Рабочая программа по физике 9 класс Генденштейн

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №1

__________ Румянцева Г.Ю.

«________» сентября 2015г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г.о.Пущино

Рабочая программа

по физике

для учащихся 9 «А» класса

Составитель Сударикова Л.И.



2015-2016 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 9 А класса МБОУ СОШ №1 г.о. Пущино на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта, Примерной программой основного общего образования по физике базового уровня, образовательной программой МБОУ СОШ №1 и авторской программой Генденштейна Л.Э. Кайдалова А.Б. и Дика Ю.И..

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний учащихся данного возраста.

Физика является наиболее общей из наук о природе: именно при изучении физики ученик открывает для себя основные за­кономерности природных явлений и связи между ними. И цель обучения - не запоминание фактов и формулировок, а форми­рование «человека познающего», то есть такого, который любит думать, сопоставлять, ставить вопросы и делать выводы.

В 9 классе перед учениками надо ставить новые, более сложные задачи. Важнейшая из них - умение строить и исследовать математические модели, поскольку школьники уже знакомы с векторами и действиями над ними, со свойствами линейной и квадратичной функций.

Отработанным годами «полигоном» для обучения построению и исследованию математических моделей являются основы меха­ники. Здесь с помощью нескольких простых в математическом смысле соотношений - трёх законов Ньютона и выражений для сил упругости, тяготения и трения - можно сформулировать и подробно рассмотреть много «учебных ситуаций». Поэтому зна­чительная часть учебного года посвящена изучению основ меха­ники и решению задач по этой теме.

Во втором полугодии рассматривается тема, которая для 9-го класса является, по существу, вводной: «Атомы и звёзды». Расчётных задач в этой теме нет, поэтому при ее изучении важно сделать акцент на мировоззренческие вопросы, показать, что природа неисчерпаема как в малом, так и в огромном. Рассмат­ривающиеся здесь явления и законы изучены в последнее столе­тие, а некоторые - даже в последние десятилетия. Желательно, чтобы при изучении таких тем у учащихся сформировалось пред­ставление, что «наука не является и никогда не станет закончен­ной книгой» (А. Эйнштейн). Хорошо, если ученики проникнутся при этом идеей познаваемости Вселенной и гордостью за челове­ческий разум, который смог проникнуть вглубь материи и в не­объятные просторы Вселенной.














СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс (68 ч; 2 ч в неделю)

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1. Механическое движение

Механическое движение. Относительность движения. Систе­ма отсчёта. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векто­ров. Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и скорости от времени. Средняя скорость не­равномерного движения. Мгновенная скорость.Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Зави­симость скорости и пути от времени при прямолинейном равно­ускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Период и частота об­ращения. Направление скорости при движении по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.

Лабораторные работы

1. Изучение прямолинейного равномерного движения.

2. Изучение прямолинейного равноускоренного движения.

2. Законы движения и силы

Взаимодействия и силы. Силы в механике. Сила упругости. Измерение и сложение сил. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый за­кон Ньютона. Второй закон Ньютона. Масса. Сила тяжести и ускорение сво­бодного падения. Третий закон Ньютона. Свойства сил, с которыми тела взаи­модействуют друг с другом. Вес и невесомость. Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спут­ников Земли и космических кораблей. Первая и вторая космиче­ские скорости. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя.

Лабораторные работы

3. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

4. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.

5. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение

жесткости пружины.

6. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэф­фициента трения

скольжения.

3. Законы сохранения в механике

Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. По­тенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механи­ческой энергии.

Лабораторная работа

7. Измерение мощности человека.

4. Механические колебания и волны (9 ч)

Механические колебания. Период, частота и амплитуда коле­баний. Математический и пружинный маятники. Превращения энергии при колебаниях. Свободные и вынуж­денные колебания. Резонанс. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Дли­на волны, скорость и частота волны. Источники звука. Распространение звука. Скорость звука. Громкость, высота и тембр звука.

Лабораторные работы

8. Изучение колебаний нитяного маятника и измерение уско­
рения свободного падения.

9. Изучение колебаний пружинного маятника.


АТОМЫ И ЗВЁЗДЫ (13 ч)

5. Атом и атомное ядро (9 ч)

Излучение и поглощение света атомами. Спектры излучения) и спектры поглощения. Фотоны. Строение атома. Опыт Резерфорда: открытие атомного ядра.| Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излуче­ния. Радиоактивные превращения. Энергия связи ядра. Реакции деления и синтеза. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная электростанция. Управляемый термоядерный синтез. Влияние радиации на жи­вые организмы.

