок


тестовые задания

Тема 3.5

4

Световые волны

135

Свет как электромагнитная волна.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2

ИР 1


136

Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


137

Законы отражения и преломления света.

1

урок

ОИ 2

написание реферата

ОИ 2


реферат

138

Полное внутреннее отражение

1

урок

ОИ 2, ДИ 2

ОИ 2, ДИ 2


Тема 3.6

Излучение и спектры

6

139

Интерференция и дифракция света.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


140

Дисперсия.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


141

Спектры испускания и поглощения

1

урок

ОИ 2


142

Рентгеновские лучи.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2

написание реферата


реферат

143

Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


144

Релятивистский импульс. Дефект массы и энергия связи.

1

урок

ОИ 2, ДИ 2


Лабораторные работы:

18

145-147

8. Изучение закона Ома для участка цепи.

3

лабораторная работа

ОИ 2

ОИ 2

отчет

148-150

9. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

3

лабораторная работа

ОИ 2

ОИ 2

точет

151-153

10. Изучение явления электромагнитной индукции.

3

лабораторная работа

ОИ 2

ОИ 2

опрос

154-156

11. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.

3

лабораторная работа

ОИ 2

ОИ 2

отчет

157-159

12. Измерение индуктивности катушки.

3

лабораторная работа

ОИ 2

ОИ 2

отчет

160-161

13. Изучение интерференции и дифракции света.

3

лабораторная работа

ОИ 2

ОИ 2

опрос

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3



42

письменная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Расчёт электрической емкости, напряженности поля, силы взаимодействия электрических разрядов.

ОИ 2, ДИ 3

7

отчет

Расчёт электрических цепей.

ОИ 2, ДИ 3

7

отчет

Расчёт массы вещества, выделяемой при электролизе.

ОИ 2, ДИ 3

7

отчет

Расчёт силы магнитного поля при перемещении проводника с током и электрических разрядов.

ОИ 2, ДИ 3

7

отчет

Определение электромагнитной индукции.

ОИ 2, ДИ 3

7

опрос

Определение мгновенных, максимальных и действующих значений тока, напряжения и ЭДС.

ОИ 2, ДИ 3

6

отчет

Оформление лабораторных работ.

1

письменная работа

Раздел 4.

Строение атома и квантовая физика

12

Тема 4.1

Атомная физика

2

162

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон

1

урок

ОИ 2,ДИ 1, ОИ 3

ОИ 2,ДИ 1, ОИ 3

1

решение задач

163

Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта

1

урок

ОИ 2,ДИ 1

ОИ 2,ДИ 1, ОИ 3


Тема 4.2
Физика атомного ядра

4

164

Строение атома: планетарная модель и модель Бора

1

урок

ОИ 2,ДИ 1

ОИ 2,ДИ 1


165

Поглощение и испускание света атомом. Квантовые энергии. Принцип действия и использование лазера.

1

урок

ОИ 2,ДИ 1

ОИ 2,ДИ 1


166

Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии.

1

урок

ОИ 2,ДИ 1

решение задач

ОИ 3


167

Контрольная работа №7

1

урок


письменная работа

Лабораторные работы:

6

168-173

14. Изучение треков АЛЬФА частиц.

лабораторная работа

ОИ 2

отчет

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.


2

письменная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Определение красной границы при фотоэффекте.

1


ОИ 2, ДИ 3

1

отчет

Оформление лабораторных работ

1

1

письменная работа

Раздел 5.

7

Эволюция вселенной

Тема 5.1

4

Термоядерный синтез

174

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв

1

урок

ОИ 2,ДИ 1

ИР 1


175

Возможные сценарии эволюции Вселенной.

1

урок

ОИ 2,ДИ 1

ИР 1


176

Эволюция и энергия горения звезд

1

урок

ДИ 1

ИР 1


177

Термоядерный синтез.

1

урок

ДИ 1

ИР 1


Тема 5.2

Солнечная система

3

178

Образование планетных систем.

1

урок

ДИ 1

ИР 1


179

Образование планетных систем.

1

урок

ДИ 1

ИР 1


180

Солнечная система

1

урок

ДИ 1

ИР 1


доклад

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.


ОИ 3,ОИ 2, ДИ 3

7

письменная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Астрономические наблюдения.


