Рабочая программа по физике 9 класс

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

в 9 классе

Учитель физики

ГБОУ СОШ №305

Тюрина И.А.



2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основные цели изучения курса физики в 9 классе:

  • освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Согласно учебному плану на изучение физики в 9 классе отводится 105 часов из расчета: 3 часа в неделю, в том числе 6 часов на проведение контрольных работ и 6 часов на проведение лабораторных работ.

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. здоровьесберегающие технологии

  6. ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

Содержание рабочей программы

1. Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равно­мерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета.

Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Л/работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Л/работа № 2 «Исследование свободного падения»

2. Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и гром­кость звука. Эхо.

Л/работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

3. Электромагнитные явления

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой ру­ки. Индукция магнитного поля.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энер­гии в электрогенераторах.

Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле.

Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Л/работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

4. Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда.

Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохране­ние зарядового и массового чисел при ядерных реак­циях.

Л/работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Л/работа №6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»

Программа: ФИЗИКА 7-9 классы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин; «Дрофа», Москва, 2004 год

Учебник ФИЗИКА-9, авторы: Перышкин А.В.,Гутник Е.М.; Изд-во «Дрофа», 2006 год

Сборник задач по физике (7-9 классы), авторы: Лукашик В. И.,Иванова Е.В.; Изд-во «Просвещение», 2006 год



Тематическое планирование в 9 классе

№ урока


Дата


Тема урока


Домашнее

задание

Тема I. Законы движения и взаимодействия тел (32 часа)

1. Механическое движение и его виды (13 часов)

1/1

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.

§ 1

Упр.1(2,3,4)

2/2

Траектория. Пройденный путь. Перемещение.

§ 2 Упр.2(1,2),

Л. № 108,109

3/3

Проекция вектора на координатную ось. Определение координаты движущегося тела.

§ 3 Упр.3(2),

Л. № 106,107

4/4

Скорость и перемещение при прямолинейном равномерном движении.

§ 4 Упр.4(1,2,),

Л. № 147

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

§ 5 Упр.5(2,3), Л. № 155

6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

§ 6

Упр.6(2,4,5)

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

§ 7

Упр.7(1,2)

8/8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

§ 8; Повт.§5 Упр.8(1,2)

Стр.226-228

9/9

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Повт.§1-8

Л. № 137,151,154

10/10

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

§18,19(стр.70-71)

Упр.18(1,2,4), Л. № 167

11/11

Относительность движения.

§ 9

Упр.9(1,2,3,4,)

12/12

Решение задач по теме «Механическое движение и его виды».

Подготовка к контрольной работе № 1.

Повт.§ 1-9

Л. №145,153,158

13/13


Контрольная работа № 1

по теме «Механическое движение и его виды».


2.Законы Ньютона. Силы в природе (15 часов)

15/2

Второй закон Ньютона. Решение задач на применение второго закона Ньютона.

§ 11

Упр.11(3,5)

Л. № 318,319

16/3

Третий закон Ньютона.

§ 12, Упр.12(2,3)

Повт.§ 24,27 (Физика -7)

17/4

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

§ 15 Повт.§ 5, Упр.15(2,3)

Л. № 291,296

18/5

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Экспериментальное задание «Измерение ускорения свободного падения».

§13,14, Упр.13(2,3),

Упр.14

19/6

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

§16; §17*

Упр. 16(2,3)

20/7

Решение задач на применение закона всемирного тяготения и расчет ускорения свободного падения.

Повт.§13-16, Упр.15(5)

Упр.16 (4,5),

Л. № 295,297

21/8

Искусственные спутники Земли.

§ 20 Повт.§19

Упр.19(1,2)

22/9

Решение задач на движение ИСЗ.

Упр.18(5) Л. №302

Повт.§ 25,26 (Физика -7)

23/10

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

Решение задач.

Повт.§ 25,26 (Физика -7)

Л. № 328,329,

24/11

Лабораторная работа № 2 «Измерение жёсткости пружины лабораторного динамометра».

Л. .№ 350,351,352

Повт.§30,31,32(Физика-7)

25/12

Сила трения, её природа. Виды силы трения.

Повт.§30,31,32(Физика-7)

Л. № 420,422,425

26/13

Лабораторная работа № 3 «Исследование силы трения, возникающей при скольжении деревянного бруска по горизонтальной поверхности».