Лабораторная работа

10. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

6. Строение и эволюция Вселенной

Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд. Галактики. Происхождение Вселенной.

































Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения физики в 9 классе учащиеся должны:

знать/понимать

- смысл понятий: физическое явление, физический закон,
вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле,
волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, мас­са, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, ки­нетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент по­лезного действия,;

- смысл физических законов: Ньюто­на, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии;

величин: расстоя­ния, промежутка времени, массы, силы,;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимос­ти: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,;

- выражать результаты измерений и расчётов в единицах
Международной системы (СИ);

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических зако­нов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естест­венно-научного содержания с использованием различных источ­ников (учебных текстов, справочных и научно-популярных из­даний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её об­работку и представлять в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

уметь:

- использовать приобретённые знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное дви­жение, механические колебания и волны,

- пользоваться физическими приборами и измерительными
инструментами для измерения физических








Календарно-тематический план

Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. 9 класс, 2 часа в неделю.

№ уроков

Наименования разделов и тем

Дата

план

факт

Механическое движение (11часов)

1

Механическое движение. Система отсчета.

3.09


2

Скорость и путь

7.09


3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

«Изучение прямолинейного равномерного движения».

10.09


4

Прямолинейное равноускоренное движение.

14.09


5

Путь при равноускоренном движении

17.09


6

Решение задач.

21.09


7

Равномерное движение по окружности

24.09


8

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

«Изучение прямолинейного равноускоренного движения».

28.09


9

Решение задач.

1.10


10

Обобщающий урок по теме «Механическое движение».

5.10



Решение задач

8.10


11

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по теме «Механическое движение».

12.10


Законы движения и силы - 17 часов

12

Закон инерции - первый закон Ньютона

15.10


13

Взаимодействия и силы

19.10


14

Второй закон Ньютона

22.10


15

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

«Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

26.10


16

Третий закон Ньютона

5.11


17

Решение задач.

9.11


18

Решение задач

12.11


19

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом».

16.11


20

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины».

19.11


21

Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона».

23.11


22

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 по теме «Законы Ньютона».

26.11


23

Закон всемирного тяготения

30.11


24

Силы трения

3.12


25

Решение задач.

7.12


26

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

«Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения

скольжения».

10.12


27

Обобщающий урок по теме «Силы в механике».

14.12


28

Итоговый урок по теме «Силы в механике».

17.12


Законы сохранения в механике - 8 часов

29

Импульс. Закон сохранения импульса

21.12


30

Реактивное движение. Неупругое столкновение движущихся тел.

24.12


31

Решение задач.

11.01


32

Механическая работа. Мощность

14.01


33

Энергия

18.01


34

Закон сохранения механической энергии

21.01


35

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7 «Измерение мощности человека».

25.01


36

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 по теме «Законы сохранения в механике».

28.01


Механические колебания и волны ( 8 часов)

37

Механические колебания



38

Превращения энергии при колебаниях. Периоды колебаний различных маятников



39

Решение задач.



40

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 «Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения».



41

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 «Изучение колебаний пружинного маятника».



42

Механические волны. Звук.



43

Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны».



44

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

по теме «Механические колебания и волны».



Атом и звезды (9 часов)

45

Строение атома



46

Излучение и поглощение света атомами



47

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

«Наблюдение линейчатых спектров излучения».



48

Атомное ядро



49

Радиоактивность



50

Ядерные реакции



51

Ядерная энергетика



52

Обобщающий урок по теме «Атом и атомное

ядро».



53

Проверочная работа по теме «Атом и атомное ядро».



54

Солнечная система



55

Звёзды



56

Галактики. Эволюция Вселенной



57

Обобщающий урок по теме «Атомы и звёзды».



58

Подведение итогов учебного года.



59-68

Подготовка к итоговому оцениванию знаний (Применение полученных знаний для решения физических задач, тестовых заданий, заданий части В и С различных сборников ГИА.)




Учебно-методическое обеспечение

1. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Учебник и задачник. 9 класс. Мнемозина

2. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Самостоятельные работы. 9 класс. Мнемозина

3. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тематические контрольные работы. 9 класс. Мнемозина

4. Авторская программа Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.(Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы / авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. - М.:Мнемозина, 2010.



















Согласовано :

На заседании ШМО №___ от

«_____» сентября 2015г.

Руководитель ШМО

_________________



Согласовано:

На заседании СРМО № _____от

«_______» сентября 2015г.

Зам.директора по УВР

_________Зарытовская Н.А.

© 2010-2022