практическое занятие

7

наблюдения











ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Введение

  • Умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

  • Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

  • Производить измерения физических величин и оценивать границы погрешностей измерений.

  • Представлять границы погрешностей измерений при построении графиков.

  • Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

  • Предлагать модели явлений.

  • Указывать границы применимости физических законов.

  • Излагать основные положения современной научной картины мира.

  • Приводить примеры влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии

производства.

■ Использовать Интернет для поиска информации.

1. Механика

Основы кинематики

  • Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекции скорости от времени.

  • Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекции скорости от времени.

  • Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.

  • Проводить сравнительный анализ равномерного и равнопеременного движений.

  • Указать использование поступательного и вращательного движений в технике.

  • Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.

  • Разработать возможную систему действий и конструкцию для экспериментального определения кинематических величин.

  • Представлять информацию о видах движения в виде таблицы.

Законы сохранения в механике

  • Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

  • Измерять работу сил и изменение кинетической энергии тела.

  • Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела.

  • Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле.

  • Определять потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жёсткости тела.

  • Применять закон сохранения механической

энергии при расчётах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

  • Указывать границы применимости законов механики.

  • Указать учебные дисциплины, при изучении которых используются законы сохранения.

2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

  • Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно - кинетической теории. (МКТ)

  • Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

  • Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

  • Определять параметры вещества в газообразном состоянии и происходящие процессы по графикам зависимости р(Т), V(r), р(У)

  • Исследовать экспериментально зависимости р(Т), V(r), р^)) Представлять графиками изохорный, изобарный и изотермический процессы.

  • Вычислять среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул по известной температуре вещества.

  • Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

  • Указать границы применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ.

Основы

термодинамики

  • Измерять количество теплоты в процессах теплопередачи.

  • Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты с использованием первого закона термодинамики.

  • Рассчитывать работу, совершённую газом,

по графику зависимости р (V).

  • Вычислять работу газа, совершённую при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычислять КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснять принципы действия тепловых машин. Показать роль физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.

  • Излагать суть экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предлагать пути их решения.

  • Указать границы применимости законов термодинамики.

  • Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

  • Указать учебные дисциплины, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамки».

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

  • Измерять влажность воздуха.

  • Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

  • Исследовать экспериментально тепловые свойства вещества. Приводить примеры капиллярных явлений в быту, природе, технике.

  • Исследовать механические свойства твердых тел. Применять физические понятия и законы в учебном материале профессионального характера.

  • Использовать Интернет для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалах.

3. Электродинамика

Электростатика

  • Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов.

  • Вычислять напряжённость электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

  • Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерять разность потенциалов.

  • Измерять энергию электрического поля заряженного конденсатора.

  • Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора.

  • Разработать план и возможную схему действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.

  • Проводить сравнительный анализ гравитационного и электростатического полей.

Постоянный ток

  • Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

  • Выполнять расчёты силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснять на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком в режиме потребителя.

  • Определять температуру нити накаливания. Измерять электрический заряд электрона.

  • Снимать вольтамперную характеристику диода.

  • Проводить сравнительный анализ полупроводниковых диодов и триодов.

  • Использовать интернет для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.

  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Магнитные явления

  • Измерять индукцию магнитного поля. Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле.

  • Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

  • Исследовать явления электромагнитной индукции, самоиндукции.

  • Вычислять энергию магнитного поля.

  • Объяснять принцип действия электродвигателя.

  • Объяснять принцип действия генератора электрического тока и

электроизмерительных приборов. Объяснять принцип действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.

  • Объяснять роль магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.

  • Приводить примеры практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

  • Проводить сравнительный анализ свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.

  • Объяснять на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как «метадисциплину».

4. Колебания и волны

Механические

колебания

  • Исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

  • Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы и жёсткости пружины. Вычислять период колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычислять период колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жёсткости пружины.

  • Выработать навыки воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

  • Приводить примеры автоколебательных механических систем. Проводить классификацию колебаний.

Упругие волны

  • Измерять длину звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

  • Наблюдать и объяснять явления интерференции и дифракции механических волн.

  • Представлять области применения

ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, медицине.

■ Излагать суть экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека.


Электромагнитные

колебания

  • Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи.

  • Измерять электроёмкость конденсатора. Измерять индуктивность катушки.

  • Исследовать явление электрического резонанса в последовательной цепи.

