- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 9 класс Генденштейн
Рабочая программа по физике 9 класс Генденштейн
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сударикова Л.И. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №1
__________ Румянцева Г.Ю.
«________» сентября 2015г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г.о.Пущино
Рабочая программа
по физике
для учащихся 9 «А» класса
Составитель Сударикова Л.И.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 9 А класса МБОУ СОШ №1 г.о. Пущино на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта, Примерной программой основного общего образования по физике базового уровня, образовательной программой МБОУ СОШ №1 и авторской программой Генденштейна Л.Э. Кайдалова А.Б. и Дика Ю.И..
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний учащихся данного возраста.
Физика является наиболее общей из наук о природе: именно при изучении физики ученик открывает для себя основные закономерности природных явлений и связи между ними. И цель обучения - не запоминание фактов и формулировок, а формирование «человека познающего», то есть такого, который любит думать, сопоставлять, ставить вопросы и делать выводы.
В 9 классе перед учениками надо ставить новые, более сложные задачи. Важнейшая из них - умение строить и исследовать математические модели, поскольку школьники уже знакомы с векторами и действиями над ними, со свойствами линейной и квадратичной функций.
Отработанным годами «полигоном» для обучения построению и исследованию математических моделей являются основы механики. Здесь с помощью нескольких простых в математическом смысле соотношений - трёх законов Ньютона и выражений для сил упругости, тяготения и трения - можно сформулировать и подробно рассмотреть много «учебных ситуаций». Поэтому значительная часть учебного года посвящена изучению основ механики и решению задач по этой теме.
Во втором полугодии рассматривается тема, которая для 9-го класса является, по существу, вводной: «Атомы и звёзды». Расчётных задач в этой теме нет, поэтому при ее изучении важно сделать акцент на мировоззренческие вопросы, показать, что природа неисчерпаема как в малом, так и в огромном. Рассматривающиеся здесь явления и законы изучены в последнее столетие, а некоторые - даже в последние десятилетия. Желательно, чтобы при изучении таких тем у учащихся сформировалось представление, что «наука не является и никогда не станет законченной книгой» (А. Эйнштейн). Хорошо, если ученики проникнутся при этом идеей познаваемости Вселенной и гордостью за человеческий разум, который смог проникнуть вглубь материи и в необъятные просторы Вселенной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс (68 ч; 2 ч в неделю)
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1. Механическое движение
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векторов. Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и скорости от времени. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость.Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Зависимость скорости и пути от времени при прямолинейном равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Направление скорости при движении по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
Лабораторные работы
1. Изучение прямолинейного равномерного движения.
2. Изучение прямолинейного равноускоренного движения.
2. Законы движения и силы
Взаимодействия и силы. Силы в механике. Сила упругости. Измерение и сложение сил. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Масса. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Третий закон Ньютона. Свойства сил, с которыми тела взаимодействуют друг с другом. Вес и невесомость. Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая и вторая космические скорости. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя.
Лабораторные работы
3. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
4. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.
5. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение
жесткости пружины.
6. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения
скольжения.
3. Законы сохранения в механике
Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии.
Лабораторная работа
7. Измерение мощности человека.
4. Механические колебания и волны (9 ч)
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Математический и пружинный маятники. Превращения энергии при колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны, скорость и частота волны. Источники звука. Распространение звука. Скорость звука. Громкость, высота и тембр звука.
Лабораторные работы
8. Изучение колебаний нитяного маятника и измерение уско
рения свободного падения.
9. Изучение колебаний пружинного маятника.
АТОМЫ И ЗВЁЗДЫ (13 ч)
5. Атом и атомное ядро (9 ч)
Излучение и поглощение света атомами. Спектры излучения) и спектры поглощения. Фотоны. Строение атома. Опыт Резерфорда: открытие атомного ядра.| Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излучения. Радиоактивные превращения. Энергия связи ядра. Реакции деления и синтеза. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная электростанция. Управляемый термоядерный синтез. Влияние радиации на живые организмы.
