Рабочая программа по физике. (11 класс)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2 г. Воронежа


«ОБСУЖДЕНО»

на заседании кафедры естественно математических наук

Протокол от __ ___ 201__г. №__

Зав. кафедрой _______

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ гимназия № 2

________________

(Приказ от____ 201….г. №__ )









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету физика

Класс 11 а,б,в










разработана:

Гиляровской Л.В.,

учителем физики, ВКК














Пояснительная записка


Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 5.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов ООО, СПОО»), Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике, Программы по физике 11 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. (М.: Просвещение, 2011 г.).

Используемый учебник : Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений . - М.: Мнемозина, 2011. - 352 с.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предлагаемый курс физики рассчитан на 138 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования 10ч в 10 классе и 68 часов в 11 классе.

Учебным планом МБОУ гимназия № 2 отводится 2 часа/нед. на изучение данного предмета, что соответствует ФБУП.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета и формируемых компетенций

Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций:

общеобразовательных:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

  • умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:


  • понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

  • применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Содержание учебного предмета

Электродинамика.

Природа электричества, электризация тел, электрический заряд, закон сохранения заряда. Точечный заряд. Закон Кулона. Единица заряда. Элементарный заряд. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряжённость поля. Принцип суперпозиции. Напряжённость поля точечного заряда. Линии напряжённости. Проводники. Электрическое поле внутри проводника. Электростатическая защита. Диэлектрик. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Работа при перемещении заряда в электростатическом поле. Потенциальность электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Единица разности потенциалов. Единица напряжённости. Эквипотенциальные поверхности. Понятие электроёмкости. Единица электроёмкости. Конденсаторы. Электроёмкость конденсатора. Энергия электрического поля. Соединение конденсаторов. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Законы распространения света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы. Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Поляризация света. Оптические приборы.

Лабораторные работы:

1.Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 2.Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током. 3.Изучение явлений электромагнитной индукции. 4.Изучение устройства и работы трансформатора. 5.Определение показателя преломления стекла. 6. Наблюдение интерференции и дифракции света

Квантовая физика и элементы астрофизики.

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-вол- новой дуализм. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазе­ры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Демонстрации: Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счетчик ионизирующих частиц.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Лабораторные работы:

7.Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. 8.Изучение треков заряженных частиц по фотографиям. 9. Моделирование радиоактивного распада.

Тематическое планирование.

№ п\п

ТЕМА

Кол-во часов

Тема 1.Электродинамика

44

1. Электрические взаимодействия

9

2.Постоянный электрический ток

10

3. Магнитные взаимодействия

4

4. Электромагнитное поле

12

5. Оптика

9

Тема 2. Квантовая физика и элементы астрофизики

26

6. Кванты и атомы

9

7. Атомное ядро и элементарные частицы

12

8. Строение и эволюция Вселенной

5

Итого:

68


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

1. Ноутбук.

2. Мультимедиапроектор.

3. Мультимедиаприставка.

4. Принтер лазерный.

5. Документ - камера.

6. Демонстрационное и лабораторное оборудование.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2009. - 352 с.

Физика. 11 класс: Сборник задач / Л. А. Кирик, Ю. И. Дик. - М.: Мнемозина, 2011.

Генденштейн Л. 3., Кирик Л.А., Гельфгат И.М, Физика. 11 класс. Тетрадь для лабораторных работ. М.: Мнемозина, 2011.

Универсальные поурочные разработки по физике: 11 класс/ Волков В.А.. - М.: «ВАКО», 2007. - 400с.

Кирик, Л. А. Физика. 11 класс : методические материалы к учебнику / Л. А. Кирик, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. - М.: Илекса, 2004.

Кирик, Л. А. Физика. 11 класс: сб. заданий и самостоятельных работ / Л. А. Кирик, Ю. И. Дик. - М.: Мнемозина, 2009.

Марон, А. Е. Физика: дидактические материалы. 11 класс [Текст] / А. Е. Марон, Е. А. Ма­рон. - М. : Дрофа, 2006.

Электронные ресурсы:

uroki.ru

edios.ru

fizika.ru - электронные учебники по физике.

class-fizika.narod.ru - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.

fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.

openclass.ru -цифровые образовательные ресурсы.

proshkolu.ru библиотека - всё по предмету «Физика»



© 2010-2022