  • Проводить аналогию между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

  • Рассчитывать значения силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

  • Исследовать принцип действия трансформатора. Исследовать принцип действия генератора переменного тока.

  • Использовать интернет для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии.

Электромагнитные

волны

  • Осуществлять радиопередачу и радиоприём. Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

  • Развивать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснять принципиальное различие природы упругих и электромагнитных волн. Излагать суть экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.

  • Объяснять роль электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной.

5. Оптика

Природа света

  • Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач.

  • Определять спектральные границы чувствительности человеческого глаза.

Природа света

  • Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач.

  • Определять спектральные границы чувствительности человеческого глаза.

Волновые свойства света

  • Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн.

  • Наблюдать явление дифракции электромагнитных волн.

  • Наблюдать явление поляризации электромагнитных

  • волн.

  • Измерять длину световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдать явление дифракции света. Наблюдать явление поляризации и дисперсии света. Находить различия и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

  • Приводить примеры появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечислять методы познания, которые использованы при изучении указанных явлений.

6. Элементы квантовой физики

Квантовая оптика

  • Наблюдать фотоэлектрический эффект. Объяснять законы Столетова на основе квантовых представлений

  • Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте.

  • Определять работу выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерять работу выхода электрона.

  • Перечислять приборы установки, в которых применяется безинерционность

фотоэффекта.

  • Объяснять корпускулярно-волновой дуализм свойств фотонов.

  • Объяснять роль квантовой оптики в развитии современной физики.

Физика атома

  • Наблюдать линейчатые спектры.

  • Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое.

  • Объяснять происхождение линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.

  • Исследовать линейчатый спектр.

  • Исследовать принцип работы люминесцентной лампы.

  • Наблюдать и объяснять принцип действия лазера.

  • Приводить примеры использования лазера в современной науке и технике.

  • Использовать Интернет для поиска информации о перспективах применения лазера.

Физика атомного ядра

  • Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона.

  • Регистрировать ядерные излучения с помощью счетчика Г ейгера.

  • Рассчитывать энергию связи атомных ядер.

  • Определять заряд и массовое число атомного ядра,

  • возникающего в результате радиоактивного распада.

  • Вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде.

  • Определять продукты ядерной реакции.

  • Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях. Понимать преимущества и недостатки использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

  • Излагать суть экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

  • Проводить классификацию элементарных частиц по их физическим характеристикам

(массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.)

■ Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.

7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Строение и развитие Вселенной

  • Наблюдать звёзды, Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана.

  • Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях

  • Обсуждать возможные сценарии эволюции Вселенной. Использовать Интернет для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценивать информацию с позиции ее свойств: достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

  • Вычислять энергию, освобождающуюся при термоядерных реакциях.

  • Формулировать проблемы термоядерной энергетики.

  • Объяснять влияние Солнечной активности на Землю.

  • Понимать роль космических исследований, их научное и экономическое значение.

  • Обсуждать современные гипотезы происхождения Солнечной системы.






7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1 . Механика.

Студент научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения

энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Студент получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Раздел 2. Молекулярная физика.

Студент научится:

распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества,поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых

процессах и формулы, связывающие физические величины (количество

теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота

плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания

топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе

анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические


величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Студент получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Раздел 3. Электродинамика.

Студент научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов,

электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и

параллельным соединением элементов, различая условные обозначения

элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат,


лампочка, амперметр, вольтметр).

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка

цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света,

закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие

физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое

сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического

поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость

электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета

электрического сопротивления припоследовательном и параллельном

соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать

краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,


необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Студент получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Раздел 4. Строение атома и квантовая физика .

Студент научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, а-, в- и у-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические

величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия

фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл

используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить

формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

числять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Студент получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Студент научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Студент получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.









8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.







9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Реализация программы учебной дисциплины Физика требует наличие учебного кабинета Физика.

ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя (персональный компьютер ,мультимедийный проектор, интерактивная доска);

- учебники по количеству обучающихся;

- таблицы, справочные материалы, электронные модули и т.п.;(Комплексно-методическое оснащение кабинета)



  1. ПРИЛОЖЕНИЯ К РПУД.

(ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 273-ФЗ, СТ2.)



© 2010-2022