Лабораторная работа
10. Наблюдение линейчатых спектров излучения.
6. Строение и эволюция Вселенной
Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд. Галактики. Происхождение Вселенной.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики в 9 классе учащиеся должны:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон,
вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле,
волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии;
величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы,;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах
Международной системы (СИ);
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представлять в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
уметь:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны,
- пользоваться физическими приборами и измерительными
инструментами для измерения физических
Календарно-тематический план
Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. 9 класс, 2 часа в неделю.
№ уроков
Наименования разделов и тем
Дата
план
факт
Механическое движение (11часов)
1
Механическое движение. Система отсчета.
3.09
2
Скорость и путь
7.09
3
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
«Изучение прямолинейного равномерного движения».
10.09
4
Прямолинейное равноускоренное движение.
14.09
5
Путь при равноускоренном движении
17.09
6
Решение задач.
21.09
7
Равномерное движение по окружности
24.09
8
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
«Изучение прямолинейного равноускоренного движения».
28.09
9
Решение задач.
1.10
10
Обобщающий урок по теме «Механическое движение».
5.10
Решение задач
8.10
11
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по теме «Механическое движение».
12.10
Законы движения и силы - 17 часов
12
Закон инерции - первый закон Ньютона
15.10
13
Взаимодействия и силы
19.10
14
Второй закон Ньютона
22.10
15
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
«Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».
26.10
16
Третий закон Ньютона
5.11
17
Решение задач.
9.11
18
Решение задач
12.11
19
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом».
16.11
20
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины».
19.11
21
Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона».
23.11
22
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 по теме «Законы Ньютона».
26.11
23
Закон всемирного тяготения
30.11
24
Силы трения
3.12
25
Решение задач.
7.12
26
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
«Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения
скольжения».
10.12
27
Обобщающий урок по теме «Силы в механике».
14.12
28
Итоговый урок по теме «Силы в механике».
17.12
Законы сохранения в механике - 8 часов
29
Импульс. Закон сохранения импульса
21.12
30
Реактивное движение. Неупругое столкновение движущихся тел.
24.12
31
Решение задач.
11.01
32
Механическая работа. Мощность
14.01
33
Энергия
18.01
34
Закон сохранения механической энергии
21.01
35
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7 «Измерение мощности человека».
25.01
36
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 по теме «Законы сохранения в механике».
28.01
Механические колебания и волны ( 8 часов)
37
Механические колебания
38
Превращения энергии при колебаниях. Периоды колебаний различных маятников
39
Решение задач.
40
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 «Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения».
41
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 «Изучение колебаний пружинного маятника».
42
Механические волны. Звук.
43
Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны».
44
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4
по теме «Механические колебания и волны».
Атом и звезды (9 часов)
45
Строение атома
46
Излучение и поглощение света атомами
47
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10
«Наблюдение линейчатых спектров излучения».
48
Атомное ядро
49
Радиоактивность
50
Ядерные реакции
51
Ядерная энергетика
52
Обобщающий урок по теме «Атом и атомное
ядро».
53
Проверочная работа по теме «Атом и атомное ядро».
54
Солнечная система
55
Звёзды
56
Галактики. Эволюция Вселенной
57
Обобщающий урок по теме «Атомы и звёзды».
58
Подведение итогов учебного года.
59-68
Подготовка к итоговому оцениванию знаний (Применение полученных знаний для решения физических задач, тестовых заданий, заданий части В и С различных сборников ГИА.)
Учебно-методическое обеспечение
1. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Учебник и задачник. 9 класс. Мнемозина
2. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Самостоятельные работы. 9 класс. Мнемозина
3. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тематические контрольные работы. 9 класс. Мнемозина
4. Авторская программа Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.(Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы / авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. - М.:Мнемозина, 2010.
Согласовано :
На заседании ШМО №___ от
«_____» сентября 2015г.
Руководитель ШМО
_________________
Согласовано:
На заседании СРМО № _____от
«_______» сентября 2015г.
Зам.директора по УВР
_________Зарытовская Н.А.