• Преподавателю
  • Физика
  • Интегрированное обучение, как одна из методик систематизации знаний и расширения кругозора учащихся

Интегрированное обучение, как одна из методик систематизации знаний и расширения кругозора учащихся

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированное обучение, как одна из методик систематизации знаний и расширения кругозора учащихся.

Зылева Е.А.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый, т.е. уровнем развития его ключевых компетенций.

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Интегративные методы обучения позволяют комплексно развивать ключевые компетенции.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность-это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Далее мы рассмотрим технологии в интегрированном обучении, основанные на применении компетентностного подхода, затем типы и формы интегрированных уроков, а также приведем разработки отдельных интегрированных уроков по предметам естественно-научного цикла.

Технологии в интегрированном обучении

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

  • Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) компетенций.

  • Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).

  • Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Бурное развитие науки, техники, производства, характерное для современной эпохи, ставит перед школой все более сложные и разнообразные задачи. Поток информации постоянно растет.

Поэтому у учащихся нужно не только формировать прочную основу знаний, умений и навыков, но и максимально развивать их умственную активность: умение мыслить, самостоятельно пополнять и обновлять знания и применять их в различных условиях. В этом важнейшая роль принадлежит систематизации знаний учащихся. Систематизация знаний - важное и необходимое условие формирования глубоких и прочных знаний школьников.

Под систематизацией следует понимать мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Систематизация дает возможность более рационально использовать память, поскольку позволяет группировать материал в более крупные единицы (блоки), которые легче запоминаются и, таким образом, позволяет освободиться от необходимости заучивать материал как сумму частных фактов. При систематизации знаний учителю важно уметь применять разнообразные приемы систематизации учебного материала. Непременным условием является и владение учителем приемами мыслительной деятельности: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, аналогии, обобщения.

В основе систематизации знаний лежит классификация. Классификация - это распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общих признаков. При классификации происходит распределение объектов изучения на группы, блоки, модули, в основе которого должны лежать родственные явления, общие закономерности, процессы.

В результате аналитико-синтетической деятельности, выделения главного, существенно общего на основе сравнения и аналогии классификация объединяет объекты изучения в систему, определяет место каждого из них в ней. Классификация чаще всего выражается в виде схем, таблиц, диаграмм.

При составлении схем, таблиц, диаграмм необходимо уметь выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий и т. п., устанавливать причинно-следственные связи между ними и затем приводить знания в систему.

Рассмотрим на примере применение данной технологии к конкретному типу урока.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;

  • диспут;

  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

  • театрализованный урок (урок-суд);

  • урок-совершенствование;

  • заключительная конференция;

  • заключительная экскурсия;

  • урок-консультация;

  • урок-анализ контрольных работ;

  • обзорная лекция;

  • обзорная конференция;

  • урок-беседа.

Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Задачи:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.

воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

Рассмотрим на конкретном примере, как можно систематизировать знания по школьному разделу физики «Механика». Бесспорно, это очень важный и сложный раздел физики. Материал перегружен и за два урока в неделю (в обычном классе) очень трудно все освоить и тем более научиться решать задачи. А ведь механика является основой для изучения остальных разделов физики. Систематизация знаний по механике крайне необходима. Ее следует провести в IX классе в конце учебного года, когда все темы механики изучены, т. е. привести в систему знания учащихся по данному разделу, и в X классе на уроке повторения нужно актуализировать знания учащихся по этой теме. Иными словами: провести систематизацию знаний.

Руководствуясь технологическим подходом в преподавании физики, мы всю механику свели в таблицу, состоящую из системы блоков (модулей). Каждый блок (модуль) отражает определенную тему, в которую сведены основные, главные знания по ней. Многолетний опыт работы в средних школах показал высокую эффективность предложенной системы. Обычно для систематизации знаний по механике достаточно одного урока. В конце урока учащиеся просматривают видеозапись главных опытов по всем темам с краткими пояснениями. Фактически снова обобщается весь раздел механики, только с демонстрацией опытов.

Основная задача урока - актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся по механике в целостную систему.

Урок разделяется на этапы. На 1-м этапе выясняем основную задачу механики и причину механического движения. Далее переходим к динамике и приводим в систему знания по этой теме. На 2-м этапе систематизируем знания по кинематике прямолинейного движения и движения тела по окружности. На 3-м этапе актуализируем знания таких понятий, как «механическая работа», «энергия» и ее виды. На 4-м этапе раскрываем и формулируем законы сохранения в механике. На 5-м этапе приводим в систему знания по теме «Статика». На 6-м этапе обобщаем знания о силах в природе. Рассмотрим эти этапы более подробно.

Урок начинается с выяснения того, что в механике изучаются движения тел. Затем формулируется основная задача механики и дается определение механического движения. Ставится вопрос: «Что является причиной движения тел?» Учащихся подводят к выводу, что причиной движения является действие на него других тел. Действие одного тела на другое называют взаимодействием.

Для взаимодействующих тел английский физик И. Ньютон открыл закон, который носит его имя: 3-й закон Ньютона. Дается формулировка этого закона, и делается его математическая запись в центре доски (см. таблицу).

Интегрированное обучение, как одна из методик систематизации знаний и расширения кругозора учащихся.

В 3-й закон Ньютона входят силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом. Эти силы можно найти, применив 2-й закон Ньютона. Формулируем этот закон и записываем его математическое выражение на доске. Уточняем, что 2-й закон Ньютона сформулирован для тел, которые движутся равноускоренно. Для тел, покоящихся или движущихся прямолинейно равномерно, сформулируем 1-й закон Ньютона. Затем раскрываем основную задачу динамики и делаем обобщение.

Для нахождения ускорения и других кинематических величин используются формулы кинематики. Выясняем основную задачу кинематики. Обращаем внимание учащихся, что по форме траектории движения разделяются на прямолинейное и криволинейное (частным случаем криволинейного движения является движение тела по окружности). По скорости движения разделяются на равномерное и равноускоренное. Для решения кинематических задач достаточно знать 5 основных формул: скорости, перемещения, дополнительную формулу (получена из первых двух, путем исключения времени), координат и средней скорости. Обращаем внимание учащихся на то, что эти формулы отражают как равноускоренное движение, так и равномерное (при а = 0). Далее вспоминаем основные понятия и формулы кинематики движения тела по окружности: угловой скорости, периода, частоты, формулы связи этих величин, линейной скорости и центростремительного ускорения.

Выяснив основные понятия и кинематические характеристики механического движения, переходим к вопросу о механической работе, мощности и энергии. Раскрыв понятия кинетической и потенциальной энергии и записав их формулы, переходим к формулировке законов сохранения полной механической энергии и импульса. Затем переходим к статике. Раскрываются понятия момента силы, плеча силы и формулируются условия равновесия тела. Обращаем внимание на то, что первым условием равновесия является 1-й закон Ньютона. Таким образом, к концу урока на доске вычерчена таблица, в которую сведены основные формулы механики. По ней можно еще раз обобщить основные понятия и законы механики.

Возвращаемся снова к тому, с чего начинали урок: с взаимодействия тел. Тела действуют друг на друга с силами. Выясняем понятие силы. Классифицируем силы по четырем типам взаимодействий.

Урок рекомендуется проводить методом беседы. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них. Особое внимание уделяется четким определениям понятий и формулировке законов.

5

© 2010-2022