Л. № 428,429*,430

27/14

Повторение и обобщение темы «Законы Ньютона. Силы в природе».

Подготовка к контрольной работе № 2.

Повт. §10-20

Л. № 189,192,321,352,

№. Д 49 (стр.51)

28/15


Контрольная работа № 2

по теме «Законы Ньютона. Силы в природе».


3.Законы сохранения (4 часа)

29/1


Анализ контрольной работы № 2 и коррекция ЗУН.

Импульс. Закон сохранения импульса.

Работа над ошибками.

§ 21,22.Упр.20(2),

упр.21(2)

30/2

Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского.

§ 23 Упр.22(1,2)

Повт.§62,63,64(Физика-7)

31/3

Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии.

Л. № 820,822,828,831 Повт. §21,22,23

32/4

Обобщение темы « Законы сохранения».

Решение задач на применение законов сохранения. Проверочная работа.

Л. Д. № 51,52,53,84,85




Тема II. Механические колебания и волны. Звук. (8 часов)

33/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Величины, характеризующие колебательное движение.

Экспериментальное задание «Проверка зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза»

§ 24,25,26

Упр.23(1,2)

Упр. 24(3,4)

34/2

Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Л.№ 854,855,858,873

Повт.§24,25,26

§62,63,64(Физика -7)

35/3

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

§ 27,28,29,30*

Упр.25(1),упр.26

36/4

Распространение колебаний в упругой среде. Виды и характеристики волн.

§ 31,32,33

Упр.28(1,2,3)

37/5

Источники звука. Высота и тембр звука. Громкость звука.

§ 34,35,36

Упр.30

38/6

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Решение задач.

§37,38,39

Упр.32(2,3,4)

39/7

Повторение и обобщение темы «Механические колебания и волны. Звук ». Подготовка к контрольной работе № 3

Повт.§24-39

Л. № 852,871,903,914

40/8

Контрольная работа № 3

по теме «Механические колебания и волны. Звук».

§ (40-42)*

Тема III. Электромагнитное поле (9 часов)

41/1


Анализ контрольной работы № 3 и коррекция ЗУН.

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Работа над ошибками

§ 43,44. Упр.33(2),

упр. 34(1,2)

42/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

§ 45

Упр.35(1,4,5)

43/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

§ 46

Упр.36(2,3,4)

44/4

Индукция магнитного поля.

Магнитный поток.

§ 47,48

Упр.37(1,2)

45/5

Явление электромагнитной индукции.

Экспериментальное задание «Изучение явления электромагнитной индукции».

§ 49

Упр.38(1),

Упр. 39(1)

46/6

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

§ 50

Упр.40(1,2)

47/7

Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны

§ 51,52

Упр.41

48/8

Электромагнитная природа света. Повторение и обобщение темы «Электромагнитное поле». Подготовка к контрольной работе № 4

§ 54 Повт. § 43-52

Л. №1462,1464,1480

49/9

Контрольная работа № 4

по теме «Электромагнитное поле».

§ 53*

Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

(11 часов)

50/1

Анализ контрольной работы № 4 и коррекция ЗУН.

Доказательства сложного строения атомов.

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Работа над ошибками

§ 55, 56;

Ответить письменно на вопрос 3 к § 56

51/2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Ядерные реакции.

§ 57

Упр.43(1,2,3)

52/3

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 5 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

§ 58

Л. №1683,1684

53/4

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

§ 59,60,61,64

Упр.45(1,2,3)

54/5

Энергия связи. Дефект масс.

§ 65

Л. №1698

55/6

Деление ядер урана. Цепная реакция.

§ 66,67

56/7

Ядерный реактор.

Атомная энергетика.

§ 68,69

57/8

Биологическое действие радиации.

Закон радиоактивного распада.

§ 70

Л. № 1663,1665,1668

58/9


Термоядерная реакция.

§ 72

Л. № 1688

59/10


Повторение и обобщение темы «Строение атома и атомного ядра». Подготовка к контрольной работе № 5.

Повт.§ 55-61,64-70,72

Задачи №41,42,43 стр.248

60/11


Контрольная работа № 5

по теме «Строение атома и атомного ядра».

61/12


Анализ контрольной работы № 4 и коррекция ЗУН.

Обобщение изученного материала.

Работа над ошибками

62 -70


Повторение



Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса



знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;

  • оценки безопасности радиационного фона.

© 2010-2022